Автор: Неустроева Евдокия Иннокентьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Хайырская СОШ имени В.И. Барабанского
Населённый пункт: Усть-Янский улус поселок Хайыр
Наименование материала: элективный курс
Тема: "Технология обработки кожи"
Раздел: среднее образование
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное учреждение «Усть –Янское районное управление образования»
МБОУ «Хайырская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Барабанского»
«Утверждаю» «Утверждаю»
Председатель экспертного Председатель экспертного
Совета МБОУ «Хапйырская СОШ» Совета МБУ УРУО
_________________/А.И. Иванова / _________________/ /
________________2013г. ________________2013 г.
ПРОГРАММА
элективного курса
для учащихся 10 класса
«Технология обработки кожи»
на 2013-2018 гг.
Автор программы:
Неустроева Е.И., учитель технологии
МБОУ «Хайырская СОШ»
2013
Содержание
Ведение………………………………………………………………………………..3
Пояснительная записка………………………………………………………………4
1.
Программа элективного курса…………………………………………………...5
1.1.
Критерии ЗУН…………………………………………………………………….9
1.2.
Тематический план элективного курса «Технология обработки
кожи»……………………………………………………………………………...10
1.3.
Технология обработки кожи…………………………………………………….11
1.4.
Способы декоративной отделки………………………………………………...12
2.
Тематический план элективного курса
«Технология обработки рыбьей кожи»………………………………………………..13
2.1.
Материалы и инструменты……………………………………………………...14
2.2.
Технология обработки рыбьей кожи……………………………………………15
3.
Техника безопасности по технологии…………………………………………..16
4.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по элективному курсу………..17
5.
Заключение……………………………………………………………………….19
6.
Литература для учителей…………………………………………………………20
7.
Литература для учащихся………………………………………………………...21
Введение
Профессиональное искусство вышло из народного, которое является начало
всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она первооснова и один из
главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась
она в народном декоративно - прикладном искусстве, в существующих и сегодня
художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота якутской земли,
которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками,
создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы
обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых
вещах, в хозяйственной утвари, убранства жилища, одежде, игрушках для детей и т.д.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило
второе
рождение.
Созданная
своими
руками
вещь
приносит
в
дом
приятную
атмосферу
покоя.
Выполненные
ручным
способом
вещи
неординарны
и
привлекательны. Фольклор всегда в моде, он своеобразно и органично сочетается с
разными вещами.
Мы пытаемся заглянуть в будущее, потому что без этого нельзя определить
задачи декоративно – прикладного искусства, которые надо решать сегодня. Но вместе
с тем мы должны ясно представлять себе и прошлое - историю становления искусства
рукоделия. Новое возникает на основе определенным образом осмысленного опыта
знания истории и традиций. Пренебрежительное отношения к культурным ценностям
прошлого
может
нанести
большой
урон
современному
духовному
и
культурному
развитию нации.
Осмыслить все вышесказанное помогают уроки рукоделия. В данное пособие
включено 2 раздела:
1.
Технология обработки кожи.
2.
Технология обработки рыбьей кожи.
Пояснительная записка
При изучении элективного курса у учащихся формируется художественная и
духовная
культура,
развивается
художественно
–
творческая
активность.
Художественная деятельность учащихся находит разнообразные формы выражения
при изготовлении различных изделий. При знакомстве с декоративно – прикладным
искусством, народными традициями осуществляется творческое развитие учащихся.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и
коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления
интерьера школы или в коммерческих целях.
При выполнении практических работ учащихся, кроме освоения технологических
приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создания изделия,
отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка кожи требует серьезных знаний и умений в
обращении с инструментами. Чтобы добиться высокой культуры труда необходимо
соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Изготовление своими
руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся интерес к работе и
приносит
удовлетворение
от
результатов
труда,
побуждает
к
последующей
деятельности.
1.
Программа элективного курса «Технология обработки кожи»
Программа рассчитана для 10 класса на 34 часа. В практическую работу
отведено 19 часов, теория 15. В неделю 1 час.
Программа предусматривает изучение теоретических и практических сведений по
выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Программа разработана
для старших классов, а также национальных особенностей и самобытных традиций.
Каждый из двух разделов программы (по усмотрению руководителя) может быть
использован в работе с учащимся как самостоятельный курс. Учащиеся прошедшие
практическую часть данной программы должны приобрести следующие обобщенные
знания и умения необходимые в жизни:
1.
Осознание себя в роли женщины – хозяйки дома.
2.
Формирование умений и навыков по национальному шитью.
3.
Коммуникативные качества.
