Автор: Осокина Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г.Йошкар-ола
Наименование материала: статья
Тема: Творчество И.С.Шмелёва и духовные основы русской культуры
Раздел: среднее образование
Творчество И.С.Шмелёва
и духовные основы русской культуры
Разработала: учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского
г. Йошкар-Олы» Осокина Ирина Михайловна
2016
1
Творчество И.С. Шмелева и духовные основы русской культуры
Иван Шмелев вобрал в себя лучшие традиции литературной русской
классики. Подтверждением этого утверждения является его художественный
стиль в таких, например, автобиографических рассказах как
«Как я стал писателем», «Как я узнавал Толстого», «Как я встречался с
Чеховым», «Как мы открывали Пушкина».
Писатель говорит в 1939 году в Ответе на анкету «Писатели о Чехове»:
«Я испытал сильные и разнообразные влияния коренной литературы нашей».
Отзвуки творчества великих предшественников обнаружились значительным
образом в духовной направленности его прозы.
Определенные этапы творческой эволюции писателя вбирали в себя
разные
тенденции,
господствующие
в
классической
прозе.
Лидия
Спиридонова
в
статье
«Иван
Шмелев
и
русская
классика»
обращает
внимание
на
факт,
что,
анализируя
повести
«Гражданин
Уклейкин»,
«Человек из ресторана» , рассказы «Вахмистр» или «Иван Кузьмич» , «все
исследователи
отмечают
влияние
Пушкина,
Гоголя,
Достоевского
в
раскрытии темы «маленького человека». Однако для Шмелева «маленький
человек» – не смиренный страдалец Пушкина и Гоголя, не «униженный и
оскорбленный»
Достоевского,
не
философствующий
босяк
Горького,
а
личность, которая ищет дорогу к Небу».
Произведения
Ивана
Шмелёва
пронизаны
духовно-религиозной
смысловой
нагрузкой,
они
созвучны
с
духовными
истоками,
к
которым
писатель мысленно возвращался, воскрешая образ Святой Руси.
По словам Ивана Есаулова, «художественный мир Шмелева вбирает в
себя
древнерусскую
книжную
традицию
на
воцерковление
человека
и
свойственную классической литературе XIX века ориентацию на высший
идеал совершенства». Именно к чертам формировавшегося в начале XII века
древнерусского
жанра
«хожений»
(хождений)
обратился
писатель,
чтобы
воссоздать
литературную
картину
движения
человека
от
земного
к
2
небесному. Внутренняя мотивация такого хождения глубоко религиозна, что
свойственно и шмелевским персонажам, пребывающим в постоянном поиске
истинного
пути.
Символика
пути
пронизывает
многие
произведения
Шмелева, но с особенностью древнего жанра наиболее полно ассоциируется
повесть «Богомолье».
В повести «Богомолье» автор показывает как своим трудом и своей
молитвой народ веками «строил» Россию.
Повествование ведется о семидесятых – восьмидесятых годах XIX
века, когда возводился Храм Христа Спасителя, разрушенный в XX столетии.
Герои идут на богомолье из Замоскворечья в Троице-Сергиеву Лавру, потому
что «самое душевное это дело - на богомолье сходить». Путь длиною в «семь
десятков верст» нужно пройти за три дня. «Время горячее» терять нельзя –
пора
сенокоса.
Дорога
–
символ
вечного
движения
к
покаянию...
Произведение состоит из двенадцати глав, каждая из которых представляет
собой
картину
–
впечатление
для
шестилетнего
Вани,
чьими
глазами
и
наблюдает, и постигает жизнь. В этом заложен определенный смысл. Ребенок
знакомится с миром взрослых, он один в своем познании, а кругом целая
неизведанная вселенная, представленная чередой уже выросших, прошедших
путь
духовного
возмужания
людей.
Мы
видим
Горкина,
«дядьку»
Вани,
хранителя и продолжателя традиций, носителя идеалов святости, добра и
красоты. Миропонимание православного христианина раскрывается в ряде
драматических эпизодов. Вот один из них. Ваня, испугавшись несчастного
парализованного,
хочет
убежать
от
его
коляски,
но
Горкин
велит
ему
смотреть, ибо грех от горя отворачиваться. «В ногах у меня звенит, так бы и
убежал... Лицо у парня костлявое, как у мертвеца, все черное, мутные глаза
гноятся. Он все щурится и моргает, силится прогнать мух, но мухи не
слетают. Стонет тихо... Руки у него тонкие, лежат, как плети. В одной вложен
деревянный крестик, из лучинок...» В повести «Богомолье» рассказывается о
святом
Сергии
Радонежском,
о
религиозных
таинствах,
описывается
церковная
служба
в
Троице-Сергиевой
Лавре.
