"Особенности организации урока русского языка в соответствии с ФГОС"
Автор: Черных Анна Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СШ №1 Населённый пункт: Вилючинск, Камчатский край Наименование материала: доклад Тема: "Особенности организации урока русского языка в соответствии с ФГОС" Раздел: среднее образование
Особенности организации урока русского языка в соответствии с ФГОС
«Если мы будем учить сегодня
так, как мы учили вчера, мы
украдем у детей завтра».
(Джон Дьюис)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования -
э т о
в ы с о ко е
к ач е с т в о
о б р а з о в а н и я ,
к о м м у н и к а б е л ь н о с т ь ,
целеустремленность,
креативность,
а
самое
главное
-
умение
ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в
любом
обществе.
Подготовка
к
будущей
жизни
закладывается
в
школе,
поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения, но при всем при этом урок остается главной формой
организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования,
предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.
Перед
современным
учителем
в
условиях
внедрения
новых
образовательных
стандартов
стоит
задача
использовать
системно-
деятельностный подход в обучении школьников.
Сформированность
качественно
новых
образовательных
результатов
возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную
учебно-познавательную
деятельность,
в
процессе
которой
приобретается
опыт
целеполагания,
достижения
поставленных
целей,
рефлексивной
самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.
В условиях перехода общеобразовательных школ на новые стандарты
перед
учителем
ставится
задача
формирования
универсальных
учебных
действий,
позволяющих
ученикам
действовать
в
новой
обстановке
на
качественно высоком уровне.
Безусловно,
уроки
русского
языка
и
литературы
обеспечивают
формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Преподавание
каждого
предмета
имеет
свою
специфику,
свои
особенности. Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов
занимает уникальное место, ведь главная его задача - обеспечить речевое
развитие учащихся.
Современный
урок
русского
языка,
направленный
на
формирование
метапредметных и личностных результатов,-это проблемно-диалогический
урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои
действия
на
каждом
этапе
с
учетом
возможных
ситуаций,
потребующих
импровизации. В настоящее время все более актуальным в образовательном
процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит
учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом
творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и
усвоение
новых
знаний.
Ученик
должен
стать
живым
участником
образовательного процесса.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют
новые требования к уроку как к основной форме организации учебного
процесса.
Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС нового
поколения должен включать следующие шесть этапов:
-мобилизация
(предполагает
включение
уч-ся
в
активную
интеллектуальную деятельность);
-целеполагание
(уч-ся
самостоятельно
формулируют
цели
урока
по
схеме «вспомнить-узнать-научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует
возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой уч-ся
понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
-коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
-рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что
нового он узнал и чему научился).
Как я уже сказала выше, уроки по ФГОС основываются на системно-
деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:
- уроки «открытия» нового знания;
-уроки рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый определяет для
себя
формы,
методы,
приемы,
технологии,
которые
ему
позволяют
качественно
подготовить
урок.
Я
учитель-практик
с
20-летним
стажем
работы в школе. На своих уроках я «дирижер», осуществляющий скрытое
управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.
В своем докладе я остановлюсь на структуре урока «открытия» нового
знания. Так как время доклада ограничено, уделю внимание лишь некоторым
его этапам.
Три года подряд я давала открытые уроки на краевом уровне, может, кто-
то из присутствующих здесь коллег посещал мои уроки.
Темп уроков очень быстрый. Это достигается благодаря следующим
моим требованиям к ученикам в самом начале учебного года:
1.формулирую задание всего один раз, т.е. не повторяю задание дважды;
2.не повторяю то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть
более внимательными на уроке);
3.Стараюсь не комментировать и не исправлять ответы, предлагая это
сделать самим учащимся;
4.не даю новые знания в готовом виде;
5.предугадываю затруднения уч-ся, меняю по ходу урока задание, если
дети не смогли выполнить с первого раза;
6.подбираю комплексные задания;
7.всегда пользуюсь сценарным планом урока, предоставляющим мне
свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
Мои уроки – это импровизация, т.к. именно ученики, вовлеченные в
учебно-познавательную деятельность, являются главными «действующими»
героями на уроке: они ставят цели, решают задачи, отвечают за результаты.
Теперь рассмотрим некоторые приемы работы на уроке в рамках ФГОС.
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации уч-ся к
деятельности.
Урок
должен
быть
добрым.
Урок
всегда
начинается
с
улыбки,
с
позитивного
настроя
уч-ся.
На
этом
этапе
применяю
рифмованные
упражнения, грамматические сказки, пословицы, поговорки, ведь дети очень
чутки к слову, к образу.
Очень
нравится
мне
и
детям
прием
«Фантастическая
добавка».
Он
предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду,
мы отправляемся в путешествие на планету «Фразеология», например, или в
лингвистическую
экспедицию.
На
этом
этапе
дети
должны
удивиться
(используется
прием
«удивления),
пойти
вперед,
а
столкнувшись
с
проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему,
исследовать вопрос, найти решение.
Мотивация может быть в начале урока и на любом его этапе.
2 этап. Актуализация знаний.
Он предполагает подготовку мышления уч-ся к изучению новой темы,
систематизацию уже имеющихся знаний, необходимых для усвоения нового.
Традиционно
в
начале
урока
провожу
слуховой
диктант.
Детям
диктуется 3-4 предложения. Каждое предложение проговариваю один раз и
больше не повторяю. Чаще всего предложения связаны между собой одной
тематикой.
Например:
1. Звезда одинокая смотрит в окно.
2.Пушистой серой мышке звонит усатый кот.
