Автор: Владимирова Светлана Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1028
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Эффективность использования современных технологий на уроках географии в пятых классах как повышение устойчивости и концентрации внимания учеников на уроках."
Раздел: полное образование
Эффективность использования современных технологий на уроках географии в
пятых классах как повышение устойчивости и концентрации внимания
учеников на уроках.
Опорные конспекты-памятки
для учащихся 5- 6 классов,
практические работы.
Ф.И.О._______________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ______
План:
1. Просмотр образцов горных пород.
2. Составление таблицы « Горные породы ».
3. Вывод.
1.Закончи предложения:
Земная кора состоит из ________ __________. Они слагают не только
горы, но и равнины. Их общее число составляет несколько тысяч.Они
отличаются по свойствам, составу, происхождению .Состав и свойства
_____ _____ зависят от состава и свойства _________.
Расположение ________ ________ зависит от __________________.
2. Заполнить таблицу: Горные породы
магматические
осадочные
метаморфические
Глубинные
Изверженные
Неорганические
Органические
3. Использование горных пород человеком:
1)
2)
3)
4)
5)
Примерная Памятка:
Как выполнить работу на контурной карте?
Горные системы
Найдите на карте горную систему.
1. На каком материке расположена горная система?
2. Определите: между какими параллелями расположена горная система.
3.Определите: между какими меридианами расположена горная система.
4.Определите направление гор.
5. Каким цветом обозначены горы на карте? Какие горы по высоте?
6. Зарисуйте горную систему в контурной карте .
7. Подпишите название горной системы.
! Названия горных систем подписывать по направлению расположения
географических объектов.
8. Найдите самую высокую точку. Подпишите название и высоту.
9. В условных знаках - прочитайте шкалу высот.
Работа в контурной карте - графическая работа.
Надписи, условные знаки наносятся четко и разборчиво,
фоновая окраска - аккуратно.
Использовать нужно цветные карандаши, для подписи объектов -
простой карандаш или ручку с черными чернилами.
Работа в контурной карте должна быть озаглавлена (в одной контурной
карте может быть несколько заглавий ).
Ф.И.О.____________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ______
Рельеф Земли.
Рельеф - совокупность всех неровностей земной поверхности.
Формы рельефа:
крупные средние мелкие
материки горы, равнины, овраги
ложе океана низменности, балки
возвышенности,
ГОРЫ
Горы - это части земной поверхности, значительно приподнятые над уровнем
моря, с абсолютной высотой не менее 200 м над уровнем моря .
Различия гор по высоте:
низкие - средние - высокие-
высота не более высота высота более
1000 м от 1000 до 2000 м 2000 м
Хибины Уральские горы
Приведите примеры:
Различие гор по строению:
складчатые складчато – глыбовые глыбовые
Анды Альпы Кордильеры Уральские Аппалачи
_________________________________________________________________
РАВНИНЫ
Равнины - невысокие обширные участки суши с ровной или слегка
холмистой поверхностью
Равнины
Плоские холмистая
Западно – Сибирская Восточно - Европейская
В пределах крупных равнин могут встречаться как низменности, так и
возвышенности. Например: рельеф Восточно - Европейской равнины
представляет собой чередование возвышенностей (Валдайская ) и
низменностей (Прикаспийская ).
Различия равнин по высоте
низменности возвышенности плоскогорья
менее 200м 200-500 м 500 – 1000 м
Приведите примеры равнин на территории России :
Ф.И.О.________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ____
Реки - горные ( Терек )
равнинные (Волга ) Впиши определения.
река -
исток –
устье -
длина реки -
речная система -
бассейн реки -
водораздел -
пойма -
пороги -
водопады -
Водопады: Ниагарский, Анхель, Виктория (обозначить в контурной карте )
Режим реки: Питание реки:
весеннее половодье снеговое
летнее половодье ледниковое
паводок дождевое
грунтовое
межень смешанное
Реки мира (Подписать материк, где протекает река)
1. Дунай - 2. Янцзы - 3. Инд - 4. Ганг -
5. Хуанхэ - 6. Тигр - 7 . Евфрат - 8. Нил -
9. Лимпопо - 10 .Оранжевая - 11. Муррей -
12. Амазонка - 13. Миссисипи - 14. Парана -
Реки России
(Найти и подписать в контурной карте)
Волга, Северная Двина, Мезень Печора, Урал, Дон, Обь, Иртыш,
Енисей, Оленек, Лена, Ангара, Амур, Индигирка, Колыма, Анадырь, Яна.
Ф.И.О.___________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ______
Тема: Озера
План:
1. Происхождение озерных котловин.
2. Вода в озере.
3. Озера мира.
Озеро - Замкнутое естественное углубление на суше, заполненное водой.
