Напоминание

"ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"


Автор: Донцова Ирина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: пос.Новозавидовский Конаковского района Тверской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: полное образование





Назад




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын

ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”. Мне кажется, что эти пушкинские строки

вполне подходят в качестве эпиграфа к теме «

Исследовательская

деятельность

учащихся на уроках русского языка и литературы».

Начало 21 века в России было ознаменовано реформой образования. В

результате наша школа стала не только школой знаний, но и школой развития

личности. Современный урок стал цениться не только полученной на уроке

информацией, но и обучению методам добывания новой информации, т. е.

поисковой деятельностью учащихся.

Сегодня актуальна фраза: «Кто не владеет информацией, тот не владеет

миром». Пожалуй, в ней заключается основное понимание исследовательской

деятельности учащихся на уроках.

Роль учителя на уроке теперь состоит не

только в стремлении увлечь творческой работой школьников, но и приобщить их к

самостоятельной исследовательской деятельности, пусть даже на элементарном

уровне. Поэтому в настоящее время

современные педагогические технологии

направлены на активизацию и интенсификацию деятельности школьников

ФГОС второго поколения, подчеркивая важность перехода от

репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-

исследовательским видам работы. Организация поисковой деятельности

призвана решать целый ряд задач, провозглашенных ФГОС:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-владеть основами самоконтроля и самооценки;

-умение организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность

с другими учащимися, с учителем;

-формирование и развитие ИКТ–компетенций.

Эти

задачи

должны

стимулировать

творческое

начало,

исследовательскую деятельность, развивать мышление, наблюдательность,

память,

языковое

чутьё,

речь,

умение

отстаивать

свою

точку

зрения.

Обязательным

условием

выполнения

исследовательской

деятельности

является

самостоятельный

поиск

его

автором

литературы

по

проблеме,

использование материалов СМИ и Интернета, обращение к лингвистическим

словарям, эксперимент (например, анкетирование -

сбор материала для

исследования, выборка примеров из диалектных словарей и т.п.), анализ

материала, разработка презентации и выступление по итогах исследования.

Желательно в процессе работы над лингвистическим материалом обращение

к проблемам культуры речи, например, осмысление вопросов типа «Чем

привлекают

школьников

жаргонизмы?»,

«Опасно

ли

для

для

чистоты

русского

языка

увлечение

молодых

людей

жаргонной

лексикой?»,

«Чем

обогатило меня исследование диалектизмов?», «Не грозит ли целостности

русского

языка

засилье

иноплеменных

слов?».

Важно

также

грамотно,

доказательно, логически стройно изложить свои наблюдения и выводы, быть

готовым убедительно отвечать на вопросы, защищать итоги своей работы.

В процессе организованной поисковой деятельности обучение состоит не

в

усвоении

способов

решения

частной

задачи,

а

в

овладении

общими

способами

решения

задач

определенного

класса.

Школьники

учатся

исследовать условия поисковой задачи, самостоятельно собирать языковой

материал

для

анализа,

находить

новые

способы

действия

словом,

открывать новые знания и способы их добывания. В ходе исследовательской

деятельности

формируются

важнейшие

компетенции

учащегося-

исследователя:

регулятивные

умение

организовывать

свою

работу:

ставить

цель,

планировать

поиск,

получать

и

оценивать

результат;

познавательные

умение

добывать,

пользуясь

разными

источниками,

информацию,

преобразовывать

и

представлять

её; коммуникативные

умение

донести

свою

позицию,

понимать

точку

зрения

других

людей,

взаимодействовать

с

другими

учащимися

в

ходе

общей

поисковой

деятельности; личностные – умение оценивать свои и чужие достижения и

неудачи, стремление к созидательной деятельности.

Если ученик проведет настоящее, собственное исследование (не

скаченное

из

Интернета),

работа

сможет

не

только

пополнить

его

лингвистические

знания,

но

и

принести

ему

удовлетворение,

она

будет

способствовать становлению творческой личности.

Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной

деятельности

является

составной

частью

работы

по

совершенствованию

учебных навыков в условиях модернизации школы.

В современной педагогике различают три уровня так называемого

исследовательского обучения:

1.Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику работы над

ней. Решение же находит сам ребёнок. На таком уровне работают учащиеся

5-х

классов.

