Автор: Ларионова Евдокия Прокопьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ № 18 г.Нерюнгри
Населённый пункт: Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Мониторинг
–
это
система
диагностики
качественных
и
количественных
характеристик эффективности деятельности обучающихся.
Цель
мониторинга
уровня
сформированности
УУД: получение
объективной
информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных
действий
у
младших
школьников
в
условиях
реализации
ФГОС
НОО.
Задачи мониторинга:
1.
Отработка
механизмов
сбора
информации
об
уровне
сформированности
УУД;
2.
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3.
Апробация
технологиче ских
карт
и
методик
оценки
у р о в н я
сформированности УУД;
4.
Формирование
банка
методических
материалов
для
организации
и
проведения
мониторинга
уровня
сформированности
УУД
на
ступени
начального
образования;
5.
Обеспечение
преемственности
и
единообразия
в
процедурах
оценки
качества
результатов
дошкольного
и
начального
школьного
образования
в
условиях
внедрения ФГОС НОО;
6.
Разработка
и
апробация
системы
критериев
и
показателей
уровня
сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Мониторинговое отслеживание, в отличие от привычных форм проверки, является
инструментом
не
столько
оценки,
сколько
диагностики.
Позволяет
учителю
систематически фиксировать
результаты
формирования
УУД
и
установить
причину
низкого уровня развития учебных действий, благодаря поэтапному отслеживанию, даёт
возможность построить соответствующую коррекционную работу. Обеспечивает связь
"учитель-ученик",
для
внесения
коррективов
в
методику
обучения;
развивает
у
школьников умения самоконтроля и самооценки.
В
основе
концепции
УУД
лежит
системно-деятельностный
подход,
который
обеспечивает:
•формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования;
• а к т и в н у ю
у ч е б н о - п о з н а в а т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
о б у ч а ю щ и х с я ;
•построение
образовательного
процесса
с
учётом
индивидуальных
возрастных,
п с и хо л о г и ч е с к и х
и
ф и з и о л о г и ч е с к и х
о с о б е н н о с т е й
о бу ч а ю щ и х с я .
УУД
—
это
обобщенные
действия,
порождающие
мотивацию
к
обучению
и
позволяющие
учащимся
ориентироваться
в
различных
предметных
областях
познания.
Основные функции УУД:
•
обеспечение
возможностей
обучающегося
самостоятельно
осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и
способы
их
достижения,
контролировать
и
оценивать
процесс
и
результаты
деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе
готовности
к
непрерывному
образованию;
обеспечение
успешного
усвоения
знаний,
формирования
умений,
навыков
и
компетентностей
в
любой
предметной
области.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные;
познавательные;
регулятивные;
личностные.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением
с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности
ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как
систему представлений о себе, отношений к себе.
Мониторинг формирования УУД имеет следующую структуру:
1.
Технологическая карта диагностики личностных универсальных учебных
действий
2.
Технологическая карта регулятивных универсальных учебных действий
3.
Технологическая карта
диагностики познавательных
универсальных
учебных действий
4.
Технологическая карта
диагностики коммуникативных универсальных
учебных действий
Общая технологическая карта диагностики универсальных учебных
действий
1. Технологическая карта диагностики личностных универсальных учебных
действий
Личностн
ые УУД:
самооп
ределение;
смысло
образовани
е
нравств
енно-
этическая
ориентация
.
1. Ценить и
принимать
следующие
базовые ценности:
«добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа»,
«семья», «мир»,
«настоящий
друг»,
«справедливость»,
«желание
понимать друг
друга», «понимать
позицию
другого»,
«народ»,
«национальность»
и т.д.
2.
Уважение к
своему
народу, к
другим
народам,
принятие
ценностей
других
народов.
3.
Освоение
личностн
ого
смысла
учения;
выбор
дальнейш
его
образоват
ельного
маршрута
.
4. Оценка
жизненных
ситуаций и
поступков
героев
художественн
ых текстов с
точки зрения
общечеловече
ских норм,
нравственных
и этических
ценностей,
ценностей
гражданина
России.
ИТОГ
по
обучаю
щемуся
1
Е.А.
