Напоминание

Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся


Автор: Курочкина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Школа № 5 города Белогорск
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Докклад
Тема: Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся
Раздел: начальное образование





Назад





Мой доклад

Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности

учащихся
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира. Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной творческой деятельности. Одним из способов развития детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: во время уроков со всеми учащимися и во внеурочной деятельности с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. В своём выступлении я бы хотела рассмотреть лишь один его компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода. Речь пойдёт о критериях оценки и контроле результатов проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с
(слайд1)
современными подходами, должен быть диагностичным. Вначале необходимо определить, что и как оценивать.
(слайд 2)

Проектная деятельность учащихся — высокомотивированная

самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность,

ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под

руководством учителя.
В процессе неё у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности. Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим выпуском в 3 классе. Ребята занимались еще по старой программе. В начале учебного года мы выбирали темы для проектов, собирали информацию. Работа кипела весь учебный год. Мы вместе учились создавать презентации. Итогом этой работы стали выступления моих учеников в 4 классе на школьной научно- практической конференции, а затем и на городской. С новым набором первоклашек началась более плотная работа над проектами. Большую помощь в этой работе оказывали родители ребят: помогали с выбором названия проекта, сборе материалов, оказывали помощь в оформлении работ. Большинство детей относились к делу серьезно, презентовали свои материалы в виде рисунков, стен газет, фотографий, игр, загадок, ребусов, поделок книжек-малышек и т.д. Это говорит о том, что в моём классе учатся любознательные, заинтересованные ученики и их родители.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Со времени работы у ребят получались все удачнее и интереснее. В конце учебного года был подведен итог выполненных работ. Первоклассники с интересом и удовольствием работают над своими проектами в силу своего возраста. Но они не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования. Поэтому учителю необходимо высказывать свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него, является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать
: (слайд 3)
 степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;  степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;  количество новой информации, использованной для выполнения проекта;  степень осмысления использованной информации;  уровень сложности и степень владения использованными методиками;  оригинальность идеи, способа решения проблемы;  осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;  уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;  владение рефлексией;  творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; - социальное и прикладное значение полученных результатов. В качестве критериев могут быть использованы также показатели
(слайд4)
-полнота и разносторонность в раскрытии темы; -доказательность гипотез; -качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации); -самостоятельность выполнения, суждений, -элемент исследования и новизны результата;
-уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения). -степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества. Критерии могут быть заданы учителем, выбраны в совместном обсуждении с классом, разработаны экспертной комиссией (жюри) , учителей, родителей. Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых, зачтено – не зачтено, содержательное рецензировании
. ( слайд 5)
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д. Кроме отметок и оценки товарищей, можно вводить специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, которые мы собираем в портфолио.
(слайд 6)
Сейчас у меня 2 класс. Работа над проектами продолжается. Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Обратите внимание на бланк №1
(слайд7)



Критерии оценки проекта (2 класс)
№ п\п Критерии оценки Баллы 1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):  Формат А4  Название  Автор  Наличие картинки (рисунка)  Аккуратность 2. Критерии оценки содержания проекта (4 балла):  Соответствие теме проекта  Наличие оригинальных находок  Полнота  Логичное изложение материала
3. Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):  Грамматическая правильности речи  Степень владения материалом  Эмоциональность в представлении Итого: 12-14 баллов – “5” 9-11 баллов – “4” 6-8 баллов – “3” Итоговая отметка: В 3-м -4 классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Критерии так же усложняются. Посмотрите бланк № 2. Эти критерии я буду использовать при оценивании проектов ребят в 3-4 классах.
Бланк № 2

Критерии оценивания проектов
3-4 класс
Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель не сформулирована 0 Цель определена, но план ее достижения отсутствует 1 Цель определена, дан краткий план ее достижения 2 Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения 3
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта не раскрыта 0 Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность

их использования
Использована неподходящая информация 0 Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1 Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к

работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует 0 В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении 1 Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2 Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий 6. Качество проведения презентации
Презентация не проведена 0 Материал изложен с учетом регламента, автору не удалось заинтересовать аудиторию 1 Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
Критерий 7. Качество проектного продукта
Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Критерии выставления отметки

баллы
0-14 15-18 19-21
отметка
«3» «4» «5» В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 3-4- х классов чаще всего используют мультимедийные презентации Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.

Бланк №3
Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)


п\п

Критерии оценки

Баллы
1. Критерии оценки презентации (5 баллов):  Объем презентации (5 слайдов)  Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)  Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)  Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)  Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов) 2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):  Соответствие между темой и содержанием  Актуальность, новизна  Информативная насыщенность проекта  Наличие оригинальных находок, собственных суждений  Логичное изложение материала 3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):  Точное следование регламенту (2-3 мин.)  Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)  Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)  Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)  Самостоятельное управление слайдами презентации Итого: 13-15 баллов – “5” 10-12 баллов – “4” 7-9 баллов – “3” Итоговая отметка: . Рамки урока не позволяют вместить все возможности проектной деятельности, поэтому я решила продолжить эту работу во внеурочной
деятельности на кружке «Юный исследователь» Программа рассчитана на 4 года. Программа предусматривает 3 уровня результатов:
(слайд 8)

1 класс п р е д п о л а г а е т

п р и о б р е т е н и е
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
2-3 класс предполагает
позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
4 класс предполагает:
получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по Самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быт представлены, через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Так же разработала оценочные листы. Бланк №4, где в конце года дети сделают самооценку своих достижений и я оценю их умения. Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность Вывод: Правильное, грамотное определение
критериев оценки
,
показателей
, использование адекватных им
измерителей
— залог верного оценивания любой деятельности. Я желаю вам успехов в работе и буду рада, если мой опыт вам пригодиться. Спасибо за внимание!


В раздел образования