Автор: Ратникова Ольга Валентиновна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГБОУ школа №471
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация творческой деятельности на уроках через создание интеллект-карт"
Раздел: полное образование
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
По последним исследованиям, доказано, что человеческий мозг может
вместить
в
себя
безграничное
число
информации.
К
сожалению,
мы
не
используем эту возможность на все 100%.
Одним из факторов, почему это происходит, является не правильный
метод запоминания – пустое зазубривание, не использование творческого
мышления. Мы записываем важную информацию в определенном порядке,
забывая про картинки, символы и цвета.
Обучение происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что
все мы разные:
кто восприимчив к визуальной информации (внешняя и внутренняя
информация представляет собой комплекс зрительных образов);
кто-то аудиальной (при этом информация представляет собой комплекс
звуков);
а
кто-то
к
кинестетической
информации
(информация
представляет
собой комплекс ощущений: вкус, осязание, обоняние и другие ощущения
тела).
Соответственно и способы образования у всех должны быть разные.
После многих исследований, на данный момент, самый лучшая методика
запоминания
и
организации
мышления
является
методика
составления
ментальных карт (Mind Mapping).
Ее изобрел Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более
100 книг.
Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется
основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные
мысли
и
шаги,
необходимые
для
реализации
конкретного
проекта
или
задумки. Дальше – больше.
Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще
на несколько ветвей-подпунктов.
Никакого сухого материала, длинных умных фраз и иных способов
сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими
ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более
того, с ними будет работать интересно и продуктивно.
Ментальные карты еще по другому называются:
картами ума,
интеллект-картами,
0
картами знаний,
мыслительными картами,
картами структурирования информации,
картами головы.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний
с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно
включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым,
позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Правила составления ментальных карт:
1) Центральная картинка должна быть значительно больше остальных и
находиться по центру.
2) Используется как минимум 3 разных цвета.
3) Изменяется шрифт в зависимости от важности слов, создавая тем
самым иерархию.
4) Полноценно используется пространство.
5) Используются стрелки для соединения картинок и слов.
Использование ментальных карт на уроках может проходить в разных
формах: использовать готовые ментальные карты, изображенные в учебниках
или на плакатах, приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде
опорных конспектов, по ходу изложения материала строить их на уроке,
организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности
учащихся по использованию готовых карт заний.
Большие возможности
использования ментальных карт имеются при
организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Немало важно поговорить о свойствах ментальных карт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость.
Благодаря
работе
обоих
полушарий
мозга,
использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность.
Интеллект-карта
помогает
выявить
недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи.
1
Возможность
пересмотра.
Пересмотр
ментальных
карт
через
некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также
увидеть новые идеи.
В 21 веке современный подросток не мыслить себя без компьютера. Если
первоначально создание карт выполнялось на бумаге цветными карандашами,
фломастерами, то в настоящее время существует ряд специальных программ,
таких как:
MindMaps
–
платная
программа.
Пожалуй,
лучшая
в
плане
функционала;
XMind
–
есть
бесплатная
версия,
которая
мало
чем
уступает
по
функционалу платным программам
или on-line сервисы:
MindMeister,
Bubbl.
С учетом вышесказанного был сделан выбор темы проекта «Построение
ментальных
карт
как
способ
активизации
учебно–познавательной
деятельности учащихся на уроках информатики при изучении истории Санкт-
Петербурга».
Вывод:
В
заключение
мне
хочется
отметить,
что
использование
ментальных
-
карт
на
каждом
уроке,
конечно,
не
реально,
да
и
нет
необходимости.
Ментальные карты не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот
метод необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении
учителя другими методическими средствами.
Своё выступление хочется закончить словами Александра Георгиевича
Войтова (философа современности) «Будущее за теми, кто мыслит!»
2