Автор: Лебедева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Килемарский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: п.Килемары, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кружок "Умелые ручки"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Ручной
труд
–
универсальное
образовательное
средство,
способное
уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи
установили,
что
наши
пальцы
органически
связаны
с
мозгом,
речевым
центром.
Поэтому
тренировка
рук
повышает
функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о
взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы
требуют
постоянного
внимания
и
заставляют
думать
ребёнка.
Искусная
работа
руками
ещё
более
способствует
совершенствованию
мозга.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений.
Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей
анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
прикладным
творчеством
является
обогащение
мировосприятия
воспитанника,
т.е.
развитие
творческой
культуры
ребенка
(развитие
творческого
нестандартного
подхода
к
реализации
задания,
воспитание
трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и
открытия для себя что-то нового).
Программа кружка построена “от простого к сложному.
Основная цель работы кружка:
Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
Вовлекать детей в активную творческую деятельность;
Работа кружка «Умелые ручки» призвана решать следующие задачи:
Сформировать навыки и умения работы с материалами различного
происхождения;
Развивать
внимание,
память,
логическое
и
пространственное
воображения.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
глазомер.
Совершенствовать навыки и умения работы с материалами различного
происхождения, формировать культуру труда, учить аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.
Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество.
Методы и приёмы:
беседы, дискуссии
имитационные игры;
чтение и обсуждение художественных произведений;
использование игровых технологий, ИОС,
моделирование;
пальчиковые игры
просмотр и анализ презентации с последующим выполнением
практических действий;
практическая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация)
Учебный план:
В основу содержания кружка легла примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
«от
рождения
до
школы»,
под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Образовательный
процесс
включает
педагогические
технологии,
обеспечивающие дифференцированный подход и личностно-ориентированное
воспитание.
Организация работы предполагает создание условий для различных видов
деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей.
Организация деятельности:
В кружок «Умелые ручки» зачисляются дети, посещающие
МБДОУ
«Теремок».
Занятия проводятся
во вторую половину дня, длительность занятий
регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность
занятий 15 – 20 минут).
Кружок работает в течение учебного года (конец сентября –
начало
мая), один раз в неделю. План кружка рассчитан на один год.
Количество детей посещающих кружок «Умелые ручки»» - 8 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в
дошкольном образовательном учреждении.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Благодаря
заданной
игровой
мотивации
происходит
непосредственное
объединение детей для совместной деятельности.
Список детей:
1.Аня К.
2.Коля К.
3Дима О.
4.Веня Б.
5.Настя П.
6.Лиза О.
7.Саша Е.
8. Варя Н.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
Разовьют мелкую моторику рук.
2014 – 2015 учебный год (средняя группа)
ОКТЯБРЬ
Тема
Задачи
Материал
«Ознакомление со
свойствами
бумаги»
П о м о ч ь
д е т я м
с
п о м о щ ь ю
разнообразных приемов определить
свойства
бумаги:
бумага
бывает
р а з н о г о
ц в е т а ,
г л а д к а я
и
шероховатая,
тонкая
и
толстая,
бумага шуршит, легко мнется.
Конспект.
Бумага разного
цвета, гладкая и шероховатая,
тонкая и толстая.
«Грибок»
Учить
детей
составлять
грибок
из
готовых
форм,
аккуратно
мазать
клеем, приклеивать на картон.
Готовые
формы:
шляпка,
ножка, клеенки, клей, кисть,
салфетки.
На
бабушкином
дворе: «Свинья»
Учить
создавать
образы
героев
из
природного материала (овощи).
Образец, картофель среднего
размера, береста (для ушей),
п л а с т и л и н ,
п а л о ч к и ,
проволока.
«Ёж»
Учить правилам безопасной работы
с
клеем,
семечками.
Развивать
к о м п о з и ц и о н н ы е
у м е н и я .
Во спитывать
желание
д е л ат ь
подарки своим близким.
Салфетки,
клеенки,
клей,
кисть, тряпочки, семечки.
НОЯБРЬ
« К н и ж к а
-
малышка»
П р о д о л ж а т ь
з н а к о м и т ь
с о
с в о й с т в а м и
б у м а г и .
