Напоминание

Кружок "В мире красоты"


Автор: Шеркожухова Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 23
Населённый пункт: хутор Красный Крымский район
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Кружок "В мире красоты"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №23хутора Красного

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30 августа 2016 года протокол № 1

Председатель __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая

Наименование: кружок «В мире красоты»

Срок реализации программы: 2013 – 2017 г.г.

Возраст обучающихся: 7 до 10 лет

Авторский коллектив: Шеркожухова Надежда Петровна, Никора Стелла

Алексанровна, Литвиненко Нина Федоровна, Гордиенко Ольга Петровна

Пояснительная записка.

Рабочая

программа

по

внеурочной

деятельности

«В

мире

красоты»

для

учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной

программы

по

внеурочной

деятельности

Федерального

компонента

государственного образовательного стандарта второго поколения начального

и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника»

автор

Е.И.

Коротеева,

Москва

«Просвещение»

2011

год.

Программа

переработана и дополнена.

В

основу

программы

внеурочной

деятельности

художественно

эстетического направления « В мире красоты» положены идеи и положения

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

и

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как

целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на

единой

основе

изучение

всех

основных

видов

пространственных

(пластических)

искусств:

изобразительных

живопись,

графика,

скульптура;

конструктивных

архитектура,

дизайн;

различных

видов

декоративно-прикладного

искусства,

народного

искусства

традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение

роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги,

театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими

искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и

человека.

Систематизирующим

методом

является выделение

трех

основных

видов

художественной

деятельностидля

визуальных

пространственных

искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Тематическая

цельность

и

последовательность

развития

курса

помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на

каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по

ступенькам

познания

личных

связей

со

всем

миром

художественно-

эмоциональной культуры.

Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование

уроков

индивидуального

практического

творчества учащихся

и уроков

коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;

индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для

общего

панно

или

постройки.

Совместная

творческая

деятельность

учит

детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с

уважением

и

интересом

относиться

к

работе

товарища,

а

общий

положительный

результат

дает

стимул

для

дальнейшего

творчества

и

уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога

какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее

раскрытия,

когда

усилия

каждого,

сложенные

вместе,

дают

яркую

и

целостную картину.

Периодическая организация выставокдает детям возможность заново

увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на

уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и

друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески

раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению

успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения

искусства;

- научитьправильно использовать термины, формулировать определения

понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности

«В мире красоты».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «В мире

красоты»

- духовно-нравственное развитиеребенка, формирование у него

качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и

культурной полноценности в восприятии мира.

Программа

поможет

решить

следующие

задачи:

освоение

детьми

основных правил изображения; овладение материалами и инструментами

изобразительной

деятельности;

развитие

стремления

к

общению

с

искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения

к

красоте

окружающего

мира;

развитие

умения

контактировать

со

сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от

результатов

индивидуальной

и

коллективной

деятельности;

творческие

задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства

для

решения

творческой

задачи;

развитие

стремления

к

творческой

самореализации средствами художественной деятельности.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в освоении

курса « В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать

с

разными

художественными

материалами.

Понимать

их

свойства

и

возможности

для

создания

выразительного

образа.

Разнообразие

художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит

интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.

Место курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности.

Освоение

курса «В

мире

красоты»

рассчитано

на

учащихся

начальной

школы

1-4

класс,

увлекающихся

изобразительным

искусством

и

художественно-творческой

деятельностью. Важность

этого курса

для

младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках

программы

формирования

художественно-творческой

деятельности,

рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1

класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю). Объём

учебного времени составляет 135 часов (теории -34часа, практических

занятий -101час)

Задания практический занятий направлены на освоение языка

художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика,

скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация,

декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной

пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными

материалами.

Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель,

социальный педагог и администрация школы.

Родители

учащихся

Учитель школы

Cоциальный педагог,

администрация

школы

Обеспечение

необходимым

инвентарём

занятий кружка.

Контроль за

выполнением

учащимися

индивидуальных и

творческих

задании.

Участие в

проведение

занятий

Проведение

занятий,

конкурсов

викторин,

творческих

выставок,

тематических

встреч.

