Автор: Никулина Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС № 27 " Филиппок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Особенности речевого развития в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи —
фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение
родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием
решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания
детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет
начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более
самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают
общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.
Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых является речь. Высокие
требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность
ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь
становится основой перестройки психических процессов, орудием
мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их
готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком
позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об
их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность
речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять,
что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты
самые важные для изучения речи.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и
пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа,
словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,
развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Овладение языком является важным условием умственного развития,
поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в
онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в
значениях слов .
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к
школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим
запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих
слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым
словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком
чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в
физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого
обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и
воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников
одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые
осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В
современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году.
Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный
словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит
быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400
слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в
развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения
способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения
способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов,
обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также
отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых
слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько
замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного
словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до
2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные
периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем
в какой-либо другой сфере психического развития» .
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,
медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-
первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на
знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых,
характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти
первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово
рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом,
который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному,
а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя
ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое
они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова,
а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала
происходит усвоение основного значения. Значения детских слов
динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово
при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира
«значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У
ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой
предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет
-системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему
доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова
возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.
Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом
действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития
ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера
его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он
вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть
зависимой от чувственной ситуации .
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на
общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в
школе. Формирование грамматического строя речи предполагает
формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам,
числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение
разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой
невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для
детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью
и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка
отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений
из грамматических норм и правил.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с
аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты
известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок
усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех
ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического
строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые
характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения
отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает
затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано
логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению .
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития
детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом
словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по
значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить
словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл
значимых частей слова. В психологической и психолингвистической
литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством,
которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического
строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается
с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения
звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее
развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и
речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом
речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность
нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к
звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее
благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.
Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны:
при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть
произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у
части детей еще окончательно не сформированы трудные в
артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих
звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения
идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится
более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей
развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей
речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в
обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный
характер.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная
связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить,
учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами
общения с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта. Главной особенностью этого возраста является
возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей
деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,
инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая
взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов
приобретает форму монологической, контекстной.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина,
происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической
речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с
освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с
развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С
усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все
более развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом
детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные,
неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного
сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с
монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В
дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от
условий общения.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной
беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно
рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё
несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять
и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев
копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения
внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).
В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в
понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и
литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки
персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему,
стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать .
У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм
формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого
текста.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с
содержанием и особенности художественной выразительности не возникает
спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного
возраста.
Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове,
усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и
образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем
самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого
развития.
К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано
отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание
строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное
представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и
для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в
начальной школе .
Список литературы
Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей
5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский - М.:
Педагогика, 1991.- 311 с.
Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин - М.:
Просвещение, 1982. -198с.
Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по
психологии: Учебное пособие .- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.
Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева –
Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.
Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] /
Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.- С.59-69.