Авторы: Черепанова Светлана Леонидовна, Неяскина Юлия Юрьевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: "Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь оценки городской среды и особенностей планирования карьеры у студентов высших учебных заведений
Раздел: высшее образование
Тема: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И
ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ У СТУДЕНТОВ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Неяскина Ю.Ю., Черепанова С.Л.
Информация об авторах:
Неяскина Юлия Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент
кафедры
теоретической
и
практической
психологии
Камчатского
государственного университета им. Витуса Беринга, neyaskinaju@yandex.
ru
Черепанова Светлана Леонидовна - магистрант кафедры теоретической
и практической психологии Камчатского государственного университета им.
Витуса Беринга.
(Научный руководитель - Ю.Ю.Неяскина)
Диссертационное
исследование
посвящено
изучению
вопроса
о
взаимосвязи
оценки
городской
среды
и
особенностей
карьерного
планирования студентов вузов. В теоретической части раскрыта проблема
оценки
среды
через
средовую
идентичность;
рассмотрены
особенности
карьерных ориентаций и карьерного планирования вузовской молодёжи.
В практической части работы представлены результаты эмпирического
исследования
взаимосвязи
оценки
городской
среды
и
особенностей
карьерного планирования студентов вузов.
Ключевые
слова:
образ
города,
средовая
идентичность,
оценка
городской среды, карьера, построение карьеры.
The
dissertation
is
devoted
to
the
question
of
correlation
of
urban
surrounding appraisal with peculiarities of career planning among students of
higher education. In the theoretical part the problem of surrounding appraisal is
revealed by way of studying of surrounding identity. Also the peculiarities of
career planning and orientations among student youth are considered.
In the practical part there are the results of the empirical study of the
correlation of urban surrounding appraisal with peculiarities of career planning
among students of higher education.
1
Keywords: image of the city, surrounding identity, estimation of the town
ambience, career, building quarries.
Актуальность
темы
исследования.
Отечественные
исследователи,
изучающие проблему карьеры в контексте профессиональной деятельности
личности,
рассматривают
взаимосвязи
между
успешностью
карьеры,
особенностями
профессиональной
деятельности
и
профессионального
самосознания
человека;
описывают
закономерности,
механизмы
конструирования
карьеры,
динамику
развития
карьеры
в
современном
обществе.
Такие
авторы,
как
Э.Ф.Зеер,
Е.А.
Климов,
Е.А.
Комаров,
Р.Л.
Кричевский,
Е.А. Могилевкин, Т.Х. Невструева, Н. Самоукина, Э. Шейн
относят представления о карьере к структуре
образа профессионального
будущего. Исследователи считают, что в процессе приобретения человеком
нового
профессионального
и
жизненного
опыта
эти
представления
трансформируются и расширяются, оказывая влияние на профессиональное
развитие человека.
Ключевой
ареной
для
проявления
профессиональной
активности
и
построения
карьеры
молодых
людей
является
современный
город
и
характерные
для
него
социокультурные
условия.
Ограниченность
этих
условий и ресурсов
в средних и малых городах зачастую обуславливает
намерение молодых людей мигрировать в более крупные города, где, по их
мнению,
сосредоточено
большее
количество
возможностей
для
профессионального и личностного роста.
При этом многие исследователи (А.В. Будакова, М.А. Мартынова, С.А.
Богомаз, Ю.Ю. Неяскина, О.С. Ширяева и др.) отмечают, что субъективная
оценка
молодыми
людьми
объективных
условий
городской
среды
в
значительной степени зависит характерных для них личностных качеств. В
этом
плане
богатство
и
разнообразие
личности,
специфика
личностного
потенциала
позволяют
молодым
людям
«заметить»
в
условиях
города
благоприятные возможности для личностно-профессионального развития.
Таким образом, если представить городскую среду как пространство
возможностей для карьерной реализации вузовской молодёжи, то важными
являются
следующие
вопросы:
каким
образом
среда
конкретного
города
влияет на выбор профессии и карьерных устремлений молодых людей; как
личностные
особенности
студентов
обуславливают
восприятие
ими
городской среды с точки зрения планирования карьеры; какие личностные
качества
позволяют
молодым
людям
наиболее
эффективно
использовать
особенности среды в планировании и построении карьеры; наконец, как
степень средовой идентичности влияет на планирование карьеры. Анализ
научной литературы показал, что данная тема практически не раскрыта в
современных
исследования,
несмотря
на
большое
количество
работ,
посвященных карьерным ориентациям
студентов. Между тем городская
среда является ресурсным пространством, которое предоставляет те или иные
возможности
для
профессионального
роста,
профе ссиональной
2
самореализации, а отношение субъекта к городской среде в значительной
степени определяет, в какой степени и каким образом он может использовать
эти
ресурсы
для
построения
своей
карьеры.
Все
вышесказанное
и
обуславливает актуальность темы исследования.
Объект
исследования
–
особенности
планирования
карьеры
студентами высших учебных заведений.
Предметом
исследования
является
взаимосвязь
оценки
городской
среды и особенностей планирования карьеры у студентов высших учебных
заведений.
Исходя из предмета и объекта исследования, была сформулирована
цель
–
изучить
взаимосвязь
оценки
городской
среды
и
особенностей
планирования карьеры у студентов высших учебных заведений.
Гипотезой
исследования
является
следующее
предположение:
различия
в
оценке
студентами
городской
среды
соотносятся
с
разными
стратегиями построения ими карьеры, в частности: с различной важностью
профессиональной сферы в иерархии ценностей, с предпочтением различных
карьерных ориентаций и различных предпочитаемых областей построения
карьеры, с различной степенью детализации карьерного планирования.
В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены
следующие задачи:
1.
Теоретический
анализ
психологической
литературы
по
проблемам
оценки
городской
среды,
в
том
числе
средовой
и
городской
идентичности,
а
также
анализ
теоретических
представлений
о
понятии
карьеры, карьерных ориентаций и карьерного планирования.
2.
Рассмотрение
понятия
«средовая
идентичность»
как
составляющей оценки городской среды и его роли в построении карьеры.
3.
Изучение
особенностей
планирования
карьеры
у
современной
вузовской молодежи.
4.
Эмпирическое
исследование
взаимосвязи
оценки
городской
среды и особенностей планирования карьеры у студентов вузов.
Положения, выносимые на защиту:
1.
При
различной
оценке
городской
среды
студенты
по-разному
определяют логику потенциального построения будущей карьеры:
•
лица, оценивающие среду проживания более позитивно, скорее
ориентированы на интеграцию карьеры в общую структуру жизни, не отделяя
ее от других значимых жизненных сфер; для них менее важны формальные
(социально-одобряемые) признаки того факта, что карьера состоялась;
•
лица, оценивающие среду проживания более негативно, склонны
ориентироваться на социально признанные маркеры карьерных достижений
(руководящие должности, статус и т.д.), при этом карьера на данном этапе
жизни занимает доминирующую позицию в структуре ценностей.
2.
Оценка
городской
среды
соотносится
с
тем,
рассматривают
ли
студенты Петропавловск-Камчатский как пространство для потенциального
построения
своей
будущей
карьеры.
Положительная
оценка
среды
3
жизнедеятельности
делает
возможным
ориентацию
студентов
на
простраивание своего профессионального будущего в городе проживания,
негативные
факторы
городской
среды
не
рассматриваются
ими
как
препятствие
для
построения
карьеры
ввиду
большей
ориентации
на
внутренние ресурсы (собственные усилия по саморазвитию и достижению
профессионального мастерства).
3.
Можно
говорить
о
разлиьчной
картине
корреляционных
связей
между
показателями
оценки
городской
среды
и
параметрами
карьерных
ориентаций
у
студентов,
по-разному
оценивающих
среду
проживания.
