Напоминание

"Особенности сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Юдина Маргарита Геннадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ТГПУ им. Л,Н, Толстого
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»

Педагоги

и

психологи

с

тревогой

говорят

о

том,

что

игровая

деятельность уходит из жизни ребенка.

У

традиционных

сюжетно

-

ролевых

игр

появился

соперник

-

компьютерные

игры.

При

всех

их

достоинствах

нельзя

не

заметить:

в

большинстве

случаев

это

«стрелялки»,

смысл

которых

в

«уничтожении

врага»

В

связи

с

этим

нарастание

агрессивности,

повышенный

уровень

тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

Снижение

сроков

начального

обучения

и

преобладание

в

жизнедеятельности

старших

дошкольников

различных

видов

обучения,

отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей

приводит

к

тому,

что

в

играх

современных

дошкольников

преобладают

бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного

возраста остаются на низком уровне развития игры, содержанием которого

являются

игровые

действия.

В

свою

очередь

первый

уровень

развития

сюжетно

-

ролевой

игры

тормозит

полноценное

развитие

произвольного

поведения детей, ведет

к социально-личностному недоразвитию ребенка.

Неразвитая сюжетно-ролевая игра не может выполнять функции ведущей

деятельности.

И г р а создает

оптимальные

условия

для

полноценного

и

своевременного

психического

развития

каждого

ребенка,

следовательно

осознанное

руководство

играми

поможет

обогатить

эту

деятельность,

а

значит, будет стимулировать его развитие. Именно сюжетно-ролевая игра

дошкольника

определяет

формирование

главных

новообразований

этого

возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.

В

связи

с

этим

основным

направлением

педагогической

работы

в

дошкольных

образовательных

организациях

должно

быть

педагогическое

сопровождение развитием детской игры, включая формирование у ребенка

представления

об

окружающем

мире,

разнообразные

предметно-игровые

действия и т.д. Эту позицию разделяют многие детские психологи и педагоги.

Среди

них Н.Я.

Михайленко,

С.Л.

Новоселова,

Н.Ф.

Тарловская,

В.Я.

Воронцова, С.И. Щербакова и др. Они утверждают что игре необходимо

учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться

не

будут.

Игре

обучают

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни.

Преобладающим

методом

педагогического

руководства

развития

игры

это

участие

взрослого

в

игре.

При

этом

используются

следующие

термины

«руководство», «формирование»,

«управление»

игрой

(Н.Я.

Михайленко).

«Руководство

игрой»

означает

тип

педагогического

воздействия

на

направленный

на

передачу

детям

способов

игровой

деятельности.

Оно

предполагает

включение

взрослого

в

процесс

игры,

участие

в

детском

игровом

творчестве.

Под

управлением

понимают

косвенные методы воздействия на игру

.

Основная

задача

педагогического

сопровождения

игровой

деятельно сти

ст арших

дошкольников —

р а з в и т и е

у

н и х

самостоятельности

и

самоорганизации,

формирование

умений

договориться

о

теме

игры,

распределить

роли,

наметить

основное

развитие

сюжета,

подготовить

игровую

обстановку.

П е д а го г

обязательно

должен

обогащать

содержание

игр.

Разнообразие

игровых

интересов

не

всегда

опирается

на

достаточные

знания,

поэтому

многие

игры

оказываются

схематичными,

и

дети

быстро

теряют

интерес

к

возникшему

замыслу.

Основными

приемами

развития

содержания

игры

являются

расширение

и

углубление

знаний

детей

об

изображаемых

событиях

и

явлениях.

В

этих

целях

педагогу

особенно

целесообразно

использовать

детскую

литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от

времени

должен

предлагать

новую

тему

игры

(преимущественно

тем

дошкольникам,

чьи

игры

становятся

стереотипными).

При

этом

педагог

не

навязывает

тему

детям,

а

старается

лишь

возбудить

к

ней

интерес.

Приемы

предложения

новой

темы

игры

могут

быть

различны:

чтение

книг

и

рассматривание

иллюстраций

с

изображением

играющих

детей

или

рассказ

о

том,

как

сам

воспитатель

играл

в

детстве,

рассказ

о

тех

играх, которые он видел у других детей, и т. д.

У

дошкольников

старшей

группы

развивается

содержание

игры.

В

играх

наряду

с

действиями

начинают

отражаться

разнообразные

общественные

поступки,

отношения.

Например,

мама

проявляет

заботу

о

сыне,

причем

не

только

кормит,

купает

и

одевает

его,

но

и

воспитывает, читает ему книжки, ведет к врачу. В свою очередь, врач не

только

ставит

градусник,

дает

таблетки,

но

и

заботливо

уговаривает,

успокаивает

больного.

