Автор: Капшуков Петр Борисович
Должность: преподаватель физичкской культуры
Учебное заведение: ГБПОУ КО училище(техникум) олимпийского резерва
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Формирование здорового образа жизни старшеклассников
Тема: Методика формирования ЗОЖ
Раздел: среднее профессиональное
Формирование здорового образа жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) -
это процесс соблюдения человеком
определённых
норм,
правил
и
ограничений
в
повседневной
жизни,
способствующих
сохранению
здоровья,
оптимальному
приспособлению
организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной
и профессиональной деятельности
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями,
возможностями
и
склонностями
человека.
Он
предполагает
активную
деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой
можно выделить следующие основные компоненты:
0*
осознанное,
целенаправленное
применение
разнообразных форм физкультурной активности;
1*
.целенаправленное
освоение
гигиенических
навыков
и
навыков охраны здоровья;
2*
использование
естественных
природных
факторов
в
укреплении
здоровья
(закаливание)
и
цивилизованное
отношение
к
природе;
3*
активная борьба с вредными привычками и их полное
искоренение;
4*
деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь
каждого человека и общества.
Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному
человеку
способ
организации
жизнедеятельности,
учитывающий
индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной,
профессиональной и бытовой деятельностью.
Таким
образом,
ЗОЖ
представляет
собой
режим
ограничений
в
сочетании
с
оптимальным
режимом
физических
нагрузок.
По
поводу
необходимости
определённых
ограничений
уместно
сослаться
на
слова
известного
американского
писателя
Марка
Твэна,
который
писал:
“Единственный способ сохранить своё здоровье - есть то, что не хочешь,
пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится”.
Но всё-таки ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для
сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и
достаточная по объёму и интенсивности двигательная активность. “Самое
главное
в
режиме
сохранения
здоровья
есть
занятия
физическими
упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна”, писал на рубеже 1-го
и
2-го
тысячелетий
Абу-Али-Ибн-Сина
(Авицена)
в
книге:
“Канон
врачебной науки”, в главе “Сохранение здоровья”.
Физическая активность человека -
главный и решающий фактор
сохранения
и
укрепления
здоровья,
ничем
не
заменимое
универсальное
средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма.
Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее
состоит в том, что физическая активности абсолютно необходима ребёнку,
взрослому,
пожилому
человеку.
Она
должна
быть
постоянным
фактором
жизни, главным регулятором всех функций организма.
Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих,
но
и
самый
главный
компонент
ЗОЖ.
Она
представлена
в
нём
в
виде
ежедневной
утренней
гимнастики,
регулярных
ф и зкул ьту р н о -
оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также
других
видов
двигательной
активности,
направленных
на
сохранение
и
приумножение здоровья.
Важным
слагаемым
ЗОЖ
является
рациональное
питание.
Оно
обеспечивает
правильный
рост
и
формирование
организма,
способствует
сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни.
ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного
режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т.п. Особое значение при этом
имеет
распорядок
дня.
При
правильном
его
составлении
и
строгом
выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А
это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы
и качественного восстановления сил.
Мощным
оздоровительным
средством
ЗОЖ
является
закаливание.
Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы
сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в
профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают
их число в 2-4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них.
Закаливание
к
тому
же
оказывает
общеукрепляющее
воздействие
на
организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует
обмен веществ.
Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привычек.
Алкоголь, наркотики, курение - злейшие враги человека, главная причина
многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни
людей
Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности
мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих
людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение
их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой
целенаправленной
деятельности
со
стороны
многих
государственных
учреждений
и
организаций.
Однако
оно
предполагает,
прежде
всего,
активную деятельность в этом направлении самого человека.
Следование
нормам
и
принципам
ЗОЖ
-
долг
каждого
разумного
человека
Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой
поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной
личности.
Многие люди живут по моде. Мода - это не только форма причёски.
Мода
-
это
и
особенности
поведения,
которого
придерживается
значительная часть общества. Следовательно, вполне уместно говорить и о
моде на образ жизни. Мода начинает распространяться тогда, когда процент
её последователей достигает некоторого критического уровня. Важнейшей
задачей настоящего времени является создание моды на здоровье, здоровый
образ жизни. При этом следует учитывать то, что легче усваиваются те
формы
поведения,
которые
в
той
или
иной
степени
связаны
с
биологическими потребностями организма. Одной из таких потребностей у
человека является потребность в двигательной активности, особенно ярко
проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладываться основы ЗОЖ
и мода на такой стиль жизни.
