"Эффективность активных методов обучения студентов-менеджеров в рамках дисциплины "Культура речи и деловое общение" (на примере использования метода деловой игры)"
Автор: Зверева Екатерина Борисовна Должность: старший преподаватель кафедры профессиональной языковой подготовки Учебное заведение: ФКОУВПО "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" (ВЮИ ФСИН России) Населённый пункт: г. Владимир Наименование материала: Статья Тема: "Эффективность активных методов обучения студентов-менеджеров в рамках дисциплины "Культура речи и деловое общение" (на примере использования метода деловой игры)" Раздел: высшее образование
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-
МЕНЕДЖЕРОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ)
Одним из наиболее эффективных путей формирования необходимых
компетенций
посредством
активизации
обучения
по
праву
считаются
активные
игровые
методы
и
в
первую
очередь
метод
деловых
игр,
позволяющий
непосредственно
включить
процесс
обучения
в
модель
будущей профессиональной деятельности студентов.
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и
социального
содержания
будущей
профессиональной
деятельности,
где
происходит
своего
рода
апробирование
наиболее
успешных
моделей
поведения [Орлова 2011: 108].
Основные
интересы
большинства
студентов
связаны
именно
с
выбранной специальностью, именно поэтому они рассматривают предмет
«Культура речи и деловое общение» как средство для расширения своих
будущих деловых контактов, своего кругозора, умения свободно и раскованно
работать
с
аудиторией
и
др.
В
деловой
игре
обучающийся
выполняет
квазипрофессиональную деятельность, знания и умения усваиваются им не
абстрактно, а в контексте профессии [Вербицкий 1991: 129]. Одновременно
обучаемый, наряду с профессиональными знаниями, приобретает качества,
необходимые
для
успешного
взаимодействия
с
людьми:
коллегиальность,
толерантность,
вежливость,
умение
руководить
и
подчиняться.
Следовательно, деловая игра позволяет активизировать мышление студентов,
повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в
обучение.
С
педагогической
точки
зрения,
в
деловой
игре
студент
не
чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном
ответе, а значит, оценка будет более объективной.
Деловые
игры
давно
и
успешно
практикуются
в
рамках
изучения
дисциплины «Культура речи и деловое общение» по направлению подготовки
«Управление
персоналом»
в
ФКОУВПО
«Владимирский
юридический
институт Федеральной службы исполнения наказаний». Будущие менеджеры
должны знать основные нормы письменного и устного профессионального
делового
общения,
уметь
составлять
личные
и
служебные
документы,
прогнозировать
развитие
диалога,
обладать
навыками
убеждения.
Таким
образом,
цель
изучения
данной дисциплины состоит в обучении будущих
менеджеров
грамотному
письменному
и
устному
деловому
общению,
владению разными видами общения в деловой сфере, в том числе в условиях
спорных или конфликтных ситуаций.
Практика показала, что применение активного метода деловой игры в
рамках данной дисциплины является оптимальным. Оценивая деятельность
каждого
студента
в
процессе
организации
и
проведения
деловой
игры,
преподаватель
получает
более
полную
картину
профессиональных
и
личностных
качеств
обучающихся,
их
готовность
к
профессиональной
деятельности и к решению нестандартных задач. Кроме того, оценивание
знаний
студентов
непосредственно
в
процессе
деловой
игры
позволяет
значительно сократить время на проведение текущего контроля знаний.
При освоении темы «Речевая культура делового человека» студенты
знакомятся с этикой делового общения менеджера, правилами вербального
этикета, основными положениями служебного этикета (общение с клиентами
и коллегами), а также со спецификой русского речевого этикета. Особое
внимание уделяется изучению правил делового телефонного разговора. По
итогам
изучения
темы
проводится
деловая
игра
«Общение
деловых
партнёров». Цели игры:
показать умение грамотно строить деловую беседу по телефону;
продемонстрировать
умение
использовать
во
время
делового
телефонного разговора необходимые формулы делового этикета.
Задание для студентов :
« Представьте, что Вы работаете в отделе кадров
одной
из
ведущих
компаний.
