Автор: Шеркожухова Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 23
Населённый пункт: хутор Красный Крымский район
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Кружок "В мире красоты"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №23хутора Красного
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2016 года протокол № 1
Председатель __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Наименование: кружок «В мире красоты»
Срок реализации программы: 2013 – 2017 г.г.
Возраст обучающихся: 7 до 10 лет
Авторский коллектив: Шеркожухова Надежда Петровна, Никора Стелла
Алексанровна, Литвиненко Нина Федоровна, Гордиенко Ольга Петровна
Пояснительная записка.
Рабочая
программа
по
внеурочной
деятельности
«В
мире
красоты»
для
учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной
программы
по
внеурочной
деятельности
Федерального
компонента
государственного образовательного стандарта второго поколения начального
и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника»
автор
Е.И.
Коротеева,
Москва
«Просвещение»
2011
год.
Программа
переработана и дополнена.
В
основу
программы
внеурочной
деятельности
художественно
–
эстетического направления « В мире красоты» положены идеи и положения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
и
Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как
целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на
единой
основе
изучение
всех
основных
видов
пространственных
(пластических)
искусств:
изобразительных
—
живопись,
графика,
скульптура;
конструктивных
—
архитектура,
дизайн;
различных
видов
декоративно-прикладного
искусства,
народного
искусства
—
традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение
роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги,
театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и
человека.
Систематизирующим
методом
является выделение
трех
основных
видов
художественной
деятельностидля
визуальных
пространственных
искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Тематическая
цельность
и
последовательность
развития
курса
помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на
каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам
познания
личных
связей
со
всем
миром
художественно-
эмоциональной культуры.
Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование
уроков
индивидуального
практического
творчества учащихся
и уроков
коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;
индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для
общего
панно
или
постройки.
Совместная
творческая
деятельность
учит
детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с
уважением
и
интересом
относиться
к
работе
товарища,
а
общий
положительный
результат
дает
стимул
для
дальнейшего
творчества
и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога
какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее
раскрытия,
когда
усилия
каждого,
сложенные
вместе,
дают
яркую
и
целостную картину.
Периодическая организация выставокдает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески
раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению
успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения
искусства;
- научитьправильно использовать термины, формулировать определения
понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
«В мире красоты».
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «В мире
красоты»
- духовно-нравственное развитиеребенка, формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира.
Программа
поможет
решить
следующие
задачи:
освоение
детьми
основных правил изображения; овладение материалами и инструментами
изобразительной
деятельности;
развитие
стремления
к
общению
с
искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения
к
красоте
окружающего
мира;
развитие
умения
контактировать
со
сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от
результатов
индивидуальной
и
коллективной
деятельности;
творческие
задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства
для
решения
творческой
задачи;
развитие
стремления
к
творческой
самореализации средствами художественной деятельности.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в освоении
курса « В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать
с
разными
художественными
материалами.
Понимать
их
свойства
и
возможности
для
создания
выразительного
образа.
Разнообразие
художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит
интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.
Место курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности.
Освоение
курса «В
мире
красоты»
рассчитано
на
учащихся
начальной
школы
1-4
класс,
увлекающихся
изобразительным
искусством
и
художественно-творческой
деятельностью. Важность
этого курса
для
младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках
программы
формирования
художественно-творческой
деятельности,
рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1
класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю). Объём
учебного времени составляет 135 часов (теории -34часа, практических
занятий -101час)
Задания практический занятий направлены на освоение языка
художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика,
скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация,
декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной
пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными
материалами.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель,
социальный педагог и администрация школы.
Родители
учащихся
Учитель школы
Cоциальный педагог,
администрация
школы
Обеспечение
необходимым
инвентарём
занятий кружка.
Контроль за
выполнением
учащимися
индивидуальных и
творческих
задании.
Участие в
проведение
занятий
Проведение
занятий,
конкурсов
викторин,
творческих
выставок,
тематических
встреч.
