Автор: Оноприенко Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5
Населённый пункт: г. Усинска
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения
в начальной школе.
Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть
их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать
других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письмен-
но... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и роди-
телями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых
уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей,
об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к
высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения.
Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе,
но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения.
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой
мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших
школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести
элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет
стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на
видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению
произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета
«Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к
самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека,
расширять круг детского чтения.
Выделим особенности урока и предмета «литературное чтение» в начальной
школе.
Литературное чтение имеет свои специфические особенности:
Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и
читательскими умениями работы с произведением и детской книгой;
Одновременная работа над языком произведения и над речью детей;
Сочетание знаний о тексте и умение различать художественные, научно-
познавательные произведения;
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих
детям полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире
книг;
Освоение литературных произведений сочетается с творческой
деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением
духовного мира;
Аналитические и синтетические действия с произведением опираются на
практические действия и изобразительную деятельность, в которой
отражается глубина и самостоятельность воспроизведения произведения.
Большинство учащихся начальной школы читают в соответствии с
установленными программой нормами и выше. В то же время, наблюдения
показывают, что учащиеся начальной школы не всегда могут объяснить
значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не
всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают
затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при
озаглавливании частей произведения. Высокий процент учащихся,
допускающих ошибки при чтении, говорит об отдельных проблемах развития
того или иного психического процесса.
3слайдОдной из основных проблем литературного образования в начальной
школе является несформированность читательской самостоятельности
школьников.
Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с
детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого
человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное
общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны
высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”) ;
Но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство
обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования
читательской деятельности школьников.
“Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения
детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного,
анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их
успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка
чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных
компонента: а) технику чтения, б) понимание текста (извлечение его смысла,
содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны
и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения
облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и
точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка
чтения большее значение придается его технике, на последующих –
пониманию текста.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над
развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от
класса к классу.
Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности
текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора,
ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на
читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,
эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Если педагог ставит задачу добиться осмысленного чтения, целесообразно
перед прочтением помочь учащимся поставить вопрос к любому, даже
самому маленькому тексту. Это приводит к тому, что дети начинают искать в
тексте ответы на поставленные вопросы, что повышает эффективность
прочитанного. Со временем постановку вопросов перед чтением дети смогут
осуществлять самостоятельно.
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или
комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями
текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление
совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых
слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по
содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту
обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным
фрагментам текста. Выразительное чтение.
Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного,
дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок)
произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование
основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения
художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской
деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,
художественной формы).
Рассматривание книги до чтения, - если оно организовано правильно, - это
важнейший прием, определяющий для каждого ученика его личную
заинтересованность в том, что ему предстоит читать и позволяющий ребёнку
на пределе своих возможностей подготовиться к предстоящей беседе с
книгой, то есть еще до чтения возбудить в нем необходимые эмоции,
оживить в памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но, все-
таки, заданный жизнью свой собственный опыт, касающийся того, о чем
пойдет речь в книге.
К специфическим принципам проведения урока литературного чтения с
использованием антиципации относятся:
Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов
учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся
привлекаются к планированию, организации и проведению учебного
процесса;
Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении
учащимися содержания и видов предстоящих учебных действий
предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и
проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно;
Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования
учащимися содержания и видов учебных действий: развитие учебной
деятельности, интеллектуальное, речевое развитие.
Большое значении в антиципации предается мобилизующему этапу,
назначение которого заключается в мобилизации в самом начале урока
важнейших психических процессов детей (внимания, памяти, мышления), в
создании у учащихся установки на активное и заинтересованное участие в
учебном процессе, в интенсивном развитии логичной, доказательной устной
речи младших школьников, в повторении, закреплении и расширении их
литературоведческих знаний, в подготовке учащихся к самостоятельному
прогнозированию и формулированию ими темы урока. Мобилизующий этап
проводится сразу после организационного момента. Его длительность – 1-3
минуты.
Возможность активно и осознанно участвовать в планировании, организации
и проведении урока предоставляется школьникам на этапе формулирования
его темы и цели. Это осуществляется с помощью определенных упражнений,
которые предполагают ту или иную долю самостоятельности школьников,
уже в начале урока заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с
новым произведением, пробуждают их положительные эмоции, заставляют
творчески и нестандартно мыслить. 6 6 6 Слайд Приведу примеры
упражнений антиципации используемых на данных этапах.
*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и
соедините их между собой.
Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)
*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с
пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь
только на согласные.
«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)
* Антиципация согласных
Е Е И Е У Ы А Ы («Бременские музыканты»)
Антиципация конечных букв слов.
Например:
Беж… тропин… с бугорк…
(«Бежит тропинка с бугорка...»)
*Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.
На доске записываются три - четыре фамилии:
Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки (Михалков –фамилия поэта, другие
– прозаики)
*Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам
одновременно.
*На доске пишутся фамилии, например:
И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский
(Крылов – баснописец)
* Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения
из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.
Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением
на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже
можно осуществлять на основе антиципации. Антиципация на этапе
словарной работы осуществляется с помощью специально разработанных
приемов.
· обычная запись слова осложняется ее «зашумлением» линиями,
штрихами, пересекающими буквы, наложением одного слова на другое и
т.д.;
· слова с отсутствием букв или их частей;
· работу с символами, шифрами, кодами;
Активная роль отводится школьникам и на втором этапе словарной работы:
лексическое значение нового слова первоначально формулируют сами
учащиеся, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт,
интуицию. Учитель направляет деятельность детей, уточняет, корректирует
значение слова.
Работа с текстом до начала чтения.
Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:
· Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают
иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме,
содержании.
· Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель
заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои
предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
· Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст,
проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках
нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст,
созданный автором.
Работа с текстом во время чтения.
Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.
Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, показывают детям процесс
«вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из себя
представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу
чтения и поиск ответов на них в тексте же).
Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо
формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это
может происходить и во время первичного чтения, и во время
перечитывания - все зависит от особенностей текста.
При этом необходимо соблюдать такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
- Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В
скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой
же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось
его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том
числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом
случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов
- предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего
чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной
свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится
дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод
(часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы,
ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Чем это можно объяснить?
Что из этого следует?
Что сейчас случится?
Почему именно так...?
Для чего ...?
Кто такой...?
Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов -
предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу
первичного чтения Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного
обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце
предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот
вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в
этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать,
загляни в волшебное зеркало).
Работа с текстом после его прочтения.
Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания
основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)
1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой
беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что
автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».
2. Рассказ учителя о писателе.
3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле
заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде
художника и т.д.
4. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное
рисование,
инсценирование и др.).
Наряду с общеизвестными в антиципации используются новые приемы
творческих работ:
прием кодирования информации текста в той или иной форме, например,
изображение чувств, состояний, позиций действующих лиц произведения с
помощью цветовой гаммы; подбор фразеологизмов к героям ;
составление высказывания на основе прочитанного, например, выбор ответа
на проблемный вопрос к произведению из предложенных вариантов с
широкой аргументацией; составление высказывания по аналогии с отрывком
прочитанного текста и др.;
создание нового объекта в связи с прочитанным произведением, например,
составление записи в предполагаемом дневнике героя; составление письма
главному герою; заданий для творческой и других видов работ.
Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей
читательской деятельности существенно повышает осознанность и
активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их
чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся
и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления,
внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию –
позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего
в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.