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
высоки
й
2
К.Л.
Высокий
Высокий
Средний
Средний
высоки
й
3
Л.Д.
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
высоки
й
4
Л.А.
Средний
Средний
Средний
Средний
средни
й
5
П.А.
Высокий
Высокий
Средний
Средний
высоки
й
6
С.А.
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
высоки
й
7
Т.И.
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
высоки
й
8
Ю.В.
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
высоки
й
Итог по
классу
(количеств
о, %)
Низкий-0% Средний-
(12,5%)
Высокий
(87,5%)
2. Технологическая карта регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные
УУД:
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
1. Самостоятельно
формулировать
задание:
определять его
цель, планировать
алгоритм его
выполнения,
корректировать
работу по ходу его
выполнения,
самостоятельно
оценивать.
2. Использовать
при выполнения
задания
различные
средства:
справочную
литературу, ИКТ,
инструменты и
приборы.
3. Определять
самостоятель
но критерии
оценивания,
давать
самооценку.
ИТОГ по
обучающе
муся
1
Е.А.
средний
высокий
средний
средний
2
К.Л.
средний
средний
низкий
низкий
3
Л.Д.
высокий
средний
высокий
высокий
4
Л.А.
средний
средний
низкий
низкий
5
П.А.
средний
средний
низкий
низкий
6
С.А.
средний
средний
низкий
низкий
7
Т.И.
средний
средний
средний
средний
8
Ю.В.
средний
средний
средний
средний
Итог по классу
(количество, %)
Низкий-(50%)
Средний- (37,5%)
Высокий-
(12,5%)
3. Технологическая карта диагностики познавательных универсальных учебных
действий
Познава
тельные
1.Ориен
тировать
2.
Самосто
3.
Сопоста
4.
Анализ
5.
Само
6.
Состав
7.
Уметь
ИТОГ
по
УУД:
общеуче
бные
логичес
кие
постан
овка и
решени
е
пробле
м.
ся в
учебник
е:
определ
ять
умения,
которые
будут
сформир
ованы
на
основе
изучени
я
данного
раздела;
определ
ять круг
своего
незнани
я;
планиро
вать
свою
работу
по
изучени
ю
незнако
мого
материа
ла.
ятельно
предпол
агать,
какая
дополни
тельная
информа
ция
будет
нужна
для
изучени
я
незнако
мого
материа
ла;
отбирать
необход
имые
источни
ки
информа
ции
среди
предлож
енных
учителе
м
словарей
,
энцикло
педий,
справоч
ников,
электрон
ные
диски.
влять и
отбирать
информа
цию,
получен
ную из
различн
ых
источни
ков
(словари
,
энцикло
педии,
справоч
ники,
электрон
ные
диски,
сеть
Интерне
т).
ироват
ь,
сравни
вать,
группи
ровать
различ
ные
объект
ы,
явлени
я,
факты.
стоят
ельно
делат
ь
вывод
ы,
перер
абаты
вать
инфо
рмаци
ю,
преоб
разов
ывать
её,
предс
тавля
ть
инфо
рмаци
ю на
основ
е
схем,
модел
ей,
сооб
щени
й.
лять
сложн
ый
план
текста.
перед
авать
содер
жани
е
в
сжато
м,
выбо
рочно
м или
развё
рнуто
м
виде.
обучаю
щемуся
1
Е.А.
высокий
средний
средний
средни
й
высок
ий
средни
й
средн
ий
средни
й
2
К.Л.
высокий
средний
средний
средни
й
средн
ий
средни
й
средн
ий
средни
й
3
Л.Д.
высокий
средний
средний
средни
й
средн
ий
средни
й
высок
ий
средни
й
4
Л.А.
средний
средний
низкий
средни
й
средн
ий
низкий
низки
й
низкий
5
П.А.
средний
средний
низкий
средни
й
низки
й
низкий
средн
ий
низкий
6
С.А.
высокий
средний
средний
средни
й
средн
ий
средни
й
средн
ий
средни
й
7
Т.И.
средний
средний
средний
высоки
й
средн
ий
средни
й
средн
ий
средни
й
8
Ю.В.
