Напоминание

Предложение. Текст. Типы текстов.


Автор: Дятлова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: конспект
Тема: Предложение. Текст. Типы текстов.
Раздел: начальное образование





Назад





Предмет:
русский язык.
Тема:
«Предложение. Текст. Типы текстов»
Цель
: учиться логически мыслить и оформлять свои мысли по заданному типу речи, обобщить знания об особенностях, назначении и строении текстов разных типов.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о типах текстов; - формировать коммуникативные УУД (умения общаться, взаимодействовать с одноклассниками)
Формы организации деятельности:
групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
экран, компьютер, мультимедийный проектор; цветные таблички с названиями типа текстов; сигнальные карточки (карандаши); задания для групповой работы; заготовка для газеты (лист ватмана с заголовком).
Структура урока.
I.
Определение темы урока
- заготовка классной газеты, Слайд 1 (разные газеты и журналы, а в них тексты) -Посмотрите на доску. Что вы видите? Какое отношение это все может иметь к нашему уроку? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок повторения? (версии) - Мы действительно будем сегодня работать с газетой и говорить об этом. А как это может быть связано с нашим повторением по русскому языку?
Целеполагание, уточнение темы
1)- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) Слайд 2 ГАЗЕ́ ТА, -ы, ж. Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни. - Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? Слайд 3. Краткое объяснение понятий. Корреспондент (журналист) - автор корреспонденций (заметок, статей) в газете, журнале, на радио и телевидении.
Корректор - работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой текстов, (исправлением ошибок) Редактор - лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание.
Запись в тетрадях
:
журналист, корреспондент, корректор, редактор
. -Кто сейчас готов уточнить тему нашего урока?
- Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь

работать с текстом, предложением, должны хорошо владеть правилами

разговорной и письменной речи
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Мы сегодня будем продолжать учиться работать с предложениями и текстами. подбирать его в зависимости от ситуации. А как вы думаете, где и как мы сможем применить наши знания, судя по оформлению доски? - Я предлагаю побывать в роли работников редакции газеты и совместно начать работу по выпуску завершающего номера нашей классной газеты.
( 4Б КЛАССА)

II.

Актуализация знаний
- Мы выяснили, что каждый сотрудник газеты должен уметь хорошо работать с предложением и текстом. Дайте определение, что такое- предложение; - А что такое текст?
Текст -
последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение.
III.

Орфографическая минутка
-Среди названных профессий была профессия корректора. Я предлагаю вам стать корректорами. Найти и исправить ошибки в представленном материале на доске. Какие знания для этого необходимы? ( Слайд 4) Многии ребята 5 класса - члены математическово крушка. Занятия видет анна ивановна петрова. Рибята с интересом решают занимательные задачи, учяться приемам быстрово счета. С интересом школьники участвовали вконкурсе сочинений "Математика в жызне человека". Анна Ивановна всем дала разныи
задания. Одни подбирали высказывания великих людей о математики, другие нашли факты о роли математике в сельском хозяйстве.
Можно ли данную запись отнести к тексту? (Тема, главная мысль)
- Из каких частей состоит текст? Тексты, как вы знаете, бывают разными. А какие типы текстов вы знаете? -
Давайте соберем признаки и дадим определение разных типов текстов
(собираем из разных частей ) Текст – повествование. Что? когда? где? произошло, случилось Сообщается о последовательных действиях. Обилие глаголов. Слова-связки: однажды, потом, наконец. 1. когда, где, с кем … 2. что произошло, как развивались события. 3. чем все закончилось Текст-описание. Какой? какая? какое? какие? Использование образных выражений, ярких сравнений. Описание предмета, состояния, явления, места. Изображение «замерло». Обилие имен прилагательных. Текст-рассуждение Почему? зачем? Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо. Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как 1. утверждение 2. доказательство, объяснение 3. вывод, итог, результат

Практическая деятельность

-
Нужно ли корреспонденту и редактору уметь распознавать тексты по их типу? Поупражняемся в этом. Чтение текста учителем. а) Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. -Проанализируйте текст. К какому типу вы его отнесете? Почему? б) Чтение текста учителем. Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду. Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз. - Что можно представить, читая этот текст? - Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? в) Чтение текста учителем. И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев. - Что объясняется в этом тексте? - Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо, о чем – то размышляется, называются рассуждением. - Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Георгиевич Паустовский. Слайд 5. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились и еще познакомимся на уроках литературного чтения.
г) Определение типа текста в зависимости от ситуации. - Для следующей работы нам понадобятся сигнальные знаки .Ими сегодня будут ваши цветные карандаши или фломастеры. Слушайте внимательно и поднимите карандаш такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации: а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом. в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия. - Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в зависимости от ситуации). д) Какой тип текста чаще других мы используем и встречаем при обучении в школе? Почему? - Давайте еще раз вспомним со строение текста-рассуждения. (Слайд 6) - Так на какой вопрос должен отвечать текст- рассуждение? (Почему?) ж) «Вопросы-почемучки». - Есть такая детская песенка: Сто тысяч «почему?» живут на белом свете, Сто тысяч «почему?» гуляют по планете… Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко. з) На это «почему» ответьте сами: Почему Незнайку так назвали? – Как вы начнете свое рассуждение?
(Незнайку так назвали, потому что…)
Запись предложения в тетрадь.
-Думаю, что мы достаточно подготовились к тому, чтобы справиться разными ролями в нашей газете. Итак, приступим к ее созданию.
V. Работа в группах.
А) -Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый.
Задание для 1 группы ( 4 человека):
Придумайте и запишите несколько таких важных для человека «почему?» для нашей газеты. Б) - А еще в каждой газете есть реклама.
Задание для 2-4 групп:

- Попробуйте прорекламировать наш класс.
Наш класс самый лучший, потому что… Наш класс особенный, так как… Наш класс замечательный потому, что…
В) Задание для 5 группы:
- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе. Дружные, добрые и весёлые. Уже 4 года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________. В нашем классе учатся 11 __________________ и 14 __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________. - И конечно, в каждой газете есть фотоснимки.
Задание для 6 группы:

Сделайте небольшой фотомонтаж «Наш класс» и составьте интересные подписи к рисункиам Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных фотографий класса. Все «статьи» приклеиваются в газету. VI. Итог урока. Рефлексия. - Перед вами выпуск нашей классной газеты. - Что вы чувствуете, глядя на него? Что понимаете? Знаете? - Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Сделали всем классом, о нашем классе) - А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)


В раздел образования