Автор: Шеина Оксана Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: с.Табынское Наименование материала: конспект Тема: Дружба-это здорово! Раздел: начальное образование
Цель: формировать опыт социального общения.
Задачи: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к
людям, стремление к совместной деятельности с одноклассниками, развивать
навыки эффективного и безопасного общения.
Обеспечение: сувенир, карандаши, магниты, лист ватмана,
мультимедийное оборудование, диск с релаксационной музыкой, запись
фильма из сборника «Ералаш» «Лучшая подруга», пиктограммы с
различными эмоциями, макеты ладошек (разноцветные).
Подготовка кабинета: парты стоят по кругу.
Ход занятия.
1) Организационный момент.
2) Вступительное слово воспитателя. .
- Здравствуйте, ребята! Приветствую вас, мои друзья ! Скажите пожалуйста,
какое у вас сейчас настроение? У меня в руках сувенир в виде мальчика и
девочки. Я хочу, чтобы он стал символом теплых, доброжелательных
отношений в нашем классе.
-Прошу вас как можно бережнее передать его из рук в руки друг другу. Мне
очень хочется, чтобы вы при этом пожелали друг другу чего-то доброго,
сделали друг другу комплимент. (Воспитатель первый передает сувенир
ученику, он должен вернуться к нему).
- Мне бы хотелось, чтобы главными правилами жизни в нашем классе стали:
• Мы рады видеть друг друга.
• Мы желаем только добра друг другу.
• Мы заботимся друг о друге.
• Мы уважаем друг друга.
- Подумайте, а кому мы можем сказать такие слова? (друзьям,
одноклассникам, хорошим знакомым).
3) Основная часть воспитательного часа.
Сегодня мы с вами будем вести разговор о дружбе. Выясним, кто такой
настоящий друг, умеете ли вы дружить друг с другом.
-А что такое дружба? Какое определение вы могли бы дать термину
«Дружба»?
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что
Дружба –это близкие отношения , основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
Представьте себе, что слово «дружба» требует расшифровки, но необычной.
Вам нужно каждую букву, входящую в это слово, использовать для того,
чтобы дать характеристику понятия «друг». (На доске в вертикальном
положении расположены карточки с буквами, входящими в это слово).
Д – добрый, душевный.
Р – работящий,решительный.
У – умный, удивительный.
Ж – желанный,жизнерадостный.
Б – безценный, близкий.
А – ангельский.
- Прочитайте, каким же вы представляете себе настоящего друга.
(Зачитываются все записанные определения).
- А можно ли этими словами сказать про ваш классный коллектив? (Если
учащиеся дают отрицательный ответ, то разобрать почему).
- Коллектив – это когда нас много, когда мы вместе решаем общие задачи,
когда помогаем друг другу во всём.
А) Работа по формированию умения работать совместно. Упражнение
« Близнецы».
- Сейчас мы попробуем изобразить портрет нашего класса. Знаете что такое
портрет? …
- Подумайте, каким будет лицо нашего класса: веселым или грустным, злым,
беззаботным, радостным, добрым? Почему? (ответы учащихся можно
аргументировать).
- Посмотрите, какие из этих изображений отражают настроение нашего
класса, всех нас вместе взятых? (Работа с пиктограммами).
- Почему вы решили, что это веселый человечек?
- Работать мы будем не совсем обычным способом. Вы будете работать в
парах. Нам нужно собрать из фрагментов лицо человека. Работать вы
должны обязательно вместе! Попробуем! (1 пара прикрепляет глаза, 2- брови
и т.д.)
- Посмотрите на наш портрет! Передает ли он настроение нашего класса?
- Что было труднее всего в работе?
-Что необходимо для сотрудничества? (Уметь договориться).
- Нравиться ли вам ваш портрет? (Если ответ отрицательный – разобраться в
причинах).
Б) Просмотр и анализ фильма.
- Молодцы! Пусть наш портрет немного повисит на доске, а мы посмотрим
веселую историю из журнала «Ералаш».
- Этот фильм называется «Лучшая подруга». Можно ли сказать это о главной
героине? Почему? (Постараться запутать учащихся вопросами).
- Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
- Как вы думаете, в следующий раз ребята придут к девочке в гости?
В) Формирование позитивного отношения друг к другу. Упражнение
«Ладошки».
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Воспитатель держит в руке
разноцветные макеты ладошек).
- Сейчас они все вместе, как и вы сейчас. Но все они разные, как и мы с вами.
Я сейчас раздам вам ладошки. Напишите на них своё имя. По моей команде
будем передавать их по кругу, и вы должны будете постараться написать про
человека, чья ладошка у вас окажется, что-то хорошее, доброе, пожелать
этому человеку что-либо. Постарайтесь не повторяться друза другом.
(Ладошки передаются до тех пор, пока в руках не окажется «своя» ладошка.
Во время выполнения работы звучит тихая музыка).
- Прочитайте, что о вас написали товарищи. Что вы почувствовали, когда
прочитали хорошие слова про себя?
- Было ли вам приятно?
- Трудно ли вам было найти добрые слова о своих одноклассниках?
- Да, часто мы замечаем в окружающих отрицательные черты характера, а
нужно учиться находить в других хорошее.
- Подойдите, пожалуйста, к нашему портрету и прикрепите свои ладошки
там, где вам захочется.
- А я хочу к нашему портрету добавить еще и правила, которые очень важны
в жизни любого коллектива! (На табличках какой-либо формы правила: мы
рады видеть друг друга; мы желаем только добра друг другу; мы заботимся
друг о друге; мы уважаем друг друга; мы во всем помогаем друг другу и др.)
4)
Работа с пословицами.
Ребята, у меня имеются конверты с пословицами. Но вот беда, они
рассыпались и их нужно собрать.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Без друга в жизни туго.
Старый друг лучше новых двух.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Друг познается в беде.
Объяснение пословиц.
5) Заключительный этап. Игра «Клубочек».
- Ребята, я снова приглашаю вас в круг. У меня в руках клубок ниток (лента
для рукоделия). Мы будем передавать его друг другу, при этом завязывая на
руке узелок. Каждый раз вы должны еще раз сказать своему товарищу то, что
считаете нужным: пожелать что-либо, сделать комплимент, а может быть
пожелать изменить что-то в себе. Итак, я начинаю!
- Посмотрите, ребята, мы все вместе, связаны одной ниткой. Мы все вместе,
один дружный коллектив! А в коллективе один за всех и ……
- Молодцы! Давайте развяжем руки друг другу. Спасибо за вашу работу. А
наш портрет мы повесим в классный уголок, чтобы он помогал нам выходить
из сложных ситуаций, радовался вместе с нами, помогал нам жить!
6) Рефлексия
Ожидаемый результат
Результатом данного занятия является выяснение того, что дружба это форма
межличностных отношений, когда нужно не только уметь договариваться,
соблюдать правила, но и проявлять сочувствие, соучастие, согласие,
понимание, доверие, нести ответственность.