В
частности,
повышение
реализуемости
базисных
ценностей
актуализирует
различные
стили
построения
карьеры,
оценка
стресс-факторов
города
оказывается
связанной
со
спецификой
карьерных
ориентаций
лишь
у
негативно оценивающих городскую среду лиц, повышение идентификации с
городом
приводит
к
выделению
различных
доминант
профессиональных
ориентаций (мастерства в одном случае, служения и созидания в другом) у
студентов с преимущественно негативной и позитивной оценкой города.
Методологическую основу исследования составили:
-
научно-теоретические
подходы
к
определению
понятия
«средовая
идентичность», «городска идентичность», «образ города» (Т.И.
Алексеева,
Г.М. Андреева, С.А. Богомаз, Р.Парк, Дж. Голд, В.И. Гутыра, А.А. Дрегало,
А.Л. Журавлев, Т.Н. Кувенева, К. Линч, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, И..С.
Самошкина, Д.С. Ульянова, О. Яницкий и др.);
-
теоретические
взгляды
на
проблему
карьеры,
карьерного
планирования
и карьерных ориентаций (Ю.А.
Бурмакова, Э.Ф.Зеер, Е.А.
Климов, Е.А. Комаров, Р.Л. Кричевский О.В. Лунева, Е.А. Могилевкин, Е.Г.
Молл, Т.Х. Невструева, Н. Самоукина, Э. Шейн и др.);
-
исследования
карьерных
ориентаций
и
о собенно стей
профессионального самоопределения среди вузовской молодежи
(Д.В.
Жуина,
А.В. Будакова М.А. Мартынова, Е.Н. Полянская, О.Л. Поминова,
А.В. Халудорова, О.П. Цариценцева, С.Д. Чуркин и др.).
Для
решения
поставленных
задач
были
использованы
следующие
методы теоретического и эмпирического исследования:
1)
теоретический
анализ
психологической
литературы
по
теме
исследования;
2) комплекс методик:
- для исследования особенностей оценки городской среды:
методика
субъективной
оценки
реализуемости
базисных
ценностей С.А.Богомаза;
шкала идентификации с городом М. Лалли;
анкета «Стресс-факторы городской среды» О.В. Кружковой;
- для изучения особенностей карьерного планирования и карьерных
ориентаций:
методика
изучения
мотивации
профессиональной
карьеры
Э.
Шейна «Якоря карьеры» в адаптации В.А.Чикер и В.Э.Винокурова;
4
опросник «Карьерные ориентации» Н.Н. Мельниковой;
семантический
дифференциал
В.П.
Серкина
на
стимул
«Моя
будущая работа»;
вербальное реагирование на стимул «Моя будущая карьера»;
метод мотивационной индукции Ж. Нюттена в адаптации Н.Н.
Толстых,
опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина;
анкета «Моя будущая карьера»;
м е т о д
н е з а ко н ч е н н ы х
п р е д л о ж е н и й
С а к с а - Л е в и ,
модифицированный под задачи исследования;
3)
методы
количественной
и
качественной
обработки:
корреляционный анализ, статистический анализ, элементы контент-анализа,
содержательная интерпретация результатов исследования.
Обоснованность
и
достоверность
полученных
результатов
и
сформулированных
на
их
основе
выводов
обеспечены
использованием
валидных
и
надежных
психодиагностических
методов,
адекватных
предмету,
цели
и
гипотезе
исследования,
репрезентативной
выборкой,
применением методов статистической обработки данных.
Научная
новизна
и
теоретическая
значимость.
Расширены
и
обобщены научные данные по проблеме взаимосвязи оценки городской среды
и особенностей планирования карьеры у студентов вузов.
Практическая
значимость исследования
заключается
в
том,
что
результаты
исследования
взаимосвязи
оценки
городской
среды
и
особенностей
планирования
карьеры
вузовской
молодежью
могут
быть
использованы
в
работе
психологов,
при
чтении
лекционных
курсов
по
психологии личности, психологии труда.
База исследования.
Эмпирическую базу исследования составили 88
учащихся высших учебных заведений г. Петропавловска-Камчатского. В
выборку вошли студенты, обучающиеся на очном и заочном отделениях по
следующим направлениям: «Психология», «Юриспруденция», «Биология»,
«Педагогическое
образование»
(профили
-
Учитель
английского
и
китайского
языка,
Начальное
образование
и
математика,
Начальное
образование
и
русский
язык,
Дошкольное
образование)».
Возраст
респондентов
от
17
до
27
лет
.
Средний
срок
проживания
в
г.
Петропавловск-Камчатский – 16,5 лет.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографии, включающей 68 источников, и приложений.
5
Общая
характеристика
работы. Во
введении
обоснована
актуальность работы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи
исследования, представлены методологические основания и эмпирические
методы
исследования,
обозначены
научная
новизна,
теоретическая
значимость и практическая ценность работы.
Первая
глава
«Теоретические
подходы
к
исследованию
оценки
среды
жизнедеятельности»
состоит
из
двух
параграфов
и
посвящена
анализу
основных
теоретических
подходов
к
изучению
оценки
среды
и
средовой идентичности как составляющей этой оценки.
В первом параграфе «Понятие средовой идентичности в современной
психологии» анализируются различные концепции средовой идентичности,
разработанные
в
психологии,
описываются
различные
виды
среды
и
определяющие её факторы.
Анализируя концепции иностранных авторов (Дж. Голд, Р. Баркер, Т.
Нийт) и отечественных (Г.М. Андреева, Т.Н. Кувенева, А.Г. Манаков, А.Л.
Журавлева, А.Б. Купрейченко и др.) мы сделали вывод о том, что средовая
идентичность
–
это
процесс
и
результат
эмоционально-когнитивного
осознания индивидом принадлежности к определенной среде. В результате
средовой
идентичности
индивид
отождествляет
себя
как
с
предметно-
пространственным
наполнением
среды
и
её
представителями,
так
и
с
психологической
составляющей
–
ценностями,
смыслами,
традициями,
культурными
особенностями,
образом
жизни
и
т.д.
Процесс
средовой
идентичности характеризуется
личностным переживанием своей средовой
принадлежности, в некоторых случаях – даже противопоставлением себя
другим
именно
по
средовому
признаку.
Важно
отметить,
что
характер
взаимодействия
человека
с
окружающим
миром,
в
ходе
которого
формируется средовая идентичность, двойственен: с одной стороны, среда
влияет на деятельность, образ жизни и ценности человека, с другой – в ходе
осмысления и преобразования среды индивид активно воздействует на неё.
Во
втором
параграфе
«Проблема
образа
города
и
городской
идентичности
в
научных
исследованиях» были описаны основные черты
города
как
социокультурного
феномена. Для современных исследователей
городской среды (таких, как С.В. Пирогов, Д.Н. Сазонов, А.В. Микляева,
П.В. Румянцева и др.) актуальным становится аксиологический подход,
в
рамках которого социокультурная среда города воспринимается как особая
форма
бытия,
система
ценностей
и
культурных
смыслов.
Сложность
процесса
городской
идентичности
обусловлена
многогранностью
такого
социокультурного
феномена
как
современный
город.
Был
сделан
вывод
дотом, что
образ города является важнейшим фактором идентификации
личности с городом, при учете того, что в образе города заложены, как
индивидуальные, так и коллективные преставления о городе. Динамичность и
скорость, с которой развиваются различные процессы в городской среде,
сосуществование
различных
этносов,
культур,
образов
жизни
и
видов
деятельности, встраивание этих социально-психологических конструктов в
6
предметное пространство города – всё это оказывает влияние на характер и
содержание городской идентичности.
Вторая
глава
«Особенности
планирования
карьеры
среди
вузовской
молодежи»
посвящена
анализу
подходов
к
составляющим
карьерное
планирование,
а
также
описанию
специфики
карьерного
планирования среди учащихся вузов.
