Напоминание

Творчество И.С.Шмелёва и духовные основы русской культуры


Автор: Осокина Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г.Йошкар-ола
Наименование материала: статья
Тема: Творчество И.С.Шмелёва и духовные основы русской культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Творчество И.С.Шмелёва

и духовные основы русской культуры

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского

г. Йошкар-Олы» Осокина Ирина Михайловна

2016

1

Творчество И.С. Шмелева и духовные основы русской культуры

Иван Шмелев вобрал в себя лучшие традиции литературной русской

классики. Подтверждением этого утверждения является его художественный

стиль в таких, например, автобиографических рассказах как

«Как я стал писателем», «Как я узнавал Толстого», «Как я встречался с

Чеховым», «Как мы открывали Пушкина».

Писатель говорит в 1939 году в Ответе на анкету «Писатели о Чехове»:

«Я испытал сильные и разнообразные влияния коренной литературы нашей».

Отзвуки творчества великих предшественников обнаружились значительным

образом в духовной направленности его прозы.

Определенные этапы творческой эволюции писателя вбирали в себя

разные

тенденции,

господствующие

в

классической

прозе.

Лидия

Спиридонова

в

статье

«Иван

Шмелев

и

русская

классика»

обращает

внимание

на

факт,

что,

анализируя

повести

«Гражданин

Уклейкин»,

«Человек из ресторана» , рассказы «Вахмистр» или «Иван Кузьмич» , «все

исследователи

отмечают

влияние

Пушкина,

Гоголя,

Достоевского

в

раскрытии темы «маленького человека». Однако для Шмелева «маленький

человек» – не смиренный страдалец Пушкина и Гоголя, не «униженный и

оскорбленный»

Достоевского,

не

философствующий

босяк

Горького,

а

личность, которая ищет дорогу к Небу».

Произведения

Ивана

Шмелёва

пронизаны

духовно-религиозной

смысловой

нагрузкой,

они

созвучны

с

духовными

истоками,

к

которым

писатель мысленно возвращался, воскрешая образ Святой Руси.

По словам Ивана Есаулова, «художественный мир Шмелева вбирает в

себя

древнерусскую

книжную

традицию

на

воцерковление

человека

и

свойственную классической литературе XIX века ориентацию на высший

идеал совершенства». Именно к чертам формировавшегося в начале XII века

древнерусского

жанра

«хожений»

(хождений)

обратился

писатель,

чтобы

воссоздать

литературную

картину

движения

человека

от

земного

к

2

небесному. Внутренняя мотивация такого хождения глубоко религиозна, что

свойственно и шмелевским персонажам, пребывающим в постоянном поиске

истинного

пути.

Символика

пути

пронизывает

многие

произведения

Шмелева, но с особенностью древнего жанра наиболее полно ассоциируется

повесть «Богомолье».

В повести «Богомолье» автор показывает как своим трудом и своей

молитвой народ веками «строил» Россию.

Повествование ведется о семидесятых – восьмидесятых годах XIX

века, когда возводился Храм Христа Спасителя, разрушенный в XX столетии.

Герои идут на богомолье из Замоскворечья в Троице-Сергиеву Лавру, потому

что «самое душевное это дело - на богомолье сходить». Путь длиною в «семь

десятков верст» нужно пройти за три дня. «Время горячее» терять нельзя –

пора

сенокоса.

Дорога

символ

вечного

движения

к

покаянию...

Произведение состоит из двенадцати глав, каждая из которых представляет

собой

картину

впечатление

для

шестилетнего

Вани,

чьими

глазами

и

наблюдает, и постигает жизнь. В этом заложен определенный смысл. Ребенок

знакомится с миром взрослых, он один в своем познании, а кругом целая

неизведанная вселенная, представленная чередой уже выросших, прошедших

путь

духовного

возмужания

людей.

Мы

видим

Горкина,

«дядьку»

Вани,

хранителя и продолжателя традиций, носителя идеалов святости, добра и

красоты. Миропонимание православного христианина раскрывается в ряде

драматических эпизодов. Вот один из них. Ваня, испугавшись несчастного

парализованного,

хочет

убежать

от

его

коляски,

но

Горкин

велит

ему

смотреть, ибо грех от горя отворачиваться. «В ногах у меня звенит, так бы и

убежал... Лицо у парня костлявое, как у мертвеца, все черное, мутные глаза

гноятся. Он все щурится и моргает, силится прогнать мух, но мухи не

слетают. Стонет тихо... Руки у него тонкие, лежат, как плети. В одной вложен

деревянный крестик, из лучинок...» В повести «Богомолье» рассказывается о

святом

Сергии

Радонежском,

о

религиозных

таинствах,

описывается

церковная

служба

в

Троице-Сергиевой

Лавре.