Отличия озера:
1. от реки - замкнутость, отсутствие направления движения воды
2. от пруда и водохранилища - естественностью происхождения
3. от моря - озеро не является частью Мирового океана и не соединено с
ним.
Происхождение озерных котловин .
название
Способ образования
рисунок
примеры
1. тектонические
Заполнение водой
трещин в земной
коре
Байкал
Иссык – Куль
Ньяса
2.остаточные
3. вулканические
4. ледниковые
5. карстовые
6. озера - старицы
Озера
сточные бессточные
Примеры озер России:
Примеры озер мира:
Ф.И.О.______________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ______.
Температура воздуха.
Задания на проверку знаний:
1.Что такое атмосфера? Из каких частей состоит?
2. Рассчитайте температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте
10500 м , если температура воздуха у земной поверхности + 20 .
3. Будет ли лежать снег на вершине:
- горы Килиманджаро (высота 5895 м), если температура воздуха у ее
подножия + 25 .
- горы Косцюшко Большого Водораздельного хребта (2228 м ), если
температура воздуха у подножия летом + 23 – 25 , а зимой - 17 .
Одной из характеристик воздуха является его ТЕМПЕРАТУРА.
С высотой температура воздуха понижается – на каждые 100 м подъема
температура падает на 0,6 градусов
Схема « Нагревание воздуха »
солнечные лучи земной поверхности воздуха
Объясните: В какое время суток воздуха выше всего , а когда - самая
низкая ?
Изменение воздуха в течение суток называется
______________________________________________________________
Впиши причины колебания воздуха:______________________
Построй График суточного хода температуры воздуха.
Разница между максимальной и минимальной воздуха в течение суток
называется суточной АМПЛИТУДОЙ температуры
А = t max - t min
У амплитуды нет знаков « + » и « - »
Задание:
1.Как измерить среднюю суточную температуру?
2. Как измерить среднюю месячную температуру?
Ф.И.О.______________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ______
Годовой ход температуры воздуха.
1 . Как определить среднюю месячную температуру?
2 . Постройте график годового хода температуры в Москве по данным:
я -14, ф-7 , м -5 , а + 2 , м + 10 , и +16 , и + 24 ,а +18 , с +10 , о+3, н-4, д -11
Подсчитайте годовую амплитуду температуры воздуха .
3. Постройте график и вычислите среднегодовую температуру воздуха по
данным:
январь -20 , февраль – 18 , март -10 ,апрель +2 , май + 10 , июнь + 15 ,
июль + 22 , август + 18 , сентябрь + 10 . октябрь + 3 , ноябрь - 7 ,
декабрь - 17 .
Ф.И.О.___________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № _____
Атмосферное давление.
Стеклянную трубку высотой 1 м Торричелли разделил на 1000 частей . 1
часть равна 1 мм, поэтому атмосферное давление измеряется в мм
ртутного столба.
Задание 1по рисунку учебника. Расставьте данные : 760 мм рт. ст, 780 мм рт.
ст,740 мм рт. ст ,710 мм рт.ст
Задание 2. Данные: 740 , 730 , 760 , 780 , 795.Выберите из них повышенное и
пониженное давление и запишите в схему.
Решение задач.
При подъеме на 10 , 5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт ст
1.Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на
этой высоте, если у поверхности земли 750 мм рт.ст.?
2 Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт.
ст., а на вершине 720 мм рт. ст ?
3. На вершине горы высотой 800 м барометр показал 720 мм рт. ст. Каково
давление у подножия?
4. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт.
ст. Найти давление на дне шахты.
5. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. На
поверхности земли 760 мм рт. ст. Найти глубину шахты.
Ф.И.О.___________________________ класс_____
Тема:____________
Практическая работа № ______.
ВЕТЕР.
План:
1. Сила ветра
2. Шкала Бофорта.
3. Таблица «Муссоны и бриз».
4. Практическая работа: Построение розы ветров .
1) 760 720; 740 720
В каком направлении будет дуть ветер? Где ветер сильнее?
ПРАВИЛО:
2) Чем отличаются ветры?
3) Составление сравнительной таблицы:
Сравниваемые черты
муссон
бриз
1.Причины образования
2. Территории, где встречаются.
3.Когда меняют направление?
4.Сколько раз?
Фен -
бора -
4 . Практическая работа :
построение розы ветров .
Задание 1. Восстановите цепочку: образование ветра, разница в нагревании
моря и суши, разница в давлении.
Задание 2. Куда дует ветер? Покажи стрелкой
760 мм рт ст 743 мм рт ст 773 мм рт ст
Задание 3. Покажите стрелкой направление ветра. В каком случае скорость
будет больше?
1. 735 мм рт ст 750 мм рт ст
2. 770 мм рт ст 730 мм рт ст