Автор: Роменская Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: УдГУ
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: Речь воспитателя – образец для дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Речь воспитателя – образец для дошкольника.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь не передаётся по наследству, она
приобретается по средствам общения педагогов, родителей и окружения ребёнка.
Дошкольник,
подражая
взрослым,
перенимает
не
только
все
тонкости
произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и ошибки, которые
встречаются
в
их
речи.
Именно
поэтому
к
речи
педагога
дошкольного
образовательного
учреждения
сегодня
предъявляются
высокие
требования,
и
проблема
повышения
культуры
речи
воспитателя
рассматривается
в
контексте
повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от
речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Одной из основных задач подготовки детей к школе является формирование
правильной, грамотной речи. Все умения и навыки правильно и красиво говорить
закладываются у детей в дошкольном возрасте. Педагог в данном случае выступает
здесь эталоном подражания, т.к. дети впитывают всю информацию, как губка.
Очень важно помнить о том, что от культуры речи педагога зависит культура речи
детей.
Для воспитателя важным считается непрерывное совершенствование своей речи.
Во время общения с ребенком педагог обязательно должен следить за своей речью,
т.к. большее время в ранний период жизни ребёнок проводит с ним, поэтому задача
воспитателя
-
это
максимально
оптимизировать
свой
словарный
запас.
Речь
воспитателя, который находится постоянно с детьми, в общении с ними, является
источником, где дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому
она должна быть не только правильной, но и выдержана в определенном темпе,
громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной
грамматически,
связной,
доступной
для
понимания,
с
правильным
и
точным
использованием
словесных
обозначений.
В
детском
саду
речи
воспитателя
предъявляются
дополнительные
требования,
отличающие
ее
от
разговорно-
бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.
В каждом саду должен быть методический кабинет, где воспитатель может
воспользоваться
словарями,
сборниками
и
пособиями,
в
которых
содержатся
фразеологизмы, загадки, пословицы, поговорки, небольшие таблицы и плакаты с
трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами.
Педагог дошкольной организации должен считать профессиональным долгом
непрерывное совершенствование своей речи.
Каковы же последствия того, если дошкольник не усвоит правильную и
грамотную речь?
1. Оскудение словарного запаса.
2. Неумение выстраивать связную речь, отсюда вытекают: умственное развитие
ребёнка, развитие его мышления, восприятия, наблюдательности и т.д.
3. Неумение анализировать.
4. Неумение мыслить критически.
5. Неумение выражать свои мысли точно.
6. Такому ребёнку трудно учиться в школе.
7.
Неправильно
формируется
фонематический
слух,
отсюда
ошибки
в
правописании.
И эти пункты можно пополнять и пополнять....
В заключение хочется сказать, что воспитатель ответственный за речь и
дальнейшее обучение в школе ребёнка. Он закладывает фундамент правильной
речи, поэтому она должна быть образцом для ребёнка!
Функции воспитателя в данном случае:
1. Обладать ясной, чёткой, отчётливой речью, т.е. иметь хорошую дикцию;
2. правильно использовать интонацию с учётом высказывания мысли;
3. говорить слегка замедленным темпом;
4. правильно произносить все звуки родного языка, устранять все дефекты речи;
5.
использовать
в
своей
речи
литературное
произношение,
т.е.
соблюдать
все
орфоэпические нормы;
6. точно и правильно использовать все слова и грамматические конструкции;
7. не допускать грубых выражений;
8. иметь богатый лексический запас, который формирует лексику ребёнка;
9. обучить ребёнка всем формулам речевого этикета.