Проведение

диагностики

усвоения

материала

учащимися.

Организация

проектной

деятельности

Консультации родителей по

вопросам организации

внеурочной деятельности.

Организация и контроль

учебного процесса

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является

практическая

деятельность.

Занятия

проводятся

во

второй

половине

дня

после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется

индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие

состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть

педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных

особенностей обучающихся.

Итоги

занятий

могут

быть

подведены

в

форме

отчётной

выставки

с

приглашением

родителей

детей,

друзей,

педагогов

и

учащихся

местных

учебных заведений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «В мире красоты»

В результате изучения курса «В мире красоты» в начальной школе должны

быть достигнуты определенные результаты.

Личностные

результаты

отражаются

в

индивидуальных

качественных

свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

учебного предмета по программе «В мире красоты»:

эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

различать

и

передавать

в

художественно-творческой

деятельности

характер,

эмоциональное

состояние

и

своё

отношение

средствами

художественного языка;

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей

страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и

искусства в жизни общества и

каждого отдельного человека;

сформированность

эстетических

чувств,

художественно-творческого

мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность

эстетических

потребностей

потребностей

в

общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к

окружающему

миру,

потребностей

в

самостоятельной

практической

творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе

совместной творческой работы в команде одноклассников под

руководством учителя;

умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной

деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную

деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной

темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и

практической творческой деятельности:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в

окружающей жизни;

овладение

умением

вести

диалог,

распределять

функции

и

роли

в

процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование

средств

информационных

технологий

для

решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного

изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных

упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение

планировать

и

грамотно

осуществлять

учебные

действия

в

соответствии

с

поставленной

задачей,

находить

варианты

решения

различных художественно-творческих задач;

умение

рационально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное

стремление

к

освоению

новых

знаний

и

умений,

к

достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные

результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-

творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе

освоения учебного предмета:

знание

видов

художественной

деятельности:

изобразительной

(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),

декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение

художественных

умений,

знаний

и

представлений

в

процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность

узнавать,

воспринимать,

описывать

и

эмоционально

оценивать

несколько

великих

произведений

русского

и

мирового

искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая

суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение

названий

ведущих

художественных

музеев

России

и

художественных музеев своего региона;

умение

видеть

проявления

визуально-пространственных

искусств

в

окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность

использовать

в

художественно-творческой

деятельности

различные художественные материалы и художественные техники;

способность

передавать

в

художественно-творческой

деятельности

характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,

обществу;

умение

компоновать

на

плоскости

листа

и

в

объеме

задуманный

художественный образ;

освоение

умений

применять

в

художе ственно—творче ской

деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и

красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов

мира, способности человека в самых разных природных условиях

создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной

культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей

понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение

узнавать

и

называть,

к

каким

художественным

культурам

относятся

предлагаемые

(знакомые

по

урокам)

произведения

изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту

городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды

древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к

архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих

красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира

человека

использовать

в

индивидуальной

и

коллективной

деятельности

различных

художественных

техник

и

материалов:

коллажа,

гратажа,

аппликации,

бумажной

пластики,

пластилина,

глины,

природных

материалов.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов в художественно – эстетической внеурочной

деятельности»

Уровень

результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение

социальных

знаний

Формирование

ценностного

отношения к

социальной

реальности

Получение

самостоятельного

общественного

действия

Художественно-

эстетическая

деятельность

Художественные акции (фестивали,

творческие вечера, выставки и т.п.),

совместно организуемые

школьниками и педагогом в виде

Познавательные

акции,

с о вм е с т н о

организуемые

ш к о л ь н и к а м и

и

коллективных творческих

дел.Экскурсии на природу;выставка

творческих работ «Золотые краски

осени», «Изображение сказочных

персонажей» ;проектная

деятельность «Лепка фруктов и

овощей», «Техника обрывной

аппликации», «Техника вырезной

аппликации»;выставка творческих

работ «Изображение сказочных

цветов», «Архитектурные

сооружения»,«Силуэтное

вырезание», «Флот с парусами»,

«Лепка сидящей фигуры человека»,

«Изображение цветов в технике

гратажа», «Образ в мягком

пластилине и глине», «Техника

квилинга. Бумажная филигрань».