4.
Умение преодолевать трудности и решать свои проблемы.
5.
Умение делать правильный выбор в жизни, определить свою роль в жизни
общества.
Цель программы: Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в
условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
-формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно
действующей
и
легко
адаптирующейся
личности,
начиная
от
определения
потребностей в продукции до ее реализации.
-формирование знаний и умений использования средств и путей
преобразования материалов или услуги в условиях ограниченности ресурсов и
свободы выбора.
-подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению
в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных
целей.
-формирование творческого отношения к качественному осуществлению
трудовой деятельности.
Основные задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие
элементарных
знаний
и
умений
по
ведению
домашнего
хозяйства;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие
и изобретательские задачи;
обеспечение
учащимся
возможности
самопознания,
изучения
мира
профе ссий,
выполнения
профе ссиональных
проб
с
ц е л ь ю
профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия,предприимчивости, коллективизма, человечности
и милосердия,обязательности,честности,ответственности и порядочности,
патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.
Методические обеспечение программы
Работа с учащимися на материале традиционной культуры требует
особых методов и приемов. Один из таких методов: наглядный – используется во всех
видах
деятельности
на
занятиях.
Практический
метод
немаловажен
на
занятиях
связанных с:
-рукоделием
-декоративно-прикладным творчеством.
Словесный метод состоит в том, что теория преподносится в форме беседы,
сопровождающейся показом приемов работы и ответы на вопросы учащихся.
У старожилов, в школьном музее, учащиеся в исследовательской форме
знакомятся с историческими экспонатами (одежда, предметы быта и т.д.).
Особую роль в приобщении школьников к национальной культуре играет
проектная
деятельность
учащиеся.
Применение
метода
проектов
способствует
реализации следующих дидактических функций:
- образовательная функция предполагает знакомство учащихся с основными
технологическими
знаниями,
умениями,
в
частности
с
различными
способами
обработки материалов;
- воспитательная функция. Использование проектного метода состоит в развитии
личностных
качеств:
ответственности,
предприимчивости
и
др.,
что
позволит
учащимся реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за
результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного
вклада каждого;
-развивающая функция метода проектов состоит в возможностях применения
технологических знаний и умений.
Содержание занятий
Тематическое планирование программы элективного курса включает в себя:
- тему занятий
-поурочные планы
-критерии оценок
-рисунки и т.д.
Основным содержанием работы курса является:
-обработка меха, кожи, рыбьей кожи и других природных материалов и сырья;
-шитье национальной одежды;
-вышивка, работа с бисером;
-аппликации из кожи и другого материала.
-украшение из рыбьей кости и кожи
Учащиеся знакомятся:
-с творчеством народных умельцев своего края;
-с некоторыми традициями якутского, эвенского народа;
-с различными материалами, народными инструментами обработки кожи, меха;
-с приспособлениями для вышивки, бисореплетения и т.д.
Учащиеся должны знать:
-элементы эвенского, якутского костюма;
-правила техники безопасности при работе на швейной машине и работа с
режущими и колющими инструментами;
-правила санитарии и гигиены при работе с разными материалами.
Учащиеся должны уметь:
-определять в ткани нити основы утка;
-строить симметрический узор, элементы эвенского, якутского орнамента;
-определять размер и место узора в кожи, подбирать нитки по цвету;
-подбирать изделия и отделку изготовления.
Ожидаемые результаты:
по итогам 3-х годичного обучения учащиеся должны усвоить:
-характерные особенности культуры и быта эвенского народа;
-технология по обработке кожи;
-технологию изготовления якутской, эвенской национальной одежды и
украшения-от эскиза до конечного результата.
1.1.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУН
учащихся по элективному курсу
Оценка
Качество
выполненной
работы
Затраты времени
на выполнение
работы
Соблюдение
технологии при
выполнении
работ
Соблюдение
правил Т.Б. и
личной
гигиены
1
Изделие
выполнено
с
о т с т у п л е н и я м и
о т
ч е р т е ж а ,
н е
соответствует
образцу.
Дополнительная
доработка
не
может
п р и в е с т и
к
использованию изделия
(неисправимый брак)
Н а
в ы п о л н е н и е
работы
з ат р ач е н о
в р е м е н и
п р о т и в
нормы
больше,
чем
на 25%
Обработка
изделия
(детали)
в ы п о л н я л а с ь
с
грубыми
отклонениями
о т
технологии,
п р и м е н я л и с ь
н е
предусмотренные
операции
Допускал
мелкие
нарушения
установленных
правил
техники
безопасности
норм
поведения, что
могло
п р и в е с т и
к
травме.