У ч и т ь
складывать
прямоугольный
лист
пополам, совмещая при этом углы и
стороны листа, проглаживать линию
сгиба. Воспитывать аккуратность.
Л и с т ы
п р я м о у г о л ь н о й
формы,
мелкие
картинки,
к л е й ,
к и с т и ,
т р я п о ч к и ,
подставки.
З.В.Лиштван
Конструирование.
«Елочка»
Оригами
У ч и т ь
с к л а д ы в ат ь
к в а д р а т ы
п о п о л а м ,
с о в м е щ а я
п р о т и в о п о л о ж н ы е
у г л ы ,
п р о гл а ж и в ат ь
л и н и ю
с г и б а ,
Квадраты
зеленого
цвета,
клеенки, салфетки, кисточки,
клей.
в о с п и т ы в а т ь
у с и д ч и в о с т ь ,
аккуратность
«Волшебные
превращения»
Учить
складывать
прямоугольный
лист
пополам,
совмещая
при
этом
углы и стороны листа, проглаживать
линию
сгиба.
Видеть
в
силуэте
знакомый
предмет.
Закреплять
умение
пользоваться
ножницами,
техника безопасности.
Листы прямоугольной формы
с
нарисованным
силуэтом
п р е д м е т а
( п о п о л а м ) .
Ножницы.
«Подсолнух»
Формировать умение
конструировать по замыслу с учётом
особенностей материала.
Учить соблюдать инструкцию
взрослого при выполнении трудовой
деятельности с опасными
инструментами и материалами:
(ножницами, клеем, семечки).
Учить детей радоваться
полученному результату.
Образец,
цветной
картон
овальной
формы.
Цветная
бумага,
семечки,
пластилин,
к л е й ,
с а л фе т к и ,
к и с т и ,
клеенки.
ДЕКАБРЬ
Коллаж:
«Жители леса»
Учить
вырезывать
предметы
по
контуру, распределять и наклеивать
готовые
формы
на
лист
картона
в
правильной последовательности.
Продолжать
учить
работать
в
коллективе.
В ы р е з к и
и з
ж у р н а л о в ,
к н и ж к и
–
р а с к р а с к и ,
ножницы,
клей,
клеенки,
кисточки, ватман.
Коллаж:
«Жители леса»
Продолжить
составление
коллажа
«Жители леса»
Восковые
мелки,
краски,
к и с т о ч к и ,
ц в е т н ы е
карандаши.
«Гномик»
Продолжать
учить
вырезывать
предметы
по
контуру, распределять
и
наклеивать
готовые
формы
на
шаблон.
Шаблоны - гномик. Бумага
красного цвета с
нарисованными предметами
одежды. Кисточки, клей,
клеенки, подставки.
«Гномик»
(продолжение)
Учить
детей
работать
с
ватой
и
клеем, дорисовывать Планировать
ход выполнения работы.
Подносы, вата, клей.
Гномик
(завершение
работы)
Ра зв иват ь
ме лкую
м о т о р и к у.
Воспитывать интерес к занятию.
Подносы, вата, клей
ЯНВАРЬ
«Птичка -
синичка»
Работа
с
шаблоном,
продолжать
учить детей работать с выкройками.
Вызвать
интерес
к
поделке
из
природного материала.
Шаблон
синицы,
картон,
ц в е т н а я
бу м а г а ,
к л е й ,
ножницы, клеенки, салфетки,
подставки, горох, гречка.
Овечка»
Учить
детей
работать
с
бумагой:
обрывать
кусочки
салфетки
и
скатывать
в
комочки,
выполнять
наклеивание кусочков друг к другу,
дорисовывать недостающие детали.
Планировать
ход
в ы п олн е н и я
работы. Развивать мелкую моторику.
Воспитывать интерес к занятию.
П р е з е н т а ц и я
н а
т е м у :
«Овечка».
Бумажные
салфетки
белого
цвета,
подносы,
контуры
овечек, клей, кисти, клеенки,
подставки, фломастеры.
«Снеговик»
Познакомить детей с новым видом
творчества - аппликацией из ватных
д и с к о в .