п е д а г о г о м

д л я

малышей,

сверстников,

учителей,

родителей,

представителей

окружающего

школу

социума.Конкурс

творческихработ

м е ж д у

к л а с с а м и

«Уголок

природы»;

выставка

и

защита

творческих

проектов

работ;э к с к у р с и я

в

музей

«Разнообразие

цветовой

гаммы

в

творчестве

художников

разных

эпох»;

творче ский

к о н к у р с

м е ж д у

школами

«В

мире

красоты»; знакомство

с

т в о р ч е с т в о м

художников

Крымского

района

района.

Содержание программы курса «В мире красоты»

Тематический план программы.

Названиеразд

елов

Все

го

час

ов

Количество часов

Характеристика

деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Живопись

44

4

6

5

6

4

7

4

8

Воспринимать и выражать

своё отношение к шедеврам

изобразительного искусства.

Участвовать в обсуждении

выразительных средств

изобразительного искусства.

Различать виды искусства.

Разрабатывать творческие

проекты.

Создавать композиции на

заданную тему на

плоскости(живопись ,

рисунок, орнамент)

2

Графика

39

3

5

2

8

4

6

5

6

Овладевать приёмами

работы различными

графическими материалами.

Создавать графическими

средтвами образы природы.

Выбирать характер линии

для создания

эмоциональных образов в

рисунке.

Изображать графическими

средствами животных и

птиц, строения. Выражать

характер.

3

Скульптура

15

1

3

3

4

1

3

Наблюдать, сравнивать,

сопоставлять, анализировать

геометрические формы

предметов.

Использование приёмов

работы со скульптурными

материалами.

Передача в объёмной форме

фактуры.

Выполнение творческих

заданий и проектов.

Использовать приёмы

декоративного украшения

плоской формы.

Моделировать с помощью

трансформации природные

формы.

4

Аппликация

16

1

3

4

4

4

Использовать техники

аппликации в прикладном

искусстве.

Изображать пейзажи,

архитектурные сооружения,

натюрморты, коллажи.

Создавать композиции.

Выбирать и использовать

различные материалы.

Понимать условность и

субъективность

художественного образа.

Участвовать в обсуждении и

разработке творческих

проектов.

5

Бумажная

пластика

.

9

3

3

2

1

Выполнять трансформацию

плоского листа бумаги.

Получать заданный образ из

плоского листа бумаги.

Овладевать силуэтным

вырезанием формы.

Углублять представления о

получении объёма с

помощью мятой бумаги.

Использовать навыки

работы с белой бумагой.

Выполнять плстические

композиции.

Создавать и моделировать

природные объекты,

пейзажи, изображение угола

парка, образы танцующих

фигур, фигур в движении.

Использовать различные

приёмы сминания

бумаги.

6

Работа с

природными

материалами

8

3

2

2

1

Использовать для

выразительности

композиции сходство и

контраст форм.

Наблюдать и передавать в

собственной художественно-

творческой деятельности

разнообразие и красоту

природных форм.

Принимать участие в

сохранении природы.

Моделировать уголки

природы из природных

материалов.

Декорировать природные

объекты.

Находить образ в природных

объектах и передовать его в

творческих композициях.

Различать разнообразие

форм предметного мира.

Понимать ценность природы

и гармонии между

человеком и окружающим

миром.

Использовать природные

пропорции.

7

Организация

и обсуждение

выставки

детских

работ.

4

1

1

1

1

Обсуждать творческие

результаты выполненных

проектов.

Оценивать творческие

возможности. Защищать

творческие проекты.

Воспринимать продукты

творческой деятельности.

Высказывать суждения по

вопросам языка

художественной

выразительности и

изобразительного искусства.

Итого

135

9

24

7

27

8

26

10

24

Содержание курса

1.

1. Живопись

1 класс (10 часов)

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать

цветовое пятно,изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст

тёплых и холодных цветов,эмоциональное изменение цвета в зависимости от

характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая

работа:освоение

приёмов

получения

живописного

пятна.

Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей,

сказочных

животных

и

птиц,

растений,

трав.

Проведение

экскурсии.

Выставка творческих работ.

