Напоминание

Стоп! Или развиваем орфографическую зоркрсть."


Автор: Метелева Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№667
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Стоп! Или развиваем орфографическую зоркрсть."
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

Стоп!

Или

как

развить

орфографическую

зоркость.

Проблема развития орфографической грамотности всегда волновала

учителей, методистов, родителей. Актуальной остается она и сейчас, так как

грамотность письма учащихся остается низкой. Поэтому достижение

высокого качества орфографических навыков по-прежнему является одной

из наиболее сложных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой

задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает

составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает

точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

А от чего зависит орфографическая грамотность?

Многие думают, что от знания правил. Но опыт работы с учащимися

показывает, что знание правил и умение применять их на практике – это не

одно и то же. Почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений.

Поэтому часто путь «от умения, опирающегося на правило, - к навыку»

оказывается неэффективным. Известно, что есть немало учащихся, которые

хорошо знают правила, умеют их применять при выполнении

орфографических упражнений и все же допускают ошибки на те или иные

правила во время написания диктантов, изложений, сочинений.

На самом деле, орфографическая грамотность на 80-90% определяется

развитием орфографической зоркости и орфографической памяти. В данной

статье мне хотелось бы поделиться приёмом, развивающим именно

орфографическую зоркость.

Для начала определимся с понятием. Что такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции русского правописания,

орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно)

оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а

какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а

какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В

умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и

состоит орфографическая зоркость.

«Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах,

предназначенных для записи, орфограммы, а также определять их типы», -

такое определение даёт Козина А. Н. в своей работе «Развитие

орфографической зоркости у младших школьников», Одной из главных

причин ошибок, допускаемых учащимися, автор считает отсутствие

орфографической зоркости или слабую ее сформированность. Поэтому

достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается

одной из наиболее сложных задач обучения не только на начальном этапе

обучения , но и в среднем звене.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и

навыков:

нахождение в слове орфограмм,

написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с

непроверяемыми написаниями,

обоснование орфограмм,

нахождение и исправление орфографических ошибок.

Теоретический материал школьного курса русского языка представлен в

большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и уметь

применить на практике. Объем этот определен официальной программой и

составленными на еѐ основе школьными учебниками русского языка. В

пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы,

находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то

или иное орфографическое правило.

Термин «орфограмма» известен учащимся ещё в начальной школе.

Перейдя в среднюю школу, они начинают курс русского языка с определения

слабых позиций гласных и согласных в слове (« Русский язык» под

редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской) и об орфограмме -

«ошибкоопасном месте» в слове (см. об этом в книге Г. Граник, С.

Бондаренко, Л. Концевой «Секреты орфографии», М. 1994). Также

немаловажно понятие «вариант орфограммы» - тот выбор , который

предлагается пишущему, если позиция слабая.

Профессор М. Р. Львов выделет шесть этапов, которые должен пройти

школьник для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму

в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой

грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3)

определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)

орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их

последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить

задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6)

написать слово в соответствии с решением задачи.

Самым сложным для учащихся, самым главным во всей этой цепочке

шагов оказывается первый этап - увидеть орфограмму в слове: не

пропустить, не пройти мимо, остановиться, сказать себе: «Стоп!» А если это

диктант или другая ответственная работа? Ученик автоматически записывает

слова, которые диктует учитель, забывая о том, что практически каждая

буква – это орфограмма. Как её увидеть? Именно здесь и нужна

орфографическая зоркость. «Зри в корень» - это не только очень мудрое

изречение, но и ключ к успеху. Зри - ключевое слово. Что может увидеть в

слове сильный ученик? Множество «ошибкоопасных мест» и с успехом

избежать «опасностей». Что может допустить в слове слабый ученик?

Множество ошибок. Позвольте несчастному самому исправить свои ошибки

и пообещайте ему «5». Он найдет все ошибки, кроме неизвестных ему

написаний. Эти мы ему простим. И вот оно – ощущение успеха! Спросите,

как он найдёт их и , возможно, исправит. Отвечу. Работа, которой мы

занимаемся изо дня в день, давая новый материал, закрепляя его, проверяя

домашние задания, делая работу над ошибками вместе с учащимися – всё это

не остаётся незамеченным даже самыми слабыми учениками. Они,

вернувшись к тому, что написали, проявят чудеса зоркости

орфографической.

Учащиеся привыкли работать с осложнёнными текстами, предложениями,

словосочетаниями, где все орфограммы пропущены, они, эти пропуски,

хороши для отработки орфографического правила, которое изучается .

Поэтому подобные упражнения насыщены словами с пропусками изучаемой

орфограммы. Орфографическую память они, возможно, развивают, но не

зоркость.

Приём, которым я хочу поделиться, очень прост, но работает, причём

внимание учащихся к слову, его написанию становится гораздо серьёзнее.

Использовать его можно как в классе, так и во время индивидуальной работы.

В классе можно работать в парах или на доске. Эта работа некоторыми

методистами называется « до первой ошибки». Учащийся под диктовку

записывает предложение или словосочетание, в котором есть орфограммы,

уже известные учащимся. Если во время написания ученик, работающий у

доски, ошибся, а класс оживился, радостно потирая руки, я даю возможность

предложение дописать. Далее я говорю, что в написанном допущены ошибки.

Учащийся сам находит и исправляет свои ошибки. Во время работы в парах

нет необходимости диктовать всё предложение. Обнаружив во время

написания ошибку в слове, учащийся, который диктует, даёт пишущему

дописать злополучное слово и говорит: « Стоп!» Это сигнал того, что в

слове допущена ошибка. Учащийся возвращается к этому слову, зная, что он

ошибся в написании. Концентрируя своё внимание на слове, он находит

неверное написание и исправляет. Ход переходит ко второму участнику пары.

Во время индивидуальной работы текст диктует учитель, наблюдая за тем,

что пишет учащийся. И в аналогичной ситуации говорит: «Стоп!»

Возвращаясь к написанному слову, учащийся ошибку исправляет. Здесь есть

резон проговорить условия выбора правильного написания. После

нескольких занятий, проведённых с использованием этого приёма, учащийся

во время написания чаще задумывается , останавливается и видит слово и

всё, что требует его пристального внимания, и выбирает верное написание.

Этот приём может быть использован при работе с учащимися 5-7 классов,

где изучаются орфографические правила. В работе с учащимися 8,9 классов.

он крайне необходим, ведь орфография даётся только как повторение, а

грамотность , орфографическая в том числе, проверяется на экзамене ОГЭ.



В раздел образования