Напоминание

Урок природоведения в 5 классе: "Животные и растения пресных водоемов"


Автор: Михайлова Оксана Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГКОУ КК "Березанская школа-интернат"
Населённый пункт: ст. Березанская
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: Урок природоведения в 5 классе: "Животные и растения пресных водоемов"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок природоведения в 5 классе коррекционной школы.

Тема. Животные и растения пресных водоёмов.

Задачи урока:

показать разнообразие животного мира;

выявить особенности животных пресных водоёмов;

учить умению устанавливать простейшие связи между обитателями

природы;

развивать

мышление

учащихся,

учить

умению

сравнивать,

сопоставлять;

воспитывать

экологическую

культуру

на

примере

отношения

к

животным водоёмов.

Оборудование: схема «Водоём»,

водные растения и животные, «Допиши

текст»,

рассказ

«Кувшинка»

Н.

Сладкова,

карточки:

«Строение

гриба»,

презентация:

«Животные

и

растения

пресного

водоема»,

видиофильм:

«Водные инженеры-строители»,

Ход урока.

I.

Организация класса.

Здравствуйте ребята. На наш урок пришли гости, они хотят увидеть чему

вы научились на уроках, как умеете отвечать.

Успокойтесь, улыбнитесь и давайте работать так, как будто мы с вами в

классе одни.

1.Какое сегодня число?

(Сегодня…..

Какой сегодня день недели?

(Сегодня……

Какую большую тему мы с вами изучаем?

(тема называется: Живая природа)

Перечислите признаки живой природы.

(Рождение, дыхание, питание, рост, движение, старение и умирание).

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(Мы изучали тему: Грибы).

II.Проверка домашнего задания.

Что вам было задано на дом?

(стр 118-120 Грибы, читать и отвечать на вопросы. Знать строение гриба и

правила сбора грибов в лесу.)

Скажите почему грибы растут под деревьями?

( Трудно грибу прожить одному. Сам приготовить пищу из углекислого газа и

воды на свету он не может. Волей-неволей приходится искать помощи. Но

потом ученые выяснили: грибница, опутавшая корень дерева не враг ему, а

друг и помощник. От такой дружбы и грибу и дереву большая польза. Гриб

получает от дерева недостающие ему вещества , который вырабатывается на

свету в листве, а взамен делится с «великаном» водою. Не жалеет гриб для

дерева и пищи, которую сам добывает из почвы. За многие «годы дружбы» и

грибы, и деревья хорошо приспособились друг к другу. Корни их срастаются

и питают друг друга).

Расскажите нам о грибах.

( Белый гриб, или боровик, может жить вместе с сосной, елью, дубом и

потому растет в хвойных и смешанных лесах. Съедобный.)

(Сами названия подберезовика и подосиновика говорят, под какими

деревьями их надо искать. Съедобные.)

( Ценными грибами считаются маслята, растущие группами под соснами и

елями и реже — под другими деревьями. Все эти грибы можно варить,

жарить, мариновать, сушить.)

(Осенью на пнях и на поваленных древесных стволах растут группами

мелкие грибы — осенние опята. Обилие опят обычно связано с тем, что в

лесу много больных деревьев или гниющих древесных остатков. Опят можно

варить, жарить, сушить и мариновать. )

(Эти грибы-ядовитые. Самые известные из них вошли даже в сказки -

бледная поганка и мухомор они служат непременными атрибутами жилища

злой бабы яги. Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный

яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка

у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. В верхней части

ножки, как у мухомора, есть кольцо. )

У вас на столах карточки со схемой строения гриба, подпишите части

гриба. (ребята подписывают и дежурный сдает карточки учителю).

Проверим:

(1.В почве расположены бесцветные нити – грибницы.

2.Ножка.

3. Шляпка.

А вместе они образуют плодовое тело.)

Сдайте пожалуйста работу.

Расскажите правила сбора грибов в лесу.

(1.

Никогда

не

берите

грибы,

которые

не

знаете.

Среди

них

могут

оказаться ядовитые грибы.

(2.

Гриб лучше срезать, чтобы не повредить грибницу. Не разрывайте

землю вокруг Грибов.

(3.

Не берите старые грибы, у которых шляпки слишком загнуты к верху

или уже потемнели.

(4.