3.В углу чуть слышно пищит мышонок.
4. Мечтает котенок стать рыжим котом.
Далее идет проверка выполненного задания. Если дети услышали и
записали все слова правильно, на полях ставят себе +, если нет-. Затем идет
работа
с
орфограммами
и
знаками
препинания.
И
в
завершении-
интеллектуальная разминка: к каждому предложению дети должны задать
интересный вопрос и быстро на него ответить, например:
-Почему котенок мечтает стать именно рыжим?
-Зачем кот звонит мышке?
-Почему пищит мышонок?
- Почему звезда смотрит в окно?
Работа проходит очень быстро. Далее задаю вопрос: «Есть ли в этих
предложениях внутренняя связь?» Дети отвечают: «Мечта и одиночество».
На этом этапе использую создание проблемной ситуации. В завершении
этапа
создается
затруднение,
которое
фиксируется
ими
самими,
и
формулируется тема урока.
Затруднение
способствует
осознанию
уч-ся
того,
что
знаний
у
них
недостаточно. И очень важно, чтобы знание о незнании воспринималось
детьми как ценный результат урока и становилось стимулом для дальнейшего
освоения содержания.
В
данный
этап
включаю
задания,
тренирующие
мыслительную
деятельность, такие как «найди лишнее», «раздели на группы», «сравни и
укажи отличие» и т.п.
Постановка учебной проблемы является основополагающим моментом
на этапе актуализации знаний. Существует довольно много приемов создания
проблемной ситуации. На уроках русского языка чаще всего используется
проблемная ситуация с «затруднением». В основе ее лежит противоречие
между
необходимостью
выполнить
практическое
задание
учителя
и
невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода
уч-ся из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий
их к осознанию противоречия и формулирования темы.
Следовательно, существуют 3 пути постановки проблемы:
-создание проблемной ситуации;
-подводящий диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приемом.
Очень часто для создания проблемной ситуации использую приемы:
«яркое пятно», «актуальность», «инсерт».
Следующий этап – Целеполагание
Целеполагание
является
одним
из
главных
компонентов
учебного
действия. Четко определенная цель как бы структурирует, «цементитрует»
весь урок.В своей практике я использую визуальные и аудиальные приемы
целеполагания: тема-вопрос, работа над понятием, исключение, проблема
предыдущего урока и другие. Чаще всего использую прием «домысливания».
На каждом уроке на доске висят вопросы-помощники: что я должен знать,
уметь, запомнить, применить. С их помощью дети формулируют цели, ставят
перед собой задачи.
Какова цель - таков и урок. Именно такой подход к целеполаганию
является эффективным и современным.
Хочется также сказать еще и о том, что современный урок русского
языка позволяет осуществить переход от урочной деятельности к внеурочной
посредством
создания
исследовательских
мини-проектов,
которые
впоследствии перерастают в серьезную проектную работу, с которой ученики
сначала
выступают
на
школьной
конференции
проектных
работ,
затем
выходят
на
муниципальный
этап
и
занимают
призовые
ме ст а.
Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
При
этом
используются
методы
современной
науки:
анкетирование, соц.опрос, наблюдение, моделирование и другие.
УМК под редакцией А.Д. Шмелева, по которому я работаю, содержит
довольно много проектных заданий.
Современный урок от традиционного отличает работа в паре, в группе,
что позволяет говорить об этапе коммуникации. Такая работа имеет большое
значение для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных,
коммуникативных.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является
этап рефлексии. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые
результаты,
определить
цели
дальнейшей
работы,
скорректировать
свои
последующие действия.
На
своих
уроках
применяю
различные
виды
рефлексии:
смайлики,
кластер,
таблицы,
синквейн,
инсерт,
шпаргалки,
карточки
с
заданием
«продолжи
фразу»,
«выбери
верное
утверждение»,
письмо
самому
себе,
прием «комплимент», например, деловым качествам партнера. Такой вариант
окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании
личностной значимости каждого.
Рефлексия развивает ученика как личность, способную к самоанализу.
Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности,
обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила,
доставляют учащимся радость открытия, а учителю- удовольствие.
Использование
технологии
деятельностного
подхода
позволяет
мне
проводить
интересные
уроки,
проектировать
учебную
деятельность,
позволяющую
получить
требуемый
результат.
Это
создает
необходимые
условия
для
возникновения
положительной
мотивации
к
познавательной
деятельности и активной работе, развития умений учеников самостоятельно
мыслить,
ориентироваться
в
новой
ситуации,
находить
свои
подходы
к
решению проблем. При использовании технологии деятельностного подхода
учащиеся
быстрее
усваивают
материал,
умеют
аргументировать
свои
высказывания, выбрать и предложить для выполнения работы свой способ
деятельности, лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки, у них
значительно повышается качество знаний.
В заключение хочется сказать, что структура современного урока должна
быть
динамичной,
с
использованием
набора
разнообразных
методов
и
приемов.
Учитель,
его
отношение
к
учебному
процессу,
его
творчество
и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот
это
и
есть
главный
ресурс,
без
которого
новые
требования
ФГОС
к
организации учебно-воспитательного процесса не могут существовать.
В.А. Сухомлинский писал: «Урок - это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его
кругозора, эрудиции».
Много
зависит
от
желания,
характера
учителя,
от
уровня
его
профессиональной подготовки.
«Учитель готовится к уроку всю свою жизнь. И чтобы дать ученикам
искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Света вам, уважаемые коллеги, тепла, позитива и творческих успехов!
Благодарю за внимание.