Напоминание

"Упражнения для проведения фонетической зарядки на уроке немецкого языка"


Автор: Якимаха Екатерина Юрьевна
Должность: учитель английского и немецкого языка
Учебное заведение: ГБОУ школа110
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методика проведения фонетической зарядки на уроках немецкого языка
Тема: "Упражнения для проведения фонетической зарядки на уроке немецкого языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Упражнения для проведения фонетической зарядки

1)Для проведения фонетической зарядки в начале урока

Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую

помощь может оказать работа со скороговорками. Они являются лучшим

средством достижения чёткости речи при любом темпе, так как не может

быть темпа более быстрого, чем скороговорка.

Использование скороговорок на уроке иностранного языка поможет

учителю

в

непринуждённой

игровой

форме

отработать

произношение

отдельных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском

языке. Для совершенствования или коррекции произношения мы предлагаем

следующие этапы работы со скороговорками.

Первый этап - демонстрация или презентация скороговорки.

Вначале скороговорка должна звучать в быстром темпе, т.е. так, как её

следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

Второй этап - работа над содержанием скороговорки.

Очень

важно

не

механически

проговаривать

скороговорку,

а

произносить

осмысленно.

Учащимся

необходимо

знать

то,

что

они

произносят. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи сигналов,

антонимов, комментария. Можно использовать иллюстрации или предложить

несколько вариантов перевода скороговорки на выбор.

Третий этап - работа над произношением.

Необходимо

отработать

изолированно

каждый

звук,

затем

слово,

содержащее этот звук, словосочетания и, наконец, всю скороговорку. Сначала

скороговорка

внимательно

прочитывается

про

себя,

затем

произносится

несколько раз беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом медленно

шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но

ещё достаточно медленно и, наконец, громко и быстро.

Чтобы

работа

над

произношением

была

более

увлекательной,

мы

предлагаем следующие виды работ.

1.

Если вы хотите улучшить своё произношение, говорите хорошо и

быстро эти скороговорки:

•Die Katze tritt die Treppe krumm, krumm tritt die Katze die Treppe.

•Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas.

•Wir kaufen ein Pfund Pflaumen für fünfzig Pfennig.

•Zwischen zwei Zwetschenbaumen zwitschern zwei Spatzen.

2. Выучите наизусть эти скороговорки:

•Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht.

•Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange.

•Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz.

3. Прочитайте фразы-ловушки, где речь идёт о:

а) продуктах питания;

б) домашних и диких животных;

в) птицах.

Welche Buchstaben schwimmen? («n», «т» - die Ente).

Wer hat einen Kamm und kommt sich nicht? (der Hahn).

Welche Buchstaben gibt uns Milch? («Q» - das Kuh).

Welches

Brot

kann

man

am

Morgen

nicht

essen?

(das

Abendbrot).

Welches Jahr hat nur einen Tag? (das Neujahr).

4. Назовите скороговорки, в которых есть:

а) имена собственные;

б) исторические и географические названия;

в) числительные.

- Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz.

- Milch macht müde Männer munter.

- Bauerische Bierbrauer brauen bayrisches Bier.

- Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas.

В дальнейшем, чтобы ученики не забыли выученные скороговорки,

нужно использовать следующие различные задания.

1.

Учащиеся

отгадывают

скороговорку

по

одному

названному

учителем слову.

2.

Учитель показывает один за другим рисунки, иллюстрирующие

скороговорки. Дети, увидев рисунок, должны произнести ту скороговорку,

иллюстрацией которой он является. Можно раздать рисунки детям (которые

они рисовали на прежних уроках при работе над каждой скороговоркой).

Учитель называет скороговорку, а дети должны показывают подходящий

рисунок.

3.

Ученикам

предлагается

из

данных

слогов

или

слов

составить

знакомую скороговорку.

4.

Учитель

начинает

произносить

скороговорку,

дети

хором

завершают.

5.

Учитель предлагает угадать, в какой скороговорке идёт речь о:

6.

а) хлебе; б) молоке; в) кошке; г) собаке; д) рыбе и так далее.

7.

Ученики

по

очереди

должны

назвать

одно

за

другим

слова

скороговорки, стараясь не ошибиться, при этом можно начинать как с первого

слова, так и с последнего.

8.Один из учащихся «играет» скороговорку, используя мимику, жесты,

и просит других назвать скороговорку, о которой идёт речь.

9.Начало одной скороговорки соединено с концом другой. Дети должны

назвать обе скороговорки полностью и правильно.

10. Учащимся даются вперемежку слова из известных скороговорок, и

предлагается объединить их в группы, расположить в правильном порядке и

дополнить недостающими словами.

11. Кто из детей назовёт больше скороговорок.

12.Соревнования

в

командах.

Называются

поочерёдно

по

одной

скороговорке.

Выигрывает

та

команда,

которая

последней

называет

скороговорку.

Скороговорки можно использовать как в начале урока на начальном

этапе

обучения

немецкому

языку,

когда

у

детей

формируются

произносительные навыки, так и в середине и конце урока.

Заучивание скороговорок не только развивает память учащихся, но и

позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает

эмоциональную выразительность речи [15].