Не собирайте грибы близко к дороги и в городах. Грибы хорошо

накапливают

вредные

вещества,

поэтому

можно

отравиться

и

съедобным грибом.)

Молодцы вы хорошо усвоили тему: «Грибы».

Тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете внимательно послушав

стихотворение и добавите последнее слово…

Посмотрите вот сюда

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз

И кубышка и тростник.

Водомерка вот бежит

Всюду бурно жизнь кипит

Это пресный…(водоем).

(Пресный водоем)

Верно! Мы сегодня на уроке будем изучать растения и животных

обитающий в пресных водоемах.

– Итак, в тетрадях записываем число на полях и аккуратно с большой

буквы тему урока «Животные и растения пресных водоёмов».

Посмотрите какой красивый пресный водоем на фотографии, и у нас

сегодня будет свой водоем который мы к концу урока с вами сделаем.

(прикрепляю к доске плакат с нарисованным пресным водоемом).

3.Изучение нового материала.

Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы:

пресные и соленые.

Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов

вы знаете?

(Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище, болото).

Какой водоем есть возле нашей школы?

(Река Бейсуг).

Значит, река возле нашей школы – это пресный водоем. В любом

природном

водоеме

есть

жизнь.

Растительный

мир

водоемов

очень

разнообразен. Все растения пресных водоемов можно разделить на группы:

1группа Прибрежные растения: камыш, тросник- они очень похожи.

Это крупные высокие растения растущие у берега-прибрежнве растения, в

корнях которых строят дома водные животные. (приклеиваю)

2группа Растения которые находятся полностью под водой. Водоросли

имеют

корней,

но

играют

огромную

роль

в

образовании

кислорода

для

дыхания и питания водным животным.

3группа водных растений плавает на поверхности воды вы сможете

назвать это растение послушав рассказ Н. Сладкова. Называется он так же,

как

и

растение,

о

котором

в

нем

говорится.

Внимательно

прослушайте

рассказ и скажите, как он называется.

Днем она нежится на воде – и все любуются ею. А ночью ныряет под воду.

Стиснет белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в

глубине.

Ясное будет утро – снова вынырнет из воды. Снова развернет лепестки

навстречу солнцу и станет радовать всех. Ну а если облачно, если дождь и

туман, то весь день под водой проспит. И носа наружу не высунет! И будут

смотреть на нее одни только рыбы.(Н. Сладков «Кувшинка».)

Скажите какую роль в водоёме выполняют растения?

(– Пища для животных

– Дом для животных

– Выделяют кислород, необходимый для дыхания)

Верно, с водными растениями мы познакомились.

А о животных обитателях пресных водоемов вы узнаете из учебника.

Откройте учебник на стр121, 4 абзац, читаем по цепочке, по абзацу.

Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество.

Животные есть везде: на поверхности воды, на водных растениях, у дна.

Попробуйте угадать водных животных в загадках угаданных животных вы

приклеите на наш водоем.

1.У родителей и деток

Вся одежда из монеток (Рыбы)

Где живут? (под водой)

2. На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно? (Сом) (приклеиваем).

3. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука) (приклеиваем).

4. У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка)

Где живет? (на водных растениях) (приклеиваем).

5. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Где живёт?( Над водой.) (приклеиваем).

6. Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка) (приклеиваем).

7. Ползает наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешнёй. (Рак) (приклеиваем).

–Да ребята, богат и разнообразен животный мир водоёма. Многие животные

приносят большую пользу водоему и познакомиться с такими животными

помогут нам ребята которые подготовили сообщения.

4.( Сообщения заранее подготовленные учениками.)

1. По поверхности воды бегают клопы-водомерки. Её лапки смазаны жиром,

поэтому водомерка скользит по поверхности воды. Они хищники, охотятся на

комаров и другую мелкую живность. На дне чистых водоёмов обитают

раки, которые являются санитарами водоёмов. Однажды рыбаки заметили,

что в улове стало попадать много больных рыб. Причина оказалась простой –

в реке выловили всех раков. А раки уничтожали остатки погибших

животных. И когда раков не стало, от погибших рыб заразились здоровые.

(приклеиваем клопа-водомерку).

2. В толще воды можно увидеть головастиков. Они появились из икринок.

