Напоминание

"Формирование познавательных универсальных учебных действий через организацию словарной работы на уроках русского языка"


Автор: Орлова Полина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя школа № 32"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий через организацию словарной работы на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование познавательных универсальных

учебных действий через организацию словарной

работы на уроках русского языка

Составитель: Орлова Полина Викторовна

Вопрос обогащения словарного запаса современного школьника очень актуален.

В обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому,

первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного

запаса учащихся. Начальное образование – это базовая ступень общего образования, целью

которой является освоение школьниками элементарных общеобразовательных знаний,

обеспечивающих полное развитие познавательных способностей и социального общения,

а также формирование основных навыков учебной деятельности. Знание русского языка

– это основа обучения в школе. Русский язык является не только предметом изучения, но и

средством обучения в работе по другим предметам. Чем богаче словарный запас

обучающегося, тем богаче и язык. Словарная работа не только помогает совершенствовать

речь детей , но и вызывает у них познавательный интерес к родному языку и делает

обучение более продуктивным. Работа со словарными словами является одной из основных задач

по развитию речи и мышления учащихся. Слова с непроверяемыми написаниями в начальной

школе встречаются на каждом уроке.

Проблема в работе со словарными словами состоит в недостаточной разработанности методики

обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченностью и традиционным дидактическим

материалом, его скупостью. В связи с внедрением в учебный процесс ФГОС возникло

противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных

действий и недостаточностью форм, методов и способов их формирования.

Тема изучения словарной работы была поставлена еще в прошлом веке известными

методистами: Ушинским, Буслаевым, Срезневским, Тихомировым. В.П.Канакина разработала

лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания словарных

слов, так и на развитие мышления и речи учащихся.

Наиболее эффективные следующие приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов

по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор

слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание

таблиц, выборочный ответ, сопоставление “противоположных” орфограмм, составление

словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами,

письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение

по опорным словам.

Г.А.Бакулина предлагает работу со словарными словами в системе интеллектуального

развития ребенка. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разные сочетания

несколько видов учебной деятельности, школьники самостоятельно определяют слово, с которым

им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-

орфографической работы. При этом педагог предлагает упражнения и задания, обеспечивающие

одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных

видов мышления, речи, наблюдательности. Такая организация учебной деятельности оживляет

его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Словарная работа на уроке не может ограничиваться только упражнениями, т.к. в отношении

их не может быть никаких обобщений или правил. Это систематическая, хорошо организованная,

педагогически целесообразно построенная работа со всеми разделами курса русского языка.

Рациональной является работа, когда в процессе освоения правописания слов школьникам

предлагают упражнения, которые наряду с орфографическими целями преследуют и лексические

цели, т.к. они направлены на усвоение правил орфографии и на обогащение словаря ученика.

Словарная работа преследует различные цели и разное содержание:

1. Она может быть направлена на знакомство с лексическим значением новых слов и /или

словосочетаний, значение которых понимается неправильно или неточно.

2. Упражнения со словарными словами могут проводиться с целью обучения орфоэпическому

произношению слов, соблюдению ударения.

3. Словарная работа может быть направлена на усвоение некоторых грамматических форм,

образование которых вызывают затруднения.

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемой орфограммой проводится словарно-

орфографическая работа.

Работа со словарными словами складывается из следующих этапов:

1) первичное знакомство со словом;

2) задания, направленные на запоминание слова;

3) проверка усвоения написания слов.

Андрей Николаевич Кохичко говорил, что «в запоминании правописания слов, их сочетаний

действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и

мыслительный».

Руководствуясь этим все изученные приемы работы со словарным словом можно разбить на

следующие группы:

- стихи-опоры и рифмы-подсказки

Пальто, платье и платок

С буквой А пиши дружок

Что за Ли? Что за МОН?

В звуках нету смысла

Но едва шепнут- ЛИМОН

Сразу станет кисло.

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы

Озорные молодцы!

