Автор: Рассказова Марина Викторовна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 84"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа воспитателя.
Тема: Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой
личности, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями
искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Через
приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал.
Рабочая программа
по освоению образовательной области «Художественно-
эстетическое развитие» разработана на основе
федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Изобразительная
деятельность
является
частью
всей
воспитательно-
образовательной работы в дошкольном учреждении и взаимосвязана со всеми ее
направлениями: ознакомление с окружающим предметным миром, социальными
явлениями,
природой
во
всем
ее
многообразии,
а
также
с
разнообразными
видами деятельности детей.
Занятия направлены на формирование целостной, самодостаточной личности,
обладающей
широким
кругозором,
запасом
необходимых
ценностных
ориентиров и являются составной частью примерной основной образовательной
программой
дошкольного
образования
«ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ»
под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .
Настоящая
рабочая
программа
ориентирована
на
реализацию дошкольной
подготовки
в
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие» /изобразительная деятельность/ по учебно-методическому комплекту:
1.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:
Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей ( изобразительной и др.). Именно область «Художественно-
эстетическое развитие» обладает мощным потенциалом, который объединяет все
области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что
позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию
воображения, творческого начала, обобщенных способов создания изображения,
без чего невозможно развитие изобразительной деятельности, интеллектуальных
и сенсомоторных способностей. В процессе художественной деятельности у
детей развиваются эстетические чувства: чувство формы, чувство цвета,
пропорций, композиций, чувство ритма.
Основные цели и задачи.
Развитие интереса к различным видам
изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке,
аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при
создании коллективных работ.
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ КУРСА
При реализации курса необходимо учитывать следующие положения:
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-
образовательной работы в дошкольном учреждении и взаимосвязана со
всеми ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным
миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; с
разными видами искусства.
Особо важное значение для развития ребенка имеет взаимосвязь занятий
рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми.
Для обогащения образных представлений, развития эстетического
восприятия и воображения важна взаимосвязь с дидактическими играми.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую
развивающую среду, включая в этот процесс ребят.
Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе
работы, создаваемое интересным для них содержанием, формированием
уверенности в своих возможностях.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения,
необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук,
направленные на создание изображений предметов разнообразных форм.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть
взаимосвязаны.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа
строится с учетом возрастных возможностей и
психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Занятия
по изобразительной деятельности проводятся с детьми старшего дошкольного
возраста согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 в течение 25-30 минут. На изучение
курса
выделено 3 часа в неделю (рисование – 2ч., аппликация/лепка – 1ч.).
Количество часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком на
2017/2018
учебный
год
и
расписанием
непосредственно
образовательной
деятельности составляет 110 часов. С
учетом
специфики
воспитанников
группы выстроена система непосредственно образовательной деятельности,
спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые
результаты), что представлено ниже.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира
природы;
становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений
о
видах
искусства,
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности детей ( изобразительной и др.)».
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.
Развитие продуктивной деятельности.
Формирование
устойчивого
интереса
к
изобразительной
деятельности.
Обогащение
сенсорного
опыта.
Развитие
образного
эстетического
восприятия.
Формирование
эстетического
отношения
к
предметам
и
явлениям
окружающего
мира,
произведениям
искусства.
Воспитание
самостоятельности.
Совершенствование
умения
рисовать
с
натуры.
Развитие
коллективного
творчества.
Формирование
умения
замечать
недостатки своих работ и исправлять их.
Рисование.
Предметное
рисование. Совершенствование умения изображать предметы по
памяти и с натуры. Развитие наблюдательности. Совершенствование техники
изображения. Расширение набора материалов, которые дети могут использовать
в
рисовании
(гуашь,
акварель,
гелевая
ручка
и
т.д.).
Знакомство
с
новыми
способами
работы
с
уже
знакомыми
материалами.
Совершенствование
свободного владения карандашом при выполнении линейного рисунка. Развитие
умения видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности;
чувствовать
плавные
переходы
оттенков
цветов.
Развитие
представлений
о
разнообразии цветов и оттенков.
Сюжетное рисование. Совершенствование умения размещать изображения на
листе в соответствии с их реальным расположением. Формирование умения
строить композицию рисунка. Проявлять самостоятельность в выборе темы,
композиционного и цветового решения.
Декоративное
рисование.
Развитие
декоративного
творчества
детей.
Умения
создавать
узоры
по
мотивам
народных
росписей.
Формирование
умения
выделять и передавать цветовую гамму. Закреплять умение при составлении
декоративной
композиции
использовать
характерные
для
каждого
вида
народного искусства элементы узора и цветовую гамму.
Лепка.
Развитие творчества детей. Передавать форму основной части и других частей,
их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов. Развитие
чувства композиции.
Декоративная
лепка.
Развитие
навыков
декоративной
лепки.
Формирование
умения использовать разные способы лепки, применять стеку..Формирование
умения расписывать пластину из глины, делать узор стекой.
Аппликация.
Совершенствование умения создавать предметные и сюжетные изображения с
натуры и по представлению. Развитие умения составлять узоры и композиции из
геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы.