Вам
необходимо
провести
телефонные
переговоры с начальником Вашего учреждения или коллегой по работе по
следующим вопросам:
1)
договориться о внеочередном отпуске с аргументацией причин;
2)
внести конструктивное предложение относительно работы учреждения;
3)
объяснить причину своего отсутствия на рабочем месте;
4)
поздравить с Днём рождения;
5)
поздравить с назначением на новую должность.
Вместе
с
соседом
по
парте
смоделируйте
телефонный
разговор,
придерживаясь следующего плана:
приветствие, представление – 10-15 сек.;
введение собеседника в курс дела, объяснение причины звонка –
20-30 сек.;
основная часть (аргументация просьбы, предложения и т. п.) -1-2
мин.;
ответы на вопросы (если последуют) – 1-2 мин.
заключение, подведение итогов разговора – 20-30 сек.;
прощание с собеседником – 10 сек.
Не
забывайте
использовать
в
речи
формулы
речевого
этикета,
соответствующие ситуации».
В ходе прослушивания получившихся диалогов преподаватель отмечает
положительные
и
отрицательные
моменты
игры,
указывает
на
достижение/недостижение
поставленных
целей,
кратко
анализирует
выступления
участников,
высказывает
пожелания,
способствующие
повышению эффективности деловой игры. К обсуждению диалогов могут
быть привлечены и сами студенты, которые оценивают выступления своих
товарищей с аргументацией своего мнения.
При изучении темы «Понятие о споре. Культура ведения полемики»
проводится деловая игра «К барьеру», основная цель которой – показать
умение воздействовать на оппонента и аудиторию и убеждать в правоте своей
позиции.
Для
проведения
игры
необходимо выбрать
из
числа
студентов
двух
главных
оппонентов
и
определить
тему
полемики.
Темы
должны
быть
дискуссионные. Например:
1.
Нужна ли в России смертная казнь?
2.
Гражданский брак: за и против.
3.
Место женщины в современном обществе: карьера или семья?
4.
Должен ли современный менеджер владеть искусством слова?
Остальных
студентов
целесообразно
разделить
на
две
команды:
группа
поддержки первого оппонента и группа поддержки второго оппонента. Далее
заслушиваются выступления каждого оппонента относительно заявленной
темы (каждое выступление не должно превышать 10 мин.). После этого
оппоненты
могут
задать
друг
другу
уточняющие
вопросы,
а
затем
они
отвечают на вопросы членов обеих команд. Завершается игра обсуждением
каждого выступления и выставлением оценок основным оппонентам, а также
тем студентам, которые приняли наиболее активное участие в обсуждении
дискуссионных вопросов.
Как показывает практика, студенты в процессе деловых игр не только
осознают важность профессиональной речевой компетентности и выражают
заинтересованность
в
обучении,
но
и
лучше
представляют
себе
профессиональные
ситуации,
в
которых
необходимо
ее
реализовать.
Внедрение деловых игр в учебный процесс позволяет выработать устойчивые
навыки владения профессиональной речью, формировать умение свободно
создавать во время деловой игры речевое произведение необходимого жанра
[Бирюкова 2009].
Подводя итог, следует констатировать, что активные методы обучения
являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в
учебно-познавательную деятельность. Они позволяют вникать в суть изучаемой
темы
и
формируют
навыки
практической
работы,
помогают
студентам
оценить себя как будущих специалистов, самостоятельно проанализировать
возможное поведение в различных ситуациях, овладеть профессиональной
этикой. Использование активных форм обучения, в частности деловых игр,
открывает
широкие
возможности
оптимизации
учебного
процесса,
повышения его интенсивности.
Литература
Бирюкова Н.С. Деловая игра как метод коммуникативной подготовки
современного
студента
[Электронный
ресурс,
2009
]
–
URL:
rudocs.exdatdocs/index-7244.html?page=4
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход: метод. Пособие
/ А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. –
207 с.
Орлова
М.
А.
Возможности
игромоделирования
как
метода
к ва зипрофе с с иона льной
напра вле нно с т и
обуч е ния
в
л о г и к е
компетентностного
подхода
[Текст]
/
М.
А.
Орлова
//
Проблемы
и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф.
(г. Пермь, апрель 2011 г.) — Пермь: Меркурий, 2011. — 205 с.