Мальчик
бредит
наяву:
3
«Закрываю глаза – и вижу: золотой крест стоит над борами, в небе. Розовое я
вижу, в золоте, - великую розовую свечу, пасхальную. Стоит над борами, в
небе.
Солнце
на
ней
горит.
Я
так
её
ясно
вижу!
Она
живая,
светит
крестом-огнём».
Такой
привиделась
Ване
колокольня
Троице-Сергиевой
Лавры.
Родина
воспринималась именно как Святая земля, а Лавра – как
русский Иерусалим, олицетворяющий царство Бога и его угодников, мир
святости, гармонию природы и человека. Изображая святое место, писатель
отправлялся мысленно также к своим духовным истокам. Неудивительно, что
в «Богомолье» главное место отводится монастырю, доминантой которого
являются собор и рака с мощами Преподобного.
Богослужение
и
соприкосновение
со
святыней
являются
первой
кульминацией
повести,
которая
символизирует
приобщение
к
Божественному,
просветление
души,
увидевшей
«свет
святой».
Вторая
кульминация - встреча с живым святым - старцем-прозорливцем Варнавой
Гефсиманским.
Почтение святых шмелевскими героями приводит ассоциации с двумя
взаимно близкими категориями-темами, присущими русской литературе: идея
святости и образ праведника. С фигурой праведника сплочен идеал духовной
жизни, что очередной раз приводит к знаковому в русской культуре образу-
символу монастыря.
Святой, праведник, странник - эти лица заполняют
духовное пространство мира разных произведений Ивана Шмелева, у него –
страстное
борение
человеческой
души
в
поисках
Бога.
В
его
книгах
разворачивается битва света и тьмы, картины греховных искушений и их
преодоления – то есть всесторонне воссоздана духовная брань.
Персонажи «странников» появляются у Шмелева в более широком
контексте
христианского
осмысления
исторических
событий.
Среди
многочисленных примеров данного типа «духовных странников» выделяется
у Шмелева в «Солнце мертвых» лицо рассказчика и группа жертв крымского
4
террора: профессор Иван Михайлович, бывший почтальон Дрозд,
Таня или Дарья Степановна в «Няне из Москвы».
В
изображении
святых
или
старцев,
как
это
заметно
на
примере
Преподобного
Серафима,
писатель
не
ограничивается
лишь
историко-
народной тематикой. Он создаёт его исконный, исполненный света и радости
образ, пронизанный оттенком субъективности и автобиографической основы.
Испытавший
исцеление
герой
шмелевского
документального
очерка
«Милость преподобного Серафима» запечатлевает в своем повествовании
психологически
верное
описание
ощущений
человека,
который
после
продолжительной болезни и подготовки к операции чудесным и логически
непонятным
образом
выздоравливает.
По
словам
Алексея
Любомудрова,
«Шмелев впервые широко ввел в литературу чудо как духовную реальность».
Неслучайно
здесь
и
указание
на
достоверность
произошедшего:
документальность
шмелевского
текста
восходит
к
древнерусскому
жанру
сказаний
о
чудесах.
Изображение
в
литературе
«святого»
не
всегда
реализуется путем следования православному эталону. Иван Шмелев в лице
отца Варнавы представил идеального подвижника и духовного руководителя.
Иван
Сергеевич
Шмелёв
в
своих
произведениях
пишет
о
даре
православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры
свой быт и труд, природу и смерть. И о том, что вера, любовь к ближнему и
талант-нравственное богатство человека.
5
Список использованной литературы
1.
И.
Шмелев, Собрание
сочинений
в
5-ти
томах.
T.
VII.
(доп.):
Это было. Рассказы. Публицистика, Москва 1999, с. 536.
2. Л.А. Спиридонова, И. Шмелев и русская классика, [в:] Традиции в
русской литературе. Межвузовский сборник научных трудов,
отв. ред. В.Т.
Захарова, Нижний Новгород, 2009, с. 48.
3.Электронная
библиотека. ModernLib.Ru.Историческая
проза/
Шмелёв Иван Сергеевич/Богомолье.
6