2
Изделие
выполнено
с
о т с т у п л е н и е м
о т
чертежа, но может быть
и с п о л ь з о в а н о
п о
назначению
Работа
выполнялась
с
отклонениями
от
т е х н о л о г и и ,
н о
изделие может быть
исполь зовано
п о
назначению
Обязательное
соблюдение
при
выполнении
всех работ
3
Изделие
выполнено
по
чертежу с небольшими
отклонениями; качество
отделки
удовлетворительное
Н а
в ы п о л н е н и е
работы
з ат р ач е н о
в р е м е н и
б о л ь ш е
установленного
по
норме на 10%
Работа
выполнялась
в
соответствии
с
технологией;
о т к л о н е н и я
о т
указанной
последовательности
н е
и м е л и
принципиального
значения
4
Изделие
выполнено
по
ч е р т е ж у ;
р а з м е р ы
выдержаны, но качество
о т д е л к и
н и ж е
требуемого
5
Изделие
вып олн е н о
точно
по
чертежу;
все
размеры
выдержаны
отделка
выполнена
в
с о о т в е т с т в и и
с
требованиями
инструкционной
карты
или по образцу
Работа
выполнена
в
срок
или
раньше
срока
Работа
выполнялась
в
соответствии
с
технологией
1.2.
Тематический план
элективного курса «Технология обработки кожи»
Темы уроков: Технология обработки кожи. Шитье и украшение сумки в стиле
эвенских национальных традиций.
Цели:
-знакомство с технологией обработки кожи;
-обучение к использованию с инструментами, применяемыми при обработке кожи с
аппликацией и вышивкой, которые используют при изготовлении сумки;
-воспитать эстетический вкус, аккуратность, бережливость.
№
урока
Тема
Количество
часов
Из них
теория
практика
1
Введение
1
1
2
Технология обработки кожи
6
2
4
3
Конструирование эскиза сумки
2
1
1
4
Изготовление выкройки сумки
2
1
1
5
Украшение сумки (вышивание тамбурным и
гладьевым швом)
4
1
3
6
Обработка и соединение деталей
2
1
1
7
Изготовление изделий с использованием
технологии соединения деталей сумочки
2
1
1
Итого
19 часов
8
11
Инструменты, материалы и инвентарь.
Для работы с кожей понадобятся старинные виды инструментов: чучум,
соноьоон, кэдэрээн, кыьыах, сулбэ, острый нож- «косяк» для раскроя. Необходимы
удобные ножницы с широкими лезвиями для вырезания кожи. Для декоративных
отделок-портновские ножницы, для вырезания зубцов. Понадобятся иглы: тонкие и
короткие для мягкой кожи, специальные гранено-швейные с острием трехгранного
сечения
для
грубой
кожи.
При
ручном
шитье
нужен
наперсток,
лучше
металлический. Тонкую и мягкую кожу можно сшивать и на обычной швейной
машине.
При
соединении
деталей
встык
подойдет
шов
«зигзаг».
Нитки
для
сшивания
кожи
нужны
тонкие,
прочные
и
упругие
из
хлопчатобумажной
или
капроновой
нити
или
крученого
шелка.
Кожу
можно
и
склеивать,
для
этого
используют следующие клеи: «Момент», ПВА, резиновые. Кроить кожу удобнее с
помощью заранее вычерченных на картоне лекал. Наносить линии кроя можно
шариковой ручкой.
1.3.
Технология обработки кожи
Обработка шкуры оленей после снятия- это дело длинное и трудоемкое. У
эвенов операции здесь такие:
1.
Острым ножом снимается шерсть (очень осторожно, чтобы не продырявить
шкуру);
2.
Снимается жир с внутренней стороны;
3.
Кожа натягивается очень туго, чтобы не провисала;
4.
Шкура сушится (если летом, то на воздухе, зимой- в помещении);
5.
Высушенная шкура скоблится (с обеих сторон особым инструментом
«кэдэрээн», «кысыах»);
6.
Кожа слегка опрыскивается с двух сторон рыбьим жиром для смягчения;
7.
Кожу заворачивают в сухой материал и оставляют на ночь (12 часов), за это
время она должна смягчиться;
8.
Дополнительная обработка кожи скоблением с двух сторон;
9.
Обработанную кожу мнут руками и вывешивают на воздух, данная операция
повторяется примерно в течение всего дня до придания нужного эффекта, т.е.
пока кожа не высушится.
1.4.
