Авторы: Нежелева Ольга Геннадьевна, Сорокина Нина Ивановна
Должность: студент-магистрант факультета дошкольной педагогики и психологии;к.п.н. доцент кафедры педагогики и методики начального образования
Учебное заведение: Благовещенский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Благовещенск Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Занятия тестопластикой как одна из форм развития речи у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Нежелева О.Г. Сорокина Н.И.
Занятия тестопластикой как одна из форм развития речи
у старших дошкольников
Главной
задачей
государственной
образовательной
политики
Российской
Федерации
в
условиях
модернизации
системы
образования
является обеспечение
современного
качества
основного
дошкольного
образования,
в
том
числе
и
дополнительного.
Авторы педагоги по-разному дают определение качеству образования. По
словам В.И.Слободчикова, качество дошкольного образования - это качество жизни
ребёнка. Большинство
исследователей
и
практиков
рассматривают
качество
дошкольного
образования
на
уровне
житейского
понятия,
в
общеупотребимом
значении как полезность и добротность объекта.
Но все педагоги приходят к единому мнению, что качество дошкольного
образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при
которой
уровень
воспитанности
и
развития
каждого
ребенка
увеличивается
в
соответствии с учетом его личностных
возрастных и физических особенностей в
процессе воспитания и обучения.
В данной статье мы будем говорить о таком виде дополнительного образования
как «тестопластика». Работа с тестом не предусмотрена программами дошкольного
образования, как правило- это работа с пластилином, близким материалом, но все таки
имеющим свои особенности и отличия, а вот насладиться искусством тестопластики
нам поможет кружковая работа, дополнительное образование и развитие детей.
Дети, попадающие в кружок по тестопластике, как правило испытывают ряд
специфических трудностей:
- страдают процессы, связанные с речевой деятельностью;
- внимание характеризуется снижением концентрации;
- характерна повышенная отвлекаемость;
- затруднения в установке причинно- следственных связей;
-
память,
особенно
слуховая,
характеризуется
низким
объемом,
кратковременностью;
- страдает моторная сфера, отмечаются нарушения координации, неловкость
движений, низкая амплитуда, слабая двигательная память.
Для
улучшения
речи
детей
и
психологических
процессов
необходимо
оптимизировать эту работу, то есть создать необходимые качественные условия, а также
сделать ее привлекательной для воспитанников. Мы составили программу кружка по
тестопластике «Волшебное тесто». Определили цель, поставили задачи, знаем риски и
ожидаем определенные результаты.
Работая в данной программе в системе и планомерно можно решить несколько
задач:
- активизировать познавательную и речевую деятельность детей,
- закрепить лексический материал,
- развивать двигательную сферу,
- способствовать развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Тестопластика была выбрана не случайно. Тестопластика как исскуство имеет
давние традиции у славянских народов. К хлебу, к тесту всегда было особое отношение.
Хлеб
был
символом
достатка,
процветания
и
щедрости.
Всем
известна
традиция
встречать гостей караваем, как говорится «хлебом - солью». Старинный праздник
Масленницы тесно связан с изделиями из муки. Символом Христианского праздника
Пасхи являются куличи. Встреча весны сопровождается выпеканием жаворонков из
теста.
Лепить из соленого теста – увлекательное занятие и для взрослых, и для детей.
Кроме того, соленое тесто имеет преимущества перед глиной и пластилином: мука, соль
и вода- это самые доступные материалы. Соленое тесто пластично, оно не так сильно
пачкает руки, как глина и не тает, как пластилин. Каждое занятие включает в себя
сказочную ситуацию. Веселые стишки, потешки, народные сказки, игры и песенки,
использующиеся на занятиях, делают занятия эмоциональными, привлекательными для
детей.
В результате реализации данной программы удалось положительно повлиять на
развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук воспитанников, а также на развитие
познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей. Ребята стали
более организованны,
аккуратны на занятиях. К концу года дети стали все чаще
предлагать
свои
варианты
украшения
изделий,
построения
композиции.
Внимание
детей стало более устойчивым, они стали стремиться доводить начатое до конца, не
бросать
незавершенную
поделку.
Удалось
активизировать
речевую
активность
воспитанников.
Конспект занятия « Жаворонки».
Задачи:
- закрепить представление о внешнем виде, образе жизни перелетных птиц;
- способствовать расширению знаний детей о признаках и приметах
весны;
- закрепить знание лексического материала по теме «Перелетные птицы»;
- закрепить знание правил техники безопасности при работе с соленым
тестом, стеком, кистью;
- развивать умение реагировать и выполнять движения в зависимости от
изменения характера музыки;
- учить лепить жаворонков из шара и овоида;
- развивать умение описывать и сравнивать птиц, согласовывать
определения и существительные;
- укреплять познавательный интерес к природе, к птицам.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Птичка-невеличка прилетает.
Что это за время? Кто узнает?» (весна)
Воспитатель: «Весна!
Пришла
благодатная,
долгожданная
весна
с
теплом,
с
первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-
веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с
юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, давайте позовем весну!»
Дети: «Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова.
Какие слова о весенней поре вы знаете?»
Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,
«Весной солнышко как трава растет»,
«Весна все оживит».
Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за
морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».
Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода
весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»
Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у
русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он
открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот
день пекли печенье жаворонки. Печеных птах посылали родным и близким. Дети
бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки
и
кричали:
«Жаворонки
прилетите,
красное
лето
принесите,
зима
надоела,
весь
хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев, к плетню, засовывали
под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»
Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых
краев».
Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с
юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех
бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны». «Да,
жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой
головкой, небольшим хвостиком. Мы с вами уже лепили птиц. А сегодня мы слепим из
теста жаворонков».
Основная часть
Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:
«Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!»
Воспитатель приглашает детей к своему столу.
Воспитатель: «Разделим
кусочек
теста
на
две
части.
Что
будем
лепить
из
большей части? Из маленькой?»
Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.
Воспитатель: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре
надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост
надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».
Физкультминутка.
«Руки подняли и покачали– Это деревья в лесу,
Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложим назад»
Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц,
поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в
голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз
вставляли горох, гречишные зерна, изюм».
Воспитатель предлагает продолжить лепку птиц.
Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: «Ребята, возьмите жаворонков и позовите весну закличкой»:
«Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам Весну-красну.
Зима надоела, Весь хлеб поела».
Воспитатель предлагает детям посадить жаворонков на плетень.