В первом параграфе «Понятие «карьера» и «карьерные ориентации» в
современной
психологии»
рассмотрены
основные
понятия,
касающиеся
карьерного планирования. На основе анализа взглядов П.В. Журавлева, М.Н.
Кулапова,
С.А.
Сухарева,
Е.А.
Климова,
Е.А.
Комарова,
а
также
классификаций видов карьера был сделан вывод о неоднозначности такого
понятия, как «карьера». Планирование карьеры является частью структуры
карьеры с точки зрения процессуального подхода и в значительной степени
определяется
особенностями
карьерных
ориентаций
личности.
О.П.
Цариценцева,
Е.Н.
Полянская
связывают
карьерные
ориентации
с
ценностями, мотивами и способностями индивида, который он намеревается
реализовать
в
ходе
построения
карьеры.
Анализ
различных
научных
подходов к вопросу карьерных ориентаций позволил определить карьерные
ориентации
как
компонент
профессиональной
Я-концепции
личности,
состоящий из представлений о своих способностях и возможностях, своей
профессиональной
жизни
и
отношения
к
ней,
а
также
включающий
стремление к реализации карьерных планов. Таким образом, можно выделить
когнитивную (представления), эмоциональную (отношение) и поведенческую
(реализация) составляющие карьерных ориентаций.
Во
втором
параграфе
«Особенности
карьерного
планирования
и
карьерных
ориентаций
у
студентов
разных
специальностей»
были
рассмотрены исследования таких авторов, как Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, А.В.
Ха лудорова, О.Л.
Поминова,
А.С.
Мироновой-Тихомирова,
Е.А.
Могилёвкина,
А.С.
Новгородова,
С.Д.
Чуркина,
Т.Д.
Дубовицкая,
Е.Б.
Маслова, О.П. Цариценцева, Э.Н. Ломакина, Ю.А. Бурмакова, Е.Н. Полянская
и др. Проанализировав эмпирические исследования карьерных ориентаций и
карьерного
планирования
студентов
разных
специальностей,
мы
можем
отметить
две
тенденции,
описанные
в
этих
работах.
Первая
касается
студентов,
которые
так
и
не
определились
с
направлением
своего
профессионального
пути,
т.е.
их
обучение
носит
скорее
формальный
характер. Такие студент не собираются работать по специальности, поэтому
чаще
всего
не
планируют
активно
строить
карьеру,
а
их
карьерные
ориентации противоречивы и не совпадают с образом будущей карьеры.
Вторая тенденция выражается в карьерных ориентациях студентов, которые
собираются
в
дальнейшем
работать
по
специальности.
Здесь
карьерные
ориентации
отвечают
содержанию,
целям
и
задачам
будущей
профессиональной деятельности.
В
третьем
параграфе
«Влияние
оценки
городской
среды
на
планирование карьеры и карьерные ориентации вузовской молодежи» была
7
предпринята попытка рассмотреть городскую среды, как один из факторов
определяющих карьерные планы молодых людей. Городская среда здесь была
представлена через понятие хронотопа (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, А.А.
Остапенко),
в
котором
пространственно-временные
характеристики
сочетаются
с
ценностно-смысловым
наполнением.
С
точки
зрения
построения
карьеры
городская
среда
рассматривается
на
наличие
или
отсутствие в ней необходимых ресурсов. Результаты исследований оценки
городской среды и карьерных ориентаций вузовской молодежи, проведенных
М.А.
Мартыновой,
А.В.
Будаковой,
А.В.
Микляевой,
П.В.
Румянцевой,
показывают,
что
характер
субъективного
восприятия
городской
среды
и
имеющихся
ней
ресурсов
тесно
связан
с
личностными
особенностями
молодых людей.
Авторы также говорят о
соответствии образа городской
среды и личностного потенциала вузовской молодежи, что позволяет им
удовлетворять свои потребности с помощью ресурсов данной среды.
На
основании
анализа
теоретических
источников
были
сделаны
следующие выводы.
Городская
среда отражается в сознании человека в виде системы
понятий-образов. Через соотношение этих объектов с уже существующей
картиной мира или когнитивной карты пристраивается структура внутренней
ментальной модели городской среды, взаимосвязей её отдельных элементов.
Сложившийся
в
сознании
человека
образ
города
представляет
собой
смысловую структуру, организованную определенным образом, где образы
объектов внешней действительности представлены в тесном переплетении с
о смысловым наполнением внутреннего мира и образами внутреннего мира
индивида. При этом условия городской среды обусловливают формирование
специфической системы ценностей, оказывающей влияние на становление
картины мира и определения своего места в ней.
Городская
среда
непосредственно
обуславливает
образ
жизни
индивида,
в
частности
его
профессиональную
жизнь
и
особенности
построения карьеры. Одним из важнейших факторов, которые обуславливает
карьерные ориентации молодежи, является идентичность с городской средой,
а
именно
–
оценка
условий
городской
среды
и
возможности
для
профессиональной и карьерной самореализации в ней.
В третьей главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи оценки
городской среды
и особенностей планирования карьеры у студентов
вузов» представлены эмпирическая база и методы исследования, описана его
логика и результаты.
В первом и втором параграфах параграфе представлены программа,
база и методы исследования, в третьем – анализ и интерпретация результатов.
Исследование проводилось в течение 2016-2017 гг.
Программа эмпирического исследования представлена в таблице 1.
8
Таблица 1
Программа эмпирического исследования
Задачи этапов
Методы
1. Формирование
эмпирических групп согласно
целям и задачам исследования
- кластерный анализ данных
методик «Шкала идентификации с
городом» М. Лалли и анкеты
«Стресс-факторы малого города» О.В.
Кружковой»;
- t-критерий Стьюдента.
2. Выявление различий
между двумя группами с точки
зрения
оценки городской среды
и
карьерных ориентаций.
- «Шкала идентификации с
городом» М. Лалли и анкеты
«Стресс-факторы малого города» О.В.
Кружковой»,
методика Субъективной
оценки реализуемости базисных
ценностей С.А. Богомаза, «Якоря
карьеры» Э. Шейна, опросник
«Карьерные ориентации» Н.Н.
Мельниковой, опросник
терминальных ценностей И.Г. Сенина;
- t-критерий Стьюдента.
3 .Выявление взаимосвязей
между
оценкой городской среды и
особенностями карьерных
ориентаций респондентов ЭГ 1 и
ЭГ 2
- корреляционный анализ
показателей следующих методик:
методика Субъективной оценки
реализуемости базисных ценностей
С.А. Богомаза, «Шкала
идентификации с городом» М. Лалли,
анкеты «Стресс-факторы малого
города» О.В. Кружковой, опросник
«Якоря карьеры» Э. Шейна,
«Карьерные ориентации» Н.Н.
Мельниковой, семантический
дифференциал В.П. Серкина на стимул
«Моя будущая работа».
3. Уточнение особенностей
карьерных ориентаций,
карьерного планирования и
представления о будущей карьере
у респондентов
- метод вербального
реагирования;
- анкетирование;
- метод мотивационной индукции
Ж. Нюттена;
- метод незаконченных
предложений.
Ц е л ь первого
этапа
заключалась
в
формировании
выборки
посредством
кластерного
анализа,
который
был
применен
к
шкалам
методики «Шкала идентификации с городом» М. Лалли и анкеты «Стресс-
9
факторы малого города» О.В. Кружковой. В результате кластеризации из
всей
выборки
(88
человек)
были
выделены
группы,
отличающиеся
специфическими
показателями
группового
сходства.
В
первый
кластер
вошли 46 человек, во второй – 36 человек, 6 человек не попали ни в один
кластер.
