Напоминание

"Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус)"


Автор: Залилова Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа исусств"
Населённый пункт: г.Муравленко
Наименование материала: методическая разработка конспекта урока по предмету "Рисунок"
Тема: "Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект урока по предмету «Рисунок» для учащихся 5 класса (8 –ми летним

сроком

обучения

по

предпрофессиональной

образовательной

программе

«Живопись») на отделении изобразительного искусства МБУ ДО «Детской

школы искусства».

Данный

урок

нацелен

на

первоначальное

восприятие

конструктивной

формы

геометрических

тел

вращения

и

выявления

их

объема

на

листе

по

средствам

светотени. Данность урока важна для усвоения простых геометрических форм для

дальнейшего изучения предметного мира окружения и сложных комбинированных

форм.

Тема: «Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус)».

(3 часа)

Цель: формирование у учащихся знаний о геометрических телах вращения и

практических навыков в изображении геометрических тел вращения в перспективе.

Задачи:

-

сформировать

знания

о

конструктивной

особенности

предметов,

имеющих

круглую форму;

- развивать умение анализировать форму геометрических тел;

-

научить

изображать

геометрические

тела

с

натуры

при

боковом

освещении

(компоновка на листе бумаги, построение предметов, передача пропорций, от

сквозной прорисовки, до передачи тоном объема, формы предметов выявления

света, полутени, тени, рефлекса, блика, полного тонального решения);

-

развивать

творческие

способности

и

навыки

в

работе

простым

карандашом

(прокладка штриха);

- воспитывать аккуратность в выполнении работы, стремление довести работу до

конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование

для

учителя:

гипсовые

геометрические

тела,

маркер,

доска,

наглядный

материал

«Последовательное

построение

геометрических

тел

вращения», «Градация тона при освещении».

Оборудование для учащихся: формат А4 или А3, набор простых карандашей,

ластик.

Литература:

1.

Давыденко Т.М., Тонков Е.В./Проектирование учебного задания. Учебное

пособие. - Белгород: Издательство Бел ГУ 2002 г.

2.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6

класс: учебник общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского. - М.:

Просвещение, 2008. - 176 с.

3.

Энциклопедия современного учителя – М.; Издательство Астрель 2000 г.

4.

Основы учебного академического рисунка Н. Ли.

Словарь: конус, цилиндр, шар.

Структура урока:

1. Организационный момент – 2 минуты.

2. Сообщение темы урока, повторение пройденного материала - 20 мин.

3. Объяснение нового материала, практическое упражнение:

3.1. цилиндр – 40 мин.

3.2. конус – 40 мин.

4. Подведение итогов, анализ работ, задание на дом - 13 минут.

5. Уборка рабочего места - 5 мин.

Ход урока

1.

Подготовка

учащихся

к

активной

учебно-познавательной

деятельности.

Приветствие.

Проверка

численности

учащихся.

Подготовка

рабочего

места:

ученики рассаживаются за мольберты, на которых закреплена бумага формата А3

(горизонтально).

2.

- Ребята, посмотрите на предметы, что вы видите? (ответы детей)

- Верно. Перед вами геометрические тела: куб, конус, пирамида, шар и цилиндр.

Что их объединяет и в чем отличие? (ответы детей).

-

Правильно,

все

геометрические

тела

имеют

объем,

материал

из

которого

сделаны (в данном случае гипс),

а разница в форме. У куба и пирамиды в

основании фигуры квадрат в перспективе, за счет этого геометрическое тело

имеет грани, а у конуса, шара и цилиндра – круг, поэтому эти фигуры имеют

гладкую поверхность.

- Сегодня на уроке мы с вами выполним рисунок геометрических тел вращения в

тоне

с

учетом

освещения

предметов.

Выделите

мне

из

этой

группы

геометрических тел, тела вращения. (учащиеся называют)

- Что же такое тело вращения? (ответ учащихся)

- Тела вращения – это геометрические предметы, которые вращаются вокруг

своей центральной оси (цилиндр, конус и шар). Как мы можем изобразить

объёмные геометрические тела на плоскости листа? (ответы детей)

- Правильно, для начала нам нужно выполнить конструктивное построение

предмета, а после передать объем с учетом освещения с помощи тонального

решения светотени. Какие же существуют элементы светотени? (ответы детей)

-

Верно!