Тематика

исследования

при

этом

проста

и

разнообразна.

Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поисковой информации по

выбранной теме.

В пятом классе после изучения темы «Русские народные сказки» даю

задание по группам: первой группе сочинить волшебную сказку, второй-

бытовую, третьей-сказку о животных. В результате исследовательской работы

пятиклассники сопоставляют композиционную схему каждой группы сказок,

опираясь на которую будут создавать своё произведение.

ИГРА «Портреты слов» в 6 классе.

Требуется, обратившись к разным лингвистическим словарям и другим

источникам, привести значение слова, его этимологию, однокоренные слова,

указать

особенности

грамматической

формы,

синонимы,

антонимы,

омонимы,

оттенки

значения,

связанные

с

временной,

стилистической,

экспрессивной

окраской,

фразеологизмы,

включающие

данное

слово,

привести примеры употребления слова или фразеологизма в текстах разных

стилей, сделать вывод об активности слова в современном русском языке. В

классе ученик выбирает себе карточку со словом, а дома выполняет работу

по заданию.

2.Учитель ставит проблему, но метод решения проблемы учащиеся

находят самостоятельно. Допускается коллективный поиск. Помимо работы с

первоисточниками

обязательно

требуется

проведение

каких-либо

экспериментов или другой деятельности практической направленности. Это

может

быть

проведение

собственных

опросов,

анкетирование

одноклассников

или

иных

категорий

людей,

самостоятельный

сбор

материала и многое другое. Данный уровень допускается в среднем звене.

В пятом классе после изучения басен Крылова прошу детей перечитать

другие басни и дома найти строки, которые стали афоризмами. В результате

собран исследовательский материал под названием «Афоризмы в баснях

И.А.Крылова». Приведу несколько примеров:

«Из кожи лезут, а воз всё ныне там..»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

«У сильного всегда бессильный виноват…»

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет..»

«А ларчик просто открывался…»

«Лесть гнусна, вредна…»

3.Высший уровень исследовательской деятельности. Разрабатывается

самостоятельно

проблема,

поиск

методов

и

разработка

решения.Этот

уровень требует значительных усилий и со стороны учащихся, и со стороны

учителя. Здесь нужна не только актуальность и практическая значимость

выбранной темы, но и новизна в её разработке. Исследовательская работа

должна

содержать

авторские

выводы,

логические

умозаключения,

собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные

трактовки

результатов.

Этот

уровень

допускается

в

среднем

звене,

но

преимущественно используется в старшем.

При изучении лексики в седьмом классе практикую такое задание: найти в

этимологических словарях сведения о своей фамилии. Ребята с большим

удовольствием занимаются этим делом. Затем проводим устный журнал «

Что означает моя фамилия».

В восьмом классе получают задание: исследовать гидронимы нашей

местности. Через наш поселок протекает небольшая речушка ТАРАТЫНКА. О

её названии ходит много легенд. Проанализировав легенды и материал в

лингвистических

словарях,

восьмиклассники

сделали

вывод,

что

река

получила такое название потому, что когда-то была глубокой и быстрой.

Действительно, очертания её берегов можно увидеть и сейчас.

В нескольких километрах от поселка протекает река ВОЛГА. Название

произошло

от

славянского

«влага»,

отсюда

«волглый»-сырой.

Возможно

финское

происхождение

«валге»-белый,

светлый.

Возможен

дофинский

гидроним на «-га». Другие названия: РА (у Птолемея), ИТИЛЬ (тюркское).

Правый приток Волги-ШОША-из марийского от «шошо»-весна, разлив,

половодье. Возможно из балтийского

«шашулис», «шашуола» с довольно

близким значением.

Одноклассники слушали это исследование с большим удовольствием.

Исследование по русскому языку 9 класс « О словах разнообразных,

одинаковых, но разных».

Тема урока : «Способы выражения подлежащего и сказуемого».

Задание:

подобрать

русские

пословицы,

в

которых

подлежащее

и

сказуемое выражено разными частями речи.

Тема урока: «Односоставные предложения».

Задание:

найдите

русские

пословицы

в

форме

односоставных

предложений.

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение».

Задание: найти русские пословицы в форме бессоюзных сложных

предложений.

Интересно можно построить уроки –исследования по литературе в

старших

классах.