Затем мы определяли специфические содержательные особенности
респондентов
обоих
кластеров.
Сравнительный
анализ
показателей,
подтвержденный
при
помощи t-критерия Стьюдента, показал значимые
различия по всем 6 шкалам анкеты «Стресс-факторы малого города», при
этом
показатели по всем шкалам оказались значимо выше у респондентов
кластера 2. Всё это говорит о том, что респонденты кластера 1 значимо более
неудовлетворенны
средой
города,
чем
респонденты
кластера
2.
Таким
образом,
по средством
кластеризации
были
с формированы
2
экспериментальные группы, для первой
из которых
характерна более
негативная оценка городской среды (ЭГ 1) , а для второй – (ЭГ 2) – более
позитивная (более высокая) оценка городской среды.
Н а втором
этапе
при
помощи t-критерия
Стьюдента
также
были
обработаны
данные
других
методик:
методика
Субъективной
оценки
реализуемости
базисных
ценностей
С.А.
Богомаза,
«Якоря
карьеры»
Э.
Шейна, опросник «Карьерные ориентации»
Н.Н. Мельниковой, опросник
терминальных ценностей И.Г. Сенина.
Значимых различий по методике Субъективной оценки реализуемости
базисных ценностей С.А. Богомаза и методики
«Шкала идентификации с
городом» Лалли
обнаружено не было.
По результатам методики «Якоря карьеры» Э. Шейна было выявлено
следующее. В ЭГ 1 значимо выше показатели по шкалам «Менеджмент» (t
эмп
=2,12, при ρ ≤ 0,05) и «Вызов»
(t
эмп
=2,75, при ρ ≤ 0,01). Эти результаты
указывают на то, что студенты, негативно оценивающие городскую среду,
свою профессиональную карьеру связывают с возможностями для лидерства,
объединением усилий других людей, управлении процессами и проектами.
Более
высокие,
чем
у
ЭГ
2,
показатели
по
шкале
«Вызов»
говорят
о
потребности респондентов ЭГ 1 решать трудные нестандартные задачи в ходе
профессиональной
деятельности.
Возможно
также,
что
карьерный
рост
воспринимается ими как борьба и победа.
Для
студентов,
более
позитивно
оценивающих
городскую
среду,
значимо более выраженными являются такие карьерные ориентации, как
«Стабильность места жительства» (t
эмп
=2,90, при ρ ≤ 0,01) и «Интеграция
стилей жизни» (t
эмп
=3,16, при ρ ≤ 0,01). Можно предположить, что такие
студенты
ориентированы
не
только
на
карьеру
и
профессиональную
реализацию, но и
на другие аспекты жизни: семья, увлечения, отдых,
межличностные
отношения
и
т.д.
Вероятно,
это
несколько
снижает
значимость
карьеры
в
их
глазах,
по
сравнению
с
респондентами
ЭГ
1.
Вероятно, в этой связи для испытуемых с более высокой оценкой городской
среды, весомым фактором при построении карьеры является стабильность
10
места
жительства,
которая
позволяет
человеку
«обрасти
связями»,
что
обеспечивает более глубокую интеграцию различных областей жизни.
По
результатам
опросника
«Карьерные
ориентации»
Н.Н.
Мельниковой
для
респондентов
ЭГ
1
значимо
более
важными
представляются такие карьерные ориентации, как «Управление» (t
эмп
=2,63,
при ρ ≤ 0,05) и «Карьера вверх» (t
эмп
= 2,60, при ρ ≤ 0,01), а для респондентов
ЭГ 2 – «Мастерство» (t
эмп
=3,004, при ρ ≤ 0,01).
Карьерные
ориентации
студентов,
негативно
оценивающих
среду
проживания,
связаны
с
продвижением
по
должностной
лестнице,
а
маркерами, определяющими успешность карьеры, для них будет считаться
получение
управленческой
должности,
на
что
указывает
вертикальный
вектор развития карьеры, выбранный как предпочитаемый. Студенты ЭГ 2,
очевидно,
предпочитают
выстраивать
карьеру,
опираясь
на
развитие
профессиональных
компетенций.
Их
главное
достижение
–
это
совершенствование профессиональных навыков и мастерства в выбранной
профессии.
Данные,
полученные с помощью семантического дифференциала на
стимул «Моя будущая работа», были обработаны методом семантических
универсалий. Дескрипторы, получившие наибольший вес в ЭГ 1, можно
условно объединить в следующие семантические группы. В первую очередь,
это
связано
с
тем,
насколько
карьера
отвечает
требованиям
общества
и
времени.
Сюда
можно
отнести
такие
дескрипторы,
как востребованная,
перспективная, современная, одобряемая, значимая, экологичная. С одной
стороны, можно предположить, что респондентам ЭГ 1 при планировании
карьеры важно «влиться в струю», работать в актуальной и востребованной
сфере,
что,
конечно,
положительно
скажется
на
успешности
карьеры.
С
другой стороны, им, очевидно, необходима поддержка со стороны других
людей, выражающаяся в том, что их продвижение по карьерной лестнице
получит
одобрение
и
значимость
в
их
социальной
группе.
Дескрипторы
коммуникабельная, связанная с людьми, человечная можно условно связать
стремлением респондентов в своей профессиональной деятельности быть
нужными и полезными другим людям. Также это может указывать на их
собственную
потребность
в
общении
с
другими
людьми,
а
также
на
готовность
строить
карьеру,
основываясь
на
гуманистических
началах.
Дескрипторы активная, интересная, личностно значимая, преобразующая,
мы
относим
к
стремлению
респондентов
ЭГ
1
к
самовыражению
и
самореализации в профессиональном плане. Очевидно, построение карьеры
для них связано с активной жизненной позицией и личностным ростом.
Для
респондентов
ЭГ
2
(положительно
оценивающих
городскую
среду),
одним
из
важнейших
маркеров
успешности
карьеры
является
потребность
в
профессиональном
мастерстве
(квалифицированная),
креативность (творческая), насыщенности впечатлениями (эмоциональная).
Возможно,
карьера
и
работа
в
целом
должны,
в
первую
очередь,
удовлетворять потребности самих респондентов, а затем - запросы общества.
11
Вместе с тем, для студентов с более высокой оценкой городской среды
будущая работа связана с наличием смысла, какой-то более обширной цели,
нежели зарабатывание денег (осмысленная, широкая, помогающая). В то же
время
работа
видится сложной,
что
может
указывать
на
осознание
возможных профессиональных трудностей и препятствий.
Результаты опросника терминальных ценностей показали, что в ЭГ 1
значимо
больше,
чем
в
ЭГ
2,
представлены
такие
ценности,
как
«Собственный престиж» (t
эмп
=2,99, при ρ ≤ 0,01), «Высокое материальное
положение» (t
эмп
=2,88, при ρ ≤ 0,01), «Достижения» (t
эмп
= 2,86, при ρ ≤ 0,01).
В этой связи значимо важными для них являются такие сферы жизни, где
указанные ценности реализуются наиболее полно: «Профессиональная жизнь»
(t
эмп
=3,04, при ρ ≤ 0,01), «Обучение и образование» (t
эмп
=2,31, при ρ ≤ 0,05).
Респонденты ЭГ 1 больше, чем респонденты ЭГ 2 ценят креативность (t
эмп
=2,53,
при ρ ≤ 0,05), развитие себя (t
эмп
=2,82, при ρ ≤ 0,01) и сохранение
собственной
индивидуальности (t
эмп
=3,23, при ρ ≤ 0,01), что указывает на
определенное
стремление к автономии, независимости, более свободному
самовыражению.
Для респондентов ЭГ 2 значимо более ценными представляются сферы
семейной жизни (t
эмп
=2,56, при ρ ≤ 0,05) и увлечений (t
эмп
=2,63, при ρ ≤ 0,05).