2 класс (11 часов)

Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о

контрасте

тёплых

и

холодных

цветов.

Расширение

опыта

получения

эмоционального

изменения

цвета

путём

насыщения

его

ахроматической

шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ

насыщения

цвета

серой

краской,

и

дети

знакомятся

с

эмоциональной

выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов

природы, цветов,, сказочных персонажей. Экскурсия в музей.

3 класс (11 часов)

Знания учащихся расширяются получением информации о

существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые

цвета,

до

этого

времени

известные

детям

как

составные,

теперь

раскрываются

и

как

дополнительные,

поскольку

дополняют,

усиливают

звучание

своих

пар.

Знакомство

с

живописным

приёмом

подмалёвок,

накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а

также ахроматическим рядом.

Практическая работа:изображение с натуры объектов природы - цветов,

веток, фантастических фигурок.

4 класс (12 часов)

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже

знакомые

приёмы

работы

с

цветовым

пятном.

Закрепление

навыков

получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности,

о с в о е н и е

ц в е т о в ы х

к о н т р а с т о в .

О д и н

и з

о с н о в н ы х

моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В

связи сэтим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая

работа:изображение

сюжетных

композиций,

пейзажей,

натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

2. Графика

1 класс ( 8 часов)

Знакомство

с

выразительными

средствами

этого

вида

искусства.

Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на

графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и

светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление

с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа:изображение трав, деревьев, веток, объектов природы

и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

2 класс (10 часов)

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии,

развитие

динамики

руки

(проведение

пластичных,

свободных

линий).

Расширение

представлений

о

контрасте

толстой

и

тонкой

линий.

Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал

(карандаш)

с

целью

получения

тонового

пятна.

Кроме

э то го ,

знакомство

с

другими

графическими

материалами

-

углём,

мелом

и

со

спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой

рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении

ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа:изображение животных и птиц, портрета человека,

предметов быта.

3 класс (10 часов)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании

графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати

«сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание

образов

при

одновременном

использовании

двух

и

более

выразительных

средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и

контраста

тёмного

и

светлого

пятен

и

т.д.).

Знакомство

с

воздушной

перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.

Практическая работа:изображение рыб,насекомых, животных, сказочных

персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью

4 класс (11 часов)

Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов

работы,

выполнение

творческих

заданий

на

передачу

перспективы,

выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических

материалов

(уголь,

мел

в

различных

их

сочетаниях).

Работа

с

цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.

Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -

рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до

конца

изображения

(цветов,

пейзажей,

деревьев,

веток

и

т.д.)

рука

не

отрывается от поверхности листа.

Практическая работа:изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей,

натюрмортов, портретов.

3. Скульптура

1 класс (4 часа)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для

лепки

-

глиной.

Получение

сведений

о

скульптуре

как

трёхмерном

изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти

со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.

2 класс (3 часа)

Развитие навыка использования основных приёмов работы

(защипление,

заминание,

вдавливание

и

т.д.)

пластилином.

Работа

с

пластикой

плоской

формы

(изображение

листьев),

изучение

приёмов

передачи в объёмной форме.

Практическая работа:лепка листьев, объёмных форм (ваз).

3 класс ( 4 часа)

Изображение

лежащих

фигурок

животных,

сидящей

фигуры

человека.

Освоение

приёмов

декоративного

украшения

пло ской

формы

элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи

фактуры(создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа:лепка лежащих животных, сидящей фигуры

человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом,

передача фактуры. Выставка.

4 класс ( 4 часа)

Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап

по

освоению

рельефа:

продавливание

карандашом

пространства

пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в

изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом

куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа:нахождение образа в общей пластической массе.

Работа над рельефом.

4. Аппликация

1 класс ( 4 часа)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными

материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое

значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике

«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной

величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими

материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет

способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные

оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с

фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа

орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа:изучение выразительности готовых цветовых

эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами

(создание простых композиций).Проектная деятельность «Техника вырезной

аппликации».Создание тематической композиции из фантиков

2 класс ( 4 часа)

Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие

работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание

уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых

гамм.

Практическая работа:изображение пейзажей, архитектурных сооружений,

проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

3 класс ( 4 часа)

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций.