Например,

на

тему «Философское

звучание

лирики

природы

в

творчестве

Тютчева».

Анализ

художественного

произведения

можно

проводить

как

на

уровне

ознакомления

с

уже

существующей

трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных маленьких

открытий,

позволяющих

по-новому

взглянуть

на

знакомый

текст,

почувствовать его глубину.

При анализе эпизода «Пир у Пугачева» в повести А. С. Пушкина

«Капитанская

дочка»

обращаю

внимание

на

сподвижника

Пугачева

ХЛОПУШУ, который сидит от него по правую руку. Сообщаю школьникам, что

он наш земляк. На следующий урок появляется небольшое исследование о

Хлопуше.

ХЛОПУША - СОКОЛОВ АФАНАСИЙ ТИМОФЕЕВИЧ.

Приписной крестьянин с. Мошковичи Корчевского уезда. Ушел на

заработки в Москву, где служил извозчиком. Там же попал в солдаты. В бело

каменной столице впервые был «… гонен шпицрутенами через 1000 человек

6 раз», что сильно подорвало его здоровье. По возвращении на родину был

обвинен в покупке краденой лошади, высечен кнутом и приговорен к ссылке

в Оренбург. Во время восстания Пугачева оренбургский губернатор пообещал

Соколову «понимание и денежное вознаграждение», если он проберётся в

лагерь восставших, взорвет пороховые склады и уговорит казаков покинуть

Пугачева. Но он стал верным помощником Пугачева, руководил одним из его

отрядов. После подавления восстания казнен.

В результате определённой исследовательской деятельности учащихся

возникает

продукт

труда,

который

в

настоящее

время

получил

название

проекта. Он не является принципиально новым в мировой педагогике, т.к.

возник в начале 20 века. Сейчас это один из компонентов

разработанной

системы образования, который часто применяется на уроках. Так что же

такое проект?

«Проект – это работа, направленная на решение какой-то конкретной

п р о бл е м ы ,

н а

до с т и же н и е

о п т и м а л ь н ы м

с п о с о б о м

з а р а н е е

запланированного результата», - такое определение привел методист

А.Г.

Нарушевич.

Данная

деятельность

включает

постановку

проблемы,

планирование

действий,

поиск

и

обработку

материалов,

получение

результата (проектного продукта), его презентацию, создание портфолио.

По

организационным

формам

возможны

проекты индивидуальные,

парные, когда совместно работают два человека, и групповые (3-5 человек).

По виду деятельности они могут быть исследовательскими (доказывается

или

опровергается

какая-то

гипотеза), практико-оринтированными

( в

результате

разрабатывается

материал

для

использования

на

уроках,

во

внеклассных мероприятиях, в семье), информационными (предполагается

сбор

материала

по

разным

источникам,

включая

анкетирование),

творческими, игровыми (разрабатываются, например, сценарии викторин,

литературных вечеров, экскурсий и т.д.)

Проект для учащихся – это дидактическое средство активизации его

познавательной

деятельности,

развития

креативности

и

формирования

личных

качеств,

позволяющее

формировать

умение

работать

с

информацией, формировать исследовательский стиль мышления. Участие в

исследовательской деятельности – одно из условий превращения ученика в

активного субъекта учебной работы.

Учебный проект отличается тем, что его главной целью является развитие

личности, а не столько

получение объективно нового результата, как в

большой науке.

Какой может быть формулировка темы проекта?

Формулировка темы должна выражать главную идею проекта.

Название не должно быть только констатирующим, сухим.

Хорошо,

если

в

формулировке

проблемы

содержится

какая-то

тайна,

проблема, «изюминка».

Формулировка

должна

быть

короткой,

ёмкой

по

содержанию,

индивидуальной, привлекательной для автора и для слушателей, которые

будут знакомиться с результатами проектной деятельности.

Возможные виды проектной деятельности :

Научный доклад, сообщение.

Мультимедийная презентация.

Сочинение с мультимедийными материалами.

Отчет об исследовательской экспедиции.

Анализ данных социологического опроса.

Стенгазета.

Газета.

Журнал.

Сценарий устного журнала.

Сценарии викторин.

Фрагмент учебного пособия.

Театральная постановка.

Деловая игра

Инструкция.

Хочу

поподробнее

остановиться

на

том,

какими

учебно-

исследовательскими проектами занимаются мои ученики.