На наш взгляд, это вполне согласуется с результатами опросника «Якоря
карьеры»,
которые
отражают
стремление
респондентов
совместить
различные стороны жизни. Мы полагаем, что для таких студентов наряду с
успешной карьерой равноценными по значимости являются и личная жизнь,
и
возможность
для
деятельности,
не
представляющей
для
них
профессионального
интереса,
но
возможно,
выполняющей
функцию
развлечения, релаксации и разнообразия жизни (хобби, увлечения и т.д.).
Н а третьем этапе в каждой группе был проведен корреляционный
анализ между данными методик, представляющими оценку городской среды
(методика
Субъективной оценки реализуемости базисных ценностей С.А.
Богомаза,
«Шкала идентификации с городом» М. Лалли, анкеты «Стресс-
факторы малого города» О.В. Кружковой) и методик, которые отражают
особенности
карьерных
ориентаций
и
некоторые
представления
респондентов о карьере (опросник «Якоря карьеры»
Э. Шейна, «Карьерные
ориентации»
Н.Н.
Мельниковой,
семантический
дифференциал
В.П.
Серкина
на
стимул
«Моя
будущая
работа»).
Были
выбраны
значимые
взаимосвязи, уникальные для каждой группы.
Корреляционный
анализ
позволил
выявить
показывают
большое
количество взаимосвязей между шкалами
идентификации с городом (по М.
Лалли)
и
карьерными
ориентациями
респондентов
ЭГ
1.
Наибольшее
количество
взаимосвязей
выявлено
по
отношению
к
шкале
«Внешняя
ценность»,
которая
определяет
особенности
групповых
стереотипов,
связанных с городской средой. Чем ярче эти стереотипы представлены в
сознании респондентов, тем больше они ориентированы на построение
карьеры вглубь, развитие своих профессиональных компетенций, служение
12
людям и создание собственного дела. Можно предположить, что чем выше
будет рейтинг Петропавловска-Камчатского среди других городов России с
точки зрения туристов и иногородних, тем больше у респондентов будет
желания строить свою карьеру с опорой на альтруистические ценности,
развитие
профессионального
мастерства
и
предпринимательство.
Более
высокий
уровень
идентификации
с
городом,
выражающийся
в
привязанности к городу, восприятии себя как его неотъемлемой части, а
также
наличия
планов
на
дальнейшее
проживание
в
родном
городе,
усиливает
тенденцию к
наращиванию
профессионального
мастерства
в
определенной
области,
что
является
важной
со ст авл яющ ей,
горизонтального
построения
карьеры
(карьера
вглубь).
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
чем
более
положительными
будут
стереотипы, касающиеся городской среды, в сознании респондентов ЭГ 1,
тем более они ориентированы на горизонтальное построение карьеры.
Также
более
полная
реализуемость
базисных
ценностей
(индекс
СОРБЦ)
с
помощью
городской
среды
обуславливает
стремление
респондентов
ЭГ
1
к
интеграции
разных
областей
жизни,
повышает
личностную значимость карьеры. Мы полагаем, что удовлетворенность
городской средой обеспечивает студентам некоторое чувство безопасности,
ощущение стабильности, что позволяет им подойти к вопросам построения
карьеры с точки зрения большего проявления своей индивидуальности.
Как и в ЭГ 1, при корреляционном анализе в ЭГ 2 обнаружилось
большое
количество
взаимосвязей
между
шкалами
идентификации
с
городом и карьерными ориентациями, но они имеют несколько отличное
содержание.
Внешняя
ценность
города
снижает
автономность
и
независимость в вопросах построения карьеры. Возможно, высокая оценка
города
со
стороны
побуждает
респондентов
проявлять
большую
преданность
организации,
учитывать
мнение
других
людей,
быть
способными
выполнению
серьезных
должностных
обязательств.
Мы
предполагаем, что через профессиональную принадлежность повышается
ощущение единства со средой проживания, что на наш взгляд, несомненно
положительно сказывается на общем чувстве удовлетворенности жизнью в
данной среде.
Более
выраженная
идентификация
с
городом,
выражающаяся
в
привязанности, личностному переживанию комфорта и безопасности, связи
своей личной истории с городской средой, наличие планов на дальнейшее
проживание
в
городе,
формирует
большую
ориентацию
на
стабильность
места
работы
и
жительства,
что
хорошо
сочетается
со
стремлением
к
единству с окружающей средой через профессиональную деятельность в
одной организации, ориентации на служение другим людям и на создание
социально ценных продуктов. С другой стороны у респондентов ЭГ 2 при
этом
активизируются
«нетипичные»
для
них
карьерные
ориентации:
«Менеджмент»
и
«Вызов».
Мы
можем
предположить,
что
ощущение
единения со средой открывает новые личностные ресурсы в молодых людях,
13
например, побуждает стремление брать больше ответственности в вопросах
управления, преодоления сложных задач.
Вместе
с
тем
более
высокая
оценка
удовлетворенности
базисных
ценно стей
средой,
снижает
ст ремление
ре спондентов
ЭГ
к
предпринимательству
и
общую
направленность
на
построение
карьеры.
Напомним, что к числу важнейших ценностей для студентов ЭГ 2 относится
семейная
жизнь
и
увлечения.
Возможно,
именно
поэтому
в
случае
реализации этих ценностей у них может наблюдаться снижение интереса к
построению карьеры.
Н а четвертом этапе посредством углового преобразования Фишера
были обработаны данные вербального реагирования на стимул «Моя будущая
карьера»,
незаконченных
предложений,
анкетирования
и
метода
мотивационной
индукции
Ж.
Нюттена.
С
помощью
этих
методик
были
получены более подробные представления о карьерном планировании среди
студентов.
Значимых
различий
между
наиболее
частыми
конкретными
ассоциациями
у
студентов,
полученными
по
методу
вербального
реагирования
выявлено
не
было.
Далее
среди
всех
существительных,
прилагательных и глаголов методом контент-анализа были сформированы
смысловые категории.
В
ЭГ
1
более
многочисленной
является
группа
существительных
объединенных смысловым понятием «Статусность»
(φ= 2,50, при ρ ≤ 0,01).
Сюда относятся такие слова, как
высокий статус, гарантии,
авторитет,
должность, карьерный рост, повышение, пост, уважение, управление и др.
Среди
прилагательных
и
глаголов
можно
выделить
смысловую
группу,
обозначающую
насыщенность
(прилагательные:
φ=
2,49,
при ρ
≤
0,01;
глаголы: φ= 2,76, при ρ ≤ 0,01). Можно отметить следующие слова: богатая
впечатлениями,
вдохновляющая,
вкусная,
волнительная,
воодушевляющая,
захватывающая, насыщенная, необыкновенная, увлекательная, яркая и т.д.;
воодушевляет, восхищает, впечатляет, наслаждает, насыщает, увлекает,
украшает и др. другими словами, от своей будущей карьеры респонденты
ЭГ 1 ожидают не только «внешних» достижений, связанных с продвижением
к
высоким
должностям,
но
и
содержания,
которое
должно
отвечать
их
потребности в интересной и разнообразной жизни.
В
ЭГ
2
среди
существительных
мы
можем
выделить
смысловую
категорию
«Коммуникация» (φ=3,24,
при ρ
≤
0 , 0 1 ) : взаимодействие,
взаимоотношения,
знакомства,
коммуникация,
люди,
много,
общение,
отношения с коллегами, понимание связи, работа с детьми, умение слушать.
На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что будущая профессия у
большей части студентов предполагает активное взаимодействие с людьми
(педагог, юрист, психолог). С другой стороны, общение – это одно из средств
объединения разных областей жизни, которое для студентов с более высокой
оценкой
городской
среды
входит
в
число
приоритетных
карьерных
ориентаций.