Головастики

подрастут

и

выйдут

на

сушу

маленькими

лягушонком

или

жабой.

Поэтому

их

называют

земноводными

животными.

Они

приносят

пользу

уничтожают

массу

вредителей,

сами

же

являются

пищей

для

животных.

В

воде

живут

разные

виды

рыб,

например

карась,

который

питается растениями, личинками насекомых; щука – которая относится к

хищным рыбам. (приклеиваем карася и жабу).

Лягушки всегда привлекали внимание людей. О них даже сочиняли

литературные произведения. Какие сказки о лягушках вы читали?

( «Царевнв-лягушка», «Приключения веселых лягушат», «Лягушка –

квакушка», «Как лягушонок Квакушонок нашел настоящих друзей», Сказка

о дружбе журавля и лягушки».)

Обратите внимание на стенд со сказками и еще громадное множество

сказок, загадок об обитателях пресных водоемов вы можете взять и прочитать

в книгах нашей школьной библиотеке.

Физразминка.

Представьте себе, что сейчас лето. Вы пошли на рыбалку и поймали щуку.

Закрытыми

глазами

нарисуйте

щуку.

Головой

не

двигать!

А

теперь

«Сотрите», быстро поморгав.

Название

следующего

обитателя

водоемов

вы

узнаете,

выполнив

задание. Какое животное зашифровано у меня на карточке:

А Е А Е П Р Ч Х (черепаха)

Для черепахи вода – ее спасение, ее дом, а родиласьведь она на суше. Летом

черепахи откладывают яйца в вырытых на берегу ямках, потому что яйца

черепах в воде развиваться не могут. Питаются черепахи головастиками,

мелкой

рыбой.

Иногда

летом

и

в

начале

осени

ребята

ловят

черепах

и

черепашат.

Хорошо ли эти ребята поступают?

(Нет, этого животного почти не осталось в природе и они занесены в

Красную книгу).

А что такое Красная Книга?

(Это книга – документ, содержащий в себе список тех животных и

растений, которые находятся под угрозой исчезновения).

И еще одно животное занесенное в Красную книгу –бобры.

Бобров называют «инженерами-строителями».

Давайте о них мы посмотрим небольшой сюжет. (3мин)

Так почему же бобров называют строителями, что они строят?

(Бобра Из бревен строят запруды, чтобы получилось как бы озеро, а на озере

уже строят себе «хатку», в которой растят своих детенышей).

Молодцы, а теперь проверим как вы усвоили новую тему.

Закрепление материала урока.

У вас в тетрадь вклеен текст прочтите его и вставьте недостающие

слова.

Наша

школа находится рядом с рекой. Таких речек в России очень

много. Называются они по-разному. А эта Бейсуг. Плавают, скачут, бегают по

воде и в воде жители Бейсуга. Их много самых разных. Весело и задорно

мчатся по поверхности воды …………….. . С камышинки на камышинку

перепархивают

изящные

………………..

.

Вот

плеснула

хвостом

по

поверхности

воды

………………

.

Рядом

с

берегом

появился

маленький

бугорок, а на нем два глаза. Это смотрит на тебя ………………… . Зеленые

лягушки – постоянные жители реки Бейсуг. А еще иногда здесь появляется

удивительная птица – длинноногая ……………… .Наша речка – любимое

место отдыха и летом, и зимой.

Слова для справок: лягушка, водомерки, рыба, цапля, стрекозы.

Давайте проверим, что у вас получилось, через экран.

Водоемы, особенно малые реки и озера, очень чувствительны к загрязнению,

они нуждаются в постоянном уходе и охране. Что вы можете сделать для

сохранения нашей реки?

(1.Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров.

2. Нельзя убивать головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек.

3. Надо охранять растения водоемов – которые дают кислород для животных

водоемов).

Сейчас я покажу вам фотографию, а вы мне скажите, что делают дети ?

(Собрали мусор на берегу нашей реки Бейсуг). Фото.

Какие вы молодцы, вы хорошо сегодня поработали давайте запишем

домашнее задание в дневники: стр121 читать и разгадать кроссворд, который

я вам сейчас раздам, а вы его вклеите на самоподготовке с воспитателем.

Подведение итогов, выставление оценок.

В кроссворд вписать названия животных водоемов.

Окончание урока.



В раздел образования