У ч и т ь
д о п о л н я т ь
композицию
в ы р а з и т е л ь н ы м и
элементами.
Развивать
чувство
формы и композиции. Воспитывать
самостоятельность и аккуратность в
работе
.
Образец. Ватные диски;
картон
голубого
или
синего
цвета; вата; ватные палочки;
ножницы;
клей
ПВА,
к и с т о ч к и ,
п о д с т а в к и ,
клеенки.
ФЕВРАЛЬ
Морские джунгли
(1-ое занятие)
Активизировать применение разных
приемов
лепки
для
с о зд а н и я
красивых
водных
растений
из
удлиненного
цилиндра
(колбаски),
ленты
(сплющенный
цилиндр).
Показать,
как
можно
усилить
выразительность образа
Пластилин, проволока, бисер,
стеки, ватман.
И.А.Лыкова, стр.58
«Чудесные
раковины»
(2-ое занятие)
С о в е р ш е н с т в о в а т ь
у м е н и е
расплющивать
исходную
форму
Пластилин,
стеки,
бисер,
бусинки.
(шар, конус) и видоизменять ее для
создания
выразительных
образов:
прищипывать, оттягивать вдавливать
И.А.Лыкова, стр.60
Рыбки
и г р а ют,
рыбки
сверкают
(аквариум),
(3-ье занятие)
Продолжать
освоение
барельефной
лепки:
создавать
уплощенные
фигурки
рыбок,
прикреплять
их
к
о с н о в е ,
у к р а ш ат ь
н а л е п а м и .
Р а з в и в а т ь
к о м б и н а т о р с к и е
способности.
С о в е р ш е н с т в о в а т ь
у м е н и е
оформля т ь
под елки
р а з н ы м и
материалами.
Пластилин,
стеки,
бисер,
бусинки, пуговицы.
И.А.Лыкова, стр. 63
«Кораблик»
Учить детей конструировать поделку
из природного материала, соединяя
детали
кусочками
пластилина.
Развивать
воображение,
внимание,
усидчивость
Половина скорлупы грецкого
ореха; листок любого дерева,
п р о ко л о т ы й
п а л о ч к о й ;
флажок,
вырезанный
и з
бумаги,
пластилин,
доски,
клей, образец поделки.
МАРТ
«Красивый
цветок»
Уч и т ь
д е т е й
с о с т а в л я т ь
композицию
из
готовых
форм
по
образцу; развивать умение работать
с а м о с т о я т е л ь н о ,
п о в т о р я т ь
определенную последовательность в
узоре;
развивать
глазомер,
мелкую
м о т о р и к у
р у к ;
в о с п и т ы в а т ь
аккуратность, усидчивость во время
работы; воспитывать любовь к маме,
желание дарить подарки.
шаблоны
цветов
( т р и
размера),
пуговица
для
серединки,
трубочка
для
коктейля;
донышко
от
бутылки из-под йогурта или
крышка
от
п л а с т и ко в о й
бутылки;
гофрированная бумага;
бисер;
бархатная
или
ц в е т н а я
б у м а г а
д л я
чашелистика и листьев;
клей; пластилин
Аппликация:
«Цветок».
Продолжать
знакомить
с
новым
видом творчества - аппликацией из
ватных
дисков.
Учить
выполнять
композицию из готовых элементов.
Р а з в и в ат ь
ч у в с т в о
ф о рм ы
и
Презентация:
«Последовательность
работы».
Ватные диски в количестве 7
штук, гофрированная бумага
к о м п о з и ц и и .
В о с п и т ы в а т ь
самостоятельность и аккуратность в
работе.
зеленого
цвета,
ка р т о н ,
цветная
бумага,
ножницы
простой карандаш, клей ПВА,
с а л ф е т к и ,
к л е е н к и ,
подставки.
«Сердечки»,
лепка из соленого
теста
Познакомить
с
тестом.
Учить
л е п и т ь
и з
т е с т а ,
р а з в и в а т ь
эстетический вкус.
Соленое
тесто,
клеенки,
салфетки. Образец.