Мальчик

бредит

наяву:

3

«Закрываю глаза – и вижу: золотой крест стоит над борами, в небе. Розовое я

вижу, в золоте, - великую розовую свечу, пасхальную. Стоит над борами, в

небе.

Солнце

на

ней

горит.

Я

так

её

ясно

вижу!

Она

живая,

светит

крестом-огнём».

Такой

привиделась

Ване

колокольня

Троице-Сергиевой

Лавры.

Родина

воспринималась именно как Святая земля, а Лавра – как

русский Иерусалим, олицетворяющий царство Бога и его угодников, мир

святости, гармонию природы и человека. Изображая святое место, писатель

отправлялся мысленно также к своим духовным истокам. Неудивительно, что

в «Богомолье» главное место отводится монастырю, доминантой которого

являются собор и рака с мощами Преподобного.

Богослужение

и

соприкосновение

со

святыней

являются

первой

кульминацией

повести,

которая

символизирует

приобщение

к

Божественному,

просветление

души,

увидевшей

«свет

святой».

Вторая

кульминация - встреча с живым святым - старцем-прозорливцем Варнавой

Гефсиманским.

Почтение святых шмелевскими героями приводит ассоциации с двумя

взаимно близкими категориями-темами, присущими русской литературе: идея

святости и образ праведника. С фигурой праведника сплочен идеал духовной

жизни, что очередной раз приводит к знаковому в русской культуре образу-

символу монастыря.

Святой, праведник, странник - эти лица заполняют

духовное пространство мира разных произведений Ивана Шмелева, у него –

страстное

борение

человеческой

души

в

поисках

Бога.

В

его

книгах

разворачивается битва света и тьмы, картины греховных искушений и их

преодоления – то есть всесторонне воссоздана духовная брань.

Персонажи «странников» появляются у Шмелева в более широком

контексте

христианского

осмысления

исторических

событий.

Среди

многочисленных примеров данного типа «духовных странников» выделяется

у Шмелева в «Солнце мертвых» лицо рассказчика и группа жертв крымского

4

террора: профессор Иван Михайлович, бывший почтальон Дрозд,

Таня или Дарья Степановна в «Няне из Москвы».

В

изображении

святых

или

старцев,

как

это

заметно

на

примере

Преподобного

Серафима,

писатель

не

ограничивается

лишь

историко-

народной тематикой. Он создаёт его исконный, исполненный света и радости

образ, пронизанный оттенком субъективности и автобиографической основы.

Испытавший

исцеление

герой

шмелевского

документального

очерка

«Милость преподобного Серафима» запечатлевает в своем повествовании

психологически

верное

описание

ощущений

человека,

который

после

продолжительной болезни и подготовки к операции чудесным и логически

непонятным

образом

выздоравливает.

По

словам

Алексея

Любомудрова,

«Шмелев впервые широко ввел в литературу чудо как духовную реальность».

Неслучайно

здесь

и

указание

на

достоверность

произошедшего:

документальность

шмелевского

текста

восходит

к

древнерусскому

жанру

сказаний

о

чудесах.

Изображение

в

литературе

«святого»

не

всегда

реализуется путем следования православному эталону. Иван Шмелев в лице

отца Варнавы представил идеального подвижника и духовного руководителя.

Иван

Сергеевич

Шмелёв

в

своих

произведениях

пишет

о

даре

православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры

свой быт и труд, природу и смерть. И о том, что вера, любовь к ближнему и

талант-нравственное богатство человека.

5

Список использованной литературы

1.

И.

Шмелев, Собрание

сочинений

в

5-ти

томах.

T.

VII.

(доп.):

Это было. Рассказы. Публицистика, Москва 1999, с. 536.

2. Л.А. Спиридонова, И. Шмелев и русская классика, [в:] Традиции в

русской литературе. Межвузовский сборник научных трудов,

отв. ред. В.Т.

Захарова, Нижний Новгород, 2009, с. 48.

3.Электронная

библиотека. ModernLib.Ru.Историческая

проза/

Шмелёв Иван Сергеевич/Богомолье.

6



В раздел образования