Способы декоративной отделки
-изготовление эскиза сумки и орнамента;
-вышивание гладьевым швом;
-орнамент вышивки сумки- растительный «кегер», мотивов лиры и сердечек
«сурэх» с отвлетвлениями и побежками;
-соединение деталей;
-для сумок и других поделок из толстой кожи применяется декоративная оплетка
краев тонким шнуром или узкой полоской кожи (чтобы получить длинную полоску
кожи, надо резать лоскут по спирали, полученную кожаную полоску намочить в
теплой воде и туго наматывается на круглый предмет, влажная кожа хорошо тянется и
должна лечь ровно).
2.
Тематический план
элективного курса «Технология обработки рыбьей кожи»
Темы уроков: Технология обработки рыбьей кожи. Шитье и украшение
кошелька.
Цели:
- знакомство с технологией обработки рыбьей кожи, ее свойств;
- расширить представление об области применение кожи;
-обучить простым навыкам работы с кожей;
-развить творческую активность;
-воспитать эстетический вкус, аккуратность, бережливость;
-обучение к использованию материала;
№
урока
Тема
Количество
часов
из них
теория
практика
1
Введение
1
1
2
Технология обработки кожи
5
1
3
3
Конструирование эскиза кошелька
2
2
1
4
Изготовление выкройки кошелька
2
1
1
5
Украшение кошелька (бисером и декоративной
тесьмой)
3
1
2
6
Обработка и соединение деталей.
2
1
1
Итого:
15 часов
7
8
Многое впитало в себя искусство малых народов. В условиях севера, где
основным промыслом является рыболовство, особенно актуально будет применение
такого вида материала как - рыбья кожа.
Это старое забытое искусство отделки рыбьей кожи эвенского народа на сегодня
вновь притягивает к себе внимание. Удобной и легкой была одежда из рыбьей кожи, а
рыбий клей находил широкое применение в скромном хозяйстве таежных жителей.
Поистине неисчерпаемой была изобретательность человека.
Данный раздел элективного курса привлечет внимание к национальной
художественной культуре и народному искусству наших предков, тем самым приобщая
нас к древним традициям и обычаям.
2.1.
Материалы и инструменты
Для работы с рыбьей кожей понадобиться острый нож для отделения кожи от
рыбы, может применяться острое лезвие. Для декоративных отделок – портновские
ножницы. Понадобятся иглы: тонкие и длинные, так как кожа очень тонка и непрочна.
Тонкую и мягкую кожу можно сшивать и на обычной швейной машине. Нитки для
сшивания кожи нужны тонкие, прочные и упругие, например, из хлопчатобумажной
нити
крученого
шелка.
Рыбью
кожу
можно
склеивать,
для
этого
используют
следующие
клеи:
«Момент»,
ПВА,
резиновые.
Кроить
кожу
удобнее
с
помощью
заранее
вычерченных
на
картоне
лекал.
Наносить
линии
кроя
можно
шариковой
ручкой.
Для декора применяем: бисер, золотые нити, фурнитура.
2.2.
Технология обработки рыбьей кожи
Обработка рыбьей кожи после снятия – это дело тонкое и деликатное. Здесь
можно применить такие действия:
1.
Вычистить кожу от чешуи, голова отрезается;
2.
Острым ножом (или лезвием) снимается кожа (очень осторожно, чтобы не
продырявить шкуру);
3.
Снимается жир с внутренней стороны;
4.
Кожа сушится примерно на 3 часа;
5.
Обработанную кожу мнут руками, данная операция применяется до придания
нужного эффекта, т.е. пока кожа не высушится.
Способы декоративной отделки
-изготовление эскиза кошелька и орнамента;
-отделка бисером и тесьмой;
-национальный орнамент – на свое усмотрение;
-соединение деталей.
3.
Техника безопасности по технологии
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
Иглы и булавки
1.
Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.
Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого
коробку.
3.
Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы
проверить их наличие.
4.
Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не
вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. Не оставлять иголку в
изделии.
5.
Не шить ржавой иглой. Она плох проходит в ткань, оставляет пятна и может
сломаться.
6.
Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя,
чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7.
Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1.
Ножницы хранить в определенность месте- в подставке или рабочей коробке.
2.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их
за сомкнутые лезвия.
3.
Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4.
Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5.
Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6.
Использовать ножницы только по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на
швейной машине
Санитарно-гигиенические требования
1.
Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2.
Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив
корпус и голову вперед.
3.
Стул должен стоять против иглы.
4.
Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5.
Ногти должны опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы
1.
Волосы спрятать под косынку.
2.
На швейную машину не класть посторонние предметы.
3.
Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной
машины.
5.
Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6.
Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7.
При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении
ее браться только за корпус штепселя.
8.
Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно,
без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1.
Маховое колесо вращать только на себя.
2.
Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3.
Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной
строчки.
4.
Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити
верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного
цвета).
5.
Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от
работающего, а припуски на швы- с правой стороны.
6.
Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить
нити за лапку с концами длиной 8-10 см.
7.
По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону,
подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве
швейной машины.
8.
Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9.
По окончании работы подложить кусочек ткани под ткани лапку и выключить
электрическую швейную машину.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1.
Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2.
Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3.
Ставить утюг на подставку.
4.
Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5.
По окончании работы утюг выключить.
4.Критерии оценки знаний и умений учащихся по элективному курсу
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями,
приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки
при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся:
«5»- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески;
«4»- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3»- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением
технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением
от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не
закончено в срок;
«2»- ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая
последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие
отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
5.Заключение
Главной целью этой элективной программы дает возможность учащимся
объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности
в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные
сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и
свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при
всех обстоятельствах. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть
выполнена
в
домашней
обстановке.
Тем
самым
закладываются
возможности
для
общения
детей
и
родителей.
В
повседневных
совместных
делах
появятся
взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и
возродятся утраченные духовные ценности и еще приобщить детей к национальной
художественной культуре эвенского народа, к их обычаям, традициям, в особенности к
народно- прикладному искусству. В наших суровых климатических условиях, изделия
из кожи особенно практичны и удобны в применении. В современном обществе
пришло новое веяние «фольклорных» мотивов в повседневной одежде и аксессуарах.
На сегодня сами учащиеся проявляют «живой» интерес к своей национальной
культуре. Данная программа тем самым возобновляет традиции коренных народов
Севера и для раскрытия талантов учащихся в прикладном искусстве, которое им в
будущем обязательно пригодится.
6.Литература для учителей
1.
Аксенчук И.П. Уроки труда 5 кл. Вышивание. Волгоград: Учитель, 2002-63 с.
2.
Алексеева Л.Е. Долганская национальная культура. Якутск: Национальное
книжное издательство Бичик, 1994.-83 с.
3.
Баснаева С.Н. Саха танаьа. Дьокуускай: Ситим.КИФ 1993-34 с.
4.
Билюкин И.С. Саха норуотун искусствота. Бичик: 1992-21 с.
5.
Васильев П.К. Ойуулаах тылдьыт. Якутскай: Кинигэ издательствота, -1992-56 с.
6.
Кондратьев П.П. Сатабыл. Якутск. Бичик, 2003.-88 с.
7.
Луковцев Е.И. Якутскай орнамент.-М.Реглант, 2005.-57с.
8.
Лопатин И.А. Приамурские узоры. Изд-во Художник РСФСР, 1975.- 84 с.
9.
Неустроев Б.Ф. –Мандар. Узоры шитья.- Якутск: Бичик 2002-98 с.
10.Петрова Т.И. Саха торут культурата Якутск. Национальное книжное
издательство 1992-78 с.
11. Попова М.А. Саха торут культурата. Бичик Дьокуускай: 1993.- 101 с.
12. Сомоготто С. Обычаи народа саха.- Якутск: НИПК Сахаполиграфиздат, 1996.-
48 с.
13. Софьина Т.Ф. Кожа вторая жизнь вещей. Волгоград: Учитель, 2006.-46 с.
14. Унарова З.И. Хранительница ремесл предков. Якутск:: Бичик.1995.-63 с.
7.Литература для учащихся
1. Максимов Ю.В. У истоков мастрерства. М: Просвещение, 1983.- 159 с.
2. Понохова З.Д. Обугэбит танаьын соргутэн. Дьокуускай: Бичик, 2006.-44 с.
3. Проснякова Т.Н. Технология творческая мастерская. Самара: Изд-во Учебная
литература 2007.-128 с.
4. Петрова С.И. Обугэ танаьа уонна итэ5эл. Дьокуускай. Бичик. 1999.-79 с.
5. Радина Т. Домоводство для девочек: энциклопедия домашнего хозяйства хозяйства и
рукоделий.-М: Изд-во ЭКСМО, 2003.-464 с.
6. Циркулик Н.А. Ручное творчество. Изд-во Учебная литература, 2007.-96 с.
7. Циркулик Н.А. Технология уроки творчества. Самара: Учебная литература 2008.-112
с.
8. Энциклопедия для девочек. Сборник СПб, ТОО РЕСПЕКС, 1994.-516 с.
9. Яковлева М.П. Торут культура 8 кыл. Дьокуускай: НИПК Сахаполиграфиздат, 2005.-
80 с.