Автор: Матюшина Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: разработка урока литературы
Тема: "Нравственные проблемы рассказа Э.Сетона-Томпсона "Арно""
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока
литературы в 6 классе
«Нравственные проблемы рассказа
Э.Сетона-Томпсона «Арно»»
Г.Воронеж
Тема урока «Нравственные проблемы рассказа Э.Сетона-Томпсона «Арно»»
Цели урока:
Образовательные:
1)
продолжить знакомство учащихся с творчеством канадского писателя-
натуралиста Э.Сетона-Томпсона;
2)
анализ рассказа;
3)
указать нравственные проблемы рассказа, поставленные автором
произведения.
Воспитательные:
1)
пробудить в детях чувство уважения, сострадания ко всему живому на
земле;
2)
бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Развивающие:
1)
формирование речи учащихся посредством собственных рисунков и
взаимообщения.
Ход урока:
I.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц». После прослушивания учитель
задаёт вопросы классу:
- Кому принадлежит это пение?
- Как вы думаете, почему я начала урок именно с прослушивания
голосов птиц?
II.
1) Учитель открывает доску, сообщает тему урока, ставит цели
урока.
2) На доске записаны слова в качестве эпиграфа. Ребята записывают
его.
Ничто не охраняет птиц больше, чем наша любовь к ним.
В.Песков
3) Анализ прочитанного рассказа.
-Давайте обратимся к тексту произведения.
-Кто является главным героем рассказа?
-Каких голубей называют возвратными?
-Как проверяют способности голубей?
-Что ценится в почтовом голубе: внешняя окраска, красота птицы или
умение быстрее всех вернуться в голубятню?
-Какие приметы отличают голубей высшей возвратной породы?
-Кто оказался лучшим из 50 голубей?
-Какой славный рекорд был побит Арно на море?
-Каким мы видим в это время Арно? (мужественный, отважный,
настойчивый, сильный, любит голубку и свой дом). Заполнение
таблицы:
Сравнительная
характеристика героев
характер Арно
характер охотника
муже ственный,
от в а ж н ы й ,
настойчивый,
сильный,
любит
голубку и свой дом
безжалостностный, черствый, злой,
трусливый
-Что
это
за
качества?
(нравственные
качества.
Нравственность
–
внутренние,
духовные
качества;
правила
поведения,
определяемые
этими качествами).
-Как звали брата Арно? Что вы можете о нем рассказать?
Зачитать эпизод из 3 главы рассказа.
-Какого вы мнения о таких охотниках?
-Какие
черты
характера
охотника
раскрываются
в
прочитанном
эпизоде? (безжалостность, черствость, злость, трусливость). Записать
наблюдения в таблицу (смотри выше).
-Сравните эти записи и сделайте вывод.
-Из-за чего началась борьба между Арно и Большим Сизым?
-Какое
качество
голубя
раскрывает
автор
в
этом
эпизоде?
(честь,
достоинство).
-Какое длительное душевное потрясение пережил Арно?
-О чем он думал, находясь в неволе?
-Как удалось герою обрести свободу?
-Какие враги подстерегли Арно и кто из них больше всех виноват в его
гибели: ястребы, сокол-голубятник или стрелок-охотник?
-Свернул ли Арно во время полета домой, ища спасения?
-Что послужило причиной гибели Арно? (ранение охотника).
III.
1.
Изображая
животных
и
пернатых,
писатель
использует
прием
антропоморфизма – очеловечивания животных и птиц. Вот почему наш
герой
много
думает,
размышляет.
Он
умен,
обладает
всеми
человеческими качествами. В тексте у Сетона-Томпсона сказано, что,
если бы Арно владел даром петь, он запел бы героическую песнь.
-Ребята, как вы думаете, какую героическую песнь пропел бы Арно?
Может быть, это была бы песня, посвященная жене, Билли, родному
дому? А может, это обращение к охотнику?
2.
Проверка сочинений-миниатюр.
-Ребята, давайте проверим ваши творческие работы.
IV.
Работа
с
рисунками
учащихся
к
рассказу
(желающие
поясняют
выбранный эпизод).
-Ребята, на дом вам было дано еще одно задание творческого характера –
нарисовать рисунок к тому эпизоду, который больше всего вам запомнился.
Учащиеся комментируют работы.
V. Вывод к уроку.
-Чему научило нас произведение Э. Сетона-Томпсона?
-Ребята, Э.Сетон-Томпсон написал свое произведение в 19 веке. Мы живем в
21веке! Актуален ли рассказ в наши дни? Да, потому что, описывая короткую,
но
героическую
жизнь
возвратного
голубя,
писатель
пытается
решить
важную проблему – проблему нравственности.
За 2 прошедших века люди изменились, к сожалению, в худшую сторону.
Мы разучились любить, сопереживать, заботиться друг о друге. Нам всем
нужно задуматься о том, что человечество выживет путем спасения природы
и восстановления высших нравственных ценностей.
VI. В конце урока дети коллективно исполняют песню “Просьба».
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Припев:
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев: