Авторы: Архипова Ольга Ивановна, Мороз Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 29
Населённый пункт: г.Томск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в рамках ФГОС".
Раздел: начальное образование
Архипова Ольга Ивановна, Мороз Елена Юрьевна
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
гимназия № 29, г. Томск
Формирование
читательских
умений
на
уроках
литературного
чтения в рамках ФГОС.
В
современном
обществе
компьютер
часто
заменяет
детям
художественную литературу . Работа по формированию читательского интереса
осуществляется через уроки литературного чтения, внеурочной деятельности ,
сотрудничества с библиотекой. Для формирования читательского интереса
используются
методы обучения для создания ситуации успеха на уроке,
нетрадиционных методических приемов работы с текстом. Приемы развития
критического мышления через чтение: «Толстые и тонкие вопросы». Вопросы,
на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы) и толстые вопросы
– это проблемные вопросы . «Чтение с остановками». Особенность приема в
том, что момент уточнения своего представления,
одновременно является и
стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Формы работы с
учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск,
тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Прием «Ключевые слова». После
объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или
мини-рассказ
из
предлагаемых
слов.
Прием
«Перепутанные
логические
цепочки» Из различных цитат найти правильный ответ и поставить знак “+” .
Приём
Синквейн
Это
стихотворение
из
пяти
строк,
которое
строится
по
определённым
правилам. В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах
(двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках
этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или
деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая
строка
-
это
фраза
из
четырех
слов,
показывающая
отношение
к
теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом,
что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это
упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным
для последующих упражнений.
Поочередное
чтение
слов
нормально
и
наоборот:
первое
слово
читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность
речедвигательной
системы
работать
в
условиях
двух
противоположных
установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные
комплексы. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов:
детям
предлагается
произведение
или
отрывок,
написанный
разными
шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней:
чистый
лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были
хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.
Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок
должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются
зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в
тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в
кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы
слов и опираться на них в задаче поиска, развивает словесную память.
Особую
пользу
это
упражнение
приобретает,
если
ребенку
последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при
этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Жужжащее
чтение.
Все ученики читают одновременно вполголоса.
Таким образом, уроки литературного чтения, основанные на современных
и
инновационных
методах,
приёмах
будут
способствовать
развитию
читательского
интереса;
изучение
лучших
произведений
отечественной
и
зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию
читательского
вкуса;
повышение
мотивации
к
чтению
станет
ступенью
к
возникновению устойчивого интереса к чтению.