Автор: Владимирова Светлана Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1028
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления исследовательской деятельности, в рамках программы на уроках географии и экономики для учащихся 10 класса. Развитие индивидуальных способностей и творческих возможностей учащихся.
Раздел: полное образование
Основные направления исследовательской деятельности,
в рамках программы на уроках географии и экономики для
учащихся 10 класса. Развитие индивидуальных способностей и
творческих возможностей учащихся. Создание пакета разноуровневых
практических заданий.
Дифференцированное обучение актуально в 10 классе - часов мало, но в
тоже время необходимо подготовить учащихся к итоговым работам по
курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для
заинтересованных учащихся. Дифференцированное обучение создает
условия для развития личности учащихся, обеспечивает адаптацию к
новым социально – экономическим условиям, учитывает индивидуальные
особенности.
Я провожу работу с учащимися в двух направлениях:
1. Первое направление экспериментальной работы в 10 классе.
Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода на
уроках стало – выделение в начале учебного года временных
типологических групп:
1) группа учащихся с высоким уровнем обученности (устойчивый
интерес к предметам географии и экономике).
2) группа со средним уровнем обученности (неустойчивый интерес к
предметам).
3) группа учащихся с низким уровнем обученности (нет интереса к
предмету).
На основе учета показателей обученности были разработаны и
составлены системы заданий, которые применялись на уроках.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Задания межпредметного
характера, проблемные
задания.
Проблемные задания.
Репродуктивные
задания.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Добровольные задания ,
использование планов,
конспектов, памяток
-выполнение заданий без
помощи учителя –
отслеживание
результатов.
Задания в занимательной
форме.
Задания на
воспроизведение
материала.
Пример дифференцированных заданий по теме «Географическое
положение и природно
ресурсный потенциал Восточной Азии», «Япония», «США».
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Какие страны
выделяются в регионе по
всем показателям?
Составить образ стран
первого поколения.
Объяснить причины
столь успешного
развития именно этих
стран.
Составьте схему: полезное
ископаемое – страна –
специализация.
Заполнить таблицу,
характеризующую
обеспеченность
Восточной Азии
минеральными
ресурсами по форме:
страны богатые
разнообразными
видами минерального
сырья; страны богатые
1-2 видами сырья
;страны бедные
природными
ресурсами.
Япония. Постройте
столбчатую диаграмму
«Доля импорта и
экспорта регионов мира
в торговле с Японией»,
сделать анализ.
Составить картосхему:
Внешние связи Японии.
Перечислить основных
поставщиков сырья и
топлива в Японию.
США. Пользуясь
данными о запасах и
добыче угля, нефти,
природного газа,
железной руды,
рассчитайте
обеспеченность ими в
годах. Сделайте вывод.
Выделить на карте
направления основных
нефтепроводов США.
Найти на карте и
перечислить
поставщиков сырья.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Какие страны
выделяются в регионе по
всем показателям?
Составить образ стран
первого поколения.
Объяснить причины
столь успешного
развития именно этих
стран.
Составьте схему: полезное
ископаемое – страна –
специализация.
Заполнить таблицу,
характеризующую
обеспеченность
Восточной Азии
минеральными
ресурсами по форме:
страны богатые
разнообразными
видами минерального
сырья; страны богатые
1-2 видами сырья
;страны бедные
природными
ресурсами.
Япония. Постройте
столбчатую диаграмму
«Доля импорта и
экспорта регионов мира
в торговле с Японией»,
сделать анализ.
Составить картосхему:
Внешние связи Японии.
Перечислить основных
поставщиков сырья и
топлива в Японию.
Представьте, что вы
посетили один из
городов США, опишите
его.
Какие черты населения
свидетельствуют о
высоком уровне его
экономического развития?
Перечислите города –
миллионеры.
Задания всегда отмечены значками, учащиеся выбирают сами.
Многим ребятам предмет интересен, но как удержать интерес и как
заинтересовать других учащихся, некоторым предмет при поступлении в
ВУЗы не сдавать и учащиеся не пытаются выполнить более сложные
задания. Многие учителя задают этот вопрос себе, я попробовала найти
ответ, связав предметы - географию и экономику с развитием творческого
потенциала, с развитием творческой личности.
2. Второе направление экспериментальной работы в 10 классе.
В современном мире акцент делается на активную позицию ученика.
Ученик должен понимать - за него никто не будет думать, он сам должен
ориентироваться в современном мире. Проблемный подход , часто
используемый на уроках географии и экономики интересен, но сложен и
требует сил, дополнительных знаний, сформированных навыков. Поэтому
другим условием осуществления дифференцированного подхода на уроках
стал индивидуальный подход к учащимся из 3 группы ( низкий уровень
обученности) и 2 группы ( средний уровень).
