Напоминание

Особенности речевого развития в дошкольном возрасте


Автор: Никулина Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС № 27 " Филиппок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Особенности речевого развития в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи —

фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение

родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием

решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания

детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет

начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им

пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более

самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают

общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения

средствами общения, основным из которых является речь. Высокие

требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность

ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее

практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь

становится основой перестройки психических процессов, орудием

мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их

готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком

позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об

их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность

речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять,

что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты

самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и

пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа,

словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,

развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Овладение языком является важным условием умственного развития,

поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в

онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в

значениях слов .

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к

школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим

запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих

слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым

словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком

чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в

физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:

количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.

овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого

обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и

воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников

одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые

осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В

современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году.

Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный

словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит

быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400

слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в

развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения

способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения

способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов,

обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также

отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых

слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько

замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного

словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до

2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные

периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем

в какой-либо другой сфере психического развития» .

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,

медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-

первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на

знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых,

характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти

первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово

рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом,

который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному,

а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя

ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое

они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова,

а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала

происходит усвоение основного значения. Значения детских слов

динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово

при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира

«значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У

ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой

предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет

-системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему

доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова

возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.

Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом

действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития

ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера

его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он

вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть

зависимой от чувственной ситуации .

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на

общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в

школе. Формирование грамматического строя речи предполагает

формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам,

числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение

разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой

невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для

детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью

и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка

отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений

из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с

аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты

известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок

усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех

ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического

строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые

характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения

отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает

затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано

логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению .

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития

детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом

словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по

значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить

словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл

значимых частей слова. В психологической и психолингвистической

литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством,

которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического

строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается

с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения

звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее

развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и

речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом

речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность

нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к

звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее

благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны:

при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть

произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у

части детей еще окончательно не сформированы трудные в

артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих

звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения

идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится

более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей

развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей

речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в

обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный

характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная

связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить,

учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием

мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами

общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта. Главной особенностью этого возраста является

возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей

деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,

инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая

взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов

приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина,

происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической

речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с

освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с

развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С

усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все

более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом

детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные,

неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного

сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с

монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В

дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от

условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной

беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно

рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё

несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять

и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев

копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения

внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в

понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и

литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки

персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему,

стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать .

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм

формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого

текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с

содержанием и особенности художественной выразительности не возникает

спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного

возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове,

усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и

образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем

самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого

развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано

отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание

строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное

представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и

для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в

начальной школе .

Список литературы

Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей

5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский - М.:

Педагогика, 1991.- 311 с.

Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин - М.:

Просвещение, 1982. -198с.

Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по

психологии: Учебное пособие .- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.

Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева –

Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.

Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] /

Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.- С.59-69.



В раздел образования