Автор: Рубцова Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Десткий сад № 141"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в ДОУ в соответствии ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в
ДОУ в соответствии ФГОС ДО
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования
вызвала
у
нас
необходимость
усилить
методическую
работу
с
педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный
процесс, в стремительно изменяющихся условиях, обладать основными компетенциями,
необходимыми для создания условия развития детей. [4]
Интенсивное
обновление,
модернизация
всех
компонентов
образовательного
процесса
подняли
планку
профессиональных
требований
к
педагогам.
Сегодня
в
дошкольных
учреждениях
востребован
педагог
–
новатор,
педагог
–
исследователь,
поэтому
всё
более
широкий
круг
педагогов
–
практиков
включается
в
активную
поисковую, инновационную деятельность.
Одним из эффективных средств решения данных задач, педагогический коллектив
нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну
из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую
на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений,
развитие
креативности,
прогнозирования,
поиска
инновационных
средств
и, таким
образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Используя
проект,
как
форму
совместной
развивающей
деятельности
детей
и
взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно,
творчески, продуктивно.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что
в
научной
педагогической
литературе
он
упоминается
в
контексте
с
гуманизацией
образования,
проблемным
и
развивающим
обучением,
педагогикой
сотрудничества,
личностно-ориентированным и деятельностным подходами. [1]
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является
то,
что
ребенок
еще
не
может
самостоятельно
найти
противоречия
в
окружающем,
сформулировать
проблему,
определить
цель
(замысел).
Поэтому
в
воспитательно-
образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в
котором
принимают
участие
дети
и
педагоги
ДОУ,
а
также
вовлекаются
родители.
Родители
становятся
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
обогащая
свой
педагогический
опыт,
испытывая
чувство
сопричастности
и
удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. [2]
Педагогическое
проектирование
позволяет
интегрировать
сведения
из
разных
областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс
обучения становится не только более экономным, но и более интересным.
Таким
образом,
рассмотренные
выше
методологические
основы
проектной
деятельности
дают
представления
о
высокой
степени
адаптивности
инновационных
технологий к специфике ДОУ.
Итак, технология проектирования — является уникальным средством обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей,
педагогов
и
родителей,
способом
реализации
личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. [3]
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей
возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с
опытом
работы
педагогических
коллективов
других
дошкольных
учреждений,
было
решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности
и
реализовать
управленческий
проект «Методическое
сопровождение
педагогов
по
внедрению проектной технологии в дошкольном учреждении в соответствии ФГОС ДО»,
содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную
деятельность.
Цель проекта:
Организация
в
дошкольном
учреждении
системы
работы
по
внедрению
в
образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»
Задачи проекта:
1.
Формирование
мотивационной
готовности
у
всех
уча с тников
образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской
деятельности.
2.
Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности
ДОУ.
3.
Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с
окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
Сам
процесс
проектной
деятельности
выстраивается
в
три
этапа:
I
этап
–
подготовительный; II этап – деятельностный, III этап – завершающий.
I этап — подготовительный:
Цель: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение
поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний,
представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией
проектов
в
нашем
дошкольном
учреждении
руководит
проектная
группа,
основной
целью
которого
является
создание
условий
для
инновационных
процессов в детском саду.
В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование
педагогов,
утверждение
проектов,
контроль
за
внедрением
нововведений
в
педагогическую практику.
Проектной
группой
разработаны
методические
рекомендации
для
педагогов
по
внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются
рекомендации
для
участия
проектов
в
конкурсах,
фестивалях
на
муниципальных,
региональных и федеральных уровнях.
На
данном
этапе
происходит
осознание
собственного
опыта
профессиональной
деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-
ориентированный
анализ
образовательной
деятельности,
кадрового
обеспечения,
материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и
т.д. Второй этап – деятельностный:
Цель: реализация проекта.
На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование
образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической
базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными
организациями
и
учреждениями.
На
этом
этапе
систематизируется
и
обрабатывается
накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается
общий
подход,
методические
рекомендации
по
организации
и
развитию
проектной
деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка
творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – завершающий:
Цель: подведение итогов работы.
Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в
конференциях
и
семинарах
разного
уровня,
представление
опыта
проектирования
образовательной
деятельности
на
сайтах
Интернета,
публикация
статей).
Творческие
отчеты
реализации
проекта
происходят
на
семинарах,
мастер-классах,
практикумах,
дискуссиях.
Итоги
проектной
деятельности
оформляется
в
виде
мультимедийных
презентаций
по
заданной
теме.
В
течение
реализации
проекта
педагогами
было
разработано и реализовано 17 проектов по следующим направлениям:
Детско – взрослые проекты:
—
Познавательное
развитие
—
Лекарственные
растения
нашего
края,
Лети
снежинка, Маленькие исследователи, В поход на Байкал, Будь здоров, малыш, Правила
дорожного движения достойны уважения.
— Речевое развитие — В гости к сказкам;
—
Социально
–
коммуникативное
развитие
— Пять шагов по городу Братску,
Вежливый этикет, Жить – Родине служить;
—
Художественно
—
эстетическое
развитие
—
Мастерская
Самоделкина,
Колокольчик мой звонкий.
Педагогические проекты:
— Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ;
— Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
— Взаимосвязь математики и экологии в работе с детьми;
— Экология + здоровье;
— Сюжетно-ролевые игры дошкольников
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х
лет позволяет сделать следующие выводы:
Проектная деятельность в образовательном процессе:
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с
воспитанниками
и
их
родителями,
даёт
педагогам
возможность
саморазвития
и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста —
от проекта к проекту.
Список источники:
1.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, – с. 9.
2.
Киселева
Л.С.
и
др.
Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. М.: АРКТИ, 2003. – с. 93.
3.
Михайлова
–
Свирская
Л.В.
Метод
проектов
в
образовательной
работе
детского сада – М.: Просвещение, 2015. – с.54
4.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
–
с.17.
/п.4.2.
Требования
к
кадровым
условиям
реализации
Программы/.