Моя тема самообразования: Выявление, развитие личностных факторов
учащихся и реализация творческого потенциала на уроках географии и
экономики в рамках экспериментальной учебной программы. Тема
интересна и было проведено небольшое обследование учащихся из 2 и 3
групп, была использована методика «Самоопределение предпочтительных
видов деятельности». Цель: выявить наличие у ребят определенных
качеств личности – оригинальность, богатство фантазии, стремление к
изобретательности. Учащиеся из двух групп показали средние и низкие
результаты. Возможно это мешает развитию творческих способностей,
следовательно угасает интерес к предметам. На уроках географии
попробовала объединить 2 и 3 группы учащихся и стала выделять
учащимся специальные задания (обязательные) в занимательной форме.
Через несколько месяцев было проведено еще одно обследование
учащихся, использована методика «Краткий тест творческого мышления
Торренса». Цель: Выявить проявления креативности в показателях
беглости, гибкости мышления, оригинальности, разработанности. Данные
являются показателями творчества учащихся. Большинство учащихся
показали средние и высокие результаты. У учащихся появились такие
личностные характеристики как готовность к росту, готовность трудиться,
готовность к преодолению препятствий.
Можно предположить, что использование обязательных творческих
заданий для 2 и 3 групп формирует познавательный интерес к предмету,
следовательно, формирует положительную мотивацию на уроках
географии, следовательно формирует творческую личность, способную
ориентироваться в сложном мире информации, что приведет к высоким
результатам.
Пример обязательных, дополнительных заданий для учащихся 2, 3 групп.
Тема
Задания (в классе или домашнее)
Мировые природные
ресурсы
Почему решение экологических проблем требует
участия всего мирового сообщества?
Нанесите на контурную карту возможные пути
транспортировки айсбергов из арктических и
антарктических широт в страны засушливого
климата.
География населения
мира
С чем связано широкое распространение
английского и испанского языков?
Приведите примеры национальных проблем.
Каковы причины их возникновения?
Зарубежная Европа
Почему Европа остается главным регионом
международного туризма?
Почему во Франции и Великобритании
наблюдается резкий перевес столицы над
другими городами, а для Германии и Италии это
не характерно?
Тема
Задания (в классе или домашнее)
Мировые природные
ресурсы
Почему решение экологических проблем требует
участия всего мирового сообщества?
Нанесите на контурную карту возможные пути
транспортировки айсбергов из арктических и
антарктических широт в страны засушливого
климата.
Зарубежная Азия
Почему из всех экономически развитых стран
«сдвиг к морю» получил наиболее яркое
выражение в Японии?
Почему говорят: « Чтобы узнать Индию, нужно
жить в деревне? »
Развитию индивидуальных способностей и творческих возможностей
способствуют интегрированные уроки - география + экономика .Поэтому
большинство уроков в 10 классе носят междисциплинарный характер ,
заявленные темы по географии и экономике созвучны:
Международная экономика.
Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран США и
Канады.
Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран
Латинской Америки.
США в международных экономических отношениях (составление диаграмм,
сравнение ВВП и ВНП по статистическим материалам).
Кредитно – денежная политика государства.
Банковская система стран.
Измерение объема национального производства (сравнение показателей по
статистическим материалам стран).
Группы стран в мировом хозяйстве.
Мировая валютная система.
Модули урока разные, в зависимости от темы. Например:
1.Изучение нового материала (эвристическая беседа: вопрос + совместное
логическое рассуждение).
2.Организация малых групп по уровню обученности, по интересам , по
желанию.
3.Работа в группах.
4.Отчеты групп.
5.Обобщение результатов.
6.Контрольно - диагностический этап (бинарный тест).
Таким
образом,
в
рамках экспериментальной
и
инновационной
деятельности, в 10 классе на уроках географии и экономики проводится
работа в двух направлениях: выделение временных типологических групп,
индивидуальный подход к учащимся 2, 3 групп. Формы разнообразные:
1. Составление учителем опорных конспектов для учащихся по новым
темам (разноуровневые задания).
2.Три уровня домашнего задания:
1- обязательный минимум – абсолютно посильно и понятно всем учащимся;
2 – тренировочный – тем ученикам, которые желают знать предмет,
легко осваивают новый материал;
3 – творческие задания - добровольные (например: составить кроссворд ,
определить дальнейшее возможное развитие страны или региона ...)
3.Индивидуальные задания, выполненные с использованием компьютера
4.Использование дополнительных творческих заданий для учащихся 2, 3
групп.
5.Разноуровневые практические задания.
6.Работа в группах.
7.Интегрированные уроки.
8.Создание проектов по географии и экономике.
Согласовывая содержание, темп, ритм, формы обучения с
возможностями учеников повышается результативность обучения,
качество знаний. Учащиеся не будут бояться сдачи экзаменов, таким
образом, уроки географии и экономики будут одной из составляющей
воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно
приумножать свою культуру.