Автор: Петухова Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 69 им. Б.Ш. Окуджавы, дошкольный корпус "Россияночка"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: презентация
Тема: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР ДЕТЕЙ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ИГР ДЕТЕЙ В
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнила: воспитатель
Петухова Елена Игоревна
Актуальность исследования
На
сегодняшний
день
актуальна
тема
педагогических
условий
организации игровой деятельности детей в методической работе детского
сада. Последнее время взрослые (и родители, и педагоги) не осознают в
полной мере природу детской игры, явно недооценивают ее значения для
развития ребенка, его эмоционального самочувствия.
Объект исследования – педагогические условия организации игровой деятельности
детей в дошкольной организации.
Предмет
исследования
–
методическая
работа
как
фактор
оптимизации
педагогических условий организации
игровой деятельности
детей старшего
дошкольного возраста.
Цель: определить содержание и формы
методической работы, направленной на
оптимизацию педагогических условий организации игровой деятельности старших
дошкольников.
Гипотеза исследования:
направленности методической
работы на обогащение педагогов
психолого-педагогическими
знаниями о сущности детской
игры, условиях ее развития, роли
взрослых в этом процессе
стимулировании активной позиции
педагогов при организации разных
форм методической работы,
вовлекая их в открытый показ
фрагментов деятельности,
самоанализ и взаимоанализ
организации методической работы
на индивидуально-
дифференцированном подходе к
повышению компетентности
воспитателей в зависимости от их
способностей, интересов, а также
возрастной группы, в которой они
работают
использовании разнообразных форм
методической работы с учетом
уровня профессионализма каждого
педагога, особенностей его
личности, способностей, интересов
специально
организованная
методическая
работа
может
стать
фактором
организации
игровой
деятельностью
старших дошкольников при следующих условиях:
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовалась совокупность
взаимодополняющих методов:
Дать теоретическое обоснование игры как фактора развития ребенка, раскрыть
педагогические условия ее организации в дошкольной организации
Выявить состояние игровой деятельности в детском саду, установить зависимость
уровня сформированности игр от
подготовленности педагогов к осуществлению
руководства
Разработать содержание и формы методической работы, направленной на повышение
компетентности
педагогов,
провести
работу
и
выявить
динамику
игровой
деятельности детей в детском саду
теоретические
(анализ литературы,
обобщение,
систематизация)
эмпирические
(наблюдение, беседа,
анкетирование, изучение
педагогической документации,
опытная работа)
математические
(качественной и
количественной
обработки собранных
данных)
Теоретические основы исследования
исследований по игре как ведущему виду деятельности
детей
дошкольного
возраста,
ее
сущности,
этапов
развития, которые освещаются в работах
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой,
А.П. Усовой
исследований о подходах к педагогическому руководству
детскими
играми,
технологиях
формирования
игровой
деятельности, представленных в работах
Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной,
Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Н.Ф. Комаровой, О.В. Солнцевой
Направления исследования:
Психолого-педагогические
основы игровой
деятельности детей
Организация методической
работы по руководству
игровой деятельностью
детей
Из всего многообразия игр,
оказывающих влияние на
развитие, воспитание,
социализацию и обучение детей,
самой насыщенной и творческой
является сюжетно-ролевая игра
Руководство сюжетно-ролевыми
играми рассматривается как
процесс постепенной передачи
детям усложняющихся способов
построения игры
База исследования
ГБОУ школа № 69 им. Б.Ш. Окуджавы СЗУАО
дошкольный корпус «Россияночка»
Этапы опытно-экспериментальной
работы
Констатирующий этап
определить особенности
развития игры детей
выявить уровень
квалификации педагогов
Диагностические методики
«Сформированность
игровых навыков»
Н.Ф. Комарова
«
Выявление особенностей
руководства воспитателями
сюжетными играми детей»
Г.А. Урунтаева,
Ю.А. Афонькина
Низкий уровень сюжетно-
ролевых игры детей:
однообразие тематики;
бедность содержания,
ролевого поведения;
многократная повторяемость
сюжетов, без внесения новых
сюжетных линий
Недостаточная теоретическая
подготовка воспитателей
Методическая помощь в дошкольном учреждении носит
формальный характер, проводится с использованием однообразных
форм, что не стимулирует интерес педагогов
Анализ собранных данных показал
Формирующий этап
разработать систему
методических
мероприятий
направленных на
повышение
теоретического и
профессионального
уровня педагогов
внедрить ее в
практику
работы
дошкольного
учреждения
создать
соответствующие
условия для
развития игровой
деятельности детей
Формы методической работы
Семинары-
практикумы
Открытые показы с
экспресс-опросом
Смотр
предметно-игровой
среды
Консультации
Педагогический совет с решением
проблемных ситуаций
Этапы методической работы
расширение и
углубление
теоретических
знаний педагогов об
игровой
деятельности,
специфике и
условиях развития
сюжетно-ролевой
игры в дошкольном
возрасте
знакомство
воспитателей с
инновационными
исследованиями по
проблеме организации
и руководства
сюжетно-ролевыми
играми и
практическое
овладение приемами и
способами
руководства игровой
деятельностью
дошкольников
формирования у
воспитателей
умений
организации
предметно-
развивающей
среды, а также
вопросам
организации
игровой
деятельности
дошкольников и
руководства ею
Первый этап
Третий этап
Второй этап
Контрольный этап
выявление позитивных изменений в
сюжетных играх детей
традиционные
сюжеты - стали
разнообразнее и
сложнее
правильно организованная педагогами
предметно-игровая среда
дети стали переплетать,
комбинировать события
и роли, относящиеся к
разным сюжетам
появление новых
сюжетных линий,
которые отличались
многотемностью и
развернутостью
Проведенная работа показала правомерность выдвинутой гипотезы и
позволила сделать выводы о степени реализации поставленных задач
Для полноценного развития игровой деятельности детей необходимо
усилить внимание к созданию необходимых условий, а именно:
обеспечить педагогическое руководство как последовательную передачу
детям способам игровой деятельности, обеспечить развивающий
характер предметно-игровой среды.
В содержание методической работы дошкольной организации включить
вопросы
сущности
игровой
деятельности,
педагогических
условий
ее
развития. При определении разнообразных форм и методов реализации
этого
содержания
предпочтение
отдавать
тем,
которые
обеспечивают
педагогам практико-ориентированные знания и умения, стимулируют у
них активную позицию, стремление к самоанализу своей деятельности