ЗОЖ,
основой
которого
является
режим
ограничений
и
режим
нагрузок,
должен
занять
ведущее
место
в
арсенале
современных
профилактических
средств.
Наступит
время,
когда
дозированная
двигательная активность будет приписываться каждым врачом так же как в
настоящее время назначается медикаментозное лечение.
Личная гигиена и её роль в формировании ЗОЖ.
“Гигиена”
(в
переводе
с
греческого
означает
:
“приносящий
здоровье”,
“содействующий здоровью”)
-
это одна из наук о здоровье
человека, средствах и методах его сохранения и укрепления.
“Личная гигиена” - это соблюдение основных принципов и правил
данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.
Наряду
с
термином
“гигиена”
часто
употребляют
и
термин
“санитария”, который в переводе с латинского означает
-
“здоровье”.
Однако,
следует
помнить,
что
в
содержании
этих
понятий
имеются
существенные различия. Гигиена даёт знания о здоровье, о том, как его
сохранить и укрепить, а санитария занимается практической реализацией
требований гигиены, контролем за соблюдением установленных ею правил.
Следование правилам личной гигиены предусматривает прежде всего:
рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды
и обуви.
Соблюдение рационального суточного режима представляет собой
наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и
другие её элементы.
Его соблюдение создаёт оптимальные условия для
активной
деятельности
и
эффективного
восстановления
организма,
способствует
повышению
умственной
и
физической
работоспособности.
Объясняется
это
тем,
что
при
соблюдении
режима
вырабатывается
определённый ритм функционирования организма, благодаря чему человек
оказывается
способен
выполнять
различные
виды
деятельности
с
наибольшей
эффективностью.
Оздоровительное
воздействие
правильного
режима
дня
обусловлено
тем,
что
организм
быстрее
адаптируется
(п р и с п о с а бл и ва е т с я )
к
от н о с и т е л ь н о
п о с тоя н н ы м
у с л о в и я м
жизнедеятельности. Это, в свою очередь, способствует повышению качества
работы
и
учёбы,
нормальному
пищеварению,
повышению
качества
сна,
который становится более глубоким и спокойным.
Основой
рационального
суточного
режима
является
правильное
распределение времени для различных видов деятельности и отдыха, питания
и сна в течение суток.
При установлении суточного режима необходимо
иметь ввиду, что условия жизни каждого человека существенно отличаются,
к
тому
же,
каждый
человек
характеризуется
своими
индивидуальными
особенностями. По этим причинам не целесообразно устанавливать жёсткий
и
единый
для
всех
суточный
режим.
Однако,
основные
гигиенические
положения в суточном режиме любого человека могут и должны быть едины
и незыблемы. К ним прежде всего относятся следующие положения:
5*
выполнение
различных
видов
деятельности
в
строго
определенное время;
6*
правильное чередование трудовой, учебной деятельности и
отдыха;
7*
регулярное, в одни и те же часы, питание:
8*
регулярные занятия физическими упражнениями;
9*
полезный досуг, полноценный сон.
Режим дня школьников устанавливается с учётом возраста учащихся,
их индивидуальных особенностей, а также особенностей условий, в которых
они
живут
и
учатся.
При
его
составлении
и,
особенно,
выполнении,
необходимо иметь ввиду то, что помимо уже отмеченного выше весьма
положительного
влияния
на
здоровье,
физическое
развитие
и
работоспособность,
постоянное
соблюдение
режима
оказывает
большое
воспитательное значение. Особо важное значение его соблюдение имеет в
деле воспитания силы воли и самовоспитания. По этому поводу известный
русский педагог В.А.Сухомлинский писал: “Поставь над собой сто учителей
- они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам
требовать с себя”.
По
этой
причине
рациональный
суточный
режим
должен
восприниматься не как нечто навязанное извне, а как глубоко осознанное,
личностно необходимое
условие нормальной повседневной деятельности.
Для этого очень важно, чтобы каждый учащийся сам принимал активное
участие в его составлении и контроле за его соблюдением, руководствуясь
при этом указанными выше незыблемыми требованиями.
