Напоминание

"Пальцы помогают говорить"


Автор: Павлова Валентина Климентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №6 "Росинка"
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: семинар - практикум
Тема: "Пальцы помогают говорить"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Росинка»

Семинар – практикум

«Пальцы помогают говорить»

Выполнила: Павлова В.К.

воспитатель

подготовительной группы

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они

здоровы,

у

них

нет

нарушений

слуха

или

поражения

центральной

нервной

системы.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на

развитие активной речи ребёнка.

Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у

детей. Дети, которым удаётся повторить, изолированные движения (покажи один

пальчик, 2 пальчика, 3 пальчика) пальцами, хорошо говорят. Если дети не говорят,

то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или,

напротив, вялые, ватные

и не делают

отдельных движений. Пока движения

пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся.

Учёные установили, что детям (после трёх лет) доступны позы пальцев: гусь,

коза, ножницы, кольцо. Дети после пяти (после пяти лет) могут изобразить:

ладонь, кулак, ребро. Если ребёнок затрудняется, то наблюдается нарушения.

В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в

ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой

функцией.

Первой

формой

общения

были

жесты,

постепенно

они

стали

сочетаться

с

возгласами,

выкриками.

Движения

пальцев

рук

постепенно

совершенствовались.

Из

поколения

в

поколение

люди

выполняли

всё

более

тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной

проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей

шло параллельно.

Таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развивается движения пальцев

рук,

когда

они

достигают

достаточной

тонкости,

начинается

развитие

речи.

Развитие

движений

пальцев

подготавливает

почву

для

последующего

формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7

месяцев.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук можно

предложить:

- мозаику (мелкую и крупную), все возможные пирамидки, наборы коробочек для

собирания в них мелких камешков;

- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

- наборы верёвок различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

-

наборы

мелких

игрушек

для

развития

тактильного

восприятия

(узнавания

предметов на ощупь);

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких

камешков;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров.

Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «Театр

пальчиков».

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день

достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.

Проведение пальчиковых игр и упражнений.

Упражнения комплекса №1

1.

«Стол»

-

правую

руку

согнуть

в

кулак,

на

неё

сверху

положить

горизонтально левую руку.

2.

«Двое разговаривают» - согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты

вверх, приблизить их друг к другу.

3.

Потешка «По грибы» - попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.

Упражнение комплекса №2

1.

«Ромашка»- соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

2.

Разжимание и сжимание кистей рук на счёт: раз – два.

3.

Потешка «Алые цветы» - ладони соединены в форме тюльпана, пальцы

медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями

рук,

затем

пальцы

медленно

закрываются,

приобретая

форму

цветка,

производятся покачивания головкой цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Упражнение комплекса №3

1.

«Улитка с усиками» - положить правую руку на стол, поднять указательный и

средний пальцы, расставить их.

2.

«Волк» - соединить большой, средний и безымянные пальцы правой руки,

указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

3.

Потешка «Апельсин» - начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

4.

Потешка «Прятки»- сжимание и разжимание пальцев рук.

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

Так головки убирали.



В раздел образования