Автор: Багмет Елена Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Русский язык.3 класс."Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учитель Багмет Елена Семёновна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели для учителя: знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных ,содействовать
развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и
наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.
Цели
для
ученика:
познакомиться с понятием
одушевленности и неодушевленности как грамматического
признака имени существительного; научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные и их
классифицировать по группам, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к природе, обогащать
словарный запас.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и определять
тематические группы неодушевленных имен существительных.
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Планируемые предметные результаты:
Понимать суть одушевленных и неодушевленных имен существительных , знать их отличие, уметь правильно задавать
вопросы к ним.
Технологии,
используемые
на
уроке
– проблемно-диалогическая,
технология
оценивания
образовательных
достижений (учебных успехов), ИКТ , элементы здоровьесберегающих технологий
Ресурсы для урока:
1. Карточки с заданиями.
3. Презентация к уроку.
4. Компьютер, проектор,интерактивная доска
5.Учебник «Русский язык»,ч.1 Л.Ф. Климанова «Просвещение»,2014.
6.Методическое пособие для учителя «Русский язык» «ВАКО»,2015.
Этап урока
Содержание учебного
материала
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Развитие УУД
1.Самоопределение
к деятельности.
Цель:
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
возникновения
у
ученика
в н у т р е н н е й
потребности
в к л ю ч е н и я
в
учебный
процесс
Приветствие учащихся.
Слайд№1
Сегодня,
тринадцатого,
в
пятницу,
Ур о к
н а ш
н а ч и н а е т с я .
З и м о ю ,
в
д е к а б р е ,
Когда
холод
на
д в о р е ,
Мы
заходим
в
ка б и н е т
И
в ключаем
И н т е р н е т.
Слайд№2
Будем тему изучать,
Орфограммы объяснять.
Мы сегодня будем
наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел
каждому впрок,
Активно в работу включайся,
дружок!
Я очень хочу, чтобы урок
получился интересным,
Создаёт условия для
возникновения у учеников
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность
Приветствуют
учителя. Организуют
своё рабочее место,
проверяют наличие
необходимых учебных
принадлежностей
УДД:
личностные (действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками)
познавательным, чтобы мы
вместе повторили и
закрепили то, что уже знаем
и постарались открыть
новые секреты имени
существительного.
2.Чистописание
Слайд№3
Пришла телеграмма. От
кого, отгадайте!
Дел у меня немного –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)
Записать слова по данной
Записи в транскрипции
(зимов,йэ)(з,имн,айа)
(з,имуйэт)
Зз За Зи Зо зы зе зя
Зимовье,зимняя,зимует
Характеризуют
согласные.
Называют части речи.
УДД
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, в рамках учебного диалога
3..Словарная
работа
.
Цель: Организовать
актуализацию
изученных
словарных слов для
проблемного
изложения нового
материала
Ребята, к нам в гости
пришли Зима и Снеговик,
Они приготовили вам
интересные задания..
- Посмотрите внимательно
(О чем хочет попросить
Снеговик?
- Правильно , надо
вспомнить правописание
словарных слов. Выполните
задание.
Слайд№4
Слайд№5
Обменяйтесь тетрадям и
проверьте работу
одноклассника.
На какие вопросы отвечают
эти слова?
Мотивирует учащихся к
изучению темы.
Стимулирует желание помочь
ребятам.
Высказывают
предположения о
просьбе Снеговика,
читают словарные
слова и вставляют
пропущенные буквы,
сверяют по образцу
Мороз ,пороша, сорока,
медведь, иней, заяц,
барсук
Пороша — выпавший
ночью и переставший
идти к утру снег, на
котором
отпечатываются свежие
следы.
Оценивают свою
УДД:
регулятивные (целеполагание; планирование);
познавательные (общеучебные (поиск и
выделение необходимой информации);
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание помочь ребятам подготовиться
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, в рамках учебного диалога
работу
4.Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности
Ц
е
л
и
: 1)
Зафиксировать
причину
затруднения.
