Автор: Майсадзе Марина Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ Центр развития ребенка д/с № 28 "Фламинго"
Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Оптимальная двигательная активность –
залог гармоничного развития ребенка
Выполнила: Майсадзе М. М.
инструктор по физической культуре
МДОБУ ЦРР д/с № 28 «Фламинго»
Арсеньевский городской округ
«ДВИЖЕНИЕ – НЕ ТОЛЬКО СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ, НО И ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ.
ГИМНАСТИКА, ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ХОДЬБА ДОЛЖНЫ ПРОЧНО ВОЙТИ В
ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ КАЖДОГО, КТО ХОЧЕТ СОХРАНИТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ,
ЗДОРОВЬЕ, ПОЛНОЦЕННУЮ РАДОСТНУЮ ЖИЗНЬ».
ГИППОКРАТ
Двигательная активность – это естественная
потребность в движении, удовлетворение которой
является важнейшим условием
всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Двигательная активность положительно влияет на
все системы организма и необходима каждому
человеку. Ограничение движений или их нарушение
неблагоприятно сказывается на всех жизненных
процессах.
Особенно большое количество движений требуется
растущему организму.
ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Доказано: двигательная активность способствует повышению умственной
работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию
произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного
поведения человека.
Именно прогресс в развитии движений в большей мере определяет прогресс
развития функций мозга человека.
Что говорят психологи: Чем разнообразнее движения, тем больше
информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет психическое
развитие.
Что говорят педагоги: «Движения являются важным средством не только
развития ребенка, но и формирования его как личности. Именно в
движении начинаются просматриваться первые ростки смелости,
решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка,
которые в будущем станут формой проявления этих и других важных
качеств личности».
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Продолжительность двигательной активности должна
составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что
равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-
физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10
до 12 часов).
Уровни двигательной активности
Высокий
Средний
Низкий
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕБЕНКА
Взрывной
Дети предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;
Циклический
Дети склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на
длительной дистанции);
Пластический
Дети предпочитают мягкие, плавные движения;
Силовой
Дети предпочитают силовые нагрузки.
ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существуют разнообразные формы двигательной
деятельности:
утренняя гимнастика (ежедневно);
совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;
прогулка с включением подвижных игр;
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
зрительная, дыхательная гимнастика;
физкультминутка
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным дорожкам
спортивные досуги, развлечения.
ПРИОРИТЕТЫ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Двигательный режим по ФГОС - это рациональное сочетание
различных видов, форм и содержания двигательной активности
ребенка.
I место -
принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям: утренняя
гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок,
физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
II место -
занимают учебные занятия по физической культуре как основная
форма
обучения двигательным
навыкам
и
развития
оптимальной
двигательной активности детей.
IIIместо-
самостоятельная двигательная
деятельность, возникающая по
инициативе детей.
ПРИМЕРНАЯ ЦЕПОЧКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
Утренняя
гимнастика
Совместная
физкультурная
деятельность
физкультминутка
Минутка здоровья
(дыхательная
гимнастика,
гимнастика для глаз)
Прогулка,
подвижные игры и
физические
упражнения
Гимнастика после
дневного сна
Самостоятельная
игровая деятельность
Вечерняя прогулка,
подвижные игры
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов
двигательного режима.
Цель утренней гимнастики- создание у детей хорошего настроения,
поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация
дальнейшей деятельности.
Задачи утренней гимнастики: закрепить двигательные навыки и
умения.
Ежедневное выполнение утренних упражнений под руководством
взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий,
вырабатывает полезную привычку начинать день с утренней
гимнастики.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВО
ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети
могут в полной мере реализовать свои двигательные потребности.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения
подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
Дальнейшее расширение двигательного опыта, обогащение его новыми, более
сложными движениями.
Совершенствование навыков в основных движениях путем применения их в
изменяющихся игровых ситуациях.
Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости.
Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений
со сверстниками.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ
Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и снятия
статического напряжения.
Длительность составляет 2 – 3 минуты.
Проводят в форме упражнений общеразвивающего воздействия
(движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных
движений и игровых упражнений.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Совместная деятельность по физической культуре является основной формой развития
двигательной активности детей.
Задачи данной деятельности:
Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка
Удовлетворять естественную потребность в движении;
Формировать двигательные движения и навыки, физические качества;
Давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и
учиться у них;
Создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные
навыки в жизни;
Вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной
деятельности, дети закрепляют в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность – важный источник активности и
саморазвития.
Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в
двигательной деятельности.
Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех
возрастов служит прежде всего наличие в группе и на участке различных
игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму:
проснуться;
улучшить настроение;
поднимает мышечный тонус;
обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в
течение второй половины дня.
Гимнастика после дневного сна является важной составляющей
двигательной активности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в
часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении
двигательным действиям мы должны не только предлагать
ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его
образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
•организация совместной деятельности детей и взрослых на
территории детского сада и вне территории (выход на природу).
•дни открытых дверей для родителей
•совместное творчество детей и родителей.
•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на
территории.
•тематические родительские собрания