Закрепление
приемов
вырезания
симметричных
предметов
из
бумаги,
сложенной
вдвое,
нескольких
предметов,
сложенных
гармошкой.
Развитие
чувства цвета, колорита, композиции.
2.
Развитие детского творчества.
Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение
складывать
бумагу
прямоугольной,
квадратной,
круглой
формы
в
разных
направлениях
(пилотка);
использовать
разную
по
фактуре
бумагу,
делать
разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.
Прикладное творчество: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку
в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшим
швом «вперед иголку».
Прикладное творчество: работа с природным материалом. Закреплять умение
создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы,
веток и других материалов.
3.
Приобщение к искусству.
Формировать
у
детей
устойчивый
интерес
к
изобразительной
деятельности.
Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами
движения рук по предмету.
Продолжать
развивать
образное
эстетическое
восприятие,
образные
представления, формировать эстетические суждения.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего
мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности,
умение
сравнивать
предметы
между
собой,
выделять
особенности
каждого
предмета.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление
действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет
выполнять.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их;
вносить дополнения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
К концу года дети должны уметь:
различать виды изобразительного искусства;
высказывать простейшие суждения о картинках, предметах народного
декоративно-прикладного искусства:
в рисовании:
уметь свободно действовать карандашом и кистью при разных приемах
рисования;
передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию,
композицию, колорит, сочетание разных изобразительных материалов;
изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым
содержанием;
смешивать краски для получения новых оттенков;
располагать персонажи и предметы на всем листе;
рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного
искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;
в лепке:
лепить небольшие структурные группы из 2-3 фигур, передавая
пропорции, динамику;
выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом);
расписывать лепку гуашью;
в аппликации:
композиционно правильно располагать изображения;
использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа;
составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и
растительных форм.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Наглядно-дидактические пособия.
1.
Натуральные
пособия
(реальные
объекты
живой
и
неживой
природы,
объекты-заместители).
2.
Изобразительные
наглядные
по собия
(рисунки,
к а р т и н ы ,
демонстрационный
материал
«Учимся
рисовать»,
наглядно-дидактические
пособия «Мир в картинках» т.д.).
2. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Ноутбук.
3. Экран на штативе.
4. Проектор.
5.Музыкальный центр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Количество
часов
Дата
Сентябрь
1
Рисование «Лето»
1
05.09.17
2
Декоративное рисование на квадрате
1
07.09.17
3
Лепка «Фрукты для игры в магазин»
1
06.09.17
4-5
Рисование «Кукла в национальном костюме»
2
12.09.17
14.09.17
6
Аппликация «Осенний ковер»
1
13.09.17
7
Рисование «Подумай, чем может стать
красивый осенний листок»
1
19.09.17
8
Рисование по замыслу « На чём люди ездят»
1
21.09.17
9
Лепка «Корзина с грибами»
1
20.09.17
10
Рисование «Золотая осень»
1
26.09.17
11
Аппликация «На чём бы ты хотел поехать»
1
27.09.17
12
Рисование «Поезд, в котором мы ехали в
другой город»
1
28.09.17
12
Октябрь
13
Рисование «Найди свою любимую игрушку»
1
03.10.17
14
Лепка «Девочка играет в мяч»
1
04.10.17
15
Рисование с натуры « Ветка рябины»
1
05.10.17
16
Рисование «Мама гуляет со своим ребенком в
парке»
1
10.10.17
17
Аппликация «Ваза с фруктами, ветками,
цветами»
1
11.10.17
18
Рисование «Город вечером»
1
12.10.17
19
Декоративное рисование «Завиток»
1
17.10.17
20
Лепка «Петушок с семьей»
1
18.10.17
21
Рисование «Поздняя осень»
1
19.10.17
22
Рисование по замыслу «Нарисуй, что было
самым интересным в этом месяце»
1
24.10.17
23
Аппликация «Цветы»
1
25.10.17
24
Рисование «Мы едем на праздник с флагами и
цветами»
1
26.10.17
25
Рисование «Праздник урожая»
1
31.10.17
13
Ноябрь
26
Лепка «Ребенок с котенком»
1
01.11.17
27
Рисование иллюстраций к сказке Д.Н. Мамина
– Сибиряка «Серая Шейка»
1
02.11.17
28
Рисование «Как мы играем в детском саду»
1
07.11.17
29
Аппликация «Праздничный хоровод»
1
08.11.17
30-31
Декоративное рисование по мотивам
городецкой росписи
2
09.11.17
14.11.17
32
Лепка по замыслу
1
15.11.17
33
Рисование «Наша любимая подвижная игра
(«Кошки-мышки»)»
1
16.11.17
34
Рисование. Знакомство с репродукцией
картины А. Пластова «Золотая осень»
1
21.11.17
35
Аппликация «Рыбки в аквариуме»
1
22.11.17
36
Рисование по рассказу К. Ушинского «Четыре
желания»
1
23.11.17
37
Рисование. Знакомство с иллюстрациями И.