«Сердечки»
Продолжать
работу
с
соленым
тестом. Учить доделывать работу до
конца: разукрашивание сердечек.
Готовые
работы,
г у а ш ь
к р а с н о го
ц ве т а ,
к и с т и ,
к л е е н к и ,
с а л ф е т к и ,
подставки»
Сказка из шишки:
«Заяц - хваста»
Учить детей создавать образы героев
сказки с помощью художественных
средств.
Конспект. Шишки, круги для
заячьих мордочек, карандаш,
папоротник
для
декорации
поделки, клей.
АПРЕЛЬ
«Лебедь»
Продолжать знакомить с оригами.
Учить
выполнять
действия
в
заданной
по следовательно сти,
оформлять поделку фломастерами.
Квадраты
из
белой
бумаги
15х 15, фломастеры.
Д.Н.Колдина, стр.17
«Ночное небо»
(панно)
Продолжать
освоение
техники
аппликации
и
рельефной
лепки,
п р е д л о ж и т ь
с о з д а т ь
в м е с т е
рельефную
картину.
Инициировать
самостоятельный
поиск
средств
и
приемов
изображения.
Развивать
чувство композиции.
Силуэты
созвездий,
ракет,
инопланетян,
космонавтов.
Ножницы,
клей,
кисточки,
к л е е н к и ,
с а л ф е т к и ,
пластилин.
И.А.Лыкова, стр.75
«Увлекательный
космос»
(панорама)
Направить детей на поиск способов
с о з д а н и я
р е а л ь н ы х
и
фантастических образов.
Развивать воображение
Основа
рельефной
лепки
–
панно «Ночное небо»
Цветной
пластилин,
стеки,
дощечки.
И.А.Лыкова
Лепим, фантазируем, играем,
стр.79
«Мордочка щенка
Продолжить
знакомство
с
новым
способом
обработки
бумаги
–
оригами. Учить складывать квадрат
по
диагонали
и
загибать
углы,
хо р о ш о
п р о гл а ж и в а я
с г и б ы ,
выполнять действия в определенной
последовательности
К в а д р а т ы
и з
ц в е т н о й
д в у х с т о р о н н е й
б у м а г и
к о р и ч н е в о г о
ц в е т а ,
фломастеры.
Д.Н.Колдина, стр.28
МАЙ
Аппликация
«Солнышко».
Развивать интерес к аппликации как
виду
деятельности:
продолжать
учить составлять рисунок из готовых
форм, закреплять умение наклеивать
ф о р м ы
л а д о ш е к
н а
к р у г .
Формировать
навыки
работы
с
шаблонами (учиться обводить руку);
учиться
работать
с
ножницами;
развивать мелкую моторику.
Желтый
картон;
цветная
бумага;
ножницы;
клей;
желтые
шерстяные нитки.
“Цыплёнок”
Закреплять
умение
аккуратно
и
последовательно выполнять работу:
скатывать
из
салфетки
комочки,
обмакивать их в клей и выкладывать
по
контуру.
Развивать
цветовое
в о с п р и я т и е .
Ф о р м и р о в а т ь
представление о домашних птицах
Игрушка
цыпленок,
контур
цыпленка, салфетки желтого
цвета, клеенки, кисти, клей,
подставки.
П о д е л к и
и з
пластиковых
крышек:
«Веселые
зверюшки»
Учить детей создавать поделки из
природного и бросового материала.
Учить видеть образ в бросовом и
природном материале. Закрепить
технические навыки и умения в
работе с разнообразным материалом,
в том числе нестандартным.
Воспитывать у детей интерес к
художественному ручному труду, к
занятию продолжать учить работать
коллективно.
И л л ю с т р а ц и и
п о
т е м е
(образцы),
п л а с т и ко в ы е
крышки,
цветная
бумага,
к л е й ,
н ож н и ц ы ,
к и с т и ,
салфетки.
Литература:
1.И.А.Лыкова
Лепим,
фантазируем,
играем.
Книга
для
занятий
с
детьми
дошкольного возраста.
2.Д.Н.Колдина Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.
3.З.В.Лиштван Конструирование.
4.Материалы интернет – ресурса.