Автор: Тесленко Ралия Хасановна Должность: преподаватель Учебное заведение: Губернский колледж г.Сызрани Самарской области Населённый пункт: г. Сызрань Наименование материала: статья Тема: "Диалоговое пространство урока" Раздел: среднее профессиональное
Диалоговое пространство урока
Тесленко Р.Х, преподаватель Губернского
колледжа г. Сызрани
Наше профессиональное учреждение вступило в пору больших перемен. Это сей-
час осознается всеми сотрудниками, заставляет задуматься каждого.
Мы должны воспитать такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт
старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями. Для создания усло-
вий
личностно-профессионального
становления
обучающихся
необходимо
обеспечить
единство образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.
Каким же быть обучению? В современных психолого-дидактических исследовани -
ях часто говорится о том, что умения студентов самостоятельно добывать знания целиком
зависит от того, как преподаватель вооружает их «инструментами» науки, т.е. методами
исследования наук.
Взаимодействие преподавателя, студента и учебника нередко воспитывает пассив-
ное отношение к учению, интеллектуальное иждивенчество.
Эффективность и качество работы студента на уроке тем выше, чем лучше органи-
зована и обеспечена его самодеятельность, самостоятельная познавательная деятельность.
Вот почему так важно, чтобы на уроке был построен «инструмент мышления». Речь идет о
фундаментальных, методологических знаниях, которые обучающийся приобретает лишь в
том случае, если ему предоставлена возможность самостоятельно изучить основы теории
и методы решения новых задач.
В техническом профиле Губернского колледжа преподаватели создают учебную си-
туацию для обучающихся, в которой они оказываются перед затруднением.
ввод в деятельность
у
п
Выход из него требует взаимодействия преподавателя и обучающегося; обучающи-
еся между собой, через внутренний диалог , мышление, культурный слой – диалог с учеб-
ником.
Уроки отличаются характером взаимодействия (между коммуницирующими сторо-
нами) преподавателя и обучающихся, видами деятельности каждого из них, общими мето-
дами и средствами достижения цели.
Взаимодействие
между
коммуницирующими
сторонами,
посредством
которого
происходит понимание – это есть диалог.
Современное гуманитарное познание выстраивается диалогически , к приме-
ру, как Диалог , осуществляющийся через внутренний Диалог -мышление.
Диалог на уроке является основным критерием потребности к познаниям.
Признаками диалога можно назвать:
наличие вопросов на понимание;
высказывание своих мнений.
Диалог можно считать эффективным, если между учащимся и преподавателем по-
лучилось понимание.
ок
кр
п
А
100% 90% 80%
10% понимающий может дополучить вопросом на понимание. Если этот процесс
произойдет, диалог можно считать эффективным.
Диалог считается состоявшимся, если есть вопросы на понимание.
Вопрос на понимание – это особая мыслительная форма, содержащая информацию,
которая нуждается в уточнении или восполнении в виде ответа. С помощью вопроса кон -
кретизируется неполные знания.
Диалог считается состоявшимся, если есть вопросы и побудительные предложения
для:
осознания противоречия;
какие вы видите факты?
сравните их;
как вы думали? А на самом деле?
можете ли выполнить задание? Почему не получается? В чем затруднение?
что хотели сделать? Что сделали, какие знания применили? Задание выполнено?
можем ли мы сразу ответить на вопрос? Почему не можем?
формулирование проблемы
какой вопрос возникает? Сформулируйте проблему!
что нам неизвестно? Какова цель (тема) урока?
Коммуникация – это обмен информацией, значимой для участников общения.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, со-
стоящее в обмене между ними информацией познавательного характера.
Для организации диалога , необходимо:
1.
Преподаватель планирует затруднение
2.
Создает микрогруппы с дифференцированным подходом к ее участникам в смысле рас-
пределения ролей - лидер
- носитель идей
- оппонент
3.
Организует деятельность
4.
Отбирает содержание
5.
Подбирает вопросы для организации Диалога
пу
????
Диалог может возникнуть на любом этапе урока.
На этапе актуализации (знания надо сделать актуальными нужными в данный мо-
жет – ввод в деятельность): возбуждение его интереса к теме, создание эмоционального
настроя к теме, оценку степени готовности отдельных обучающихся к восприятию нового
материала. На данном этапе урока в результате диалога идет согласование целей
Учебная деятельность
На следующем этапе урока преподавателем планируется затруднение. У обучающихся по-
являются вопросы: Почему не получается? Что я не знаю, что мне неизвестно?
Он вступает в диалог с преподавателем, с однокурсником для получения информации.
Диалог можно считать эффективным, если информация будет присвоена понимающим.
Внедряя такие способы обучения, мы приучаем учащихся правильно вести себя в
диалоге .
уметь выслушать;
правильно задать вопрос на понимание (краткость, четкость);
п
у
у
у
н
у
кратко и четко излагать свое мнение.
Диалог – это путь к успеху!