Проведение
диагностики
усвоения
материала
учащимися.
Организация
проектной
деятельности
Консультации родителей по
вопросам организации
внеурочной деятельности.
Организация и контроль
учебного процесса
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является
практическая
деятельность.
Занятия
проводятся
во
второй
половине
дня
после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть
педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Итоги
занятий
могут
быть
подведены
в
форме
отчётной
выставки
с
приглашением
родителей
детей,
друзей,
педагогов
и
учащихся
местных
учебных заведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «В мире красоты»
В результате изучения курса «В мире красоты» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «В мире красоты»:
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональное
состояние
и
своё
отношение
средствами
художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и
искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность
эстетических
потребностей
—
потребностей
в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему
миру,
потребностей
в
самостоятельной
практической
творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
овладение
умением
вести
диалог,
распределять
функции
и
роли
в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование
средств
информационных
технологий
для
решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение
планировать
и
грамотно
осуществлять
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей,
находить
варианты
решения
различных художественно-творческих задач;
умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное
стремление
к
освоению
новых
знаний
и
умений,
к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
знание
видов
художественной
деятельности:
изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение
художественных
умений,
знаний
и
представлений
в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность
узнавать,
воспринимать,
описывать
и
эмоционально
оценивать
несколько
великих
произведений
русского
и
мирового
искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение
названий
ведущих
художественных
музеев
России
и
художественных музеев своего региона;
умение
видеть
проявления
визуально-пространственных
искусств
в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность
использовать
в
художественно-творческой
деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение
компоновать
на
плоскости
листа
и
в
объеме
задуманный
художественный образ;
освоение
умений
применять
в
художе ственно—творче ской
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение
узнавать
и
называть,
к
каким
художественным
культурам
относятся
предлагаемые
(знакомые
по
урокам)
произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту
городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека
использовать
в
индивидуальной
и
коллективной
деятельности
различных
художественных
техник
и
материалов:
коллажа,
гратажа,
аппликации,
бумажной
пластики,
пластилина,
глины,
природных
материалов.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных
результатов в художественно – эстетической внеурочной
деятельности»
Уровень
результатов
Виды
внеурочной
деятельности
Приобретение
социальных
знаний
Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности
Получение
самостоятельного
общественного
действия
Художественно-
эстетическая
деятельность
Художественные акции (фестивали,
творческие вечера, выставки и т.п.),
совместно организуемые
школьниками и педагогом в виде
Познавательные
акции,
с о вм е с т н о
организуемые
ш к о л ь н и к а м и
и
коллективных творческих
дел.Экскурсии на природу;выставка
творческих работ «Золотые краски
осени», «Изображение сказочных
персонажей» ;проектная
деятельность «Лепка фруктов и
овощей», «Техника обрывной
аппликации», «Техника вырезной
аппликации»;выставка творческих
работ «Изображение сказочных
цветов», «Архитектурные
сооружения»,«Силуэтное
вырезание», «Флот с парусами»,
«Лепка сидящей фигуры человека»,
«Изображение цветов в технике
гратажа», «Образ в мягком
пластилине и глине», «Техника
квилинга. Бумажная филигрань».
п е д а г о г о м
д л я
малышей,
сверстников,
учителей,
родителей,
представителей
окружающего
школу
социума.Конкурс
творческихработ
м е ж д у
к л а с с а м и
«Уголок
природы»;
выставка
и
защита
творческих
проектов
работ;э к с к у р с и я
в
музей
«Разнообразие
цветовой
гаммы
в
творчестве
художников
разных
эпох»;
творче ский
к о н к у р с
м е ж д у
школами
«В
мире
красоты»; знакомство
с
т в о р ч е с т в о м
художников
Крымского
района
района.
Содержание программы курса «В мире красоты»
Тематический план программы.
№
Названиеразд
елов
Все
го
час
ов
Количество часов
Характеристика
деятельности учащихся
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
1
Живопись
44
4
6
5
6
4
7
4
8
Воспринимать и выражать
своё отношение к шедеврам
изобразительного искусства.
