Напоминание

"Психологическая поддержка - один из факторов успешности сдачи ЕГЭ"


Автор: Герасимов Владимир Петрович
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая поддержка - один из факторов успешности сдачи ЕГЭ"
Раздел: полное образование





Назад




Психологическая поддержка – один из факторов

успешности сдачи ЕГЭ.

В.П.Герасимов

Учитель физики и математики МБОУ «Дмитриевская средняя

общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

2017 г.

В настоящее время государственная итоговая аттестация (ГИА) в форме

ЕГЭ является новой формой проверки знаний обучающихся. Выпускники

сдают

экзамены

в

форме,

которая

отличается

от

тех

форм,

к

которым

привыкли они и их родители, поэтому ЕГЭ для выпускников и их родителей

стрессовая ситуация. Редкий выпускник не волнуется перед экзаменами, в

какой

бы

форме

они

не

сдавались.

Для

того

чтобы

учащиеся

меньше

волновались

на

экзаменах,

они

должны

быть

хорошо

подготовлены

к

предстоящим экзаменам, чувствовать уверенность в своих силах, в том, что

они смогут успешно сдать экзамены.

Поэтому,

необходимость

психологической

поддержки

выпускников

в

рамках подготовки к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ очевидна. Экзамен

является огромным стрессогенным фактором как для прямых участников –

выпускников, так и для родителей и учителей. В связи с этим необходимо

проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки для всех

участников данного процесса.

Некоторые особенности проведения экзаменов являются новыми для

учителей и родителей, не проходивших подобные испытания. Поэтому им

довольно

сложно

организовать

правильную

поддержку

для

выпускников,

объяснить

процедуру

прохождения

итоговой

аттестации,

различные

организационные моменты и предложить наиболее эффективную стратегию

организации подготовки к сдаче экзаменов.

Проблема

организации

психологической

подготовки

к

ГИА

и

ЕГЭ

является актуальной для психологической науки. Литературы по данному

направлению в настоящее время еще не настолько много, чтобы учитель мог

выбрать

из

всего

многообразия

имеющихся

форм,

способов,

методов

реализации

психологического

сопровождения

подготовки

к

внешней

экспертизе

качества

обученности

учащихся.

Поэтому

рекомендации,

наработанные многолетним трудом, направлены на формирование основных

представлений у учащихся и их родителей

о задачах, формах и методах

реализации психологического сопровождения подготовки к ГИА и ЕГЭ.

В

нашей

школе

нет

психолога.

Поэтому

основная

разъяснительная

работа, психологическая поддержка

лежит на учителях-предметниках и

классных руководителях.

При подготовке и сдаче экзаменов я неоднократно сталкивался с тем, что

некоторые

родители

не

представляют

процедуру

проведения

экзамена,

а

знакомы с нею только в общих чертах. Поэтому здесь необходимо вести

просветительскую

работу

с

родителями,

а

также

и

психологическую

подготовку.

Именно родители во многом ориентируют детей на выбор предмета,

который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот,

повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно

высоких оценок. Психологическая поддержка родителями выпускников – это

один из важнейших факторов, который определяет его успешность в сдаче

ЕГЭ. Ни для кого не секрет, что успех ребенка в сдаче экзаменов во многом

зависит от отношения и настроя к этому родителей.

Родители могут служить транслятором психологического воздействия на

детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к

экзаменам,

снижению

стрессовых

состояний,

преодолению

трудностей

различного

происхождения.

Родители

могут

помочь

детям

правильно

организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное

состояние.

Основные направления работы школы с родителями выпускников.

1.

Индивидуальное

и

групповое

консультирование.

Проведение

консультационных

мероприятий

с

родителями

выпускников

по

интересующим их темам. Наметить тематику групповых занятий можно на

первом

родительском

собрании

выпускного

класса

и

запланировать

эти

консультации в течение всего учебного года. Также можно рекомендовать по

результатам

диагностики

выделить

среди

учащихся

выпускных

классов

детей, входящих в группу риска (и создать группу поддержки) и организовать

индивидуальные

и

групповые

встречи

с

родителями

этих

детей.

Темы

консультаций

могут

быть

разнообразные:

«Как

справиться

со

стрессом»,

«Как помочь ребенку перед экзаменом», «Стратегия подготовки к экзамену»

и т.п.

2.Участие в родительских собраниях.

Педагог регулярно проводит

встречи с родителями учащихся школы, однако в выпускных классах этому

направлению

работы

стоит

уделить

особое

внимание.

Во-первых,

выступление

на

родительских

собраниях

позволит

учителю

рассказать

о

работе, проводящейся школой в рамках сопровождения выпускников. Во-

вторых,

он

может

дать

родителям

важную

информацию

по

организации

внешкольной подготовки детей к экзаменам.

