Предмет: русский язык.
Тема: «Предложение. Текст. Типы текстов»
Цель : учиться логически мыслить и оформлять свои мысли по заданному
типу речи, обобщить знания об особенностях, назначении и строении текстов
разных типов.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о типах текстов;
- формировать коммуникативные УУД (умения общаться, взаимодействовать
с одноклассниками)
Формы организации деятельности: групповая, коллективная,
индивидуальная.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор;
цветные таблички с названиями типа текстов;
сигнальные карточки (карандаши);
задания для групповой работы;
заготовка для газеты (лист ватмана с заголовком).
Структура урока.
I.
Определение темы урока - заготовка классной газеты, Слайд 1
(разные газеты и журналы, а в них тексты)
-Посмотрите на доску. Что вы видите? Какое отношение это все
может иметь к нашему уроку?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок
повторения? (версии)
- Мы действительно будем сегодня работать с газетой и говорить об
этом. А как это может быть связано с нашим повторением по
русскому языку?
Целеполагание, уточнение темы
1)- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) Слайд 2
ГАЗЕ́
ТА, -ы, ж. Периодическое издание в виде больших листов, обычно
еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и
общественной жизни.
- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском
газет? Слайд 3. Краткое объяснение понятий.
Корреспондент (журналист) - автор корреспонденций (заметок, статей) в
газете, журнале, на радио и телевидении.
Корректор - работник типографии или издательства, занимающийся чтением
и правкой текстов, (исправлением ошибок)
Редактор - лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст
для печати или оформляющее издание.
Запись в тетрадях : журналист, корреспондент, корректор, редактор .
-Кто сейчас готов уточнить тему нашего урока?
- Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь
работать с текстом, предложением, должны хорошо владеть правилами
разговорной и письменной речи
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Мы сегодня будем продолжать учиться работать с предложениями и
текстами. подбирать его в зависимости от ситуации. А как вы думаете, где и
как мы сможем применить наши знания, судя по оформлению доски?
- Я предлагаю побывать в роли работников редакции газеты и совместно
начать работу по выпуску завершающего номера нашей классной газеты.
( 4Б КЛАССА)
II.
Актуализация знаний
- Мы выяснили, что каждый сотрудник газеты должен уметь хорошо
работать с предложением и текстом.
Дайте определение, что такое- предложение;
- А что такое текст?
Текст - последовательность предложений, построенная согласно правилам
данного языка и образующая сообщение.
III.
Орфографическая минутка
-Среди названных профессий была профессия корректора. Я предлагаю вам
стать корректорами. Найти и исправить ошибки в представленном материале
на доске. Какие знания для этого необходимы?
( Слайд 4)
Многии ребята 5 класса - члены математическово крушка. Занятия видет анна
ивановна петрова. Рибята с интересом решают занимательные задачи, учяться
приемам быстрово счета. С интересом школьники участвовали вконкурсе
сочинений "Математика в жызне человека". Анна Ивановна всем дала разныи
задания. Одни подбирали высказывания великих людей о математики, другие
нашли факты о роли математике в сельском хозяйстве.
Можно ли данную запись отнести к тексту? (Тема, главная мысль)
- Из каких частей состоит текст?
Тексты, как вы знаете, бывают разными. А какие типы текстов вы знаете?
- Давайте соберем признаки и дадим определение разных типов текстов
(собираем из разных частей )
Текст – повествование.
Что? когда? где? произошло, случилось
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов.
Слова-связки: однажды, потом, наконец.
1.
когда, где, с кем …
2.
что произошло, как развивались события.
3.
чем все закончилось
Текст-описание.
Какой? какая? какое? какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Изображение «замерло».
Обилие имен прилагательных.
Текст-рассуждение
Почему? зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых,
так как
1.
утверждение
2.
доказательство, объяснение
3.
вывод, итог, результат
Практическая деятельность
- Нужно ли корреспонденту и редактору уметь распознавать тексты
по их типу? Поупражняемся в этом.
Чтение текста учителем.
а) Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь,
которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан,
выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между
лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.
-Проанализируйте текст. К какому типу вы его отнесете? Почему?
б) Чтение текста учителем.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз
Мурзикову морду.
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал
хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной
веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от
усталости и слёз.
- Что можно представить, читая этот текст?
- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа,
предметы?
в) Чтение текста учителем.
И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой
трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он
слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде
чем нашёл своих хозяев.
- Что объясняется в этом тексте?
- Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается
что–либо, о чем – то размышляется, называются рассуждением.
- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин
Георгиевич Паустовский. Слайд 5. Он в своих произведениях часто
рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы
знакомились и еще познакомимся на уроках литературного чтения.
г) Определение типа текста в зависимости от ситуации.
- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные знаки .Ими сегодня
будут ваши цветные карандаши или фломастеры. Слушайте внимательно и
поднимите карандаш такого цвета, которая соответствует типу текста в
данной ситуации:
а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе
привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу,
чтобы рассказать об этом.
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного
кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в
зависимости от ситуации).
д) Какой тип текста чаще других мы используем и встречаем при обучении в
школе? Почему?
- Давайте еще раз вспомним со строение текста-рассуждения. (Слайд 6)
- Так на какой вопрос должен отвечать текст- рассуждение? (Почему?)
ж) «Вопросы-почемучки».
- Есть такая детская песенка:
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…
Действительно, очень много вокруг «почему?».
Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт
дождь, а зимой снег?
Есть сердитые – почему не приготовил урок?
Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня?
Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и
доказать - нелегко.
з) На это «почему» ответьте сами:
Почему Незнайку так назвали?
– Как вы начнете свое рассуждение?
(Незнайку так назвали, потому что…) Запись предложения в тетрадь.
-Думаю, что мы достаточно подготовились к тому, чтобы справиться
разными ролями в нашей газете. Итак, приступим к ее созданию.
V. Работа в группах.
А) -Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься
каждый.
Задание для 1 группы ( 4 человека):
Придумайте и запишите несколько таких важных для человека «почему?»
для нашей газеты.
Б) - А еще в каждой газете есть реклама.
Задание для 2-4 групп:
- Попробуйте прорекламировать наш класс.
Наш класс самый лучший, потому что…
Наш класс особенный, так как…
Наш класс замечательный потому, что…
В) Задание для 5 группы:
- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.
Дружные, добрые и весёлые.
Уже 4 года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того,
что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады
видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго
_____________________.
В нашем классе учатся 11 __________________ и 14 __________________.
Девочки _______________ и ________________ , а мальчики
___________________ и _________________. В нашем классе никогда не
бывает ______________________.
- И конечно, в каждой газете есть фотоснимки.
Задание для 6 группы:
Сделайте небольшой фотомонтаж «Наш класс» и составьте интересные
подписи к рисункиам Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных
фотографий класса. Все «статьи» приклеиваются в газету.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Перед вами выпуск нашей классной газеты.
- Что вы чувствуете, глядя на него? Что понимаете? Знаете?
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Сделали всем
классом, о нашем классе)
- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)