В настоящее время девятиклассники работают над проектом «Имена и

ники в компьютерном общении».

Учащаяся 8 класса Кухарчук Ирина завершила работу над проектом

«Имена знаменитых людей Конаковского района».

Несколько примеров из проекта:

Введение

Цель: изучение жизни и деятельности земляков

Задачи: развитие и активизация учебно - исследовательской деятельности

обучающихся

в

области

краеведения;

воспитание

у

школьников

патриотизма,бережного отношения к культурному наследию родного края.

Результаты исследований

Конаковский

район (бывший Корчевской уезд)

расположен

в юго-

восточной части Тверской области. Он богат не только

своей прекрасной

природой, достопримечательностями, но и знаменитыми людьми, которые

живут или когда-то проживали на нашей земле. Живописные приволжские

просторы

побуждали к творчеству немало уроженцев этих мест, ставших

известными писателями, поэтами, художниками, композиторами, певцами. А

сколько замечательных людей, следуя по пути в российские столицы, просто

останавливались здесь отдохнуть на лоне природы!

Через Корчевской уезд презжал А.Н.Радищев.В его знаменитом «Путе-

шествии из Петербурга в Москву» есть главы «Городня» и «Завидово».

С Корчевским уездом связаны юношеские годы А.Герцена,автора «Былое

и думы», и Н Огарева. Семья Огаревых каждое лето приезжала в имение

Яковлево, где будущие

революционеры- демократы познакомились друг с

другом и остались друзьями на всю жизнь.

В 1827 году в расквартированный в деревне Низовка полк был сослан

разжалованный в солдаты за вольнолюбивую поэму «Сашка» поэт АИ.Поле-

жаев. С Корчевской землей было связано имя Ивана Дмитриевича Якушки-

на ,участника Отечественной войны 1812 года, который некоторое время жил

в

деревне

Новинки.Там

его

навещали

И.И.Пущин,

декабристы

М.И.

Муравьев- Апостол и Ф.Н. Глинка.

Неоднократно посещал Конаковский край посещал писатель А.

Фадеев,автор

романа

«Молодая

гвардия».

Он

подолгу

гостил

в

Редкино,отдыхал в Игуменке и Карачарове. В поселке Озерки жил

автор

«Колымских рассказов» В. Шаламов. На реке Шоша отдыхал писатель А.С.

Новиков-Прибой.

Для

знакомства

с

жизнью

пернатых

Шошинский

плес

посещал известный ученый- зоолог, профессор А.Н.Формозов. А в мае 1946

года

на

утиную

охоту

на

реку

Инюху

приезжал

легендарный

полярный

исследователь,

руководитель

советских

арктических

экспедиций

И.Д.Папанин. Да разве всех перечислишь! Я решила остановиться на жизни

некоторых

замечательных

личностей,

внесших

замечательный

вклад

в

культурное наследие нашей страны.

АЛЯБЬЕВ А.А. (1787 – 1851)

Русский композитор А.А.Алябьев известен как автор более 150 музыкаль-

ных произведений.в том числе знаменитых романсов «Соловей», «Вечерний

звон, «Я помню чудное мгновенье». Он одним из первых воплотил в музыку

лирику А.С. Пушкина. Жизнь композитора была полна романтики и драма-

тизма. В Отечественную войну 1812 года его связывала тесная дружба с поэ-

том Денисом Давыдовым. Он был знаком с выдающимся русским писателем

А.С.Грибоедовым, ботаником, филологом и поэтом М .А. Максимовичем. В

1840

1850

–х

годах

Алябьев

жил

и

работал

в

имении

Василево,

принадлежащем его жене. Дом Алябьевых стоял на правом берегу Ламы

вблизи современного поселка Козлово, окруженный парком и садом. Сейчас о

композиторе напоминает громадная , в два обхвата лиственница, которую, по

преданию, он посадил в память о своем родном Тобольске.

ГАГАРИН Г.Г. (1810 – 1893)

Одаренный художник и видный общественный деятель: исследователь

искусств, вице- президент Петербургской академии художеств, действитель-

ный и почетный член Русского архитектурного общества. Гагарин – ученик

Карла Брюллова, автор ряда картин из жизни народов Кавказа, иллюстратор

произведений Пушкина и Лермонтова. После смерти Пушкина как меценат

иллюстрировал

его полное собрание сочинений. В небольшом музее при

пансионате «Карачарово» можно увидеть рисунки художника, над которыми

он работал вместе с Лермонтовым на Кавказе.

