Автор: Метелева Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№667
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Стоп! Или развиваем орфографическую зоркрсть."
Раздел: среднее образование
Статья
Стоп!
Или
как
развить
орфографическую
зоркость.
Проблема развития орфографической грамотности всегда волновала
учителей, методистов, родителей. Актуальной остается она и сейчас, так как
грамотность письма учащихся остается низкой. Поэтому достижение
высокого качества орфографических навыков по-прежнему является одной
из наиболее сложных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой
задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает
составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает
точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
А от чего зависит орфографическая грамотность?
Многие думают, что от знания правил. Но опыт работы с учащимися
показывает, что знание правил и умение применять их на практике – это не
одно и то же. Почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений.
Поэтому часто путь «от умения, опирающегося на правило, - к навыку»
оказывается неэффективным. Известно, что есть немало учащихся, которые
хорошо знают правила, умеют их применять при выполнении
орфографических упражнений и все же допускают ошибки на те или иные
правила во время написания диктантов, изложений, сочинений.
На самом деле, орфографическая грамотность на 80-90% определяется
развитием орфографической зоркости и орфографической памяти. В данной
статье мне хотелось бы поделиться приёмом, развивающим именно
орфографическую зоркость.
Для начала определимся с понятием. Что такое орфографическая зоркость?
С точки зрения фонематической концепции русского правописания,
орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно)
оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а
какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а
какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В
умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и
состоит орфографическая зоркость.
«Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах,
предназначенных для записи, орфограммы, а также определять их типы», -
такое определение даёт Козина А. Н. в своей работе «Развитие
орфографической зоркости у младших школьников», Одной из главных
причин ошибок, допускаемых учащимися, автор считает отсутствие
орфографической зоркости или слабую ее сформированность. Поэтому
достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается
одной из наиболее сложных задач обучения не только на начальном этапе
обучения , но и в среднем звене.
В школе формируются следующие виды орфографических умений и
навыков:
нахождение в слове орфограмм,
написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с
непроверяемыми написаниями,
обоснование орфограмм,
нахождение и исправление орфографических ошибок.
Теоретический материал школьного курса русского языка представлен в
большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и уметь
применить на практике. Объем этот определен официальной программой и
составленными на еѐ основе школьными учебниками русского языка. В
пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы,
находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то
или иное орфографическое правило.
Термин «орфограмма» известен учащимся ещё в начальной школе.
Перейдя в среднюю школу, они начинают курс русского языка с определения
слабых позиций гласных и согласных в слове (« Русский язык» под
редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской) и об орфограмме -
«ошибкоопасном месте» в слове (см. об этом в книге Г. Граник, С.
Бондаренко, Л. Концевой «Секреты орфографии», М. 1994). Также
немаловажно понятие «вариант орфограммы» - тот выбор , который
предлагается пишущему, если позиция слабая.
Профессор М. Р. Львов выделет шесть этапов, которые должен пройти
школьник для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму
в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой
грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3)
определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)
орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их
последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить
задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6)
написать слово в соответствии с решением задачи.
Самым сложным для учащихся, самым главным во всей этой цепочке
шагов оказывается первый этап - увидеть орфограмму в слове: не
пропустить, не пройти мимо, остановиться, сказать себе: «Стоп!» А если это
диктант или другая ответственная работа? Ученик автоматически записывает
слова, которые диктует учитель, забывая о том, что практически каждая
буква – это орфограмма. Как её увидеть? Именно здесь и нужна
орфографическая зоркость. «Зри в корень» - это не только очень мудрое
изречение, но и ключ к успеху. Зри - ключевое слово. Что может увидеть в
слове сильный ученик? Множество «ошибкоопасных мест» и с успехом
избежать «опасностей». Что может допустить в слове слабый ученик?
Множество ошибок. Позвольте несчастному самому исправить свои ошибки
и пообещайте ему «5». Он найдет все ошибки, кроме неизвестных ему
написаний. Эти мы ему простим. И вот оно – ощущение успеха! Спросите,
как он найдёт их и , возможно, исправит. Отвечу. Работа, которой мы
занимаемся изо дня в день, давая новый материал, закрепляя его, проверяя
домашние задания, делая работу над ошибками вместе с учащимися – всё это
не остаётся незамеченным даже самыми слабыми учениками. Они,
вернувшись к тому, что написали, проявят чудеса зоркости
орфографической.
Учащиеся привыкли работать с осложнёнными текстами, предложениями,
словосочетаниями, где все орфограммы пропущены, они, эти пропуски,
хороши для отработки орфографического правила, которое изучается .
Поэтому подобные упражнения насыщены словами с пропусками изучаемой
орфограммы. Орфографическую память они, возможно, развивают, но не
зоркость.
Приём, которым я хочу поделиться, очень прост, но работает, причём
внимание учащихся к слову, его написанию становится гораздо серьёзнее.
Использовать его можно как в классе, так и во время индивидуальной работы.
В классе можно работать в парах или на доске. Эта работа некоторыми
методистами называется « до первой ошибки». Учащийся под диктовку
записывает предложение или словосочетание, в котором есть орфограммы,
уже известные учащимся. Если во время написания ученик, работающий у
доски, ошибся, а класс оживился, радостно потирая руки, я даю возможность
предложение дописать. Далее я говорю, что в написанном допущены ошибки.
Учащийся сам находит и исправляет свои ошибки. Во время работы в парах
нет необходимости диктовать всё предложение. Обнаружив во время
написания ошибку в слове, учащийся, который диктует, даёт пишущему
дописать злополучное слово и говорит: « Стоп!» Это сигнал того, что в
слове допущена ошибка. Учащийся возвращается к этому слову, зная, что он
ошибся в написании. Концентрируя своё внимание на слове, он находит
неверное написание и исправляет. Ход переходит ко второму участнику пары.
Во время индивидуальной работы текст диктует учитель, наблюдая за тем,
что пишет учащийся. И в аналогичной ситуации говорит: «Стоп!»
Возвращаясь к написанному слову, учащийся ошибку исправляет. Здесь есть
резон проговорить условия выбора правильного написания. После
нескольких занятий, проведённых с использованием этого приёма, учащийся
во время написания чаще задумывается , останавливается и видит слово и
всё, что требует его пристального внимания, и выбирает верное написание.
Этот приём может быть использован при работе с учащимися 5-7 классов,
где изучаются орфографические правила. В работе с учащимися 8,9 классов.
он крайне необходим, ведь орфография даётся только как повторение, а
грамотность , орфографическая в том числе, проверяется на экзамене ОГЭ.