- задания на замену развернутого определения одним словом

хрустящий, зелёный, пупырчатый;

хитрая, рыжая, хищница

- упражнения с использованием пословиц

Собери пословицу

Соловей , ворона, поёт, месяц, а, круглый, год, каркает.

Без , избы, не видеть, молотка, и, пилы

Выпиши из пословицы ( поговорки )словарные слова

Около хлеба и мыши водятся.

Всякая работа мастера хвалит.

Между воронами и сорока по-вороньи каркает

- кроссворды, ребусы, шарады, изографы

Шарады

Начало - голос птицы, конец - на дне пруда,

А целое в музее найдете без труда ( картина)

Изографы

Отгадай какое слово здесь спряталось

Загадки

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.

( воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... ( сорока)

- упражнения фонетического характера

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

В..робей, м..роз, п.нал, п..ртрет, гор..д, д..рога, ябл..ко, с..рень.

Выпишите слова в два столбика: в первый столбик- с глухими согласными на конце слова, во

второй- со звонкими согласными на конце слова:

Завтра.., в..кзал, б..гаж, адр..с, г..рой, пл..ток, н..род, п..суда.

Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.

- морфологические упражнения

- синтаксические упражнения (составление предложения)

- упражнения лексического характера

Приём "Этимологическая викторина"

Пример викторины по сказке "Звери в яме"

О происхождении каких слов идет речь?

Его название значило в древности «скакун», «прыгун». (Заяц.)

Образовано от слова, означающего «желтоватый». (Лиса.)

Заимствовано из тюркских языков, означает «дикая свинья». (Боров, кабан.)

Образование из «мёд» и «ед» («еда»); со значением «медоед». (Медведь.)

Некогда это слово означало «распущенный, злой человек». (Собака.)

- словообразовательные упражнения (сложные слова)

Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного

и того слова

Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблочки.

Осина, осинка, подосиновик, осинник, осине, осиновый

Замените каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.

Шкаф для посуды – посудный шкаф, лист с березы – …,молоко от коровы – …,нора зайца – …

Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

- наблюдение за фразеологизмами

- Упражнения проблемного характера

Приём "Письмо по памяти"

1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и

т.д.);

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную

букву е. и т.д.;

Приём «Графические ассоциации»

и многие др.

Изучив методическую литературу по данной теме можно сделать следующие выводы:

- словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с

непроверяемыми орфограммами;

- одним из наиболее рациональных способов словарно-орфографической работы является

использование на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных"

слов, которые бы способствовали активизации мыслительной деятельности и памяти учеников;

- приёмами запоминания орфографии слова являются:

1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,

2) мнемонические приёмы, которые облегчают запоминание внешнего облика словарных слов

путём образования ассоциаций,

3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,

4) этимологический анализ;

Слова с непроверяемыми написаниями могут быть использованы при объяснении нового и

закреплении уже изученного материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и

контрольных работах.

В процессе работы у учащихся формируется внимание к слову, к его уместности в предложении и

в тексте; к его значению и оттенкам значения, вырабатываются быстрота и точность выбора слова.

Систематическое использование данного материала на уроках поможет не только повысить

орфографическую грамотность, но и обогатить и активизировать запас слов , постепенно

формирует понятие о языке.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что применение разработанной системы

организации словарной работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в

условиях ФГОС способствует повышению эффективности формирования познавательных

универсальных учебных действия у младших школьников.

Список литературы

1.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов

С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.

2.

Беглова Т.В., Битягова М.Р. Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных

действий в начальной школе. – М, 2012.

3.

Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 1999.

4.

Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших

школьников русскому языку: Дис. канд. пед. наук. - М., 1996.

5.

Лободина Н.В. Русский язык. 1- 4 класс. Словарно-орфографическая работа. – Издательство

«Учитель», Волгоград, 2008.

6.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая

школа: Academia, 1999.

7.

Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего

образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. –

2011. – Вып. 1(3).

8.

Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных

действий. Статья. Учительская газета, 2012.

9.

Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992.



В раздел образования