14
Среди
прилагательных
были
выделены
смысловые
категория
«Усилия» (φ=2,85, при ρ ≤ 0,01) и «Комфорт» (φ=3,52, при ρ ≤ 0,01). Слова,
которые
входят
в
каждую
категорию
соответственно,
следующие:
затратная,
изматывающая,
тернистая,
требующая
терпения,
трудная,
трудоемкая,
тяжелая,
утомительная и
с
другой
стороны: домашняя,
комфортная, не лишающая личной жизни, неспешная, спокойная, удобная,
устраивающая, удовлетворяющая, щадящая и др. Мы полагаем, что эти
категории, несмотря на их некоторую противоположность, взаимосвязаны.
Респонденты
ЭГ
2
предполагают,
что
успешная
карьера
характеризуется
преодолением сложностей, значительными временными и эмоциональными
затратами. Однако, поскольку построение карьеры не важнее самореализации
в
других
сферах
жизни,
они,
возможно,
предпочитают
тратить
меньше
усилий на обеспечение карьерного роста. Можно предположить, что такие
студенты будут пытаться как бы подогнать карьеру и профессиональную
деятельность под другие сферы жизни, например, под семью. В будущем это
может выражаться в выборе работы с гибким графиком, коротким рабочим
днем, близким расположением к дому и т.д.
Среди
глаголов
в
ЭГ
2
можно
выделить
смысловую
категорию
«Развитие» (φ=2,54,
при ρ
≤
0,01).
Глаголы,
относящиеся
сюда,
это:
взращивает, открывает, развивает, растёт, совершенствует, строится,
укрепляет, формирует и др. Учитывая карьерные ориентации, присущие для
данной группы студентов, можно предположить, что это будет развитие в
сторону профессионального мастерства.
Метод незаконченных предложений позволил рассмотреть, что входит
в
понятие
карьеры
и
профессионального
роста
для
студентов
с
разной
оценкой городской среды,
каковы их планы на будущее, какие ресурсы и
препятствия
они
видят
в
своем
городе.
39
%
студентов
с
более
низкой
оценкой городской среды считают, что карьера важна как для них самих (φ=
2,81, при ρ ≤ 0,01), так и в жизни молодых людей в целом (φ= 2,44, при ρ ≤
0,01). В ЭГ 2, напротив, 22 % студентов считают, что карьера для них не
важна (φ= 2,69, при ρ ≤ 0,01), и еще для 33 % карьера связана с увлечением
или
удовольствием (φ=
3,03,
при ρ
≤
0,01).
В
ЭГ
2
приводятся
такие
высказывания, как «карьера для меня не самое главное / на втором месте
после семьи / не самое важное в жизни» и «карьера это работа, которая
приносит мне удовольствие / хобби / интересная для меня работа / будет
связана с моими увлечениями». Мы полагаем, что в этом также проявляется
ориентация
студентов
с
более
высокой
оценкой
городской
среды
на
интеграцию различных стилей жизни.
В ЭГ 1 карьерные планы более определенные: 28 % из них собираются
строить карьеру в сфере, не связанной с их специальностью, но вполне
определенной: военная служба, предпринимательство, наука, дизайн и т.д. (φ=
2,56, при ρ ≤ 0,01). 33 % респондентов ЭГ 1 через 10 лет планируют достичь
определенного этапа в карьерном развитии, например:
(стану учителем
года, открою свой интернет-магазин, буду работать психологом в школе
15
или в саду, стану учителем живописи в художественной школе) или занять
какую-то должность (буду завучем, стану майором ФСБ). В ЭГ 2 карьерные
планы
студентов
определены
в
меньшей
степени.
Говоря
о
построении
карьеры, 33 % респондентов ЭГ 2 собираются делать это в неопределенной
(не
определяемой
респондентами
в
настоящий
момент)
сфере,
которая,
однако, будет связан с их интересами: «Я планирую построить карьеру в
интересной
сфере
/
в
той
сфере,
которая
мне
нравится
/
в
своё
удовольствие
/ в творческой сфере» (φ=2,68,
при ρ ≤ 0,01). Точно также
расплывчато 22 % из них высказываются о планах через 10 лет: добьюсь
чего-нибудь / буду работать на любимой работе / достигну определенных
результатов
/
буду
успешным
человеком
(φ=2,69,
при ρ
≤
0,01).
Предположительно,
ориентированность
студентов
ЭГ
1
на
вертикальное
построение
карьеры
заставляет
их
более
конкретно
планировать
свой
карьерный
рост,
даже
несмотря
на
некоторое
несоответствие
сроков
и
возможностей.
Студенты
ЭГ
2
в
своих
представлениях
о
карьере
и
профессиональной
деятельности
в
целом
больше
ориентированы
на
удовольствие
и
удовлетворение,
которое
им
может
принести
любимое
занятие.
Также результаты метода незаконченных предложений показали, что
респонденты ЭГ 2 воспринимают городскую среду более позитивно, считая,
что
город
в
принципе
не
препятствует
удовлетворению
основных
потребностей и ценностей (φ=3,007, при ρ ≤ 0,01), а у молодого специалиста
есть множество возможностей для работы (φ=2,68 при ρ ≤ 0,01). Сюда можно
отнести,
такие
ответы,
как:
«Молодому
специалисту
в
моем
городе
представляется большое поле для работы / открыто много дверей / всегда
есть чем заняться /
можно построить карьеру /
созданы все условия».
Возможно, это связано с общей положительной оценкой городской среды у
студентов ЭГ 2.
Студенты
с
более
низкой
оценкой
города
указывают,
что
Петропавловск-Камчатский
способствует развитию
негативных
факторов
(φ=2,56,
при ρ ≤ 0,01). Сюда относятся негативные психические состояния
(депрессия / упадок желаний/ плохое настроение) или социальные явления
(преступность/ безработица).
На наш взгляд, вероятно, это обусловлено
тем, что среда малого не удовлетворяет одной из важнейших потребностей
студентов ЭГ 1 - в насыщенной интересной жизни. Также они видят гораздо
меньше возможностей для карьерного роста в условиях малого города.
Анкета «Моя будущая карьера» позволила уточнить карьерные планы
респондентов. Согласно результатам анкетирования, 23 % студентов с более
низкой
оценкой
городской
среды
планируют
строить
карьеру
в
области
предпринимательства
(φ=2,60, при ρ ≤ 0,01) и 33 % – в области управления
(φ=2,43, при ρ ≤ 0,01). Одними из главных ресурсов для построения карьеры
такие
студенты
считают
образование (φ=2,44,
при ρ
≤
0,01),
само
же
построение
карьеры
для
них
связано
с
реализацией
интересов
и
способностей (φ=2,32, при ρ ≤ 0,01). Для трети из них (33 %) Петропавловск-
16
Камчатский
оценивается
как
город,
не
подходящий
для
построения
их
карьеры (φ=2,51, при ρ ≤ 0,01).
Достаточно
весомая
часть
(19
%)
респондентов
с
более
высокой
оценкой городской среды собираются строить карьеру в области обучения и
преподавания (φ=2,36,
при ρ
≤
0,01).
Многие
из
них
(39
%)
считают
возможным для себя строить карьеру в Петропавловске-Камчатском (φ=2,73,
при ρ ≤ 0,01).
Таким образом, студенты с более низкой оценкой городской среды не
видят в Петропавловске-Камчатском достаточно ресурсов для построения
успешной карьере в области предпринимательства и управления, и, очевидно,
не
связывают
свои
карьерные
планы
с
этим
городом.
Что
касается,
респондентов с более высокой оценкой городской среды, то их карьерные
устремления
находятся
в
области
образования,
которая
в
нашем
городе
является
достаточно
востребованной.