КОНАКОВ П. П. (1878 – 1906)

Его именем назван наш районный центр.Рабочий кузнецовской фаянсо-

вой фабрики,разрисовщик. За организацию стачки на фабрике был отправ –

лен хозяином фабрики Кузнецовым в Ригу на фаянсовый завод ,где в 1905 г.

становится активным участником забастовки рабочих. Подпольная кличка

«Егорка». В 1906 году бежал в Кронштадт и возглавил вооруженный захват

форта Константин. Был схвачен и по приговору военного суда расстрелян. В

1982 г. На привокзальной площади города Конаково ему открыт памятник.

ТВОРОЖНИКОВ И.В.(1848-1919)

Родился в бедной крестьянской семье в д.Жуковка.Двенадцатилетним

мальчиком отец повез его в Петербург «определять на место».С детства

очень любил рисовать.Случай определил его дальнейшую судьбу.Кто- то

заинтересовался рисунками мальчика ,обнаружив в нем художественные

задатки, и свел его с большими художниками ,а те помогли устроится в су-

ществовавшую тогда в Петербурге Рисовальную школу Общества поощрения

художеств. Будучи уже известным художником не забывал родные места и

ежегодно весной приезжал на родину. Здесь он обращался к близким ему

темам,связанным с жизнью крестьян Верхневолжья. Картины,написанные на

темы народной жизни,являются лучшими призведениями художника («За

хворостом», «Бабушка и внучка», «У церкви» и др.).Произведения Творожни-

кова находятся во многих крупных музеях:Эрмитаже,Русском

музее,Третьяковской галерее,Венецианском музее Италии.Долгое время

преподавл в Академии художеств.Расписывал Храм Христа Спасителя и Иса-

киевский собор.

ТОЛСТОЙ С.Н.(1908- 1977)

Один из последних представителей русской классической литературы.

Происходил из аристократической дворянской семьи, принадлежащей к не-

титулованной тверской ветви знаменитого рода Толстых. Счастливое детство

прошло в имении Новинки на берегу Шоши. Семилетним мальчиком написал

первую литературную работу – пьесу «В волнах океана и пустыни. Революци-

онные события 1917 г. грубо вмешались в судьбу Толстых: расстреляли роди-

телей, погибли на войне три брата, а Сергея со старшей сестрой Верой

выселили из имения. Они вынуждены были долго скитаться по окрестностям

в поисках жилья. С1924 г. жили у родственников в Москве. Толстой много пи-

сал, но почти ничего не публиковал .С1920 г.- член Союза поэтов, затем

заочно заканчивает технический ВУЗ и становится инженером. Во время

Великой Отечественной войны служил в войсках Московского ПВО

награжден четырьмя медалями. Через 15 лет после его смерти появилась

публикация автобиографической повести «Осужденный жить» ,которая

явила русской литературе еще одного Толстого-классика. Известный

литературовед М.М Дунаев назвал Сергея Николаевича «четвертым

Толстым… вслед за Львом Николаевичем, Алексеем Константиновичем и

Алексеем Николаевичем». Недавно прах Сергея Николаевича перевезли из

Москвы и захоронили у Храма в с. Завидово.

В её проект вошли сведения о 28 знаменитых личностях, притом

многие из них жили в окрестностях родного поселка. Девочка продолжает

работать над проектом: собирает фотографии, портреты этих людей, ищет

новые имена.

Дебина Алина (8 класс) провела большую исследовательскую работу по

лингвистическому краеведению, и с проектом

«Топонимика Конаковского

района» стала победителем в окружной научно-практической конференции

«Мир открытий».

Несколько фрагментов её исследования:

Введение

ТОПОНИМИЯ

-

изучение

происхождения

названий

населенных

пунктов

родного края, т.е. Конаковского района, очень увлекательное занятие. Оно

предполагает

не

только

языковое

объяснение

происхождения

названия

селения ,но и его историческое происхождение и последующие изменения в

названиях

(если

они

были).

