Автор: Орлова Полина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя школа № 32"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий через организацию словарной работы на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Формирование познавательных универсальных
учебных действий через организацию словарной
работы на уроках русского языка
Составитель: Орлова Полина Викторовна
Вопрос обогащения словарного запаса современного школьника очень актуален.
В обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому,
первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного
запаса учащихся. Начальное образование – это базовая ступень общего образования, целью
которой является освоение школьниками элементарных общеобразовательных знаний,
обеспечивающих полное развитие познавательных способностей и социального общения,
а также формирование основных навыков учебной деятельности. Знание русского языка
– это основа обучения в школе. Русский язык является не только предметом изучения, но и
средством обучения в работе по другим предметам. Чем богаче словарный запас
обучающегося, тем богаче и язык. Словарная работа не только помогает совершенствовать
речь детей , но и вызывает у них познавательный интерес к родному языку и делает
обучение более продуктивным. Работа со словарными словами является одной из основных задач
по развитию речи и мышления учащихся. Слова с непроверяемыми написаниями в начальной
школе встречаются на каждом уроке.
Проблема в работе со словарными словами состоит в недостаточной разработанности методики
обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченностью и традиционным дидактическим
материалом, его скупостью. В связи с внедрением в учебный процесс ФГОС возникло
противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных
действий и недостаточностью форм, методов и способов их формирования.
Тема изучения словарной работы была поставлена еще в прошлом веке известными
методистами: Ушинским, Буслаевым, Срезневским, Тихомировым. В.П.Канакина разработала
лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания словарных
слов, так и на развитие мышления и речи учащихся.
Наиболее эффективные следующие приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов
по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор
слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание
таблиц, выборочный ответ, сопоставление “противоположных” орфограмм, составление
словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами,
письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение
по опорным словам.
Г.А.Бакулина предлагает работу со словарными словами в системе интеллектуального
развития ребенка. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разные сочетания
несколько видов учебной деятельности, школьники самостоятельно определяют слово, с которым
им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-
орфографической работы. При этом педагог предлагает упражнения и задания, обеспечивающие
одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных
видов мышления, речи, наблюдательности. Такая организация учебной деятельности оживляет
его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.
Словарная работа на уроке не может ограничиваться только упражнениями, т.к. в отношении
их не может быть никаких обобщений или правил. Это систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа со всеми разделами курса русского языка.
Рациональной является работа, когда в процессе освоения правописания слов школьникам
предлагают упражнения, которые наряду с орфографическими целями преследуют и лексические
цели, т.к. они направлены на усвоение правил орфографии и на обогащение словаря ученика.
Словарная работа преследует различные цели и разное содержание:
1. Она может быть направлена на знакомство с лексическим значением новых слов и /или
словосочетаний, значение которых понимается неправильно или неточно.
2. Упражнения со словарными словами могут проводиться с целью обучения орфоэпическому
произношению слов, соблюдению ударения.
3. Словарная работа может быть направлена на усвоение некоторых грамматических форм,
образование которых вызывают затруднения.
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемой орфограммой проводится словарно-
орфографическая работа.
Работа со словарными словами складывается из следующих этапов:
1) первичное знакомство со словом;
2) задания, направленные на запоминание слова;
3) проверка усвоения написания слов.
Андрей Николаевич Кохичко говорил, что «в запоминании правописания слов, их сочетаний
действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и
мыслительный».
Руководствуясь этим все изученные приемы работы со словарным словом можно разбить на
следующие группы:
- стихи-опоры и рифмы-подсказки
Пальто, платье и платок
С буквой А пиши дружок
Что за Ли? Что за МОН?
В звуках нету смысла
Но едва шепнут- ЛИМОН
Сразу станет кисло.
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы
Озорные молодцы!
- задания на замену развернутого определения одним словом
хрустящий, зелёный, пупырчатый;
хитрая, рыжая, хищница
- упражнения с использованием пословиц
Собери пословицу
Соловей , ворона, поёт, месяц, а, круглый, год, каркает.
Без , избы, не видеть, молотка, и, пилы
Выпиши из пословицы ( поговорки )словарные слова
Около хлеба и мыши водятся.
Всякая работа мастера хвалит.
Между воронами и сорока по-вороньи каркает
- кроссворды, ребусы, шарады, изографы
Шарады
Начало - голос птицы, конец - на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда ( картина)
Изографы
Отгадай какое слово здесь спряталось
Загадки
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
( воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... ( сорока)
- упражнения фонетического характера
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
В..робей, м..роз, п.нал, п..ртрет, гор..д, д..рога, ябл..ко, с..рень.
Выпишите слова в два столбика: в первый столбик- с глухими согласными на конце слова, во
второй- со звонкими согласными на конце слова:
Завтра.., в..кзал, б..гаж, адр..с, г..рой, пл..ток, н..род, п..суда.
Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.
- морфологические упражнения
- синтаксические упражнения (составление предложения)
- упражнения лексического характера
Приём "Этимологическая викторина"
Пример викторины по сказке "Звери в яме"
О происхождении каких слов идет речь?
Его название значило в древности «скакун», «прыгун». (Заяц.)
Образовано от слова, означающего «желтоватый». (Лиса.)
Заимствовано из тюркских языков, означает «дикая свинья». (Боров, кабан.)
Образование из «мёд» и «ед» («еда»); со значением «медоед». (Медведь.)
Некогда это слово означало «распущенный, злой человек». (Собака.)
- словообразовательные упражнения (сложные слова)
Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного
и того слова
Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблочки.
Осина, осинка, подосиновик, осинник, осине, осиновый
Замените каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.
Шкаф для посуды – посудный шкаф, лист с березы – …,молоко от коровы – …,нора зайца – …
Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?
- наблюдение за фразеологизмами
- Упражнения проблемного характера
Приём "Письмо по памяти"
1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и
т.д.);
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную
букву е. и т.д.;
Приём «Графические ассоциации»
и многие др.
Изучив методическую литературу по данной теме можно сделать следующие выводы:
- словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с
непроверяемыми орфограммами;
- одним из наиболее рациональных способов словарно-орфографической работы является
использование на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных"
слов, которые бы способствовали активизации мыслительной деятельности и памяти учеников;
- приёмами запоминания орфографии слова являются:
1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,
2) мнемонические приёмы, которые облегчают запоминание внешнего облика словарных слов
путём образования ассоциаций,
3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,
4) этимологический анализ;
Слова с непроверяемыми написаниями могут быть использованы при объяснении нового и
закреплении уже изученного материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и
контрольных работах.
В процессе работы у учащихся формируется внимание к слову, к его уместности в предложении и
в тексте; к его значению и оттенкам значения, вырабатываются быстрота и точность выбора слова.
Систематическое использование данного материала на уроках поможет не только повысить
орфографическую грамотность, но и обогатить и активизировать запас слов , постепенно
формирует понятие о языке.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что применение разработанной системы
организации словарной работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в
условиях ФГОС способствует повышению эффективности формирования познавательных
универсальных учебных действия у младших школьников.
Список литературы
1.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов
С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
2.
Беглова Т.В., Битягова М.Р. Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных
действий в начальной школе. – М, 2012.
3.
Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 1999.
4.
Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших
школьников русскому языку: Дис. канд. пед. наук. - М., 1996.
5.
Лободина Н.В. Русский язык. 1- 4 класс. Словарно-орфографическая работа. – Издательство
«Учитель», Волгоград, 2008.
6.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая
школа: Academia, 1999.
7.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего
образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. –
2011. – Вып. 1(3).
8.
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных
действий. Статья. Учительская газета, 2012.
9.
Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992.