Выполнение

работ

на

создание

образа

с

помощью

ритма,

на

передачу

воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование

в аппликации фломастеров.

Практическая работа:изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей,

отрывная мозаика.

4 класс (4 часа)

Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в

аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только

ко н ту р

буд у ще го

и зо б р а же н и я ,

н о

и

с а мо

ц ве то во е

п я т н о .

Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной

формы,

но

и

отверстия,

полученной

от

вырезания

основной

фигуры.

Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить

н о в ы е

х у д о ж е с т в е н н ы е

о б р а з ы .

Н о в ы м

м а т е р и а л о м

аппликации

могут

стать

засушенные

листья,

из

которых

можно

создать

осенний пейзаж.

Практическая работа: изображениепейзажей, предметов быта,

фантастических животных и растений из засушенных

листьев.

5. Бумажная пластика

1 класс (3часа)

Трансформация

плоского

листа

бумаги,

освоение

его

возможностей:

скручивание,

сгибание,

складывание

гармошкой,

надрезание,

склеивание

частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового

художественного

образа

и

целенаправленного

сминания

бумаги

с

целью

получения заданного образа.

Практическая

работа:изображение

уголка

парка,

отдельных

предметов

пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность

«Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»

2 класс (3 часа)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в

создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт,

так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений

о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа:изображение

природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок;проектная

деятельность «Силуэтное вырезание»

3 класс (2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов

сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной

на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой

используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых

площадок, проектная деятельность (коллективные работы).

4 класс ( 1 час)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов

сминания,

закручивания,

надрезания

бумаги.

Работа

над

объёмной,

но

выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в

которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов

танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природным материалом

1 класс (3 часа)

В качестве природных материалов используются корни, шишки,

семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа

заключается

в

создании

небольших

объёмных

пейзажей,

в

которых

природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В

композиции

в

качестве

дополнительных

объектов

включаются

пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия;

разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного

материала; конкурс творческихработ «Уголок природы».

2 класс (2 часа)

Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу

скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа:изображениедомиков в лесу, флота с парусами.

3 класс (2 часа)

Особенностью работы с природными материалами является использование

более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся

предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ

животного

или

человека

с

дальнейшей

дорисовкой

найденного

образа

гуашью.

Кроме

этого,

учащимся

предлагается

разрисовка

камней,

как

в

живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях

образа с последующей дорисовкой.

4 класс ( 1 час)

Новые творческие задачи в работе с природным материалом -

выполнение

тематических

заданий.

Известными

материалами

учащиеся

выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или

картонной

крышке,

а

также

в

маленькой

металлической

(пластмассовой)

крышке

от

конфет

или

кофе.

Значительное

ограничение

пространства

обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной

моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением

небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

1 класс (1 час)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои

работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения

учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются

объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом

обсуждения проводится защита творческих проектов.

2 класс (1 час)

При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей,

чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они

узнали на занятиях.

3 класс (1 час)

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе

обсуждения

достигнутых

результатов

высказывать

свою

точку

зрения

о

положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут

высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с

реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом,

происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

4 класс (1 час)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог

художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов.

В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с

помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших

результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе

обсуждения дети могут высказывать своисуждения как по поводу отдельных

тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности

изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих

проектов.

Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева.

– М., 2010 г.

1

2

.Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева.

–М., 2009.

1

3

1.

Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И.

Коротеева . – М., 2009.

1

4

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно –

наглядное пособие для учащихся1 –4классов /Е.И.

Коротеева . – М., 2010.

1

5

Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. –

(Библиотека учителя)

1

2. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

3. Экранно-звуковые пособия

1

Интерактивная доска

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО начальных классов

от 28 августа 2017 года № 1

Руководитель МО______Н.П. Шеркожухова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________ М.М.Аветян

29 августа 2017 год

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_______________М.М. Аветян

«_29__» __августа_ 2015 года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «В мире красоты»

Класс 3

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час;

Учитель Шеркожухова Надежда Петровна

Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной

авторским коллективом: Шеркожуховой Н.П., Литвиненко Н.Ф., Аветян

М.М., Гордиенко О.П., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от

31 августа 2015 г.

Тематическое планирование 3 класс (34 часа)

№ п/п Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Факт

Живопись

11

1

Получение

информации

о

существовании

дополнительных цветов.

1

3.09

2

Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета

1

10.0

9

3

Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, как

составные.

1

17.0

9

4

Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, как

с о с т а в н ы е ,

р а с к р ы в а ю т с я

и

к а к

дополнительные,

поскольку

дополняют,

усиливают звучание своих пар.

1

24.0

9

5

Знакомство

с

живописным

приё м ом

подмалёвок

1

1.10

6

Накопление

навыков

насыщения

цвета

тёплыми и холодными цветами

1

8.10

7

Накопление

навыков

насыщения

цвета

тёплыми

и

холодными

цветами,

а

также

ахроматическим рядом.

1

15.1

0

8

Практическая

работа: изображение

с

натуры объектов природы – цветов.

1

22.1

0

9

Практическая

работа: изображение

с

натуры объектов природы - веток.

1

29.1

0

10

Практическая

работа: изображение

с

натуры объектов природы - фантастических

фигурок.

1

12.11

11

Практическая

работа: изображение

с

натуры объектов природы - деревьев.

1

19.11

Графика

10

12

Расширение знаний о выразительности языка

графики и об использовании

графических

техник.

1

26.11

13

Знакомство с техниками печати на картоне и

печати «сухой кистью».

1

3.12

14

Получение

графических

структур,

работа

штрихом.

1

10.11

15

Создание

образов

при

одновременном

использовании двух и более выразительных

средств - толстой и тонкой линий

1

17.11

16

Создание

образов

при

одновременном

использовании двух и более выразительных

средств - ритма пятна

1

24.11

17

Создание

образов

при

одновременном

использовании двух и более выразительных

средств - ритма элемента и контраста тёмного

и светлого пятен

1

14.0

1

18

Знакомство с воздушной перспективой при

изображении

пейзажей

с

двумя

тремя

планами.

1

21.0

1

19

Практическая

работа: изображение

рыб

фактуры тканей, печать «сухой» кистью

1

28.0

1

20

Практическая

работа: насекомых фактуры

тканей, печать «сухой» кистью

1

4.02

21

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а : сказочных

персонажей фактуры тканей, печать «сухой»

кистью

1

11.02

Скульптура

4

22

Изображение

лежащих

фигурок

животных,

сидящей

фигуры

человека.

Освоение

приёмов

декоративного

украшения

плоской

формы

элементами

объёмных

масс,

приёмов

продавливания

карандашом,

передачи

фактуры

1

18.0

2

23

Практическая

работа: лепка

лежащих

ж и в о т н ы х .

П р и ё м ы

п р о д а в л и в а н и я

карандашом, передача фактуры. Выставка.

1

25.0

2

24

Практическая работа: сидящей фигуры

человека. Приёмы продавливания

карандашом, передача фактуры. Выставка.

1

3.03

25

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а : декоративных

украшений.

Приёмы

п р од а в л и в а н и я

карандашом, передача фактуры. Выставка.

1

10.0

3

Аппликация

4

26

Продолжение

о сво ения

обрывной

и

вырезанной

аппликаций,

использование

в

аппликации фломастеров.

1

17.0

3

27

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а : изображение

натюрмортов.

1

31.0

3

28

Практическая работа: изображение

коллажей, пейзажей.

1

7.04

29

Практическая работа: отрывная мозаика.

1

14.0

4

Бумажная пластика

2

30

Работа над объёмной, но выполненной на

плоскости из белой бумаги пластической

композицией, в которой используются

различные приёмы сминания бумаги.

1

21.0

4

31

Практическая работа: создание пейзажей,

парков, скверов, игровых площадок,

проектная деятельность (коллективные

работы).

1

28.0

4

Работа с природным материалом

2

32

Использование

более крупных природных

форм. Разрисовка камней, как в живописной

манере, так и в декоративной.

1

5.05

33

Практическая работа: декоративная

роспись камней; нахождение в камнях образа

с последующей дорисовкой.

1

12.0

5

Организация и обсуждение выставки детских

работ

1

34

Подготовка и выставка детских работ.

1

19.0

5



В раздел образования