На основе этих
требований,
а
также
учёта
индивидуальных
особенностей
и
конкретных
условий жизнедеятельности, для каждого школьника должен быть составлен
точный
распорядок
дня
с
указанием
времени
начала
и
окончания
всех
основных режимных моментов. В качестве возможных, наиболее удобных
могут быть предложены следующие примерные варианты режимов дня для
старшеклассников, обучающихся в разных сменах.
Таблица
Примерный режим дня учащихся старших классов
Первая смена
Время
Вторая смена
Время
Подъём,
утренняя
гимн.,
уборка
постели,
водные
процедуры, умывание
Завтрак
Дорога в школу
Занятия в школе
Дорога из школы
Обед
Пребывание на воздухе
(прогулка активн. отдых)
Приготовление уроков
Ужин и свободные занятия
Приготовление ко сну
Сон
7,00
7,30
7,50
8,30
14,30
15,00
15,30
17,00
21,00
22,30
23,00
Подъем,
утренняя
гимнастика,
водные
процедуры,
уборка
постели, умывание
Завтрак
Пребывание на воздухе
Подготовка уроков
Свободные занятия
Пребывание на воздухе
Обед
Дорога в школу
Занятия в школе
Дорога из школы
Ужин и свободные занятия
Приготовление ко сну
Сон
7,00
7,30
7,50
8,20
11,30
12,00
13,00
13,30
14,00
20,00
20,30
22,30
23,00
Уход
за
телом
включает
в
себя
:
уход за кожным покровом,
волосами и полостью рта.
Уход
за
кожным
покровом.
Кожа
имеет
исключительно
важное
значение для нормального состояния организма. Человеческая кожа, являясь
наружным покровом тела, представляет собой сложный орган, выполняющий
множество важных функций, главными из которых являются:
10*
защита внутренней среды организма;
11*
выделение из организма продуктов обмена веществ;
12*
участие
в
деятельности
теплорегуляционных
механизмов организма.
Кожа представляет собой тонкий и сложный чувствительный прибор.
В ней расположено большое количество нервных окончаний. Подсчитано,
что
на 1см
поверхности тела приходится около 100 болевых, 12-15
холодовых,
1-2
тепловых
и
около
25
точек,
в
которых
сосредоточены
окончания
рецепторов,
воспринимающих
атмосферное
давление.
Такая
мощная рецепторная оснащённость позволяет коже обеспечивать постоянную
информацию организма о всех действующих на тело раздражителях.
При
этом
следует
помнить,
что
все
эти
важные
функции
могут
выполняться в полном объёме только здоровой, крепкой и чистой кожей. Но
такое её состояние поддерживать не просто. Дело в том, что кожа человека
постоянно обновляется, постепенно отмирает и слущивается
её верхний
слой. Омертвевшие чешуйки кожи вместе с потом, жиром и попадающей на
неё пылью образуют грязь, которая закупоривает поры, затрудняя обмен
веществ.
Всё
это
способствует
возникновению
кожных
заболеваний
и
неблагоприятно отражается а целом на здоровье человека.
У
тех,
кто
не
выполняет
гигиенические
требования
кожа
быстро
грубеет, в ней образуются болезненные трещины, через которые в организм
проникают болезнетворные микробы. Для предотвращения этого необходимо
повседневно следить за чистотой своего тела и обеспечивать тем самым
процессы самоочищения организма и его защиту.
Главным средством ухода за кожей является регулярное мытьё горячей
водой с мылом и мочалкой. Это надо делать не реже одного раза в 4-5 дней,
меняя каждый раз при этом нательное бельё. Наиболее загрязнённые участки
тела - лицо, шея, подмышечные и паховую области, стопы ног, необходимо
мыть дважды в день, утром и вечером.
Особого внимания требуют кисти рук. Необходимо помнить, что их
всегда следует тщательно мыть с мылом перед едой, после возвращения с
улицы, посещения туалета, обращая особенное внимание на полости под
ногтями.
Подчёркивая
исключительную
важность
систематического
выполнения этого гигиенического требования, выдающийся русский хирург
Н.И.Пирогов говорил, что есть истины, которые нужно повторять без конца, и
обязательное мытьё рук - именно такая истина.
Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытьё,
предохранение
от
чрезмерного
загрязнения
во
время
физкультурно-
спортивных занятий и активного отдыха. Нельзя использовать для мытья
волос хозяйственное мыло и синтетические порошки, предназначенные для
стирки белья. Каждый человек должен иметь индивидуальную расчёску или
специальную массажную щётку.
Нередко на голове появляется перхоть. Причиной её возникновения
может
быть
нарушение
обменных
процессов
в
организме,
которое
наблюдается
при
заболеваниях
желудка
и
кишечника,
болезни
почек,
жёлчного пузыря. Причиной появления перхоти могут быть и некоторые
кожные заболевания, например, псореаз , себорейная экзема. Но чаще всего
она
возникает
из-за
частого
загрязнения
головы,
окраски
сухих
волос
химическими красителями, химической завивки и т.п.
Избежать перхоти позволяет правильный уход за волосами. Жирные
волосы
моют
мылом
типа:
“банное”,
“лесное”,
ополаскивают
отваром
ромашки, крапивы, тысячелистника, мяты.
Сухие волосы рекомендуется
мыть один раз в 10-12 дней мылом “косметическое”, “детское”, “бархатное”,
в которых содержатся специальные жировые добавки, и ополаскивать водой,
подкисленной лимоном, уксусом.
Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм
от множества инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта.
Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное питание
с достаточным количеством в пище кальция и витаминов “Д” и “В”. Очень
полезны свежие овощи, лук, чеснок.
Заболевание
зубов
легче
предупредить,
чем
вылечить.
Для
своевременного
обнаружения
порчи
зубов
необходимо
2-3
раза
в
год
проходить профилактический осмотр у врача стоматолога.
Утром, пред сном и по возможности после каждого приёма пищи
необходимо в течение 2-3 минут тщательно чистить зубы щёткой и пастой с
наружной и внутренней стороны, как по горизонтали, так и по вертикали.
Полезно полоскать рот слабым раствором поваренной соли . Во время еды
желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд.
Соблюдение правил личной гигиены является одним из непременных
условий, которыми характеризуется поведение культурного человека.
Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями.
Знание и соблюдение правил личной гигиены необходимо каждому
человеку,
но особенно важно для занимающихся активной физкультурно-
спортивной
деятельностью.
Строгое
их
выполнение
способствует
повышению
эффективности
воздействий
учебно-тренировочных
и
оздоровительных занятий, способствует сохранению и укреплению здоровья,
формированию навыков культурного поведения. Разработкой таких правил
занимается специальное
направление гигиенической науки
-
гигиена
физических упражнений.
Основной задачей данного направления является изучение влияния
различных
факторов
внешней
среды
на
занимающихся
физическими
упражнениями.
На
основании
получаемых
в
исследованиях
данных
разрабатываются
гигиенические
правила,
нормативы,
организуются
мероприятия,
направленные
на
укрепление
здоровья,
повышение
работоспособности физкультурников и спортсменов,
а также на создание
оптимальных условий для осуществления наиболее эффективного процесса
физического воспитания и спортивной тренировки.
Результаты
исследований,
проводимых
в
рамках
этого
научного
направления и опыт практической деятельности позволили сформулировать
следующие
основные
санитарно-гигиенические
требования,
выполнение
которых необходимо при организации занятий физическими упражнениями:
13*
гигиенически
допустимое
состояние
мест,
гд е
организуются занятия;
14*
наличие
необходимого,
исправного
и
специально
подготовленного инвентаря и спортивного оборудования;
15*
соблюдение занимающимися правил личной гигиены;
16*
соответствие погодных условий основным гигиеническим
требованиям (температура воздуха, влажность, ветер, осадки и др.);
17*
учёт экологической обстановки в районе места занятий
физическими
упражнениями
(недопустимость
проведения
занятий
вблизи
свалок,
очистных
сооружений,
экологически
вредных
производств);
18*
наличие
у
занимающихся
соответствующей
условиям
занятий специальной спортивной одежды и обуви;
19*
принятие водных процедур после занятий физическими
упражнениями.
Заниматься физическими упражнениями можно только в специально
предназначенных
для
этого
местах.
Нельзя
заниматься
на
запылённых
площадках, вблизи загрязнённых территорий. Специальные физкультурно-
спортивные
помещения
всегда
должны
быть
чистыми
и
хорошо
проветренными.
Полы
в
них
после
каждого
занятия
следует
протирать
влажными
тряпками.