Занимаясь

этой

работой,

я

поняла,

что

населенные

пункты

были

названы

не

случайно,

а

отражали

какие

то

исторические

или

географические

особенности

жизни

с во е го

первоначального периода.

Цель моей работы – не только правильно объяснить значение слова, от

которого оно образовано, но и выяснить, по какой причине и при каких

обстоятельствах за ним оно закрепилось.

Результаты исследований:

На карте Конаковского района можно найти много интересных географи-

ческих названий поселков, сел, деревень. Исследуя собранный материал,

пришла к выводу, что названия населенных пунктов по своему происхож-

дению можно разделить на несколько групп.

Одна из них напоминает о

существовании на этих местах древних поселений.

Село ГОРОДНЯ тоже расположено на правом берегу Волги при впадении в

нее ручья Ворник. Люди селились на территории данной местности, начиная

с 5-6 тыс. до н.э. При раскопках старого городища были найдены осколки

кремня,

наконечники

стрел,

фрагменты

ямочно-

гребенчатой

керамики

позднего неолита, остатки фатьяновской, дьяковой и бронзовой культур.

Время

возникновения

ГОРОДНИ

точно

не

известно,

но

первое

упоминание

имеется

в

летописях

за

1312

год

под

названием

городка

ВЕРТЯЗИНА (Волга в этой местности делала резкий изгиб, а вода в ней

словно

вертелась,

отсюда

и

название).Другое

название

ГОРОДОК,

ГОРОДЕНЬ. В селе находится древняя, сохранившаяся постройка каменной

архитектуры Тверской области - Храм Рождества Богородицы ,датируемая

14 веком.

2. Наиболее распространенными являются названия, произошедшие

от одноименных рек, речек и ручьев, на которых они стоят.

Недалеко от города Конаково есть поселок РУЧЬИ. Название произошло

от речки, которую раньше называли Ручей. Это название закрепилось и за

пустошью, по которой она протекала. В кашинских писцовых книгах 1628-

29 г.г. написано «…деревня, что была пустошью Ручей на речке на Ручью.»

3. Известны названия селений по внешним признакам.

Например, деревня БЕЛАВИНО. Первое упоминание о ней встречается в

отказной грамоте 1681 года. Можно предположить, что название произошло

от слова «белый», от которого , по мнению многих топонимистов, произошло

слово «болото», а так же от слова «бель», обозначающее болото с белым

мхом.

4.Часто название населенных пунктов отражают особенности своего

географического расположения.

Деревня

ВЕРХАНОВО

находится

на

шоссе

Конаково

Дубна.

Упоминание о местности имеется в кашинских писцовых книгах 1628 – 1629

г.г. Оно расположено на большой возвышенности и хорошо просматривается

с шоссе .Образовано от слова «верх».

5. В названия старых селений часто отражаются особенные местные

признаки.

Деревня ПЕНЬЁ возникла в конце 18 века и принадлежала

ведомству

Коллегии

экономии.

Первоначально

называлась

Пенья.

Многочисленные пни от недавно срубленных деревьев стали отличительным

признаком вновь возникшей деревни. Со временем пни исчезли, и незаметно

название Пенья трансформировалось в Пеньё. В ней в 1905 году родился из –

вестный поэт Яков Захарович Шведов, автор песен «Орленок», «Смуглянка».

6.

Довольно

обширная

группа

населенных

пунктов

получило

свое

название по фамилии , имени или прозвищу своих хозяев.

Село ЗАВИДОВО. Первое письменное упоминание о нем относится к

1560 году. Название происходит от мужского имени или прозвища Завид

(кому завидуют или кто завидует?)

Это имя носили три новгородских

посадника 12 века. Поскольку земли по берегам реки Шоши до 1130 – 1140

годов

принадлежали

Великому

Новгороду,

можно

предположить,

что

название села связано с одним из новгородским Завидов, который основал

селение или был его владельцем.

7.Обычно с появлением храма село получало название по главному

престолу.

Село АРХАНГЕЛЬСКОЕ в кашинских писцовых книгах 1628 года названо

«село Архангельское, Федосцыно тоже». До появления церкви это было село

Фефосцыно, вероятно, получившее свое название от пустоши, на которой

она

возникла.

Главный

престол

местной

церкви

получил

имя

Михаила

Архангела, а село стало называться Архангельским.

8. Очень часто названия деревень возникали в связи с хозяйственной

деятельностью людей.

