Автор: Матюшенко Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ микрорайона Вынгапуровский
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск микрорайон Вынгапуровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Итоговая контрольная работа по окружающему миру"
Раздел: начальное образование
ЯНАО город Ноябрьск
МБОУ СОШ
микрорайона Вынгапуровский
учитель начальных классов
Матюшенко Елена Васильевна
Пояснительная записка
Аттестационные материалы для проведения годовой промежуточной аттестации
учащихся 4 класса составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной
основной образовательной программой образовательного учреждения (Начальная школа),
программой по окружающему миру.
Работа проводится в течение 45 минут, выполняется на индивидуальных листах.
Работа содержит 16 заданий базового и повышенного уровня сложности.
Рекомендации по оцениванию:
Задания, оцениваемые в 1 балл: №1,2, 3,7,9, 10, 11, 13, 14, 16
Задания, оцениваемые в 2 балла: № 4, 6, 8, 12
Задания, оцениваемые в 3 балла: № 5, 15
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 24 балла
Ученик набрал 24-22 баллов – оценка «5».
Ученик набрал 21-18 баллов – оценка «4».
Ученик набрал 17-12 баллов - оценка «3».
Ученик набрал менее 12 баллов - оценка «2».
Содержание контролируемого требования
№ задания
-соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или
характерными свойствами
№ 1
-различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и
неживой природы по их названию
№ 2
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе
№ 3
-выделять основные существенные признаки изученных объектов и
явлений живой и неживой природы
№ 4, №5
-использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений
№ 6, №7
-узнавать столицу России
№ 8
-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следя инструкции и
соблюдая правила техники безопасности
№9
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе
№ 10
-использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи
в живой природе для объяснения бережного отношения к природе
№ 11
-понимать необходимость здорового образа жизни
№ 12
-узнавать флаг и герб Российской Федерации
№ 13
-определять характер взаимоотношений человека с природой
№14
-уметь различать прошлое, настоящее и будущее
№15
-соотносить изученные исторические события с датами
№16
Приложение
Фамилия, имя учащегося__________________________________________________
Задание 1.
В воздухе содержатся различные газы, но один из них особенно важен для
животных и растений. Все живые существа на Земле поглощают этот газ при дыхании. Какой
это газ? Обведи номер ответа:
1) углекислый газ; 2) природный газ; 3) кислород; 4)
азот.
Задание 2. Выбери верное утверждение о природных условиях в зоне степей. Обведи его
номер:
1) зона степей расположена севернее зоны лесов, но южнее тундры;
2) зима в зоне степей длится почти полгода, а лето холодное и дождливое;
3) в зоне степей плодородные почвы, и там развито сельское хозяйство;
4) в разгар лета степь покрыта цветущими тюльпанами и ирисами.
Задание 3. Какое звено в цепи питания является первым?
а) растительноядные животные б) хищные животные в) насекомоядные животные г)
растения
Задание 4. Прочитай текст.
Стрекозы — одни из самых грозных и стремительно летающих хищников. У них
четыре
сетчатых
крыла
и
длинное
стройное
брюшко.
В
окраске
стрекоз
преобладают
голубые,
зелёные
и
жёлтые
тона.
Своими
огромными
глазами
стрекозы
высматривают
добычу в воздухе и видят одновременно всё, что происходит спереди, сбоку и сзади. Мелких
насекомых стрекозы хватают на лету своими мощными челюстями.
Найди и подчеркни предложение, в котором описаны органы зрения стрекозы.
Задание 5. Прочитай текст о стрекозах и приведённые ниже утверждения. Выбери только
такие утверждения, в которых говорится о поведении стрекоз. Обведи их номера:
1) стрекозы стремительно летают; 2) у стрекоз четыре сетчатых крыла;
3) стрекозы имеют хватательные конечности; 4) стрекозы высматривают добычу в
воздухе;
5) стрекозы окрашены в голубые, зелёные и жёлтые тона;
6) на мелких насекомых стрекозы охотятся на лету.
