Напоминание

"Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в рамках ФГОС".


Авторы: Архипова Ольга Ивановна, Мороз Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 29
Населённый пункт: г.Томск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в рамках ФГОС".
Раздел: начальное образование





Назад




Архипова Ольга Ивановна, Мороз Елена Юрьевна

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

гимназия № 29, г. Томск

Формирование

читательских

умений

на

уроках

литературного

чтения в рамках ФГОС.

В

современном

обществе

компьютер

часто

заменяет

детям

художественную литературу . Работа по формированию читательского интереса

осуществляется через уроки литературного чтения, внеурочной деятельности ,

сотрудничества с библиотекой. Для формирования читательского интереса

используются

методы обучения для создания ситуации успеха на уроке,

нетрадиционных методических приемов работы с текстом. Приемы развития

критического мышления через чтение: «Толстые и тонкие вопросы». Вопросы,

на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы) и толстые вопросы

– это проблемные вопросы . «Чтение с остановками». Особенность приема в

том, что момент уточнения своего представления,

одновременно является и

стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Формы работы с

учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск,

тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Прием «Ключевые слова». После

объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или

мини-рассказ

из

предлагаемых

слов.

Прием

«Перепутанные

логические

цепочки» Из различных цитат найти правильный ответ и поставить знак “+” .

Приём

Синквейн

Это

стихотворение

из

пяти

строк,

которое

строится

по

определённым

правилам. В первой строчке тема называется одним словом

(обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах

(двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках

этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или

деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая

строка

-

это

фраза

из

четырех

слов,

показывающая

отношение

к

теме.

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом,

что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это

упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным

для последующих упражнений.

Поочередное

чтение

слов

нормально

и

наоборот:

первое

слово

читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность

речедвигательной

системы

работать

в

условиях

двух

противоположных

установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные

комплексы. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов:

детям

предлагается

произведение

или

отрывок,

написанный

разными

шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней:

чистый

лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были

хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок

должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются

зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в

тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в

кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы

слов и опираться на них в задаче поиска, развивает словесную память.

Особую

пользу

это

упражнение

приобретает,

если

ребенку

последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при

этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Жужжащее

чтение.

Все ученики читают одновременно вполголоса.

Таким образом, уроки литературного чтения, основанные на современных

и

инновационных

методах,

приёмах

будут

способствовать

развитию

читательского

интереса;

изучение

лучших

произведений

отечественной

и

зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию

читательского

вкуса;

повышение

мотивации

к

чтению

станет

ступенью

к

возникновению устойчивого интереса к чтению.



В раздел образования