Первое упоминание о деревни СЛОБОДА встречается в писцовых книгах

1540 года, где написано «…села Едимоново Слободка на реке Волге на бере-

гу…» По сведениям 1859 года – Мелковская Слобода. С 1900 года- Слобода.

Слобода-слово

восточно-славянское,

первоначально

обозначающее

«свободные

крестьяне»,

затем-

«поселок

свободных

крестьян

и

,далее,

поселок,

пригород

вообще…»Такое

значение

слова

дает

Краткий

этимологический словарь русского языка под редакцией С.Г Бархударова

(М.Просвещение,1975г.)

9.Нередко

встречаются

названия

населенных

пунктов,

связанных

с

прозвищами или именами иностранного происхождения.

Село ЕДИМОНОВО получило название от мужского литовского имени

Гедимин

,которому

оно

принадлежало.

Есть

и

другое

предположение:

тверской князь Димитрий, убитый в Орде, был женат на литовской княжне,

дочери Едимоновой. Упоминается это село в повести Г.Северцева-Полива-

нова «Княжий отрок», повествующей о романтической любви князя Ярослава

Ярославича на дочке местного пономаря Ксении. В 1871 году известный

предприниматель

и

общественный

деятель

Н.В.Верещагин

открыл

в

Едимоново первую в России школу сыроварения и маслоделия. В 1872-73 г.г.

там скрывалась от жандармского преследования,работая учительницей,

Софья Перовская- руководитель революционных народников.

10.

Маленький

поселок

МИРНЫЙ

получил

свое

название

от

пожелательной лексики.

Он возник в середине пятидесятых годов двадцатого века. Находится в

двух километрах от моего родного поселка..

11. До сих пор сохранились названия населенных пунктов, связанных с

именами партийных и советских деятелей.

Поселок РАДЧЕНКО раньше назывался ТОС-торфяная опытная станция .

Она создавалась в 1921-26 г.г. под руководством видного советского деятеля,

организатора торфяного хозяйства страны и научных методов разработки

торфяных месторождений Ивана Ивановича Радченко (1874-1942).В поселке

создан единственный в мире музей торфяной промышленности.

12. В завидовской

земле в настоящее время существуют селения,

названия которых образованы от християнских имен.

ВАХОНИНО – от имени ИОАНН (Иван) – в народе Вахоня, что в

переводе с древне еврейского – «благодать Божия».

13.Широко населенные пункты представлены в названиях профессий:

ШОРНОВО произошло от слова «шорник» - человек ,выделывающий

ременную упряжь, конскую упряжную сбрую.

14.Ряд названий произошло от характеристики человека.

КЛЕЩЕВО произошло от прозвища Клещ. Клещами на Руси называли

назойливых, сварливых людей.

Исследуя данный материал, ученица выделила 14 признаков, по которым

населённые пункты получили своё название. При этом на каждый пункт

привела от 3 до 5 примеров.

В нашем районе стало хорошей традицией в декабре проводить митинг у

д.

Рябинки

на

месте

подвига

В.В.

Васильковского.

В

районном

конкурсе

«Письмо Васильковскому» ученик 7 класса Суглобов Артем занял 1 место.

Привожу фрагмент его исследования.

Низкий поклон Вам, сержант Васильковский!

Я пишу Вам письмо из 21 века, из 2016 года. Меня зовут Суглобов Артем.

Учусь в 7 классе школы № 2 поселка Новозавидовский. Учусь я хорошо,мно-

го читаю, занимаюсь вольной борьбой, езжу по всей России на соревнования

и занимаю призовые места.

О Вашем бессмертном подвиге узнал всего лишь два года назад на клас –

ном часе. Подвиг , совершенный Вами, задел меня за живое, и я стал пере-

читывать все , что мне попадалось под руку: в библиотеке читал заметки в

газетах, воспоминания однополчан , документальные факты. Побывал на

месте Вашей гибели , у фашистского дзота, на мемориале у Рябинок. А вот на

место захоронения не смог попасть – охрана не пустила. Там теперь элитный

дачный поселок. Я считаю , что такого не должно быть. В это году опять

поеду на реконструкцию боя у деревни Рябинки и возложу цветы к обелис-

ку.

