Автор: Субботина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад № 387"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект родительского собрания
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания
«Игра с ребенком в жизни вашей семьи»
Цель: Обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Повестка:
-«Роль семьи в формировании и развитии детской игры» (вступительное слово
педагога);
-Анализ анкетирования родителей по данной проблеме;
-Разбор педагогический ситуаций;
-«Как научить ребенка убирать игрушки?» (из опыта семейного воспитания);
-Подведение итогов. Памятка для родителей.
Ход:
1. В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Дома у
каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно играть. Совсем не
обязательно, чтобы там было много игрушек. Напротив, чрезмерное количество
их рассеивает внимание ребенка, снижает интерес. К подбору игрушек надо
отнестись очень серьезно. Наиболее полезны игрушки, которые ребенок может
не только созерцать, но и разнообразно ими действовать, при помощи которых
он упражняет свои умения, закрепляет знания, учится соображать и которые
своим внешним видом радуют и воспитывают хороший вкус.
Игра в возрасте от трех до семи лет становится ведущей деятельностью в
жизни ребенка и приобретает отчетливый сюжетно- ролевой характер.
В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя
вместе, они выполняют уже совершенно разные роли. Куклы, кукольная мебель,
посуда,
бытовая
утварь,
наборы
маленького
парикмахера
и
доктора
-
обязательные
предметы
комнаты
девочки.
В
игре
ребенку
необходима
идентификация, с каким-то из ее персонажей. Игра в дочки-матери, девочка
берет на себя роль матери. В этом возрасте появляется интерес к маленьким
куколкам, которые становятся детьми куклы- мамы.
В
детской
мальчика
уместны
традиционные
машинки,
кораблики,
самолетики,
конструкторы,
солдатики,
пушечки,
танки,
пистолеты,
ружья.
Мальчики во всем мире предпочитают играть именно с машинкой и пистолетом.
Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы
деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо
взрыва - устроить салют; бороться - не с врагом, а со стихией, штормом, бурей;
рисковать и отличаться - не в бою, а в опасном кругосветном путешествии.
В этот период ребенку нужны не только игрушки, но и предметы-заместители.
Они нужны детям и дома, и на прогулке. Эти предметы могут быть в игре всем:
от градусника (палочка) и озера (свернутая по кругу веревка) до пассажирского
парохода (диван).
Дети-дошкольники много фантазируют. Игра у них происходит как бы в
воображаемом
плане,
а
воображение
ищет
опоры
в
игрушке,
в
предмете,
который получает в каждой игре свое игровое значение. Такая игра нуждается в
постоянной поддержке со стороны взрослых: следует все время "подливать
масла в огонь" игры, подавая ребенку новые идеи, повороты игровых событий.
Делать это нужно не навязчиво, как бы невзначай.
Сколько же нужно игрушек ребенку? Мало. И много внимания, терпения,
творчества, такта. Ребенку нужно показать, как можно играть с той или иной
игрушкой.
Сколько радости доставляет ребенку даже старая игрушка в руках взрослых.
Кукла
«заговорила»
с
малышом,
мяч
ловко
прыгает
в
такт
считалочки,
матрешки, вставшие в хоровод, «поют» любимую песенку. Игрушка обретает
новый смысл. Возникает желание играть с ней, ребенок не ломает ее, убирает на
место после игры.
Не следует, конечно, постоянно вмешиваться в игры детей, но направлять их
- обязанность родителей. Увидев, что дочка небрежно держит куклу, пожурите
ее: «Что же ты свою дочку вниз головой держишь, ей больно. Вот как надо
держать».
Случается, что отдельные игрушки надоедают малышу. Их полезно убрать на
некоторое
время,
иногда
дети
вспоминают
про
них
и
сами
спрашивают
родителей, куда они подевались. Но часто родители по истечении какого-то
срока вновь дают их ребенку, и он радуется им как новым.
У ребенка надо развивать привычку к самоорганизации. Проще всего это
делать через игру. Если ребенок умеет один, без взрослых, выбрать игру, то у
него создается привычка всегда быть занятым. Праздность приводит к лени,
шалостям, озорству. Как же научить ребенка играть одному? Прежде всего,
сообразуясь с его
возрастом, знаниями и интересами, подберите игрушки,
которые
располагают
к
игре.
Это
могут
быть
кубики,
куклы,
матрешки,
разборные
пирамидки,
а
для
более
старших
детей
-
конструктор,
мозаика,
настольный строитель. Наблюдая за ребенком в игре, выявите его интересы и
наклонности. Одни дети охотно строят, другие любят играть в куклы, третьи
увлечены играми с мячом.