Свет

поверхность,

освещённая

источником

света; блик

отражение

источника

света; полутень

переходная

область,

возникающая

между областью света и собственной тенью предмета; тень — неосвещённый

или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта

называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности —

падающими. Рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное от

близко лежащих предметов.

Следует

также

помнить,

что

все

элементы

светотени

имеют

различную

тональность, т.е. говоря простым языком черноту или градацию темного.

Задача

рисующего

найти

правильное

соотношение

этих

светлотных

фаз,

уложить

каждый

тон

точно

на

место.

Только

в

этом

случае

зритель

будет

ощущать весь объем тела в целом.

3.

- Первый предмет, который вы выполните с натуры – цилиндр. Что это такое?

(ответы учащихся).

Цилиндр - геометрическое тело, форма которого состоит из трех поверхностей:

двух

одинаковых

по

форме

плоских

кругов

и

одной,

образующей

форму,

ц и л и н д р и ч е ско й

п о вер х н о ст и .

Фо рма

ц и л и н д р а

с в о е о б р а з н а я .

Последовательность рисования цилиндра:

1.

определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины).

Нахождение

расположения

цилиндра

на

плоскости

листа.

Построение

осевых

линий.

Для

этого

определяется

положение

вертикальной

оси

цилиндра и перпендикулярно к ней проводятся горизонтальные оси верхнего

и нижнего оснований, отстоящих друг от друга на определённую высоту,

которая найдена к заданной ширине цилиндра по наброску;

2.

построение

эллипсов,

начиная

с

определения

пропорций

-

высоты

по

вертикальной оси к ширине по горизонтальной оси эллипса;

3.

выявление объёма средствами тонального рисунка.

Светотень не ложится на

предметы

как

попало.

Есть

определенные

закономерности,

как

будет

располагаться светотень на разных формах.

Учащиеся приступают к выполнению задания, самостоятельно выстраивают

конструкцию геометрического тела, с учетом перспективных изменений по

отношению

рисующего

в

основаниях

и

тональному

рисунку,

с

учетом

освещения.

Во время практической части преподаватель ведет индивидуальную

работу

в

классе,

подсказывает

на

ошибки

учащихся,

при

необходимости

помогает исправить.

-

В т о р о й

п р е д м е т

ко н у с , его

ось

перпендикулярна

основанию.

Последовательность рисования цилиндра:

1.

определение размеров конуса, основных пропорций (высоты и ширины).

Нахождение расположения конуса на плоскости листа. Построение осевых

линий.

Для

этого

определяется

положение

вертикальной

оси

конуса

и

перпендикулярно к ней проводятся горизонтальные ось нижнего основания,

используя метод «визирования». На вертикали определяем вершину конуса и

соединяем вершину конуса с основанием.

2.

построение

эллипса,

начиная

с

определения

пропорций

-

высоты

по

вертикальной оси к ширине по горизонтальной оси эллипса;

3.

выявление объёма средствами тонального рисунка.

Учащиеся

приступают

к

выполнению

задания,

самостоятельно

выстраивают

конструкцию

геометрического

тела,

с

учетом

перспективных

изменений

в

основаниях и тональному рисунку, с учетом освещения. Во время практической

части

преподаватель

ведет

индивидуальную

работу

в

классе,

подсказывает

на

ошибки учащихся, при необходимости помогает исправить.

4 .

Ребята

по

завершении

выполнения

работы,

предлагаю

провести

мини

просмотр

работ.

(учащиеся

выставляют

свои

работы,

проводиться

совместное

обсуждение, анализ продуктивности и аккуратности ведения рисунка)

- Что такое геометрические тела вращения? Какие они? (ответы детей)

- С помощи чего мы можем передать объем предмета на плоскости листа?

- Что вам понравилось или вызвало затруднения на уроке?

Домашнее задание: зарисовки мелких предметов геометрической формы.

5.Уборка рабочего места.



В раздел образования