3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных

материалов

для

родителей

выпускников

в

виде

памяток,

брошюр

по

различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п. Также

можно

предложить

оформить

информационный

стенд

для

родителей

выпускников с советами психолога.

Успешность программы психологического сопровождения подготовки к

экзаменам

в

формате

ГИА

и

ЕГЭ

зависит

от

комплексного

подхода

к

решению данной проблемы в рамках не столько именно психологической

работы, сколько в рамках психолого-педагогического взаимодействия школы

и

выпускника.

Особенно

важным

следует

считать

блок

психологической

поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания

психологических

особенностей

развития

и

трудностей,

возникающих

у

выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их

поддержки учителем.

В реализации данного направления может быть использовано несколько

форм работы:

1.

Индивидуальное

и

групповое

консультирование.

Использование

данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы

психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ГИА и

ЕГЭ. В данной форме работы можно дать советы учителям по контролю

стрессовых

состояний

для

поддержки

учеников

на

уроках,

раскрыть

особенности

работы

с

детьми

из

группы

риска,

рассказать

о

способах

создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.

Информационня поддержка. Содержание информационных материалов

может раскрывать следующие темы: создание благоприятной атмосферы в

классе

во

время

урока,

методы

эффективного

взаимодействия

с

детьми

группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.

Здесь учителям можно предложить следующие советы:

Сосредотачивайтесь

на

позитивных

сторонах

и

преимуществах

учащегося с целью укрепления его самооценки.

• Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

• Помогайте избежать ошибок.

• Поддерживайте выпускника при неудачах.

Подробно

расскажите

выпускникам,

как

будет

проходить

единый

государственный

экзамен,

чтобы

каждый

из

них

последовательно

представлял всю процедуру экзамена.

Приложите

усилия,

чтобы

родители

не

только

ознакомились

с

правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во

время

подготовки

ребенка

к

экзамену,

а,

наоборот,

оказывали

ему

всестороннюю помощь и поддержку.

Учитывайте

во

время

подготовки

и

проведения

экзамена

индивидуальные

психофизиологические

особенности

выпускников.

Психофизиологические

особенности

это

устойчивые

природные

характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в

скорости

протекания

мыслительно-речевых

процессов,

в

продуктивности

умственной деятельности.

Для

выпускников

в

период

подготовки

к

единому

государственному

экзамену

можно

предложить

следующие

психолого-педагогические

мероприятия до и в момент экзамена:

1. За день до экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не

доучил, лучше не пытайся. Отдохни и постарайся забыть о предстоящем

экзамене.

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3. Непосредственно перед экзаменом успокойся. Скажи несколько раз: «Я

спокоен! Я совершенно спокоен».

4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

5. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее всех

и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно

спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так

как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в

кулаки.

6. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

-сядь удобно,

-

глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

-

задержка дыхания (2-3 секунды).

7. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать

лишних

вопросов

об

оформлении

тестирования.

Тебе

всё

объяснят:

как,

какими буквами писать и т.д.

8.

Постарайся

сосредоточиться

и

забыть

об

окружающих.

Для

тебя

существуют

только

часы,

регламентирующие

время

выполнения

теста

и

бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не

должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а

концовку придумаешь сам.

9.

Просмотри

все

вопросы

и

начни

с

тех,

в

ответах

на

которые

ты

не

сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм. В любом

тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись

с мыслями.

10.

Когда

приступаешь

к

новому

заданию,

забудь

всё,

что

было

в

предыдущем, - как правило задания в тестах не связаны друг с другом.

11. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы,

которые явно не подходят.

12. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор.

Доверься своей интуиции!

13.

Стремись

выполнить

все

задания,

но

помни,

что

на

практике

это

нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень

трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

В

заключение

хотелось

бы

еще

раз

отметить

необходимость

психологической поддержки выпускников в рамках подготовки к экзаменам в

формате ГИА и ЕГЭ, необходимость проведения мероприятий по оказанию

психологической поддержки для всех участников данного процесса, что

является одним из важнейших факторов, который определяет успешность в

сдаче ЕГЭ.

Список литературы

1. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения

учащихся при подготовке к ЕГЭ. [Электронный ресурс].- Режим доступа:

festival.1september /articles/569551/.

2.

Коротченко

Н.В. Психологическая

подготовка

школьников

к

ЕГЭ

как

инновационная

составляющая

образовательного

процесса

// Материалы

Всероссийской

научно-практической

конференции: «Инновационное

развитие системы образования в Российской Федерации». – М.: Паганель,

2011.

3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися,

педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.



В раздел образования