Напоминание

Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.


Автор: Оноприенко Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5
Населённый пункт: г. Усинска
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения

в начальной школе.

Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть

их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать

других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письмен-

но... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и роди-

телями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых

уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей,

об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к

высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения.

Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе,

но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения.

Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой

мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших

школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести

элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет

стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на

видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению

произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета

«Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к

самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека,

расширять круг детского чтения.

Выделим особенности урока и предмета «литературное чтение» в начальной

школе.

Литературное чтение имеет свои специфические особенности:

Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и

читательскими умениями работы с произведением и детской книгой;

Одновременная работа над языком произведения и над речью детей;

Сочетание знаний о тексте и умение различать художественные, научно-

познавательные произведения;

Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих

детям полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире

книг;

Освоение литературных произведений сочетается с творческой

деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением

духовного мира;

Аналитические и синтетические действия с произведением опираются на

практические действия и изобразительную деятельность, в которой

отражается глубина и самостоятельность воспроизведения произведения.

Большинство учащихся начальной школы читают в соответствии с

установленными программой нормами и выше. В то же время, наблюдения

показывают, что учащиеся начальной школы не всегда могут объяснить

значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не

всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают

затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при

озаглавливании частей произведения. Высокий процент учащихся,

допускающих ошибки при чтении, говорит об отдельных проблемах развития

того или иного психического процесса.

3слайдОдной из основных проблем литературного образования в начальной

школе является несформированность читательской самостоятельности

школьников.

Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с

детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого

человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное

общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны

высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”) ;

Но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство

обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования

читательской деятельности школьников.

“Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения

детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного,

анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их

успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка

чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных

компонента: а) технику чтения, б) понимание текста (извлечение его смысла,

содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны

и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения

облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и

точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка

чтения большее значение придается его технике, на последующих –

пониманию текста.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над

развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от

класса к классу.

Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности

текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора,

ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на

читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,

эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Если педагог ставит задачу добиться осмысленного чтения, целесообразно

перед прочтением помочь учащимся поставить вопрос к любому, даже

самому маленькому тексту. Это приводит к тому, что дети начинают искать в

тексте ответы на поставленные вопросы, что повышает эффективность

прочитанного. Со временем постановку вопросов перед чтением дети смогут

осуществлять самостоятельно.

Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или

комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями

текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных

впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление

совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,

эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных

фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст,

комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых

слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по

содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту

обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным

фрагментам текста. Выразительное чтение.

Работа с текстом после чтения

Смысловая беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного,

дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок)

произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование

основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения

художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,

художественной формы).

Рассматривание книги до чтения, - если оно организовано правильно, - это

важнейший прием, определяющий для каждого ученика его личную

заинтересованность в том, что ему предстоит читать и позволяющий ребёнку

на пределе своих возможностей подготовиться к предстоящей беседе с

книгой, то есть еще до чтения возбудить в нем необходимые эмоции,

оживить в памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но, все-

таки, заданный жизнью свой собственный опыт, касающийся того, о чем

пойдет речь в книге.

К специфическим принципам проведения урока литературного чтения с

использованием антиципации относятся:

Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов

учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся

привлекаются к планированию, организации и проведению учебного

процесса;

Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении

учащимися содержания и видов предстоящих учебных действий

предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и

проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно;

Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования

учащимися содержания и видов учебных действий: развитие учебной

деятельности, интеллектуальное, речевое развитие.

Большое значении в антиципации предается мобилизующему этапу,

назначение которого заключается в мобилизации в самом начале урока

важнейших психических процессов детей (внимания, памяти, мышления), в

создании у учащихся установки на активное и заинтересованное участие в

учебном процессе, в интенсивном развитии логичной, доказательной устной

речи младших школьников, в повторении, закреплении и расширении их

литературоведческих знаний, в подготовке учащихся к самостоятельному

прогнозированию и формулированию ими темы урока. Мобилизующий этап

проводится сразу после организационного момента. Его длительность – 1-3

минуты.

Возможность активно и осознанно участвовать в планировании, организации

и проведении урока предоставляется школьникам на этапе формулирования

его темы и цели. Это осуществляется с помощью определенных упражнений,

которые предполагают ту или иную долю самостоятельности школьников,

уже в начале урока заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с

новым произведением, пробуждают их положительные эмоции, заставляют

творчески и нестандартно мыслить. 6 6 6 Слайд Приведу примеры

упражнений антиципации используемых на данных этапах.

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и

соедините их между собой.

Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)

*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с

пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь

только на согласные.

«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)

* Антиципация согласных

Е Е И Е У Ы А Ы («Бременские музыканты»)

Антиципация конечных букв слов.

Например:

Беж… тропин… с бугорк…

(«Бежит тропинка с бугорка...»)

*Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

На доске записываются три - четыре фамилии:

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки (Михалков –фамилия поэта, другие

– прозаики)

*Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам

одновременно.

*На доске пишутся фамилии, например:

И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский

(Крылов – баснописец)

* Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения

из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением

на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже

можно осуществлять на основе антиципации. Антиципация на этапе

словарной работы осуществляется с помощью специально разработанных

приемов.

· обычная запись слова осложняется ее «зашумлением» линиями,

штрихами, пересекающими буквы, наложением одного слова на другое и

т.д.;

· слова с отсутствием букв или их частей;

· работу с символами, шифрами, кодами;

Активная роль отводится школьникам и на втором этапе словарной работы:

лексическое значение нового слова первоначально формулируют сами

учащиеся, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт,

интуицию. Учитель направляет деятельность детей, уточняет, корректирует

значение слова.

Работа с текстом до начала чтения.

Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:

· Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают

иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме,

содержании.

· Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель

заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои

предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

· Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст,

проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках

нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст,

созданный автором.

Работа с текстом во время чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, показывают детям процесс

«вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из себя

представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу

чтения и поиск ответов на них в тексте же).

Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо

формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это

может происходить и во время первичного чтения, и во время

перечитывания - все зависит от особенностей текста.

При этом необходимо соблюдать такую последовательность действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

- Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В

скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой

же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось

его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том

числе и к читателю.)

Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом

случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов

- предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего

чтения;

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной

свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится

дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод

(часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы,

ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Чем это можно объяснить?

Что из этого следует?

Что сейчас случится?

Почему именно так...?

Для чего ...?

Кто такой...?

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов -

предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу

первичного чтения Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного

обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце

предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот

вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в

этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать,

загляни в волшебное зеркало).

Работа с текстом после его прочтения.

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания

основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой

беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что

автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».

2. Рассказ учителя о писателе.

3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле

заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде

художника и т.д.

4. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное

рисование,

инсценирование и др.).

Наряду с общеизвестными в антиципации используются новые приемы

творческих работ:

прием кодирования информации текста в той или иной форме, например,

изображение чувств, состояний, позиций действующих лиц произведения с

помощью цветовой гаммы; подбор фразеологизмов к героям ;

составление высказывания на основе прочитанного, например, выбор ответа

на проблемный вопрос к произведению из предложенных вариантов с

широкой аргументацией; составление высказывания по аналогии с отрывком

прочитанного текста и др.;

создание нового объекта в связи с прочитанным произведением, например,

составление записи в предполагаемом дневнике героя; составление письма

главному герою; заданий для творческой и других видов работ.

Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей

читательской деятельности существенно повышает осознанность и

активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их

чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся

и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления,

внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию –

позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего

в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.



В раздел образования