Температура
в
таких
помещениях
должна
соответствовать гигиеническим требованиям.
Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать
правила личной гигиены. На занятия или соревнования следует приходить с
хорошо вымытым телом и ногами.
Особенно строгие
требования в этом
отношении
предъявляются
при
организации
занятий
спортивными
единоборствами и плаванием.
В физкультурных залах следует заниматься в трусах и в майках. В
такой
форме
наиболее
удобно
заниматься
и
на
открытом
воздухе
при
благоприятных погодных условиях и температуре не ниже 17 градусов. В
прохладную погоду необходимо одевать спортивный костюм. Для занятий
зимними видами спорта должна использоваться специальная одежда и обувь
(лыжный костюм, лыжные, конькобежные ботинки и т.п.).
И летнюю, и
зимнюю
специальную
спортивную
обувь
обязательно
одевают
на
носки:
летом желательно, чтобы они были простыми, хлопчатобумажными, а зимой
- шерстяными.
Спортивная одежда и обувь всегда должны содержаться в чистом и
опрятном
виде.
Их
необходимо
регулярно,
значительно
чаще,
чем
повседневную одежду и обувь, стирать и чистить. Надевать их следует только
для
проведения
занятий
физическими
упражнениями
и
участия
в
соревнованиях.
Недопустимо спортивную одежду и обувь использовать в
качестве повседневной.
Заниматься
можно
только
на
исправных
спортивных
снарядах,
спортивном
оборудовании,
используя
исправный
спортивный
инвентарь.
Размер спортивных снарядов, инвентаря, принадлежностей (лыжи, коньки,
скакалки, набивные мычи и др.), а также их вес должны соответствовать
росту,
возрасту,
индивидуальным
возможностям
занимающихся.
Все
занимающиеся должны принимать активное участие в ремонте спортивного
инвентаря и оборудования, создании условий для его хранения в чистом,
опрятном виде, как в школе, так и, особенно, дома.
Основные правила оздоровительной тренировки .
Достижение и поддержание
высокого уровня здоровья средствами
физической культуры
возможно лишь при условии использования всего
многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании.
Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно только зная,
что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не
хватает.
Прежде
всего
следует
помнить,
что
использование
физических
нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый
курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.
Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше
занимаешься,
тем
полезнее
для
здоровья
и,
что
особенно
полезны
те
упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм,
марафонский бег и т.п.).
В действительности же не существует линейной зависимости между
величиной нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья.
По мнению профессора Я.С.Вайнбаума, оптимальный эффект достигается
только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем-то
невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже
этого
диапазона
вызывает
не
пропорционально
резкое
снижение
оздоровительного
эффекта.
Повышение
нагрузки
выше
верхней
границы
оптимальности
не
приводит
к
столь
же
значительному
улучшению
показателей
здоровья,
и
более
того,
может
оказать
отрицательное
воздействие на его состояние.
Следует
иметь
ввиду,
что
диапазон
оптимальности
нагрузок
в
значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те
же нагрузки у разных людей может быть различна в зависимости от уровня
физической подготовленности, возраста, пола и др.
Необходимо знать, что вредны не сами по себе большие нагрузки, а их
нерациональное
использование,
когда
их
общий
объём
оказывается
чрезмерным.
Поэтому
понятие
о
физическом
перенапряжении,
перетренированности
следует
связывать
не
столько
с
большими,
но
единичными
нагрузками,
сколько
с
чрезмерными
по
общему
объёму
нагрузками.
Например,
к
переутомлению
может
привести
использование
оптимальных для отдельного упражнения величин нагрузки, но выполненных
чрезмерное количество раз.
Использование
средств
физической
культуры
в
оздоровительной
тренировке предполагает соблюдение особых требований к организации и
методике
занятий
физическими
упражнениями,
которые
сводятся
к
следующему:
20*
подбор
средств
и
методов
должен
обеспечивать
разносторонний характер физической нагрузки;
21*
направленность
на
повышение
устойчивости
к
воздействию
неблагоприятных
факторов
путём
увеличения
функциональных возможностей организма;
22*
регулярность оздоровительной тренировки;
23*
умеренность физической нагрузки, особенно на начальном
этапе оздоровительной тренировки;
24*
недопустимость предельных нагрузок, перехода границы
утомления (переутомления);
25*
не
соревноваться,
а
стараться
выполнять
свой
индивидуальный график;
26*
не полагаться только на субъективное самочувствие при
увеличении нагрузок, обязательно применять методы самоконтроля и
врачебно-педагогического контроля;
27*
не
стесняться
и
не
бояться
делать
кратковременные
передышки если в них ощущается необходимость .