Хочется остановиться на внеклассной исследовательской работе. Я сама

уже давно занимаюсь краеведением. В школе веду краеведческий кружок.

Ребятами уже создано несколько проектов по краеведению «Завидовская

фетровая

фабрика»,

«История

нашего

поселка»,

«Крестьянский

поэт

С.Д.Дрожжин», «Этимология названий поселка».

Бойкова Дарья ( 7 класс) прошла заочный отборочный тур социальных

проектов

« С чего начинается Родина?» в г. Твери. Она разработала семь

туристических маршрутов ( среди них и пешеходные, и автобусные).

Пример одного из маршрутов:

МАРШРУТ: п.г.т. НОВОЗАВИДОВСКИЙ – г. КОНАКОВО.

Протяженность маршрута – 30-35 км.

Время в пути – 4,5 – 5 часов

Цель:знакомство с историческим прошлым и настоящим Конаковской

земли,экономикой и памятниками культуры родного края.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ:

1.Краткая справка о Тверской области.

2.Географическое положение Конаковского района.

3.Из исторического прошлого бывшей Корчевской земли (наличие бронзо-

вой,дьяковой и славянских культур, раскопки у с. Свердлово и д. Сухарино

первой в России женщиной – археологом Юлией Густавовной Гендуне (1869-

1909 г.г.) в 1903 – 1909 годах. Городище «Топорок», известный по учебникам

истории).

4.Обзорная экскурсия по г. Конаково (история возникновения, посещение

памятника П.П.Конакову,чье имя носит город ,экономика и культура города)

5.Посещение краеведческого музея.

6.Посещение живрыб завода.

7.Посещение воинского мемориала у д. Рябинки, где 6 декабря 1941 года

совершил свой бессмертный подвиг, закрыв грудью дзот вражеского пулеме-

та, сержант 1319 полка 185 стрелковой дивизии Вячеслав Викторович

Васильковский.

8.Знакомство с памятником «Катюша», посвященном освобождению Кона –

ковского района от фашистов.

Я являюсь доверенным лицом и официальным представителем

межрегионального исторического-патриотического движения «Бессмертный

полк». На сайте «Бессмертного полка» открыта страница нашего посёлка

Новозавидовский, куда мои кружковцы заносят фамилии участников Великой

Отечественной войны, их фотографии, воспоминания родственников. При

этом

ведут

большую

поисково-исследовательскую

работу.

Не

случайно

участница кружка Дербина Алина стала победителем районного конкурса

литературных

произведений,

посвященном

72-й

годовщине

Победы

в

Великой Отечественной войне в номинации

«Рассказ», где она описала

события двух дней войны в родном поселке и области.

Таким образом, проектно-исследовательская технология позволяет

реализовать

личностно-ориентированный

подход

в

обучении

и

самомотивацию

школьника.

Проекты

удобны

тем,

что

разнообразны

по

форме,

содержанию,

характеру

деятельности.

Ценны

они

и

различными

формами

реализации.

Поэтому

современные

педагогические

технологии,

частью

которых

является

проектно-исследовательская

деятельность,

в

сочетании

с

современными

информационными

технологиями

могут

существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить

стоящие

перед

образовательным

учреждением

задачи

воспитания

всесторонне развитой, творческой личности, патриотического воспитания и

любви к Родине.

Использованная литература:

1 . Аб р а м о в а

С . В .

А с п е к т ы

у ч е б н о - и с с л едо в ател ь с ко й

р а б о т ы

старшеклассников по русскому языку. //Русский язык в школе – 2007 - №2,

Русский язык – 2006 - №№17-24

2.Бугрова

Л.В.

Проектная

деятельность

в

учебниках

русского

языка

под

редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта// Русский язык -2014 - №9

3.Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников (Поисковая

деятельность)//Русский язык в школе – 2007 - №3

4.Жуковец

Л.М.

Из

опыта

работы

по

формированию

исследовательской

компетенции учащихся//Русский язык в школе -2012-№7

5.Кулакова Е.Ю. Проектная деятельность на уроках русского языка. //Русский

язык – 2012 - №11

6.Пахнова

Т.М.

Исследовательская

деятельность

учащихся

как

средство

воспитания языковой личности (8-11 классы) //Русский язык в школе – 2013 -

№12

7.Сенина Н.А. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы. – М.: Легион, 2013



В раздел образования