Возможно,
это
обуславливает
их
оптимистичный
взгляд
на
возможности
для
планирования
карьеры
в
Петропавловске-Камчатском.
Результаты, полученные с помощью метода мотивационной индукции
Ж.Нюттена,
позволили
описать
некоторые
особенности
ценностно-
смысловой центрации студентов с точки зрения их планов на будущее. Также
мы можем увидеть, какое место в иерархии планов и перспектив занимает
карьера. Были выявлены значимые различия между группами, связанные с
такими
областями
временной
перспективы,
как
ближайшее
и
более
отдаленное
будущее
(25-45
лет).
С
точки
зрения
планов
на
ближайшее
полгода,
студенты ЭГ 1
особое внимание уделяют профессиональной
деятельности (φ=2,43, при ρ ≤ 0,01). Это проявляется в поисках работы, как
на постоянной основе, так и в виде дополнительного заработка. Для данной
группы характерны такие высказывания: «Я решил найти работу на лето»,
«У меня есть большое желание поехать на путину в Октябрьский», «Я
боюсь, что не получится с подработкой на автомойке». Желание работать
может быть обусловлено как финансовыми проблемами, так и стремлением
начать
профессиональную
деятельность
для
приобретения
необходимого
опыта, на основании которого можно более уверенно строить карьеру.
Студенты с более высокой оценкой городской среды значимо больше
выказывают намерение овладеть новыми знаниями, умениями и навыками.
(φ=2,83, при ρ ≤ 0,01). Причем эти навыки находятся в различных областях
жизни,
например: «У
меня
есть
большое
желание
найти
дешевые
дистанционные
курсы
по
дизайну»,
«Я
планирую
сдать
на
права
этим
летом», «У меня есть большое желание научиться играть на гитаре к
новому году». Мы можем предположить, что стремление студентов ЭГ 2
расширить или углубить свои знания связано с важной для них карьерной
ориентацией – профессиональным мастерством. Респонденты нацелены на
том, чтобы овладеть знаниями, умениями и навыками, которые позволят им
стать
более
квалифицированными
специалистами
в
интересной
для
них
сфере деятельности.
17
Следующий
временной
период,
где
были
обнаружены
значимые
различия между группами – 25-45 лет. Данный временной отрезок в жизни
человека является наиболее важными с точки зрения выполнения различных
задач, начиная с материального обеспечения жизни и заканчивая созданием
семьи. Значимые различия были обнаружены по следующим категориям.
Респонденты ЭГ 1 значимо больше настроены на саморазвитие (φ=2,46, при ρ
≤
0,01)
и
обеспечение
личностной
автономии (φ=2,85,
при ρ
≤
0,01).
Саморазвитие
для
них
связано
с
раскрытием
в
себе
таких
качеств,
как
уверенность
в
себе,
умение
отстоять
своё
мнение,
повышение
уровня
интеллекта: «Я очень хочу стать увереннее в себе и смелее», «Я буду очень
рада, если мне удастся преодолеть свои страхи», «Я часто думаю о том,
чтобы
научиться
убеждать
других,
что
я
прав»,
«Я
бы
так
хотела
повысить свой IQ», «Я стремлюсь к саморазвитию». Возможно, эти качества
позволят
им
наиболее
полно
реализовать
свои
цели.
Автономия
у
респондентов выражается в стремлении к независимости, в том числе и
опасениях, что эта автономия будет нарушена: «Я делаю всё для того, чтобы
стать независимой от родителей», «Я стремлюсь к успеху и финансовой
независимости», «Я боюсь, что на меня будут давить родственники», «Я
буду очень доволен, если у меня не будет начальника на работе». Если
учесть, что управление – одна из главных карьерных ориентаций студентов
ЭГ
1,
то
можно
обусловить
стремление
к
автономии
желанием
самостоятельно управлять как своей собственной жизнью и, так и возможно в
будущем другими людьми и ресурсами.
Респонденты с более высокой оценкой городской среды значимо чаще
упоминают о получении дополнительного или другого образования (φ=3,08,
при ρ ≤ 0,01) и реализации в хобби и увлечениях
(φ=3,51, при ρ ≤ 0,01). Их
высказывания
типа: «Я
планирую
получить
второе
высшее»,
«Я
часто
думаю о том, чтобы поменять профессию», «У меня есть большое желание
бросить вуз и выучиться на маркетолога», «Моя заветная места – освоить
After
Effects
в
со в е р ш е н с т в е » (профессиональная
программа
для
редактирования видео и создания анимации) и т.д.
Ответы респондентов
указывают на некоторые сомнения в правильности выбор профессии, что
может вызывать определенные трудности для построения карьеры. Вместе с
тем, мы можем отметить стремление респондентов к расширению своих
профессиональных
возможностей
при
помощи
дополнительного
образования. Очевидно, респонденты второй группы стремятся стать более
квалифицированными, а значит конкурентоспособными специалистами, что в
перспективе положительно скажется на построении карьеры.
Тем не менее, немаловажной для студентов с более высокой оценкой
городской среды является сфера хобби и увлечений: «Я мечтаю найти себе
какое-нибудь
настоящее
увлечение»,
«Я
хочу
реализоваться
в
своем
увлечении живописью», «Я буду очень жалеть, если работа отнимет у меня
время на сноуборд», «Я бы не хотела, чтобы в моей жизни была только
семья и работа». Поскольку интеграция стилей жизни – важная карьерная
18
ориентация для студентов ЭГ 2, желание реализоваться в сфере хобби и
увлечений ещё раз указывает на стремление сбалансировать разные стороны
своей жизни.
С
точки
зрения
жизни
в
целом
между
группами
были
найдены
следующие различия. Для студентов ЭГ 2 более значимыми оказались такие
категории, как «Увлечение, творчество» (φ=3,03, при ρ ≤ 0,01), «Ожидание
чего-то от других» (φ=3,14, при ρ ≤ 0,01) и «Цели для третьих лиц» (φ=3,28,
при ρ ≤ 0,01).
Ответы
респондентов
ЭГ
2
ещё
раз
подчеркивают,
что
сфера
деятельности,
которая
не
связана
напрямую
с
работой,
является
очень
значимой в их жизни: «Я мечтаю научиться петь», «У меня есть большое
желание путешествовать везде и вести свой блог», «Я делаю всё для того,
чтобы хорошо кататься на сноуборде» и др.
Две следующие категории связаны с межличностными отношениями
респондентов ЭГ 2. Для них в большей степени, чем для респондентов ЭГ 1
характерны такие высказывания, как:
1)
ожидание чего-то от других людей: «Я боюсь потерять своего
мужчину», «Я бы так хотела найти свою половинку», «Я мечтаю, что
однажды кто-то полюбит меня по-настоящему», «Я гоню от себя мысли о
том, что мой МЧ меня бросит», «Я бы не хотел измены от близких мне
людей»;
2) цели для третьих лиц: «Я принял решение, что буду обеспечивать
моих родителей», «Я гоню от себя мыли о том, что с моими родными
может что-то произойти», «Я всем сердцем надеюсь, что мои близкие
будут здоровы и счастливы» и др.
Ответы респондентов указывает на то, что поддержка и мнение близких
людей может быть важным фактором для них в планировании своей жизни.
Хотя межличностное общение по результатам ММИ является значимым для
обеих экспериментальных групп, можно предположить, что в ЭГ 2 эта сфера
жизни будет оказывать больше влияния на планирование профессиональной
деятельности, чем в ЭГ 1 (вероятно, здесь имеет значение стремление к
автономии
у
последних).
Мы
полагаем,
что
как
потребность
в
хобби
и
увлечениях,
так
и
особенно
выраженная
ориентация
на
близких
для
респондентов ЭГ 2 может играть особую роль при планировании карьеры.
