Напоминание

"Эффективность активных методов обучения студентов-менеджеров в рамках дисциплины "Культура речи и деловое общение" (на примере использования метода деловой игры)"


Автор: Зверева Екатерина Борисовна
Должность: старший преподаватель кафедры профессиональной языковой подготовки
Учебное заведение: ФКОУВПО "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" (ВЮИ ФСИН России)
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективность активных методов обучения студентов-менеджеров в рамках дисциплины "Культура речи и деловое общение" (на примере использования метода деловой игры)"
Раздел: высшее образование





Назад




ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ- МЕНЕДЖЕРОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ) Одним из наиболее эффективных путей формирования необходимых компетенций посредством активизации обучения по праву считаются активные игровые методы и в первую очередь метод деловых игр, позволяющий непосредственно включить процесс обучения в модель будущей профессиональной деятельности студентов. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, где происходит своего рода апробирование наиболее успешных моделей поведения [Орлова 2011: 108]. Основные интересы большинства студентов связаны именно с выбранной специальностью, именно поэтому они рассматривают предмет «Культура речи и деловое общение» как средство для расширения своих будущих деловых контактов, своего кругозора, умения свободно и раскованно работать с аудиторией и др. В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии [Вербицкий 1991: 129]. Одновременно обучаемый, наряду с профессиональными знаниями, приобретает качества, необходимые для успешного взаимодействия с людьми: коллегиальность, толерантность, вежливость, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловая игра позволяет активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение. С педагогической точки зрения, в деловой игре студент не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, а значит, оценка будет более объективной. Деловые игры давно и успешно практикуются в рамках изучения
дисциплины «Культура речи и деловое общение» по направлению подготовки «Управление персоналом» в ФКОУВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». Будущие менеджеры должны знать основные нормы письменного и устного профессионального делового общения, уметь составлять личные и служебные документы, прогнозировать развитие диалога, обладать навыками убеждения. Таким образом, цель изучения данной дисциплины состоит в обучении будущих менеджеров грамотному письменному и устному деловому общению, владению разными видами общения в деловой сфере, в том числе в условиях спорных или конфликтных ситуаций. Практика показала, что применение активного метода деловой игры в рамках данной дисциплины является оптимальным. Оценивая деятельность каждого студента в процессе организации и проведения деловой игры, преподаватель получает более полную картину профессиональных и личностных качеств обучающихся, их готовность к профессиональной деятельности и к решению нестандартных задач. Кроме того, оценивание знаний студентов непосредственно в процессе деловой игры позволяет значительно сократить время на проведение текущего контроля знаний. При освоении темы «Речевая культура делового человека» студенты знакомятся с этикой делового общения менеджера, правилами вербального этикета, основными положениями служебного этикета (общение с клиентами и коллегами), а также со спецификой русского речевого этикета. Особое внимание уделяется изучению правил делового телефонного разговора. По итогам изучения темы проводится деловая игра «Общение деловых партнёров». Цели игры:  показать умение грамотно строить деловую беседу по телефону;  продемонстрировать умение использовать во время делового телефонного разговора необходимые формулы делового этикета. Задание для студентов
:

«
Представьте, что Вы работаете в отделе кадров одной из ведущих компаний. Вам необходимо провести телефонные
переговоры с начальником Вашего учреждения или коллегой по работе по следующим вопросам: 1) договориться о внеочередном отпуске с аргументацией причин; 2) внести конструктивное предложение относительно работы учреждения; 3) объяснить причину своего отсутствия на рабочем месте; 4) поздравить с Днём рождения; 5) поздравить с назначением на новую должность. Вместе с соседом по парте смоделируйте телефонный разговор, придерживаясь следующего плана:  приветствие, представление – 10-15 сек.;  введение собеседника в курс дела, объяснение причины звонка – 20-30 сек.;  основная часть (аргументация просьбы, предложения и т. п.) -1-2 мин.;  ответы на вопросы (если последуют) – 1-2 мин.  заключение, подведение итогов разговора – 20-30 сек.;  прощание с собеседником – 10 сек. Не забывайте использовать в речи формулы речевого этикета, соответствующие ситуации». В ходе прослушивания получившихся диалогов преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты игры, указывает на достижение/недостижение поставленных целей, кратко анализирует выступления участников, высказывает пожелания, способствующие повышению эффективности деловой игры. К обсуждению диалогов могут быть привлечены и сами студенты, которые оценивают выступления своих товарищей с аргументацией своего мнения. При изучении темы «Понятие о споре. Культура ведения полемики» проводится деловая игра «К барьеру», основная цель которой – показать умение воздействовать на оппонента и аудиторию и убеждать в правоте своей позиции.
Для проведения игры необходимо выбрать из числа студентов двух главных оппонентов и определить тему полемики. Темы должны быть дискуссионные. Например: 1. Нужна ли в России смертная казнь? 2. Гражданский брак: за и против. 3. Место женщины в современном обществе: карьера или семья? 4. Должен ли современный менеджер владеть искусством слова? Остальных студентов целесообразно разделить на две команды: группа поддержки первого оппонента и группа поддержки второго оппонента. Далее заслушиваются выступления каждого оппонента относительно заявленной темы (каждое выступление не должно превышать 10 мин.). После этого оппоненты могут задать друг другу уточняющие вопросы, а затем они отвечают на вопросы членов обеих команд. Завершается игра обсуждением каждого выступления и выставлением оценок основным оппонентам, а также тем студентам, которые приняли наиболее активное участие в обсуждении дискуссионных вопросов. Как показывает практика, студенты в процессе деловых игр не только осознают важность профессиональной речевой компетентности и выражают заинтересованность в обучении, но и лучше представляют себе профессиональные ситуации, в которых необходимо ее реализовать. Внедрение деловых игр в учебный процесс позволяет выработать устойчивые навыки владения профессиональной речью, формировать умение свободно создавать во время деловой игры речевое произведение необходимого жанра [Бирюкова 2009]. Подводя итог, следует констатировать, что активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. Они позволяют вникать в суть изучаемой темы и формируют навыки практической работы, помогают студентам оценить себя как будущих специалистов, самостоятельно проанализировать возможное поведение в различных ситуациях, овладеть профессиональной
этикой. Использование активных форм обучения, в частности деловых игр, открывает широкие возможности оптимизации учебного процесса, повышения его интенсивности. Литература Бирюкова Н.С. Деловая игра как метод коммуникативной подготовки современного студента [Электронный ресурс, 2009 ] – URL: rudocs.exdatdocs/index-7244.html?page=4 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. Пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с. Орлова М. А. Возможности игромоделирования как метода к ва зипрофе с с иона льной напра вле нно с т и обуч е ния в л о г и к е компетентностного подхода [Текст] / М. А. Орлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) — Пермь: Меркурий, 2011. — 205 с.


В раздел образования