Задание 6. Семена растений умеют «путешествовать», их может переносить ветер, вода или
животные. Какие особенности строения семян растений помогают им «путешествовать» тем
или
иным
способом?
Ответь
на
этот
вопрос, соединив
стрелкой
названные
ниже
особенности строения семян растений и способ распространения этих семян.
Особенности строения семян
Способ распространения семян
1. Наличие «крылышек», «парашютиков»
А. Зарываются в почву
2. Наличие колючек, «крючочков»
Б. Плавают по воде
В. Переносятся животными
Г. Переносятся ветром
Задание 7.Выбери строку, в которой перечислены только те продукты, которые приготовлены
в основном из семян зерновых растений. Обведи номер ответа:
1) пшённая каша, макароны, вишнёвый компот;
2) чёрный хлеб, солёные огурцы, кофейный напиток;
3) кукурузные хлопья, томатная паста, плов из риса;
4) кукурузное масло, белый хлеб, ржаные лепёшки.
Задание 8.
Иван — петербуржец, а Николай — москвич.
А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России.
Ответ: ________________________
Б) Напиши, как называется город, в котором он живёт.
Ответ: ______________________
Задание 9.
На уроке ребята готовятся на опыте проверить, пропускает ли глина воду. Для
этого они используют оборудование, изображённое на рисунке.
Какому из перечисленных ниже правил ребята обязательно должны следовать при
проведении этого опыта? Обведи номер ответа:
1) пользуйтесь ножницами с ручками из пластмассы или дерева;
2) не допускайте попадания ядовитой жидкости на одежду и открытые участки кожи;
3) соблюдайте осторожность, не допускайте падения оборудования из стекла;
4) при измерении температуры не размешивайте воду термометром.
Задание 10. На рисунке изображена пищевая цепь:
Выбери правильное утверждение о данной пищевой цепи. Обведи номер ответа:
1) майские жуки питаются скворцами и листьями дуба;
2) майским жукам нельзя есть листья дуба;
3) скворцы питаются майскими жуками;
4) скворцы питаются листьями дуба.
Задание 11.
К каким последствиям может привести распахивание почвы на склонах холмов?
Обведи номер ответа:
1) к загрязнению почвы удобрениями;
2) к заболачиванию вершины холма;
3) к разрушению почвы и образованию оврагов;
4) к повышению урожайности зерновых культур.
Задание 12. Из перечисленных ниже утверждений выбери два правила, которые помогут
тебе сохранить хорошее зрение. Обведи номера ответов:
1) читать книгу следует только при хорошем освещении;
2) для чтения лучше использовать лампу, дающую неяркий синий свет;
3) перед сном рекомендуется читать лёжа в постели;
4) при чтении не следует наклоняться очень близко к книге;
5) интересную книгу лучше читать вместе с друзьями.
Задание 13.
На каком из рисунков изображён герб Российской Федерации? Обведи номер
ответа.
1 2 3 4
Задание 14.
Какое из перечисленных ниже действий человека способствует сохранению
природы? Обведи номер ответа:
1) выброс автомобильных газов в атмосферу; 2) заготовка древесины;
3) создание заповедников; 4) слив отходов в реку.
Задание 15.
В классе планируется встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Учеников просили подготовить вопросы для беседы. Запиши три вопроса: первый — о
событиях прошлого, второй — о том, как живут ветераны сегодня, третий — о будущем.
Ответ:
1)
________________________________________________________________________________
2)
________________________________________________________________________________
3)
________________________________________________________________________________
Задание 16. Очевидцами какого из названных событий могли быть твои дедушки и
бабушки или дедушки и бабушки твоих одноклассников? Обведи номер ответа.
1. Полтавская битва (1709 год).
2. Куликовская битва (1380 год).
3. Полёт в космос Ю. А. Гагарина (1965 год).
4. Война с Наполеоном (1812 год).