Напоминание

Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в ДОУ в соответствии ФГОС ДО


Автор: Рубцова Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Десткий сад № 141"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в ДОУ в соответствии ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое сопровождение педагогов по внедрению проектной технологии в

ДОУ в соответствии ФГОС ДО

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

образования

вызвала

у

нас

необходимость

усилить

методическую

работу

с

педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный

процесс, в стремительно изменяющихся условиях, обладать основными компетенциями,

необходимыми для создания условия развития детей. [4]

Интенсивное

обновление,

модернизация

всех

компонентов

образовательного

процесса

подняли

планку

профессиональных

требований

к

педагогам.

Сегодня

в

дошкольных

учреждениях

востребован

педагог

новатор,

педагог

исследователь,

поэтому

всё

более

широкий

круг

педагогов

практиков

включается

в

активную

поисковую, инновационную деятельность.

Одним из эффективных средств решения данных задач, педагогический коллектив

нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну

из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую

на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений,

развитие

креативности,

прогнозирования,

поиска

инновационных

средств

и, таким

образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Используя

проект,

как

форму

совместной

развивающей

деятельности

детей

и

взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно,

творчески, продуктивно.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что

в

научной

педагогической

литературе

он

упоминается

в

контексте

с

гуманизацией

образования,

проблемным

и

развивающим

обучением,

педагогикой

сотрудничества,

личностно-ориентированным и деятельностным подходами. [1]

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является

то,

что

ребенок

еще

не

может

самостоятельно

найти

противоречия

в

окружающем,

сформулировать

проблему,

определить

цель

(замысел).

Поэтому

в

воспитательно-

образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в

котором

принимают

участие

дети

и

педагоги

ДОУ,

а

также

вовлекаются

родители.

Родители

становятся

непосредственными

участниками

образовательного

процесса,

обогащая

свой

педагогический

опыт,

испытывая

чувство

сопричастности

и

удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. [2]

Педагогическое

проектирование

позволяет

интегрировать

сведения

из

разных

областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс

обучения становится не только более экономным, но и более интересным.

Таким

образом,

рассмотренные

выше

методологические

основы

проектной

деятельности

дают

представления

о

высокой

степени

адаптивности

инновационных

технологий к специфике ДОУ.

Итак, технология проектирования — является уникальным средством обеспечения

сотрудничества,

сотворчества

детей,

педагогов

и

родителей,

способом

реализации

личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. [3]

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей

возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с

опытом

работы

педагогических

коллективов

других

дошкольных

учреждений,

было

решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности

и

реализовать

управленческий

проект «Методическое

сопровождение

педагогов

по

внедрению проектной технологии в дошкольном учреждении в соответствии ФГОС ДО»,

содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную

деятельность.

Цель проекта:

Организация

в

дошкольном

учреждении

системы

работы

по

внедрению

в

образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»

Задачи проекта:

1.

Формирование

мотивационной

готовности

у

всех

уча с тников

образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской

деятельности.

2.

Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности

ДОУ.

3.

Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с

окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Сам

процесс

проектной

деятельности

выстраивается

в

три

этапа:

I

этап

подготовительный; II этап – деятельностный, III этап – завершающий.

I этап — подготовительный:

Цель: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение

поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний,

представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией

проектов

в

нашем

дошкольном

учреждении

руководит

проектная

группа,

основной

целью

которого

является

создание

условий

для

инновационных

процессов в детском саду.

В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование

педагогов,

утверждение

проектов,

контроль

за

внедрением

нововведений

в

педагогическую практику.

Проектной

группой

разработаны

методические

рекомендации

для

педагогов

по

внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются

рекомендации

для

участия

проектов

в

конкурсах,

фестивалях

на

муниципальных,

региональных и федеральных уровнях.

На

данном

этапе

происходит

осознание

собственного

опыта

профессиональной

деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-

ориентированный

анализ

образовательной

деятельности,

кадрового

обеспечения,

материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и

т.д. Второй этап – деятельностный:

Цель: реализация проекта.

На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование

образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической

базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными

организациями

и

учреждениями.

На

этом

этапе

систематизируется

и

обрабатывается

накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается

общий

подход,

методические

рекомендации

по

организации

и

развитию

проектной

деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка

творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – завершающий:

Цель: подведение итогов работы.

Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в

конференциях

и

семинарах

разного

уровня,

представление

опыта

проектирования

образовательной

деятельности

на

сайтах

Интернета,

публикация

статей).

Творческие

отчеты

реализации

проекта

происходят

на

семинарах,

мастер-классах,

практикумах,

дискуссиях.

Итоги

проектной

деятельности

оформляется

в

виде

мультимедийных

презентаций

по

заданной

теме.

В

течение

реализации

проекта

педагогами

было

разработано и реализовано 17 проектов по следующим направлениям:

Детско – взрослые проекты:

Познавательное

развитие

Лекарственные

растения

нашего

края,

Лети

снежинка, Маленькие исследователи, В поход на Байкал, Будь здоров, малыш, Правила

дорожного движения достойны уважения.

— Речевое развитие — В гости к сказкам;

Социально

коммуникативное

развитие

— Пять шагов по городу Братску,

Вежливый этикет, Жить – Родине служить;

Художественно

эстетическое

развитие

Мастерская

Самоделкина,

Колокольчик мой звонкий.

Педагогические проекты:

— Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ;

— Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

— Взаимосвязь математики и экологии в работе с детьми;

— Экология + здоровье;

— Сюжетно-ролевые игры дошкольников

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х

лет позволяет сделать следующие выводы:

Проектная деятельность в образовательном процессе:

способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с

воспитанниками

и

их

родителями,

даёт

педагогам

возможность

саморазвития

и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста —

от проекта к проекту.

Список источники:

1.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, – с. 9.

2.

Киселева

Л.С.

и

др.

Проектный

метод

в

деятельности

дошкольного

учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост.

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. М.: АРКТИ, 2003. – с. 93.

3.

Михайлова

Свирская

Л.В.

Метод

проектов

в

образовательной

работе

детского сада – М.: Просвещение, 2015. – с.54

4.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования. — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»

с.17.

/п.4.2.

Требования

к

кадровым

условиям

реализации

Программы/.



В раздел образования