Автор: Найденко Елена Гаврииловна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: п.Чульман
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных педагогических технологий в работе учителя информатики"
Раздел: полное образование
Применение современных педагогических технологий в работе учителя
информатики
В
связи
с
информатизацией
произошли
глобальные
изменения
современного
общества.
В большей степени жизнедеятельность социума к началу ХХI века охвачена
использованием электронно-вычислительных сетей. Процесс информатизации из сфер
науки, производства распространился на все сферы жизни общества. Наполняемость и
соотношение
понятий
“информационная
грамотность”,
“информационная
культура”,
“культура
информационного
общества”,
“информационно-обще ственная
компетентность”
становятся
актуальной
проблемой,
как
с
теоретической,
так
и
практической точек зрения.
Особую роль в этом играют компьютеризация, автоматизация, информатизация
управления,
накопление
системно-сетевого
электронно-информационного
ресурса
человечества. Конкретные проявления движения к информационному обществу связаны
с
реализацией
национальных
программ
информатизации,
создания
необходимых
условий информационно-технологического переоснащения социума.
Какие же современные технологии помогут педагогу в процессах формирования и
развития информационно-коммуникационной компетентности? Как развивать умения,
навыки работы в условиях реализации ФГОС? Как создать позитивную мотивацию к
усвоению предлагаемого материала?
Предлагаю рассмотреть технологии «Перспектива» и «Вариант», которые созданы
на основе метода «Шесть шляп мышления», в рамках авторской технологии методиста
ТОИПКРО Прищепа Татьяны Александровны. Данные технологии созданы на основе
методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с
элементами дискуссии и игры. В технологии также использован прием «цветные шляпы
мышления - типы мышления»
доктора медицины и психологии Эдварда де Боно
Оксфордского университета.
Данные технологии можно применять в различных ситуациях, как на уроках,
так
и
в
процессе
воспитательной
работы
с
детьми.
Предлагаемые
технологии
универсальны с точки зрения возрастных границ, их можно применять и при работе с
педагогами.
Приведенные
ниже
материалы
являются
не
только
сценарными
описаниями,
но
и
примерами
использования
названных
технологий
в
конкретных
ситуациях
для
решения
определенных
образовательных,
воспитательных,
просветительских задач.
Для проведения урока учащиеся заранее разбиваются на 4 группы, каждой группе
дается тема, которую она должна представить на уроке с помощью мультимедийной
презентации.
Такое
задание
направлено
на развитие
информационной
и
коммуникативной компетентности учащихся.
В данном случае подготовка презентаций осуществляется не на уровне усвоения
технологии, на первое место выдвигается ее содержание. Развиваются все базовые
навыки
работы
с
информацией
(сбор,
анализ
и
обработка
для
дальнейшего
использования):
1.
Поставленные перед группой задачи формируют потребность в информации;
2.
Необходимость
в
источниках
позволяет
выработать
свою
собственную
стратегию поиска;
3.
Ограничение выступления по времени, заставляет производить отбор нужных
фактов, иллюстраций;
4.
Так как дети работают в группе, они предлагают разные источники, версии
сообщений, что формируют способность сравнивать и оценивать информацию;
5.
Оформление
работы
в
виде
презентации
требует
ее
систематизации,
структурирования;
Описание технологии «Перспектива»
В
рамках
технологии
разработки
и
оценки
инновационных
идей
«Перспектива»
создаются
четыре
творческие
группы.
Каждая
из
групп,
поочередно
работает
в
определенной ролевой позиции:
Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным
членам рабочей группы);
Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные,
неучтенные моменты презентуемой идеи);
Оптимисты
-
«желтая
шляпа»
(выделяют
все
положительные,
выгодные,
позитивные моменты презентуемой идеи);
Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию,
оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной
группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству
созданных
творческих
групп).
На
каждом
из
этапов
отдельной
творческой
группе
предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в
роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники
пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою
собственную идею с разных точек зрения.