Это возможно будет выражаться в обустройстве своей работы таким образом,
чтобы она не мешала ни общению с близкими, ни другой деятельности
респондентов.
На основании проведенного эмпирического исследования мы можем
сделать следующие выводы:
1. Существуют различия в карьерных ориентациях у студентов с разной
оценкой городской среды:
- для студентов с более низкой оценкой городской среды характерны
карьерные
ориентации
на
управление,
решение
сложных
задачи,
продвижение
по
должностной
лестнице.
Им
также
в
большей
степени
19
свойственны ценности, отвечающие за высокий социально-экономический
статус в обществе, престиж, саморазвитие и автономность. Предпочитаемые
области
построения
карьеры
для
них
-
это
предпринимательство
или
управление. Карьера им представляется важнейшей, а в некоторых случаях –
доминирующей ценностей в жизни, во всяком случае, на данном возрастном
этапе. В этой связи карьерное планирование у них более конкретно, чем у
студентов второй группы. Город Петропавловск-Камчатский такие студенты
не
рассматривают
как
оптимальный
для
построения
успешной
в
их
понимании карьеры;
-
студенты
с
более
высокой
оценкой
городской
среды
больше
ориентированы
на
развитие
профессионального
мастерства,
стабильность
места работы. Одной их предпочитаемых областей построения карьеры для
них
является
преподавание
и
обучения,
для
чего
в
Петропавловске-
Камчатском существует много возможностей. В этой связи такие студенты
считают
свой
город
вполне
подходящим
для
построения
карьеры
и
удовлетворения
своих
потребностей.
Карьера
для
них
не
является
приоритетным фактором, поскольку важным считается сбалансированность
разных областей жизни (профессиональной деятельности, личной жизни,
сферы увлечений). Большое значение такие студенты придают приобретению
новых
знаний,
умений
и
навыков,
повышению
ква лификации,
самореализации в смежных или других видах деятельности. Вместе с тем, их
карьерные планы менее определенны и более предпочтительной видится
карьера, не мешающая их личной жизни.
2.
Можно
выделить
некоторые
различия
во
взаимосвязи
между
реализуемостью
в
городской
среде
базисных
ценностей
и
карьерных
ориентациях. У
студентов более низкой оценкой городской среды более
высокая
реализуемость
базисных
ценностей
повышает
стремление
к
интеграции стилей жизни; у студентов с более высокой оценкой, напротив,
ориентация на построение карьеры в целом снижается. Мы можем отчасти
обусловить
это
различиями
в
терминальных
ценностях
студентов
обеих
групп.
3.
Существует
взаимосвязь
между
оценкой
городской
средой
и
карьерными ориентациями студентов. Данная взаимосвязь проявляется в том,
что чем выше оценка городской среды, тем больше студенты склонны к
изменению и расширению диапазона имеющихся карьерных ориентаций. Мы
п ол а га е м,
э то
може т
с д е л ат ь
буд у щ и х
с п е ц и а л и с то в
б о л е е
конкурентоспособными на современном рынке труда.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
20
1.
Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития //
Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 130-136.
2.
Алексеева
Т.И.
Город
и
время
как
системообразующий
фактор
артеприроды //Мир психологии. –1999. –№4. –С. 145-156.
3.
Андреева Г. М. Психология социального познания. Учеб.пособие для
студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 310 с.
4.
Андреева
Г.М.
Социальная
идентичность:
временные
и
средовые
компоненты
//
Куликов
Л.В.
Психология
личности
в
трудах
отечественных
психологов.
Психология
личности
в
трудах
отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009. – С.167-
179.
5.
Баньковская С. Роберт Парк // Современная американская социология /
под
ред.
В.
И.
Добренькова.
–
М.:
Издательство
Московского
университета, 1994. – С. 3-49.
6.
Богомаз С.А., Литвинова С.А., Четошинкова Е.В. Субъективная оценка
городской среды вузовской молодежью Томска и Барнаула // Сибирский
психологический журнал. – 2013. – № 49. – С.102-113.
7.
Бурмакова
Ю.А.
Индивидуально-личностные
предпо сылки
профессионального
развития
специалистов
в
рекламном
деле:
дис….канд. псих.н. – М., 2007. – 254 с.
8.
Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994. – 704 с.
9.
Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии:
пер. с англ. /авт. предисл. С.В.Федулов. – М.: Прогресс, 1990. – 212 с.
10.Гончарик
А.А.
Теоретические
проблемы
изучения
формирования
региональной
идентичности
//
Идентичность
как
предмет
политического анализа : сб. статей. – М. : ИМЭМО РАН, 2011. – С.68-
73.
11.Гутыра В.И. Идентичность современной городской молодежи // Вестн.
Ом.ун-та. – 2015. – № 1. – С. 160-165.
12.Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Средовые особенности социальной
идентичности
как
предмет
социологического
анализа
/
Сборник
конференций НИЦ Социосфера. – 2010.– Выпуск № 18. – С.15-26.
21
13.Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной
Я-концепции студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2008.
– 20 с.
14.Жуина Д.В. Особенности формирования карьерного образа у студентов
педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования. –
2014. – № 5.
15.Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Среда и социально-психологическое
пространство самоопределяющегося субъекта: тез. пятой Российской
конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 ноября 2008
г.). – М.: Психологический институт РАО, 2008. – С.113-115.
16.Журавлев
П.В.,
Кулапов
М.Н.,
Сухарев
С.А.
Мировой
опыт
в
управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. Монография. –
М.: Изд-во Российская экономическая академия, 1998. – 231 с.
17.Зеер Э.Ф., Таранова О.В. Психологические особенности управления
карьерой
/
Ежегодник
Российского
психологического
общества:
Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. – СПб.: 2003. Т. 3. –
С.77-83.
18.Зиновьева
Л.
Е.
К
вопросу
об
исследовании
городской
культурной
идентичности // Вестник Челябинского государственного университета.
Философия. Социология. Культурология. – 2013. – № 33 (324). Вып. 30.
–
С. 39-41. [Электронный ресурс]. URL:
Ительсон Л.Б. Лекции по
общей психологии. – М.: Харвест, 2003. – 420 с.
19.Кибанов
А.Я.
Концепция
управления
человеческими
ресурсами
в
организации // Управление персоналом. – 2007. – №1. – С. 14-20.
20.Кирт
Н.Л.
Динамика
представлений
о
профессиональной
карьере
психологов
образования
в
проце сс е
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
самоопределения: дисс. …. канд. псих.наук. – М.: 2000. – 180 с.
21.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Юнити, 1998. – 284 с.
22.Комаров Е.А. Управление карьерой. – М.: Владос,1999. – 264 с.
23.Корсини Р. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2003. – 612
с.
24.Кричевский Р.Л. Психология профессиональной карьеры / Под общ.ред.
А.А. Деркача. – М.: Изд-во: РАГС, 2006. – 304 с.
22
25.Кувенева
Т.Н.,
Манаков
А.Г.
Формирование
пространственных
идентичностей в порубежном регионе // Социологические исследования
(СОЦИС). – 2003. – № 7. – С. 77-84.
26.Лебедева С. О. Город как социокультурное пространство // Известия
Волгоградского государственного технического университета. – 2010. –
Выпуск № 8 (том 9). – С.68-77. [Электронный ресурс]. URL: Линч К.
Образ города. – М.: Просвещение, 1991. – 247 с.
27.Ломакина
Э.Н.
Профессиональная
направленность
как
механизм
психологической
готовности
к
профессиональной
деятельности
студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – Выпуск №
10. – С. 63-70.
28.
Лукьянов О.В. Идентичность – элемент транстемпорального мира и
фронт экзистенциального опыта // Сибирский психологический журнал.
–2007. – № 26. – С. 31-35.
23