Напоминание

"Применение современных педагогических технологий в работе учителя информатики"


Автор: Найденко Елена Гаврииловна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: п.Чульман
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных педагогических технологий в работе учителя информатики"
Раздел: полное образование





Назад




Применение современных педагогических технологий в работе учителя

информатики

В

связи

с

информатизацией

произошли

глобальные

изменения

современного

общества.

В большей степени жизнедеятельность социума к началу ХХI века охвачена

использованием электронно-вычислительных сетей. Процесс информатизации из сфер

науки, производства распространился на все сферы жизни общества. Наполняемость и

соотношение

понятий

“информационная

грамотность”,

“информационная

культура”,

“культура

информационного

общества”,

“информационно-обще ственная

компетентность”

становятся

актуальной

проблемой,

как

с

теоретической,

так

и

практической точек зрения.

Особую роль в этом играют компьютеризация, автоматизация, информатизация

управления,

накопление

системно-сетевого

электронно-информационного

ресурса

человечества. Конкретные проявления движения к информационному обществу связаны

с

реализацией

национальных

программ

информатизации,

создания

необходимых

условий информационно-технологического переоснащения социума.

Какие же современные технологии помогут педагогу в процессах формирования и

развития информационно-коммуникационной компетентности? Как развивать умения,

навыки работы в условиях реализации ФГОС? Как создать позитивную мотивацию к

усвоению предлагаемого материала?

Предлагаю рассмотреть технологии «Перспектива» и «Вариант», которые созданы

на основе метода «Шесть шляп мышления», в рамках авторской технологии методиста

ТОИПКРО Прищепа Татьяны Александровны. Данные технологии созданы на основе

методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с

элементами дискуссии и игры. В технологии также использован прием «цветные шляпы

мышления - типы мышления»

доктора медицины и психологии Эдварда де Боно

Оксфордского университета.

Данные технологии можно применять в различных ситуациях, как на уроках,

так

и

в

процессе

воспитательной

работы

с

детьми.

Предлагаемые

технологии

универсальны с точки зрения возрастных границ, их можно применять и при работе с

педагогами.

Приведенные

ниже

материалы

являются

не

только

сценарными

описаниями,

но

и

примерами

использования

названных

технологий

в

конкретных

ситуациях

для

решения

определенных

образовательных,

воспитательных,

просветительских задач.

Для проведения урока учащиеся заранее разбиваются на 4 группы, каждой группе

дается тема, которую она должна представить на уроке с помощью мультимедийной

презентации.

Такое

задание

направлено

на развитие

информационной

и

коммуникативной компетентности учащихся.

В данном случае подготовка презентаций осуществляется не на уровне усвоения

технологии, на первое место выдвигается ее содержание. Развиваются все базовые

навыки

работы

с

информацией

(сбор,

анализ

и

обработка

для

дальнейшего

использования):

1.

Поставленные перед группой задачи формируют потребность в информации;

2.

Необходимость

в

источниках

позволяет

выработать

свою

собственную

стратегию поиска;

3.

Ограничение выступления по времени, заставляет производить отбор нужных

фактов, иллюстраций;

4.

Так как дети работают в группе, они предлагают разные источники, версии

сообщений, что формируют способность сравнивать и оценивать информацию;

5.

Оформление

работы

в

виде

презентации

требует

ее

систематизации,

структурирования;

Описание технологии «Перспектива»

В

рамках

технологии

разработки

и

оценки

инновационных

идей

«Перспектива»

создаются

четыре

творческие

группы.

Каждая

из

групп,

поочередно

работает

в

определенной ролевой позиции:

Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным

членам рабочей группы);

Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные,

неучтенные моменты презентуемой идеи);

Оптимисты

-

«желтая

шляпа»

(выделяют

все

положительные,

выгодные,

позитивные моменты презентуемой идеи);

Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию,

оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной

группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству

созданных

творческих

групп).