средний
средний
средний
средни
й
высок
ий
средни
й
высок
ий
средни
й
Итог по
классу
(количес
тво, %)
Низкий-
(25%)
Средний
-(75%)
Высоки
й-0%
4. Технологическая карта диагностики коммуникативных универсальных учебных
действий
Коммуник
ативные
УУД:
планирован
ие;
сотрудниче
ства
постановка
вопросов;
разрешени
е
конфликтов
;
управление
поведение
м;
умение
выражать
свои
мысли.
1.Участвов
ать в
диалоге;
слушать и
понимать
других,
высказыват
ь свою
точку
зрения на
события,
поступки.
2.Оформ
лять
свои
мысли в
устной и
письмен
ной речи
с учетом
своих
учебных
и
жизненн
ых
речевых
ситуаци
й.
3.Чита
ть
вслух и
про
себя
тексты
учебни
ков,
других
художе
ственн
ых и
научно
-
популя
рных
книг,
понима
ть
прочит
анное.
4.
Отстаив
ать свою
точку
зрения,
соблюда
я
правила
речевого
этикета;
аргумен
тировать
свою
точку
зрения с
помощь
ю
фактов и
дополни
тельных
сведени
й.
5.
Критичн
о
относит
ься к
своему
мнению.
Уметь
взглянут
ь на
ситуаци
ю с иной
позиции
и
договар
иваться
с
людьми
иных
позиций.
6.
Участв
овать в
работе
группы
,
распре
делять
роли,
догова
ривать
ся друг
с
другом
.
ИТОГ
по
обучаю
щемуся
1
Е.А.
высокий
высокий
высоки
й
средний
низкий
средни
й
средний
2
К.Л.
средний
средний
средни
й
средний
средний
средни
й
средний
3
Л.Д.
высокий
средний
средни
й
средний
высокий
высоки
й
средний
4
Л.А.
высокий
высокий
средни
й
средний
средний
средни
й
средний
5
П.А.
средний
средний
низкий
средний
низкий
средни
й
низкий
6
С.А.
средний
средний
средни
й
средний
средний
средни
й
средний
7
Т.И.
высокий
средний
средни
й
средний
средний
высоки
й
средний
8
Ю.В.
высокий
средний
средни
й
средний
средний
высоки
й
средний
Итог по
классу
(количеств
о, %)
Низкий-
(12,5%)
Средний
-
(87,5%)
Определение
результативности
реализации
программы
формирования
универсальных
учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено
при
помощи
психологических
методик,
метода
наблюдения
учителем,
получением
информации
от
родителей
(на
родительских
собраниях,
с
помощью
организованных
школой
социологических
опросов).
Показателями
эффективности
работы
является
учебная
самостоятельность
в
выполнении
домашней
работы
в
домашних
условиях,
количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия,
сформированность навыка самоконтроля.
Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод
наблюдения и фиксация результатов наблюдений.
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий
по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В
сфере
личностных
универсальных
учебных
действий
у
выпускников
будут
сформированы
внутренняя
позиция
обучающегося,
адекватная
мотивация
учебной
деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные
нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми
типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
и
вне
ее,
включая
способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во
внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В
сфере
познавательных
универсальных
учебных
действий
выпускники
научатся
воспринимать
и
анализировать
сообщения
и
важнейшие
их
компоненты
—
тексты,
использовать
знаково-символические
средства,
в
том
числе
овладеют
действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут
умения
учитывать
позицию
собеседника
(партнёра),
организовывать
и
осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в
сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ежегодное
отслеживание
развития
и
формирования
УУД
дает
педагогу
неоценимую
помощь
в
построении
целенаправленной
и
эффективной
работы
по
д о с т и ж е н и ю
к а ч е с т в а
о б р а з о в а н и я
д л я
к а ж д о г о
р е б е н к а .
Результаты
диагностических
работ
заносятся
в
Карты
индивидуального
развития
о бу ч а ю щ и х с я ,
ко т о р ы е
в к л а д ы в а ю т с я
в
П о р т ф о л и о
о б у ч а ю щ и х с я .