В

играх

находит

отражение

специфика

деятельности

взрослых,

их

взаимодействия

в

труде,

их

отношения

к

труду

и

друг

к

другу

в

процессе

труда.

Изменение

тематики

игр

и

их

содержания

на

данном

возрастном

этапе

связано

с

расширением

их

источников.

Постепенно

в

играх

старшего

дошкольника

все

большее

место

начинает

занимать

опосредованный

опыт

(знания,

полученные

из

книг,

рассказов

взрослых).

Меняется

и

характер

непосредственного

опыта

(дети

отражают

не

только

те

события,

в

которых

они

сами

принимали

участие,

но

и

те,

которые

они

наблюдали

на

экскурсиях,

прогулках,

в

повседневной

жизни).

К началу пятого года жизни, когда ребенок уже овладел основами

ролевого

поведения,

воспитателю

важно

научить

его

развертывать

в

игре

разнообразные

сюжеты,

центром

которых

является

привлекающая

его

роль.

Для

этого

детям

необходимо

показать,

что

роль

может

быть

включена

не

только

в

одну,

а

в

различные

взаимосвязи

с

другими

ролями.

Например,

врач

может

взаимодействовать

не

только

с

пациентом

(или

несколькими

пациентами),

но

и

с

медсестрой,

поваром,

другим

врачом.

Для

того

чтобы

ребенку

открылась

возможность

множественных

ролевых

связей

в

игре,

педагог

может

организовать,

к

примеру,

следующую

игру.

Расширение

тематики

игр,

углубление

их

содержания

приводят

детей

к

изменению

формы

и

структуры

игры.

По

мере

развития

с о д е р ж а н и я

и г р ы

в

е е

с т р у к т у р е

н а ч и н а е т

в ы д е л я т ь с я

подготовительный

период.

Сначала в подготовительный период дети только договариваются о

теме

игры

(«Во

что

будем

играть?»),

иногда

распределяют

роли.

Постепенно

в

процессе

договоренности

они

уже

начинают

намечать

(обсуждать)

общую

линию

развития

сюжета

игры

(«Сначала

покормим

ребят,

поспим,

а

потом

будет

праздник»).

Это

уже

элементарное

планирование.

Оно

способствует

более

полному

развертыванию

содержания

игры

и

установлению

правильных

това рище с ких

отношений в игре. Потребность в сговоре у детей появляется в связи с

развитием

игры.

У детей старшей группы возрастает и требовательность к качеству

выполняемых

ролей.

Сговариваясь,

дошкольники

могут

обсудить

и

распределение

ролей,

исходя

из

интересов

всех

играющих.

Сговор

требует

многих

организаторских

умений,

знания

возможностей

друг

друга,

поэтому

сговариваться

начинают

раньше

дети,

которые

чаще

всего

играют

вместе.

Почти

всегда

дети

в

подготовительный

период

готовят

игровую

обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т. д.).

С

возрастом

увеличивается

и

количество

участников

игры.

У

старших дошкольников могут участвовать в игре от 3 до 5 человек.

Своеобразно,

не

прямо,

без

нажима,

косвенными

способами,

с

учетом

детских

интересов.

Лучший

способ

-

включаться

в

игру

в

качестве

равноправного

партнера,

но

он

эффективен

только

в

том

случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

Цель

доигрового

этапа

-

выявить

игровые

предпочтения

детей;

создать

материальные

условия

для

игры,

обеспечить

формирование

знаний,

необходимых

для

содержательной

игры.

Цель

педагогического

сопровождения

процессом

игры

-

научить

ставить

игровые

цели,

помочь

овладеть

игровыми

действиями

в

соответствии

с

выбранной

ролью,

научить

ролевому

взаимодействию.

В а ж н а я

х а р а к т е р и с т и к а

с ю ж е т н о - р о л е в о й

и г р ы

-

е е

самодеятельный

характер.

Именно

такие

игры

являются

ведущей

деятельностью

на

этапе

дошкольного

возраста.

Поэтому

так

важно

выявить

игровые

предпочтения

детей.

Сделать

это

можно

незаметно

наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети;

кто

с

кем

играет;

кто

какие

сюжетные

игры

выбирает;

какие

действия

выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры;

кого

в

игру

не

принимают.

Анализ

полученной

информации

позволяет

целесообразно

выстраивать

в

систему

работу,

направленную

на

развитие

игровой

деятельности

детей.



В раздел образования