Как уже отмечалось, самым главным для правильной организации
занятий физическими упражнениями является умелое дозирование нагрузки.
Стандартным блоком, содержащим весь набор нагрузок в должной дозировке,
является
недельный
цикл
занятий
.
Для
правильного
формирования
недельной
двигательной
нагрузки
необходимо
соблюдение
следующих
правил.
При трёхразовых нагрузках в неделю целесообразно их
располагать
так,
чтобы
они
выполнялись
через
примерно
одинаковые интервалы времени (например, в понедельник, среду и
пятницу). Желательно также, чтобы они выполнялись в одно и то же
время
дня,
что
необходимо
для
выработки
биоритмического
механизма регуляции.
Недельная
нагрузка
должна
состоять
из
строго
установленных
частных
объёмов
нагрузки
р а з л и ч н о й
направленности.
Дело
в
том,
что
нагрузка
на
развитие
выносливости не может компенсировать нагрузку на развитие силы
и т.п. Поэтому недельная нагрузка не может быть определена только
суммарным
объёмом,
например,
-
12
часов
двигательной
активности в неделю.
Особенно строго должны дозироваться оздоровительные
нагрузки
направленные
на
содействие
развитию
силы
и
выносливости. Что же касается других двигательных качеств, то
оздоровительное
воздействие
от
их
развития
осуществляется
сопряжённо в процессе упражнений на силу и выносливость, а
также
в
процессе
выполнения
нагрузок
восстановительно-
рекреационного характера.
Дозирование
нагрузок
необходимо
осуществлять
таким
образом, чтобы суммарный их объём составлял не менее 3-х часов
в
день
для
младших
школьников,
и
не
менее
2-х
часов
-
для
учащихся средних и старших классов.
Необходимо особо остановиться на рассмотрении оздоровительного
эффекта, который достигается в процессе специализированной спортивной
тренировки.
Нагрузки
со
спортивной
направленностью,
преследующие
,
прежде всего, достижение
высоких спортивных результатов в каком-либо
виде
спорта,
несомненно,
позволяют
значительно
повысить
уровень
двигательных возможностей. Однако, эти нагрузки, по мнению профессора
Я.С.Вайнбаума, не дают столь же значительной прибавки здоровья.
Более
того,
неправильно организованные спортивные нагрузки, могут вызвать
перенапряжение
организма
или
его
отдельных
систем
и,
тем
самым,
отрицательно повлиять на здоровье.
В
процессе
организации
и
проведения самостоятельных занятий
физическими упражнениями не следует стремиться к достижению высоких
результатов
в
кратчайшие
сроки.
Спешка
может
привести
к
перегрузке
организма и переутомлению. Для сохранения высокой активности и желания
заниматься следует менять места проведения тренировок, чаще заниматься
на
открытом
воздухе,
в
парке,
сквере,
привлекать
к
тренировке
своих
товарищей, членов семьи, взяв шефство над младшими братьями и сёстрами.
Очень полезно заниматься под музыкальное сопровождение. Это повышает
интерес к занятиям и способствует хорошему настроению
Тренировку
обязательно
следует
начинать
с
разминки,
а
по
завершении
использовать гигиенические и восстановительные процедуры
(теплый
душ,
ванна,
сауна,
массаж).
При
ощущении
недомогания,
отклонений
в
состоянии
здоровья,
переутомлении
необходимо
посоветоваться с учителем, тренером, врачом. Необходимо всегда помнить,
что эффект тренировок будет наиболее высоким только при комплексном
использовании
физических
упражнений,
закаливания,
соблюдения
гигиенических правил.
Высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования
физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным
уровнем развития физических качеств.
Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач
в практике школьной физической культуры главным является не повышение
уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем
более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого
уровня
ребят
с
низкими
показателями
здоровья
и
развития
физических
качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и
успеваемость,
предупредить
заболеваемость.
Такое
отношение
должно
рассматриваться в качестве главного критерия
постановки физкультурно-
оздоровительной работы в общеобразовательной школе.