Отработка звука [h]

Данный

звук

представляет

собой

шум

от

выдоха

гласным

звуком.

Чтобы правильно произносить этот звук, нужно сначала подготовиться к

произнесению гласного, затем произнести этот гласный с легким шумом,

выдохнув воздух. Контролируйте себя, следя за образованием этого звука в

глотке (зеве), а не в ротовой полости [7].

1.

Ребята!

Скоро

зима.

Представьте,

что

у

вас

замерзли

руки.

Погрейте их! Как вы будете дуть на руки? (Ha-ha-ha).

2.

Слушайте

и

повторяйте

за

учителем

(диктором)

следующие

слова: Haus, Hof, Herr, heiβen, haben, höflich, Hans, Holz, Hemd, hier.

3.

Внимательно слушайте учителя (диктора) и хлопайте в ладоши

только в том случае, если услышите слова со звуком [h].

Haus,

Mutter,

Hund,

Großmutter,

sprechen,

lachen,

haben,

Hof,

nicht,

Onkel, Hafen, heiβen.

4. Говорите хорошо и быстро эти скороговорки:

а) Hinter Hermann Hannes Haus Hängen hundert Hemden raus!

б) Hinter Hermans Hinterhaus hackt Hans Holz!

5. Выучите следующую рифмовку:

Hinter

Hermann-Hannes-Haus,

Hangen

hundert

Hemden

raus,

Hundert

Hemden hangen raus,

Hinter Hermann Hannes Haus.

7.

Повторите медленные и быстрые слова:

8.

Langsame Worter:

Schnelle Worter

haben

Hof

Hafen

heiBen

hier

Hans

hielten

Hund

heben

Haus

Hafen

h

ö

flich

4.

В каких словах [h] произносится?

Ja

Nein

Haus

+

Zehn

-

Hund

Sohn

Wohnung

HeiBen

Haben

Sehr

Hier

Ihre

8. Выучите и расскажите выразительно следующее стихотворение:

Hannes Hampel hampelt hin

Hampel her hampelt hin und her

hampelt hoch und runter

Hannes Hampel ist ein bunter

Hampel - Hampel - Hampelmann!

9.Заучите и спойте песню «На! На!»

На!". На! На! На! На! На! На! - На! На! На!

Unsern Jubel ruft das Echo uns zurück.

Laβt uns fröhlich sein und lachen,

Denn nicht ewig währt das Glück.

На отработку: [е:]

Произнесите слова в соответствии с правилом произношения беглого е.

Abend

вечер

Mutter

мать

bieten

предлагать

Name

имя

bitten

просить

Ruder

весло

Bube

мальчик

Sage

сказание

Butter

масло

sieben

семь

leben

жить

Suppe

суп

lesen

читать

Viertel

четверть

lieben

любить

Vogel

птица

Miete

квартирная плата

Wiese

луг

Mitte

середина

Wetter

погода

Предлагается правильно произнести звук [e:], и заучить скороговорку с

правильным произношением.

•Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht.

Отработка звука [ n]

Это трудный носовой звук, передаваемый буквосочетанием ng.

Для

правильного

произнесения

данного

звука

можно

произносить

сначала два звука: заднеязычное n и g. Нужно широко открыть рот, прижать

кончик языка к нижним зубам и выдыхать воздух через нос. Получится

заднеязычное п, при котором к нёбу поднимается задняя спинка языка, а

кончик языка упирается в нижние зубы. Затем постепенно не произносить

звук [g], чтобы звучало не два звука ([n], [g]), а один звук - заднеязычное n.

Добиться правильного произнесения звука [п] поможет имитирование

учащимися речи учителя (диктора) и следующие упражнения.

1.

Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова:

singen, Wohnung, springen, Frühling, lange, Schlange, Stange.

1.

Говорите чётко и быстро следующие скороговорки:

а) Eine lange Schlange ringelt sich um eine Stange.

б) Einmal jährlich doch nicht lange Beizt der kleine Frosch die Schlange.

3 . Расскажите

выразительно

стихотворение

«Hampelmann».

Punkt,

Punkt, Komma, Strich,

fertig ist das Mondgesicht. Und zwei Ohren, eine Zunge: fertig ist der freche

Junge.

4.

а)

Слушайте

внимательно

учителя

(диктора)

и

поднимайте

сигнальные карточки в том случае, если услышите слова со звуком [ ]

Schrank,

singen,

springen,

Wange,

hin,

singen,

Henne,

hangen,

lang,

schlank, eng, fangen, trinken.

б) Слушайте внимательно учителя (диктора) и поднимайте сигнальные

карточки в том случае, когда услышите предложения со звуком [л].

a) Diese Wanne ist schon.

б) Uta kann laut singen.

в) Anna ist schlank.

г) Otto kann richtig singen.

д) Ich hänge an die Wände ein Bild.

е) Ich habe zwei Wangen.

5. Повторите медленные и быстрые слова. Langsame Wörter: Schnelle

Wörter:

Wohnung

lange

Sohn

Stange

Familie

Schlange

Ihre

bringen

Heben

Wange

chemisch

Bank

6. Заучите и спойте следующие песни:

а) А-а-а, der Winter, der ist da! Herbst und Sommer sind vergangen, Winter,

der ist angefangen.