2)
Организовать
подводящий или
побуждающий
д и а л о г
п о
проблемному
объяснению
нового знания.
.
Прочитайте слова:
Мороз ,пороша, сорока,
медведь, иней, заяц, барсук
- Что объединяет эти слова?
-Распределите их в две
группы.
- Как вы предполагаете на
какие?
Подсказка: вспомните на
какие вопросы отвечают
имена существительные.
-
Сформулируйте основной
вопрос урока.
– Как они называются?
Слайд№6
П р оч и т а й т е
н а з в а н и е
параграфа на с. 140.
–
Что
вы
п р ед с т а в и л и ,
п р о ч и т а в
с л о в а
одушевлённые
и
неодушевлённые?
Уточняет тематические
рамки. Организует
формулировку темы и
постановку цели урока.
Фиксирует тему
на доске,
слайде.
Делают вывод что эти
с л о в а
и м е н а
существительные
,
предполагают на какие
г р у п п ы
и х
м о ж н о
разделить.
Пробуют
сформулировать
основной вопрос урока
(Чем отличаются слова,
отвечающие на вопрос
кто? и что?)
Вопрос (кто)? задаём
когда
речь
идёт
о
людях или животных.
Знакомятся
с
темой
урока,
обсуж д аю т
ц е л и
у р о к а
и
пытаются
самостоятельно
их
сформулировать
Делают вывод:
Имена
существительные
УДД:
личностные (действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование);
познавательные (постановка и формулирование
проблемы;
Познавательные умения:
- раскрывать значение выражения «одушевленные
предметы», «неодушевленные предметы»;
- определять имена существительные одушевленных
и неодушевленных предметов и обосновывать
свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку учебного задания
и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины,
в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
-
- классифицировать существительные на группы
– Как вы думаете, что это за
имена
существительные?
Приведите
примеры таких слов.
П р о в е р и м
н а ш и
предположения.
–
Что
мы
сейчас
делали?
(Формулировали тему урока,
с о с т а в л я л и
п л а н ,
п л а н и р о в а л и
с в о ю
деятельность.)
которые отвечают на
вопрос кто? называют
(одушевлённые
предметы) Имена
существительные,
которые отвечают на
вопрос что? называют
(неодушевлённые
предметы).
одушевленных и неодушевленных предметов;
- писать имена существительные одушевленные и
неодушевленные
4.Открытие
нового знания
Цель:
1)Организовать
у т о ч н е н и е
и
согласование
темы урока.
2)Организовать
усвоение
детьми
нового
способа
действий
п р и
р е ш е н и и
Какая тема нашего урока?:
Слайд№7
Цель нашего урока…
( научиться различать
одушевлённые и
неодушевлённые имена
существительные.)
- Откройте учебники на с.
141, упр.246
Слайд№8
Слайд№9
Уточняет тематические
рамки. Организует
формулировку темы и
постановку цели урока.
Побуждает к высказыванию
своего мнения.
Организует самостоятельную
работу детей, оказывает
индивидуальную помощь
Знакомятся
с
темой
урока,
обсуж д аю т
ц е л и
у р о к а
и
пытаются
самостоятельно
их
сформулировать
Ученики
самостоятельно
выполняют все «шаги»
в задании. Затем
следует коллективная
проверка
УДД:
логические (анализ; построение логической
цепи рассуждений));
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками);
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевленные и
неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен
существительных одушевленных и неодушевленных;
Регулятивные умения
данного класса
з а д а ч
с
и х
проговариванием во
внешней речи:
3 )
С о о т н е с е н и е
нового
знания
с
правилом
в учебнике.
.
- П о п р о бу й т е
у т о ч н и т ь
вопрос,
поставленный
в
начале
урока.–
уточнение
может быть разным.)
Слайд№10
Динамическая пауза .
Работа с определением.
– П р о в е р ь т е
с в о и
предположения,
прочитав
определение
в
сборнике
правил (с. 14)
У ч е н и к и
ч и т а ю т
определение про себя, затем
в с л у х ,
п р и в о д я т
с в о и
примеры.
