Автор: Герасимов Владимир Петрович
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая поддержка - один из факторов успешности сдачи ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Психологическая поддержка – один из факторов
успешности сдачи ЕГЭ.
В.П.Герасимов
Учитель физики и математики МБОУ «Дмитриевская средняя
общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
2017 г.
В настоящее время государственная итоговая аттестация (ГИА) в форме
ЕГЭ является новой формой проверки знаний обучающихся. Выпускники
сдают
экзамены
в
форме,
которая
отличается
от
тех
форм,
к
которым
привыкли они и их родители, поэтому ЕГЭ для выпускников и их родителей
стрессовая ситуация. Редкий выпускник не волнуется перед экзаменами, в
какой
бы
форме
они
не
сдавались.
Для
того
чтобы
учащиеся
меньше
волновались
на
экзаменах,
они
должны
быть
хорошо
подготовлены
к
предстоящим экзаменам, чувствовать уверенность в своих силах, в том, что
они смогут успешно сдать экзамены.
Поэтому,
необходимость
психологической
поддержки
выпускников
в
рамках подготовки к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ очевидна. Экзамен
является огромным стрессогенным фактором как для прямых участников –
выпускников, так и для родителей и учителей. В связи с этим необходимо
проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки для всех
участников данного процесса.
Некоторые особенности проведения экзаменов являются новыми для
учителей и родителей, не проходивших подобные испытания. Поэтому им
довольно
сложно
организовать
правильную
поддержку
для
выпускников,
объяснить
процедуру
прохождения
итоговой
аттестации,
различные
организационные моменты и предложить наиболее эффективную стратегию
организации подготовки к сдаче экзаменов.
Проблема
организации
психологической
подготовки
к
ГИА
и
ЕГЭ
является актуальной для психологической науки. Литературы по данному
направлению в настоящее время еще не настолько много, чтобы учитель мог
выбрать
из
всего
многообразия
имеющихся
форм,
способов,
методов
реализации
психологического
сопровождения
подготовки
к
внешней
экспертизе
качества
обученности
учащихся.
Поэтому
рекомендации,
наработанные многолетним трудом, направлены на формирование основных
представлений у учащихся и их родителей
о задачах, формах и методах
реализации психологического сопровождения подготовки к ГИА и ЕГЭ.
В
нашей
школе
нет
психолога.
Поэтому
основная
разъяснительная
работа, психологическая поддержка
лежит на учителях-предметниках и
классных руководителях.
При подготовке и сдаче экзаменов я неоднократно сталкивался с тем, что
некоторые
родители
не
представляют
процедуру
проведения
экзамена,
а
знакомы с нею только в общих чертах. Поэтому здесь необходимо вести
просветительскую
работу
с
родителями,
а
также
и
психологическую
подготовку.
Именно родители во многом ориентируют детей на выбор предмета,
который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот,
повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно
высоких оценок. Психологическая поддержка родителями выпускников – это
один из важнейших факторов, который определяет его успешность в сдаче
ЕГЭ. Ни для кого не секрет, что успех ребенка в сдаче экзаменов во многом
зависит от отношения и настроя к этому родителей.
Родители могут служить транслятором психологического воздействия на
детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к
экзаменам,
снижению
стрессовых
состояний,
преодолению
трудностей
различного
происхождения.
Родители
могут
помочь
детям
правильно
организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное
состояние.
Основные направления работы школы с родителями выпускников.
1.
Индивидуальное
и
групповое
консультирование.
Проведение
консультационных
мероприятий
с
родителями
выпускников
по
интересующим их темам. Наметить тематику групповых занятий можно на
первом
родительском
собрании
выпускного
класса
и
запланировать
эти
консультации в течение всего учебного года. Также можно рекомендовать по
результатам
диагностики
выделить
среди
учащихся
выпускных
классов
детей, входящих в группу риска (и создать группу поддержки) и организовать
индивидуальные
и
групповые
встречи
с
родителями
этих
детей.
Темы
консультаций
могут
быть
разнообразные:
«Как
справиться
со
стрессом»,
«Как помочь ребенку перед экзаменом», «Стратегия подготовки к экзамену»
и т.п.
2.Участие в родительских собраниях.
Педагог регулярно проводит
встречи с родителями учащихся школы, однако в выпускных классах этому
направлению
работы
стоит
уделить
особое
внимание.
Во-первых,
выступление
на
родительских
собраниях
позволит
учителю
рассказать
о
работе, проводящейся школой в рамках сопровождения выпускников. Во-
вторых,
он
может
дать
родителям
важную
информацию
по
организации
внешкольной подготовки детей к экзаменам.