A-a-a, der Winter, der ist da!

б) Mit kling-ling-ling und bum-bum-bum geh'n wir zu zweit im Kreis

herum.

Mit kling-ling-ling und bum-bum-bum.

Geh'n wir im Kreis herum.

Wir feiern alle heute, das macht uns allen Freude.

Mit kling-ling-ling und bum-bum-bum.

Geh'n wir im Kreis herum.

Отработка звука [с]

Это

среднеязычный

звук,

слегка

напоминающий

русское

«хь».

Он

сильно

отличается

от

русского

«х»,

так

как

произносится

при

помощи

средней, а не задней спинки языка. (В суффиксе - ig для обозначения этого

звука в виде исключения пишется буква g).

При произнесении данного звука нужно продвинуть язык вперёд так,

чтобы кончик языка упирался в передние нижние зубы. Средняя спинка языка

должна быть высоко поднята к твердому нёбу [7].

1.

Ребята! Чтобы правильно произнести этот звук, давайте

сначала «похихикаем» (хи-хи-хи). А теперь скажем поочерёдно: хи- хи-ich.

2.

Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие

слова: ich, fertig, mich, dich, lustig, richtig, Mädchen, wichtig, Gesicht, Milch.

3.

Говорите четко и быстро следующую скороговорку:

Ich spreche den „Ich-Laut" nicht richtig aus, es ist aber wichtig fur mich den

„Ich-Laut" richtig auszusprechen.

4.

Внимательно

слушайте

учителя

(диктора)

и

хлопайте

в

ладоши в том случае,

когда услышите звук [9] в словах: Tochter, mich, Haus,

Sohn, sprechen, lachen, dich, Herr, Holz, ich, Gesicht, fertig, acht, richtig, Hund,

Onkel, nicht, machen, Mädchen, Marchen, Hurra.

5. Выучите и расскажите выразительно стихотворение «Hampelmann».

Punkt, Punkt, Komma, Strich -fertig ist nun das Gesicht. Körper, Arme,

Beine

dran

-fertig

ist

der

Hampelmann.

Hände,

Fuße

und

ein

Hut

ist

der

Hampelmann nicht gut?

6. Заучите и спойте следующие песни:

а)

Laterne, Laterne,

Sonne, Mond und Sterne

Machet aus das Licht,

Machet aus das Licht,

aber nur meine liebe Laterne nicht

б)

Ich bin ich, und du bist du.

Ich heiße Natascha, und wie heißt du?

7. Прослушайте предложение и поднимите сигнальные карточки, если

услышите хотя бы одно слово со звуком [с]:

a) Das ist ein Haus. б) Und das ist ich. в) Ich heiße Uta. г) Das ist Hanz. д)

Er ist lüstig. e) Noch habe ich viele Geschwiester. ж) Ist der Hampelmann nicht

gut?

Отработка звука [ае]

Данный

звук

на

письме

обозначается

буквосочетаниями ei,

ai

(ai)пишется

только

в

нескольких

словах,

которые

нужно

запомнить,

в

остальных случаях пишется ei).

Первый

элемент

дифтонга

(дифтонгом

называется

сочетание

двух

гласных в одном слоге) произносится чётко, стоит под ударением, второй

-безударный, произносится нечётко. Не нужно забывать про сильный приступ

начальных гласных.

1.

Ребята! Это тот же самый звук, если бы вы наступили в лесу на

ёжика и громко, не затягивая, вскрикнули: «Аи!»

2.

Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова

(опора на графическое написание слов): Seite,

mein,

dein,

Ei,

Meister,

Mai,

klein, Waise, weich, leicht, zwei, drei.

1.

Говорите четко и быстро данные ниже скороговорку и считалки.

а) Zwischen zwei Zweigen Zwitschern zwei Zeisige

б) Eins, zwei, drei Auf der Straβe liegt ein Ei Wer drauft ritt,

der muβ mit.

в) Zu, zum, zur Zwei Zeiger hat die Uhr. Sie zeigen mir die Zeit. „Mach

schnell, es ist soweit!"

Внимательно слушайте учителя (диктора)

и поднимайте сигнальные

карточки, когда услышите слова с ei [ае] в середине: Mutter, dein, nicht, mein,

drei, klug, Onkel, klein, alt, nein, aber, zwei, heißen, Sohn, Familie.

4.

Выучите следующие песни:

а) Mein Vater heißt Hanz. Mein Opa heiβt Franz. Meine Mutter heiβt

Renate. Meine Schwester heiβt Beate. Meine Oma heiβt Ottilie. Das ist meine

Familie.

Ich heiβe Fritz.

Und mein Hund heiβt Spitz.

б) Mein Hut, der hat drei Ecken, Drei Ecken hat mein Hut und hat er nicht

drei Ecken dann ist es nicht mein Hut. Mein Hut, der hat drei Ecken, Drei Ecken

hat mein Hut und hat er nicht drei Ecken dann ist es nicht mein Hut



В раздел образования