Автор: Романова Елена Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: Северобайкальск
Наименование материала: статья
Тема: Как научить детей быстро читать.
Раздел: начальное образование
Моя изюминка по увеличению скорости чтения у ребят в начальной школе.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики,
которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная
работоспособность.
Как я работаю над техникой чтения?
Во-первых, в тексте тщательно отбираю слова, которые требуют пояснения. Если
незнакомых слов много, то обязательно включаю их в беседу, подводящую к новому
материалу, чтобы при чтении текста сохранились целостность, эмоциональность и
художественность. Если дети не знают значения слов, то и текст им не понятен. Такую
словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению,
приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился
быт людей. С каким трудом берут на вооружение для нас, кажется, очень простые слова, к
примеру, «пахать», «боронить», ведь кроме дороги от дома к школе и обратно, да разных
поездок куда-то, многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы
потом употреблять их в своей речи! Если чтение заменять другими уроками и задавать на
дом читать самостоятельно, то ни техники хорошей при чтении, ни скорректированной
устной и письменной речи не будет. Поэтому красной нитью в обучении должна проходить
коррекция устной, а потом и письменной речи. И это должно идти с 1 по 11 классы.
Как отрабатывается техника чтения в первом классе?
Мы с учениками читаем всегда хором, как бы пропевая, т. е. сливая слоги. Читаем по
нескольку раз страничку азбуки. Сначала читаем очень медленно, где-то 3-4 раза. Потом
чуть-чуть побыстрее, но всё равно медленно, а после ещё быстрее.
Если каждый день на уроке заниматься по 25 минут только чтением, то задача
достижения хорошего уровня чтения успешно решается.
После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения,
несколько видоизменяется работа над техникой чтения. К столу учителя я детей не
вызываю. Когда они читают вслух, я всё время хожу около парт и смотрю, все ли следят
пальчиком при чтении, наклоняюсь и прислушиваюсь к чтению нужного мне ученика.
Работаю не только над правильностью и темпом чтения, но и стараюсь отрабатывать
эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был
слышен вопрос, приказ, испуг, радость. И сижу с детьми над одним предложением порой 1
мин., 3 мин., пока не добьюсь нужной интонации. Никогда ничем не заменяю внеклассное
чтение. Много читаю детям сама.
Диктанты я тоже читаю выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали:
упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читаем все вместе, и печатный
текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в
письменных работах.
Итог о работе над техникой чтения:
1) в детях надо пробуждать любовь к чтению;
2) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им
интересно читать;
3) первый раз читать тексты должен только учитель: он передаёт текст грамотно,
эмоционально;
4) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 мин, включая
фонетические зарядки в 1 классе;
5) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности
каждого ученика;
6) в 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем
классом;
7) домашних заданий в 1 и 2 классах, кроме чтения, не должно быть;
8) домашние задания по чтению должны быть с творческим уклоном: нарисовать
картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку,
пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;
9) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных
(Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Акимушкина), причём предупредить их, чтобы
читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о
животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки
предметов, составлять задачи по математике ;
10) нельзя заменять чтение уроками математики, русского языка, что часто случается
перед контрольными работами по этим предметам;
11) на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;
12) начиная со второго полугодия 1 класса, урок я начинаю со свободного чтения, дети
берут книги из классной библиотеки и читают;
13) каждый месяц я провожу своеобразный предпрактикум с родителями. За парту
садятся мама и её ребёнок. Я объясняю, как дети должны читать по азбуке;
14) во 2 и 3 классах я прошу, чтобы родители читали детям книги или статьи из
журналов, газет, энциклопедий, где-то по 20-30 мин каждый день;
15) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на
уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над
которыми требует больших затрат времени;
16) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях,
рассказывают о том, как бы они поступили сами;
17) чаще надо проводить выборочное чтение;
18) даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом,
колоннами, рядами, парами, по одному;
19) в 3 классе опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано
хором всем классом;
20) каждую пятницу я провожу конкурсы чтецов или литературные викторины, что
очень любят дети;
21) начиная с 1 класса, провожу выставки книг и плакатов разных авторов на общую
тему;
22) даже в 3 классе на уроке чтения лежат книги, прочитанные в 1 и 2 классах
Проходим, например, тему «Осень» - читаем произведения по книгам 1 и 2 классов, а
потом читаем по учебнику 3 класс;
23) делаем плакаты или альбомы по темам: «Осень», «Зима», « Весна», «Лето», куда
помещаем стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки,
аппликации по произведениям;
24) провожу костюмированные музыкальные уроки по темам;
25) на родительских собраниях присутствуют и дети, и мы показываем родителям
тетради, альбомы, газеты, читаем стихи.
Механизм чтения вслух сложный. В этом процессе принимают участие мышление, речь,
восприятие фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат
смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют
многие факторы:уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер
текста, образ слова, развитость антиципации. Если уделять внимание всем этим факторам,
то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако не следует
забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость рече-двигательного
аппарата и его возможности. Поэтому урок чтения начинает с подготовки речевого
аппарата ребёнка. Во время разминки включает упражнения на правильное произношение
звуков, на отработку дикции, развитие голосового аппарата, темпа речи. При этом
уделяется большое внимание работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
1. Чтение шёпотом и медленно.
2. Чтение тихо и умеренно.
3. Чтение громко и уверенно.
Использую игры на звукоподражание, игру «Курочка с цыплятами», игру «Дупло».
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует
нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое
чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это
чтение только глазами.
Работая над текстом на уроках чтения, использует следующие упражнения: чтение
«эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счётом слов.
Наряду с основными упражнениями использует и другие: упражнение «финиш», чтение
с речевыми помехами, чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами.
Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования
техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева.
На каждом уроке использует следующие приёмы: чтение за диктором, чтение в парах,
чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, ежедневные минутки чтения, самозамер
скорости чтения.
Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность,
осознанность, скорость, выразительность чтения, но и развивают восприятие, внимание,
память, мышление, учат ребёнка самостоятельно формулировать задания.
Очевидно, что овладение чтением - процесс для ребёнка длительный и нелёгкий,
отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научится читать быстро и
осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему
мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает
успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный.
Решая проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе, каждый
учитель стремится к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а
общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.