3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных
материалов
для
родителей
выпускников
в
виде
памяток,
брошюр
по
различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п. Также
можно
предложить
оформить
информационный
стенд
для
родителей
выпускников с советами психолога.
Успешность программы психологического сопровождения подготовки к
экзаменам
в
формате
ГИА
и
ЕГЭ
зависит
от
комплексного
подхода
к
решению данной проблемы в рамках не столько именно психологической
работы, сколько в рамках психолого-педагогического взаимодействия школы
и
выпускника.
Особенно
важным
следует
считать
блок
психологической
поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания
психологических
особенностей
развития
и
трудностей,
возникающих
у
выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их
поддержки учителем.
В реализации данного направления может быть использовано несколько
форм работы:
1.
Индивидуальное
и
групповое
консультирование.
Использование
данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы
психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ГИА и
ЕГЭ. В данной форме работы можно дать советы учителям по контролю
стрессовых
состояний
для
поддержки
учеников
на
уроках,
раскрыть
особенности
работы
с
детьми
из
группы
риска,
рассказать
о
способах
создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.
Информационня поддержка. Содержание информационных материалов
может раскрывать следующие темы: создание благоприятной атмосферы в
классе
во
время
урока,
методы
эффективного
взаимодействия
с
детьми
группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.
Здесь учителям можно предложить следующие советы:
•
Сосредотачивайтесь
на
позитивных
сторонах
и
преимуществах
учащегося с целью укрепления его самооценки.
• Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
• Помогайте избежать ошибок.
• Поддерживайте выпускника при неудачах.
•
Подробно
расскажите
выпускникам,
как
будет
проходить
единый
государственный
экзамен,
чтобы
каждый
из
них
последовательно
представлял всю процедуру экзамена.
•
Приложите
усилия,
чтобы
родители
не
только
ознакомились
с
правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во
время
подготовки
ребенка
к
экзамену,
а,
наоборот,
оказывали
ему
всестороннюю помощь и поддержку.
•
Учитывайте
во
время
подготовки
и
проведения
экзамена
индивидуальные
психофизиологические
особенности
выпускников.
Психофизиологические
особенности
–
это
устойчивые
природные
характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в
скорости
протекания
мыслительно-речевых
процессов,
в
продуктивности
умственной деятельности.
Для
выпускников
в
период
подготовки
к
единому
государственному
экзамену
можно
предложить
следующие
психолого-педагогические
мероприятия до и в момент экзамена:
1. За день до экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не
доучил, лучше не пытайся. Отдохни и постарайся забыть о предстоящем
экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. Непосредственно перед экзаменом успокойся. Скажи несколько раз: «Я
спокоен! Я совершенно спокоен».
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее всех
и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно
спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так
как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в
кулаки.
6. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
-сядь удобно,
-
глубокий вдох через нос (4-6 секунд),
-
задержка дыхания (2-3 секунды).
7. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать
лишних
вопросов
об
оформлении
тестирования.
Тебе
всё
объяснят:
как,
какими буквами писать и т.д.
8.
Постарайся
сосредоточиться
и
забыть
об
окружающих.
Для
тебя
существуют
только
часы,
регламентирующие
время
выполнения
теста
и
бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не
должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а
концовку придумаешь сам.
9.
Просмотри
все
вопросы
и
начни
с
тех,
в
ответах
на
которые
ты
не
сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм. В любом
тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись
с мыслями.
10.
Когда
приступаешь
к
новому
заданию,
забудь
всё,
что
было
в
предыдущем, - как правило задания в тестах не связаны друг с другом.
11. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы,
которые явно не подходят.
12. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор.
Доверься своей интуиции!
13.
Стремись
выполнить
все
задания,
но
помни,
что
на
практике
это
нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень
трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
В
заключение
хотелось
бы
еще
раз
отметить
необходимость
психологической поддержки выпускников в рамках подготовки к экзаменам в
формате ГИА и ЕГЭ, необходимость проведения мероприятий по оказанию
психологической поддержки для всех участников данного процесса, что
является одним из важнейших факторов, который определяет успешность в
сдаче ЕГЭ.
Список литературы
1. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения
учащихся при подготовке к ЕГЭ. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
festival.1september /articles/569551/.
2.
Коротченко
Н.В. Психологическая
подготовка
школьников
к
ЕГЭ
как
инновационная
составляющая
образовательного
процесса
// Материалы
Всероссийской
научно-практической
конференции: «Инновационное
развитие системы образования в Российской Федерации». – М.: Паганель,
2011.
3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися,
педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.