– Как вы думаете, может ли
одушевлённое
суще ств итель но е
с т а т ь
н е о д у ш е в л ё н н ы м
и л и
наоборот?
Динамическая пауза
Выполняют движения по
заданию учителя
Знакомит детей, что
О д у ш е в л ё н н о с т ь
и л и
неодушевлённость
–
это
постоянный признак каждого
имени существительного.
Одновременно у доски
работают два ученика.
Один
записывает
в
столбик одушевлённые
имена.
существительные,
другой-
неодушевленные
читают определение в
сборнике правил (с. 14)
проверяют свои
предположения,
делают вывод о своих
предположениях.
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание,
используя термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- рассказывать о признаках имени существительного
- писать имена существительные одушевленные и
неодушевленные по группам;
- проводить исследование имен существительных .
- Я называю имена
существительные. Если оно
одушевленное, то хлопаете в
ладоши, если
неодушевленное – прыгаете.
Слон, тетрадь, кошка,
картина, солнце, девочка,
дождь, дельфин, стол,
учитель, снег, мороз,
собака.
- Молодцы! Внимательные
дети!
Выполняют движения
по заданию
5. Развитие
умений –
применение
знания.
Цель: Организовать
усвоение
детьми
нового способа
д е й с т в и й
п р и
решении
данного
класса задач
с
и х
проговариванием во
внешней речи:
1.Индивидуальная работа по
карточкам.
Слайд№11
2 . р а б о т а
п о
п а р а м
(карточки)
Слайд№12
Слайд№13
3.работа по группам
(карточки).
Слайд№14
Слайд№15
Слайд№16
Слайд№17
Письмо по памяти
Зимним утром от мороза
на заре звенят березы.
(Олицетворение)
- Упр. 250 –найти
олицетворения
Нацеливает учащихся на
выполнение следующего
задания
Нацеливает учащихся на
выполнение следующего
задания, осуществляет
индивидуальный, выборочный
контроль
1.Синица, лед, снегирь,
шарф, шубка,
Снегурочка, зима.
2.
Списывают
предложения
Наступила зима.
Белое пушистое одеяло
укрыло землю Медведь
спит в берлоге.
3.Составляют
предложения
К, прилетели,
кормушке, синицы,
суетливые
на, орехи,
приготовила, белка,
зиму
Определяют и
называют
тематические группы
одушевленных и
неодушевленных имен
существительных.
УДД:
Познавательные Развивать умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности
объектов.
Обобщать и классифицировать по признакам
Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные умения
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- проводить исследование имен существительных
пурга артист метель ёлка
волшебник гирлянда клоун
друг
Выделяют
орфограммы при
комментированном
написании.
Работают с
интерактивной
доской , выполняя
задание
7. Рефлексия
учебной
деятельности
(итог )
Цель:
Организовать
фиксацию
нового
содержания,
и зу ч е н н о го
н а
уроке
Слайд№18
– Назовите ключевые слова
урока.
–
К а к и е
т е м а т и ч е с к и е
группы слов можно выделить
среди неодушевлённых имён
существительных?
–
Что
у
вас
получалось
сегодня лучше всего?
–
В
ч ё м
и с п ы т а л и
затруднения?
–
Кто
сегодня
получил
отметку в дневник?
– За что?
Слайд№19
Д о м а ш н е е
з а д а н и е :
Слайд№20
Упр. 245
2. Выучить правило .
Н а р и с о в а т ь
р и с у н о к
о д у ш е в л е н н о г о
и
Организует
работу
по
обсужд ению
м а т е р и а л а ,
оценивает работу детей
Конкретизирует домашнее
задание
Отвечают на
итоговые вопросы
урока
Анализируют свою
работу на уроке
Отвечают на
итоговые вопросы
урока. Формулируют
конечный результат
своей работы на уроке.
Оценивают свою
работу на уроке
Снежинки смайлики
Записывают
домашннее задание
УДД:
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат
деятельности.
неодушевленного
суще ствительного
(
п о
желании)
Слайд№21
Спасибо за урок!