Игровые интересы нужно не только поддерживать, но и расширять. Сами по
себе игрушки не создают игровой ситуации. Она определяется настроением,
интересами ребенка. Родители должны чутко относиться к игровым запросам
ребенка. Почти у каждого ребенка есть строитель и мозаика, кубики. Но не
всегда эти игрушки используются по назначению. Потому что дети просто не
знают, как в них играть. Предложите ребенку сделать несложную постройку, и
пусть это будет комната для матрешки - покажите как ее нужно построить, а уж
потом ребенок сам построит точно такие же комнаты для каждой из ее сестер.
Матрешки ждут, когда дом будет готов. Таким образом, ребенок поставлен перед
необходимостью какое-то время играть одному.
Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре. Малыш сам сложил
кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора -
сохраните это до тех пор, пока соберутся все домашние. Внимание и похвала
вызовут желание и в дальнейшем действовать в игре самостоятельно. Занимаясь
своими делами, родители должны время от времени посматривать, чем занят, во
что играет их ребенок.
Внимательные взрослые всегда найдут интересное дело для ребенка. К
примеру, мама стирает и предлагает дочери постирать платья для кукол. Девочка
устраивается со своим детским корытцем тут же, возле мамы. Вечером, когда
старшие
братья
и
сестры
садятся
за
уроки,
малыш
рядом
с
ними
рисует,
вырезает что-нибудь из бумаги или лепит. Так постепенно ребенок приучается
уважать дела старших, сообразуя свой досуг с устоями, существующими в
семье.
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом
мире. С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы
он как можно больше играл. И задача родителей не только не мешать играм
ребенка, но и помогать, создавая дома развивающую игровую среду, играть
вместе с малышом.
2.
В
группе
было
проведено
анкетирование
родителей
по
теме
«Игра
с
ребенком в жизни вашей семьи». В анкетировании приняли участие 32 человека.
Результаты
анкетирования
представлены
на
диаграмме
(каждый
вопрос
–
отдельный слайд)
-Родители отмечают, что все 32 ребенка играют дома. Иначе и быть не может,
ведь игра – основная деятельность дошкольников.
-Любимую игру своего ребенка знает 31 мама, а в 1 анкете этот вопрос
оставлен
без
ответа.
Подмечена
закономерность,
чем
старше
дети,
тем
серьезнее игры. Если малыши играют в машины, куклы, посуду, то старшие –
в компьютер и сюжетно-ролевые игры. Побеседовав с детьми группы, мы
поняли, что в основном ответы родителей и детей совпадают, а это значит,
что родители интересуются этой проблемой, видят, как играют дети.
-75 % родителей пишут, что их детям нравятся конструкторы и настольно-
печатные
игры.
Это
очень
хорошо,
т.к.
такие
игрушки
развивают
мыслительную деятельность и мелкую моторику.
-На вопрос «Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки?» ответили так: 26
чел. – 83 % - руководствуются желанием расширить кругозор, это очень
хорошо; и 17 % - только просьбой ребенка и полом ребенка.
-В 32 семьях – 100% опрошенных – игрушки хранятся в специальном уголке
или месте. А советы, как научить ребенка убирать игрушки вы получите
сегодня.
-31 человек ответили, что они играют с ребенком дома, в 1 анкете вопрос
остался без ответа.
-Многие
родители
занимаются
изготовлением
игрушек-самоделок
(19
человек – 60 %), не занимаются 13 человек – 40 %.
Спасибо всем, кто принял участие в анкетировании.
3. Разбор педагогических ситуаций (показ слайдов к ситуации).
-Дети 6-ти лет играли в «моряков». Все хотели быть капитанами, и никто не
хотел быть водолазами. Назревал конфликт, игра могла не состояться. Как
бы вы повели себя в этом случае?
Взрослый может так повернуть игру, чтобы роль водолаза стала значимой.
Конечно, капитан на корабле – главный, но водолазам предстоит выполнить
очень ответственное задание – найти затонувший корабль. Они должны
спускаться под воду в специальных скафандрах. Можно предложить детям
какой-либо атрибут.
-Дети
часто
просят
купить
им
игрушку,
которую
быстро
разбирают
и
ломают, когда их ругают, они говорят, что хотели посмотреть, из чего она
сделана.
Укажите
причины
такого
поведения?
Причин
может
быть
много:
познавательный
интерес;
неумение
играть
с
игрушкой.
Поэтому,
купив
ребенку игрушку, постарайтесь ее обыграть, показать, как с ней действовать.
4.
А сейчас давайте поделимся опытом – как приучить ребенка убирать за
собой игрушки?
5.
Подводя
итог
сегодняшнего
собрания,
хочется
еще
раз
отметить
необходимость игры ребенка не только в ДОУ, но и дома с родителями. По
итогам
собрания
совместно
с
психологом
мы
подготовили
небольшие
памятки для родителей, надеемся, что они будут для вас интересны.