Участвовать в обсуждении
выразительных средств
изобразительного искусства.
Различать виды искусства.
Разрабатывать творческие
проекты.
Создавать композиции на
заданную тему на
плоскости(живопись ,
рисунок, орнамент)
2
Графика
39
3
5
2
8
4
6
5
6
Овладевать приёмами
работы различными
графическими материалами.
Создавать графическими
средтвами образы природы.
Выбирать характер линии
для создания
эмоциональных образов в
рисунке.
Изображать графическими
средствами животных и
птиц, строения. Выражать
характер.
3
Скульптура
15
1
3
3
4
1
3
Наблюдать, сравнивать,
сопоставлять, анализировать
геометрические формы
предметов.
Использование приёмов
работы со скульптурными
материалами.
Передача в объёмной форме
фактуры.
Выполнение творческих
заданий и проектов.
Использовать приёмы
декоративного украшения
плоской формы.
Моделировать с помощью
трансформации природные
формы.
4
Аппликация
16
1
3
4
4
4
Использовать техники
аппликации в прикладном
искусстве.
Изображать пейзажи,
архитектурные сооружения,
натюрморты, коллажи.
Создавать композиции.
Выбирать и использовать
различные материалы.
Понимать условность и
субъективность
художественного образа.
Участвовать в обсуждении и
разработке творческих
проектов.
5
Бумажная
пластика
.
9
3
3
2
1
Выполнять трансформацию
плоского листа бумаги.
Получать заданный образ из
плоского листа бумаги.
Овладевать силуэтным
вырезанием формы.
Углублять представления о
получении объёма с
помощью мятой бумаги.
Использовать навыки
работы с белой бумагой.
Выполнять плстические
композиции.
Создавать и моделировать
природные объекты,
пейзажи, изображение угола
парка, образы танцующих
фигур, фигур в движении.
Использовать различные
приёмы сминания
бумаги.
6
Работа с
природными
материалами
8
3
2
2
1
Использовать для
выразительности
композиции сходство и
контраст форм.
Наблюдать и передавать в
собственной художественно-
творческой деятельности
разнообразие и красоту
природных форм.
Принимать участие в
сохранении природы.
Моделировать уголки
природы из природных
материалов.
Декорировать природные
объекты.
Находить образ в природных
объектах и передовать его в
творческих композициях.
Различать разнообразие
форм предметного мира.
Понимать ценность природы
и гармонии между
человеком и окружающим
миром.
Использовать природные
пропорции.
7
Организация
и обсуждение
выставки
детских
работ.
4
1
1
1
1
Обсуждать творческие
результаты выполненных
проектов.
Оценивать творческие
возможности. Защищать
творческие проекты.
Воспринимать продукты
творческой деятельности.
Высказывать суждения по
вопросам языка
художественной
выразительности и
изобразительного искусства.
Итого
135
9
24
7
27
8
26
10
24
Содержание курса
1.
1. Живопись
1 класс (10 часов)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать
цветовое пятно,изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст
тёплых и холодных цветов,эмоциональное изменение цвета в зависимости от
характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая
работа:освоение
приёмов
получения
живописного
пятна.
Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей,
сказочных
животных
и
птиц,
растений,
трав.
Проведение
экскурсии.
Выставка творческих работ.
2 класс (11 часов)
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о
контрасте
тёплых
и
холодных
цветов.
Расширение
опыта
получения
эмоционального
изменения
цвета
путём
насыщения
его
ахроматической
шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ
насыщения
цвета
серой
краской,
и
дети
знакомятся
с
эмоциональной
выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов
природы, цветов,, сказочных персонажей. Экскурсия в музей.
3 класс (11 часов)
Знания учащихся расширяются получением информации о
существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые
цвета,
до
этого
времени
известные
детям
как
составные,
теперь
раскрываются
и
как
дополнительные,
поскольку
дополняют,
усиливают
звучание
своих
пар.