На

каждом

из

этапов

отдельной

творческой

группе

предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в

роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники

пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою

собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится 20 минут:

5 минут - выступление новаторов;

3 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих

групп;

4

минуты

-

работа

в

группах

оптимистов,

пессимистов

и

экспертов

по

выявлению

позитивных

и

негативных

моментов

представленной

идеи,

обобщению и анализу полученной информации;

4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую

из двух творческих групп);

1 минута- работа группы экспертов по определению эффективности работы

каждой группы

с точки зрения, поставленной перед данной группой цели

деятельности;

3

минуты

-

выступление

экспертов

(работа

каждой

группы

оценивается

экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной

технологии психолога – игротехника. Таким образом, самую сложную роль - роль синей

шляпы выполняют одновременно эксперты, которые отвечают за анализ и обобщение

информации, на основе которой производиться оценка эффективности работы каждой

группы и ведущий занятие специалист, отвечающий за строгое соблюдение протокола.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу

следующего вида:

Новаторы

(зеленая

шляпа)

Пессимисты

(черная

шляпа)

Оптимисты

(желтая

шляпа)

Штрафы

(красная

шляпа)

Итоговое

количество

баллов

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

В

итоге

суммируются

баллы,

и

определяется

та

группа,

которая

наиболее

эффективно отработала, решая предложенную задачу.

Содержательная и организационная основа технологии «Вариант»

В рамках технологии «Вариант» могут использоваться различные Инструменты

мышления,

которые

также

разработаны

Эдвардом

де

Боно

и

могут

эффективно

использоваться как отдельно, так и в рамках метода «Шесть шляп мышления».

Для

немедленные

краткосрочные

долгосрочные

среднесрочные

данного занятия были использованы два инструмента: P.M.I. – Плюс, Минус, Интересно

и S&C- Результаты и последствия.

Использование

инструмента P.M.I.

осознанное

действие,

позволяющее

исключить

естественную

эмоциональную

реакцию

на

определенную

идею

(естественной

реакцией

будет

«нравится»

или

«не

нравится»;

если

идея

нравится,

кажется

противоестественным

выискивать

минусы,

если

идея

не

нравится,

противоестественным кажется искать плюсы). Именно сознательное выделение всех

положительных и отрицательных моментов дает возможность увидеть идею во всей ее

полноте.

Вместо

простого

решения,

нравится

идея

или

нет,

данная

мыслительная

операция требует приложить сознательные усилия и найти в идее хорошие стороны,

плохие стороны и интересные моменты, которые не относятся

ни к плохим, ни к

хорошим, но достойны того, чтобы их отметили.

S&C – это процесс прогнозирования последствий некоторых действий, планов,

решений

и

т.д.

Существуют

немедленные,

краткосрочные,

среднесрочные

и

долгосрочные последствия. Если немедленные последствия, как правило, оцениваются

при

принятии

решения,

то

о

долгосрочных

последствиях

мало

кто

задумывается.

Решение может казаться «стоящим», если немедленные последствия его реализации

положительны. Но если взглянуть на более долгосрочные последствия, то решение

может

оказаться

не

таким

уж

ценным,

а

иногда

и

вредным.

Наоборот,

решение,

реализация

которого

может

в

будущем

принести

хорошие

последствия,

на

данный

момент

может

казаться

не

слишком

интересным. S&C концентрирует внимание на

будущем.

В своей практике я провожу

уроки по данным технологиям. Учащиеся, как

правило, всегда работают с интересом, увлечённо. Обсуждение сообщений группами

учит

ребят

аргументировать

свои

высказывания,

строить

план

выступления.

Что

усиливает эффективность данного урока в плане формирования информационной и

коммуникативной компетентности учащихся.

Любая

современная

педагогическая

технология

представляет

собой

синтез

достижений

педагогической

науки

и

практика,

сочетание

традиционных

элементов

прошлого опыта и современного трудового педагогического опыта.

Найденко Елена Гаврииловна,

учитель информатики и ИКТ СОШ №9

п.Чульман, РС(Якутия)



В раздел образования