Каждый этап-раунд длится 20 минут:
5 минут - выступление новаторов;
3 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих
групп;
4
минуты
-
работа
в
группах
оптимистов,
пессимистов
и
экспертов
по
выявлению
позитивных
и
негативных
моментов
представленной
идеи,
обобщению и анализу полученной информации;
4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую
из двух творческих групп);
1 минута- работа группы экспертов по определению эффективности работы
каждой группы
с точки зрения, поставленной перед данной группой цели
деятельности;
3
минуты
-
выступление
экспертов
(работа
каждой
группы
оценивается
экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).
Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной
технологии психолога – игротехника. Таким образом, самую сложную роль - роль синей
шляпы выполняют одновременно эксперты, которые отвечают за анализ и обобщение
информации, на основе которой производиться оценка эффективности работы каждой
группы и ведущий занятие специалист, отвечающий за строгое соблюдение протокола.
Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу
следующего вида:
Новаторы
(зеленая
шляпа)
Пессимисты
(черная
шляпа)
Оптимисты
(желтая
шляпа)
Штрафы
(красная
шляпа)
Итоговое
количество
баллов
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
В
итоге
суммируются
баллы,
и
определяется
та
группа,
которая
наиболее
эффективно отработала, решая предложенную задачу.
Содержательная и организационная основа технологии «Вариант»
В рамках технологии «Вариант» могут использоваться различные Инструменты
мышления,
которые
также
разработаны
Эдвардом
де
Боно
и
могут
эффективно
использоваться как отдельно, так и в рамках метода «Шесть шляп мышления».
Для
немедленные
краткосрочные
долгосрочные
среднесрочные
данного занятия были использованы два инструмента: P.M.I. – Плюс, Минус, Интересно
и S&C- Результаты и последствия.
Использование
инструмента P.M.I.
–
осознанное
действие,
позволяющее
исключить
естественную
эмоциональную
реакцию
на
определенную
идею
(естественной
реакцией
будет
«нравится»
или
«не
нравится»;
если
идея
нравится,
кажется
противоестественным
выискивать
минусы,
если
идея
не
нравится,
противоестественным кажется искать плюсы). Именно сознательное выделение всех
положительных и отрицательных моментов дает возможность увидеть идею во всей ее
полноте.
Вместо
простого
решения,
нравится
идея
или
нет,
данная
мыслительная
операция требует приложить сознательные усилия и найти в идее хорошие стороны,
плохие стороны и интересные моменты, которые не относятся
ни к плохим, ни к
хорошим, но достойны того, чтобы их отметили.
S&C – это процесс прогнозирования последствий некоторых действий, планов,
решений
и
т.д.
Существуют
немедленные,
краткосрочные,
среднесрочные
и
долгосрочные последствия. Если немедленные последствия, как правило, оцениваются
при
принятии
решения,
то
о
долгосрочных
последствиях
мало
кто
задумывается.
Решение может казаться «стоящим», если немедленные последствия его реализации
положительны. Но если взглянуть на более долгосрочные последствия, то решение
может
оказаться
не
таким
уж
ценным,
а
иногда
и
вредным.
Наоборот,
решение,
реализация
которого
может
в
будущем
принести
хорошие
последствия,
на
данный
момент
может
казаться
не
слишком
интересным. S&C концентрирует внимание на
будущем.
В своей практике я провожу
уроки по данным технологиям. Учащиеся, как
правило, всегда работают с интересом, увлечённо. Обсуждение сообщений группами
учит
ребят
аргументировать
свои
высказывания,
строить
план
выступления.
Что
усиливает эффективность данного урока в плане формирования информационной и
коммуникативной компетентности учащихся.
Любая
современная
педагогическая
технология
представляет
собой
синтез
достижений
педагогической
науки
и
практика,
сочетание
традиционных
элементов
прошлого опыта и современного трудового педагогического опыта.
Найденко Елена Гаврииловна,
учитель информатики и ИКТ СОШ №9
п.Чульман, РС(Якутия)