Взаимосвязь логопеда с воспитателем в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Скворцова Елена Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ школа №1593 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: Взаимосвязь логопеда с воспитателем в дошкольном образовательном учреждении Раздел: дошкольное образование
образовательном учреждении
Важной чертой воспитательного процесса с детьми, которые имеют
речевые нарушения, является то, что кроме основных задач (обучающих,
развивающих, воспитательных) стоят и коррекционные задачи. Воспитатель
активно
принимает
участие
в
устранении
речевых
нарушений
у
детей
дошкольного
возраста.
Поэтому
выбор
методов
и
средств
связи
с
воспитанниками этой категории имеет особое значение в их обучении и
воспитании.
Формирование правильной речи имеет огромное значение для развития
полноценной личности ребенка. Правильное освоение ребенком всех частей
речи без ускорения этого процесса станет в будущем залогом его успешного
обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей
напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее
планировать [3].
С
учетом этого особое внимание уделяется созданию системы взаимодействия
специалистов
ДОУ.
Процесс
взаимодействия
в
условиях
современного
дошкольного
образовательного
учреждения
должен
быть
отлажен
как
по
форме, то есть наличие партнерского отношения, понимания интересов и
профессиональных задач сторон, так и по содержанию - создание совместных
программ для оптимизации развития детей.
Взаимодействие
логопеда
и
воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует
комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом
причин
как
биологического,
так
и
социального
характера.
Комплексный
подход
к
преодолению
нарушения
речи
предполагает
сочетание
коррекционно-педагогической
и
лечебно-оздоровительной
работы,
а
для
этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
Так,
совме стно
с
л о го п ед ом
воспитатель
планирует
занятия
по
развитию
речи,
ознакомлению
с
окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.
Преемственность
в
работе
логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но
и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на
других занятиях [1].
Основные
виды
о р га н и за ц и и
совместной
деятельности
логопеда
и
воспитателя:
совместное
изучение
содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном
учреждении
и
составление
совместного
плана
работы.
Воспитателю
необходимо знать содержание тех разделов, которые проводит логопед, так
как
правильное
планирование
занятий
воспитателя
обеспечивает
необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
Важный аспект работы воспитателя
развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей.
При
этом
нужно
учитывать
своеобразное
отставание
в
формировании
познавательных
процессов
в
целом,
которое
складывается
у
детей
под
влиянием
речевого
недоразвития,
сужения
контактов
с
окружающими,
неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Большой
проблемой
в
ре а лизации
основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является
осуществление
конкретного
взаимодействия
воспитателя
и
логопеда,
обеспечение
единства
их
требований
при
выполнении
основных
задач
программного
обучения.
Без
этой
взаимосвязи
невозможно
добиться
необходимой
коррекционной
направленно сти
о б р а з о ват е л ь н о -
воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного
маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной
адаптации детей [2].
Работа
воспитателя
по
развитию
речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит
детей
к
восприятию
материала
на
будущих
логопедических
занятиях,
обеспечивая
необходимую
познавательную
и
мотивационную
базу
для
формирования речевых знаний и умений. В
других
случаях
воспитатель
сосредотачивает
свое
внимание
на
закреплении
результатов,
достигнутых детьми на логопедических занятиях [5].
Итак, каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии,
нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку
преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими
трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии
детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии
формирования
вокруг
каждого
такого
ребенка
единого
коррекционно-
развивающего
пространства,
поддерживать
которое
призваны
не
только
логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но
и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и
влияющие на его развитие.
Учитель-логопед: Скворцова Е.А.
Литература
1. Дошкольная; педагогика /июль/ 2016. Взаимодействие детского сада и
семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2.
Научно-методический
журнал
Логопед,
№
2,
2014.
Смирнова
Л.Н.
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
3. Научно-методический журнал Логопед. № 3 2013. Иванова О.Ф. Пути
оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.
4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе
специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2017, № 9 (24).
5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и
организация работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012, – 126 с.