Билибина к «Сказке о царе Салтане»
1
28.11.17
38
Лепка «Дымковские барышни»
1
29.11.17
39
Декоративное рисование дымковских узоров
1
30.11.17
14
Декабрь
40
Декоративное рисование дымковских узоров
1
05.12.17
41
Рисование «Волшебная птица»
1
07.12.17
42
Аппликация «Вырежи и наклей любимую
игрушку»
1
06.12.17
43-44
Рисование «Как мы танцуем на музыкальном
занятии»
2
12.12.17
14.12.17
45
Лепка «Птица»
1
13.12.17
46-47
Рисование«Сказка о царе Салтане»
2
19.12.17
21.12.17
48
Аппликация «Вырежи и наклей любимую
игрушку» (Коллективная композиция «Витрина
магазина игрушек»)
1
20.12.17
49
Рисование героев сказки «Царевна-лягушка»
1
26.12.17
50
Лепка «Дед Мороз»
1
27.12.17
51
Рисование «Зимний пейзаж»
1
28.12.17
12
Январь
52
Аппликация по замыслу
1
10.01.18
53-54
Рисование «Новогодний праздник в детском
саду»
2
09.01.18
11.01.18
55
Коллективная лепка «Звери в зоопарке» ( по
рассказам Е. Чарушина)
1
17.01.18
56
Декоративное рисование «Букет цветов»
1
16.01.18
57
Рисование с натуры керамической фигурки
животного (конь и др.)
1
18.01.18
58
Аппликация «Корабли на рейде»
1
24.01.18
59
Рисование «Иней покрыл деревья»
1
23.01.18
60
Рисование «Сказочный дворец»
1
25.01.18
61
Декоративное рисование по мотивам
хохломской росписи
30.01.18
62
Лепка «Петух»
1
31.01.18
11
Февраль
63
Декоративное рисование по мотивам
хохломской росписи
1
01.02.18
64
Рисование «Сказочное царство»
1
06.02.18
65
Аппликация по замыслу
1
07.02.18
66
Рисование «Наша армия родная»
1
08.02.18
67
Рисование «Зима»
1
13.02.18
68
Лепка «Пограничник с собакой»
1
14.02.18
69
Рисование «Конек-Горбунок»
1
15.02.18
70
Рисование с натуры «Ваза с ветками»
1
20.02.18
71
Аппликация «Поздравительная открытка для
папы»
1
21.02.18
72
Рисование «Уголок групповой комнаты»
1
22.02.18
73
Рисование «Нарисуй, что хочешь, красивое»
1
27.02.18
74
Лепка «Конек-Горбунок»
1
28.02.18
12
Март
75
Аппликация «Поздравительная открытка для
мамы»
1
07.03.18
76
Рисование «Уголок групповой комнаты»
1
01.03.18
77
Рисование «Нарисуй, что ты хочешь красивое»
1
06.03.18
78
Рисование по сказке «Мальчик с пальчик»
1
13.03.18
79
Рисование по сказке В. Даля «Старик –
годовик»
1
15.03.18
80
Лепка сценки из сказки «По щучьему
велению»
1
14.03.18
81
Рисование по замыслу «Кем хочешь быть?»
1
20.03.18
82
Рисование. Знакомство с репродукцией
картины В. Левитана «Весна – большая вода»
1
22.03.18
83
Аппликация «Новые дома на нашей улице»
1
21.03.18
84
Рисование. Рассматривание репродукции
картины В. Левитана «Весна – большая вода»
и В. Бакшеева «голубая весна»
1
27.03.18
85
Рисование «Весна – большая вода»
1
29.03.18
86
Лепка «Декоративная пластина»
1
28.03.18
12
Апрель
87
Рисование «Мой любимый сказочный герой»
1
03.04.18
88
Аппликация «Полет на луну»
1
04.04.18
89-90
Декоративное рисование «Композиция с
цветами и птицами» (по мотивам народной
росписи)
2
05.04.18
10.04.18
91
Лепка «Персонаж любимой сказки»
1
11.04.18
92
Декоративное рисование «Завиток» (по
мотивам хохломской росписи)
1
12.04.18
93
Рисование «Субботник»
1
17.04.18
94
Аппликация по замыслу
1
18.04.18
95
Рисование «Разноцветная страна»
1
19.04.18
96
Рисование «Обложка для книги сказок»
1
24.04.18
97
Лепка по замыслу
1
25.04.18
98
Рисование по сказкам Г.Х. Андерсена
1
26.04.18
12
Май
99
Рисование «Первомайский праздник в городе»
1
03.05.18
100
Рисование «Цветущий сад»
1
08.05.18
101
Рисование «Весна»
1
10.05.18
102
Аппликация с натуры «Цветы в вазе»
1
16.05.18
103-
104
Рисование «Круглый год» («Двенадцать
месяцев»)
2
15.05.18
17.05.18
105
Лепка «Доктор Айболит и его друзья»
1
23.05.18
106-
107
Рисование по замыслу «Родная страна»
2
22.05.18
24.05.18
108
Аппликация «Белка под елью»
1
30.05.18
109
Рисование «Разноцветная страна»
1
29.05.18
110
Рисование «Сказочный дворец»
1
31.05.18
12
всего
110