Знакомство
с
живописным
приёмом
подмалёвок,
накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а
также ахроматическим рядом.
Практическая работа:изображение с натуры объектов природы - цветов,
веток, фантастических фигурок.
4 класс (12 часов)
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже
знакомые
приёмы
работы
с
цветовым
пятном.
Закрепление
навыков
получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности,
о с в о е н и е
ц в е т о в ы х
к о н т р а с т о в .
О д и н
и з
о с н о в н ы х
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В
связи сэтим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая
работа:изображение
сюжетных
композиций,
пейзажей,
натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
1 класс ( 8 часов)
Знакомство
с
выразительными
средствами
этого
вида
искусства.
Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на
графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и
светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление
с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа:изображение трав, деревьев, веток, объектов природы
и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.
2 класс (10 часов)
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии,
развитие
динамики
руки
(проведение
пластичных,
свободных
линий).
Расширение
представлений
о
контрасте
толстой
и
тонкой
линий.
Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал
(карандаш)
с
целью
получения
тонового
пятна.
Кроме
э то го ,
знакомство
с
другими
графическими
материалами
-
углём,
мелом
и
со
спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой
рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении
ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа:изображение животных и птиц, портрета человека,
предметов быта.
3 класс (10 часов)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании
графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати
«сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание
образов
при
одновременном
использовании
двух
и
более
выразительных
средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и
контраста
тёмного
и
светлого
пятен
и
т.д.).
Знакомство
с
воздушной
перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа:изображение рыб,насекомых, животных, сказочных
персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью
4 класс (11 часов)
Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов
работы,
выполнение
творческих
заданий
на
передачу
перспективы,
выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических
материалов
(уголь,
мел
в
различных
их
сочетаниях).
Работа
с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до
конца
изображения
(цветов,
пейзажей,
деревьев,
веток
и
т.д.)
рука
не
отрывается от поверхности листа.
Практическая работа:изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей,
натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
1 класс (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для
лепки
-
глиной.
Получение
сведений
о
скульптуре
как
трёхмерном
изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти
со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
2 класс (3 часа)
Развитие навыка использования основных приёмов работы
(защипление,
заминание,
вдавливание
и
т.д.)
пластилином.
Работа
с
пластикой
плоской
формы
(изображение
листьев),
изучение
приёмов
передачи в объёмной форме.
Практическая работа:лепка листьев, объёмных форм (ваз).
3 класс ( 4 часа)
Изображение
лежащих
фигурок
животных,
сидящей
фигуры
человека.
Освоение
приёмов
декоративного
украшения
пло ской
формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи
фактуры(создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа:лепка лежащих животных, сидящей фигуры
человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом,
передача фактуры. Выставка.
4 класс ( 4 часа)
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап
по
освоению
рельефа:
продавливание
карандашом
пространства
пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в
изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом
куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.
Практическая работа:нахождение образа в общей пластической массе.
Работа над рельефом.
4. Аппликация
1 класс ( 4 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными
материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое
значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной
величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими
материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет
способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные
оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с
фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа
орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа:изучение выразительности готовых цветовых
эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).Проектная деятельность «Техника вырезной
аппликации».Создание тематической композиции из фантиков
2 класс ( 4 часа)
Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие
работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание
уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых
гамм.
Практическая работа:изображение пейзажей, архитектурных сооружений,
проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»
3 класс ( 4 часа)
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций.
Выполнение
работ
на
создание
образа
с
помощью
ритма,
на
передачу
воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование
в аппликации фломастеров.
Практическая работа:изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей,
отрывная мозаика.
4 класс (4 часа)
Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в
аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только
ко н ту р
буд у ще го
и зо б р а же н и я ,
н о
и
с а мо
ц ве то во е
п я т н о .
Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной
формы,
но
и
отверстия,
полученной
от
вырезания
основной
фигуры.
Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить
н о в ы е
х у д о ж е с т в е н н ы е
о б р а з ы .
Н о в ы м
м а т е р и а л о м
аппликации
могут
стать
засушенные
листья,
из
которых
можно
создать
осенний пейзаж.
Практическая работа: изображениепейзажей, предметов быта,
фантастических животных и растений из засушенных
листьев.
5. Бумажная пластика
1 класс (3часа)
Трансформация
плоского
листа
бумаги,
освоение
его
возможностей:
скручивание,
сгибание,
складывание
гармошкой,
надрезание,
склеивание
частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового
художественного
образа
и
целенаправленного
сминания
бумаги
с
целью
получения заданного образа.
Практическая
работа:изображение
уголка
парка,
отдельных
предметов
пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность
«Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»
2 класс (3 часа)
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в
создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт,
так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений
о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа:изображение
природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок;проектная
деятельность «Силуэтное вырезание»
3 класс (2 часа)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов
сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной
на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой
используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых
площадок, проектная деятельность (коллективные работы).
4 класс ( 1 час)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов
сминания,
закручивания,
надрезания
бумаги.
Работа
над
объёмной,
но
выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в
которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов
танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природным материалом
1 класс (3 часа)
В качестве природных материалов используются корни, шишки,
семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа
заключается
в
создании
небольших
объёмных
пейзажей,
в
которых
природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В
композиции
в
качестве
дополнительных
объектов
включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия;
разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного
материала; конкурс творческихработ «Уголок природы».
2 класс (2 часа)
Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу
скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа:изображениедомиков в лесу, флота с парусами.
3 класс (2 часа)
Особенностью работы с природными материалами является использование
более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся
предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ
животного
или
человека
с
дальнейшей
дорисовкой
найденного
образа
гуашью.
Кроме
этого,
учащимся
предлагается
разрисовка
камней,
как
в
живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях
образа с последующей дорисовкой.
4 класс ( 1 час)
Новые творческие задачи в работе с природным материалом -
выполнение
тематических
заданий.
Известными
материалами
учащиеся
выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или
картонной
крышке,
а
также
в
маленькой
металлической
(пластмассовой)
крышке
от
конфет
или
кофе.
Значительное
ограничение
пространства
обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной
моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением
небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
1 класс (1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои
работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения
учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются
объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом
обсуждения проводится защита творческих проектов.
2 класс (1 час)
При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей,
чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они
узнали на занятиях.
3 класс (1 час)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе
обсуждения
достигнутых
результатов
высказывать
свою
точку
зрения
о
положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут
высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с
реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом,
происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 час)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог
художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов.
В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с
помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших
результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе
обсуждения дети могут высказывать своисуждения как по поводу отдельных
тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности
изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих
проектов.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-
технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева.
– М., 2010 г.
1
2
.Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева.
–М., 2009.
1
3
1.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И.
Коротеева . – М., 2009.
1
4
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно –
наглядное пособие для учащихся1 –4классов /Е.И.
Коротеева . – М., 2010.
1
5
Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. –
(Библиотека учителя)
1
2. Технические средства обучения
1
Компьютер
1
3. Экранно-звуковые пособия
1
Интерактивная доска
1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО начальных классов
от 28 августа 2017 года № 1
Руководитель МО______Н.П. Шеркожухова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_____________ М.М.Аветян
29 августа 2017 год
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_______________М.М. Аветян
«_29__» __августа_ 2015 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «В мире красоты»
Класс 3
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час;
Учитель Шеркожухова Надежда Петровна
Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной
авторским коллективом: Шеркожуховой Н.П., Литвиненко Н.Ф., Аветян
М.М., Гордиенко О.П., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от
31 августа 2015 г.
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ п/п Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Факт
Живопись
11
1
Получение
информации
о
существовании
дополнительных цветов.
1
3.09
2
Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета
1
10.0
9
3
Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, как
составные.
