Напоминание

Взаимосвязь логопеда с воспитателем в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Скворцова Елена Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №1593
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь логопеда с воспитателем в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимосвязь логопеда с воспитателем в дошкольном

образовательном учреждении
Важной чертой воспитательного процесса с детьми, которые имеют речевые нарушения, является то, что кроме основных задач (обучающих, развивающих, воспитательных) стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно принимает участие в устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Поэтому выбор методов и средств связи с воспитанниками этой категории имеет особое значение в их обучении и воспитании. Формирование правильной речи имеет огромное значение для развития полноценной личности ребенка. Правильное освоение ребенком всех частей речи без ускорения этого процесса станет в будущем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать [3]. С учетом этого особое внимание уделяется созданию системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного дошкольного образовательного учреждения должен быть отлажен как по форме, то есть наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон, так и по содержанию - создание совместных программ для оптимизации развития детей. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя. Так, совме стно с л о го п ед ом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с
окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях [1]. Основные виды о р га н и за ц и и совместной деятельности логопеда и воспитателя: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание тех разделов, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей. Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Большой проблемой в ре а лизации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленно сти о б р а з о ват е л ь н о - воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей [2]. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях
воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях [5]. Итак, каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно- развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие. Учитель-логопед: Скворцова Е.А. Литература 1. Дошкольная; педагогика /июль/ 2016. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. 2. Научно-методический журнал Логопед, № 2, 2014. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. 3. Научно-методический журнал Логопед. № 3 2013. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. 4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2017, № 9 (24). 5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012, – 126 с.


В раздел образования