1
17.0
9
4
Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, как
с о с т а в н ы е ,
р а с к р ы в а ю т с я
и
к а к
дополнительные,
поскольку
дополняют,
усиливают звучание своих пар.
1
24.0
9
5
Знакомство
с
живописным
приё м ом
подмалёвок
1
1.10
6
Накопление
навыков
насыщения
цвета
тёплыми и холодными цветами
1
8.10
7
Накопление
навыков
насыщения
цвета
тёплыми
и
холодными
цветами,
а
также
ахроматическим рядом.
1
15.1
0
8
Практическая
работа: изображение
с
натуры объектов природы – цветов.
1
22.1
0
9
Практическая
работа: изображение
с
натуры объектов природы - веток.
1
29.1
0
10
Практическая
работа: изображение
с
натуры объектов природы - фантастических
фигурок.
1
12.11
11
Практическая
работа: изображение
с
натуры объектов природы - деревьев.
1
19.11
Графика
10
12
Расширение знаний о выразительности языка
графики и об использовании
графических
техник.
1
26.11
13
Знакомство с техниками печати на картоне и
печати «сухой кистью».
1
3.12
14
Получение
графических
структур,
работа
штрихом.
1
10.11
15
Создание
образов
при
одновременном
использовании двух и более выразительных
средств - толстой и тонкой линий
1
17.11
16
Создание
образов
при
одновременном
использовании двух и более выразительных
средств - ритма пятна
1
24.11
17
Создание
образов
при
одновременном
использовании двух и более выразительных
средств - ритма элемента и контраста тёмного
и светлого пятен
1
14.0
1
18
Знакомство с воздушной перспективой при
изображении
пейзажей
с
двумя
–
тремя
планами.
1
21.0
1
19
Практическая
работа: изображение
рыб
фактуры тканей, печать «сухой» кистью
1
28.0
1
20
Практическая
работа: насекомых фактуры
тканей, печать «сухой» кистью
1
4.02
21
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а : сказочных
персонажей фактуры тканей, печать «сухой»
кистью
1
11.02
Скульптура
4
22
Изображение
лежащих
фигурок
животных,
сидящей
фигуры
человека.
Освоение
приёмов
декоративного
украшения
плоской
формы
элементами
объёмных
масс,
приёмов
продавливания
карандашом,
передачи
фактуры
1
18.0
2
23
Практическая
работа: лепка
лежащих
ж и в о т н ы х .
П р и ё м ы
п р о д а в л и в а н и я
карандашом, передача фактуры. Выставка.
1
25.0
2
24
Практическая работа: сидящей фигуры
человека. Приёмы продавливания
карандашом, передача фактуры. Выставка.
1
3.03
25
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а : декоративных
украшений.
Приёмы
п р од а в л и в а н и я
карандашом, передача фактуры. Выставка.
1
10.0
3
Аппликация
4
26
Продолжение
о сво ения
обрывной
и
вырезанной
аппликаций,
использование
в
аппликации фломастеров.
1
17.0
3
27
П р а к т и ч е с к а я
р а б о т а : изображение
натюрмортов.
1
31.0
3
28
Практическая работа: изображение
коллажей, пейзажей.
1
7.04
29
Практическая работа: отрывная мозаика.
1
14.0
4
Бумажная пластика
2
30
Работа над объёмной, но выполненной на
плоскости из белой бумаги пластической
композицией, в которой используются
различные приёмы сминания бумаги.
1
21.0
4
31
Практическая работа: создание пейзажей,
парков, скверов, игровых площадок,
проектная деятельность (коллективные
работы).
1
28.0
4
Работа с природным материалом
2
32
Использование
более крупных природных
форм. Разрисовка камней, как в живописной
манере, так и в декоративной.
1
5.05
33
Практическая работа: декоративная
роспись камней; нахождение в камнях образа
с последующей дорисовкой.
1
12.0
5
Организация и обсуждение выставки детских
работ
1
34
Подготовка и выставка детских работ.
1
19.0
5