Напоминание

"Активизация творческой деятельности на уроках через создание интеллект-карт"


Автор: Ратникова Ольга Валентиновна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГБОУ школа №471
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация творческой деятельности на уроках через создание интеллект-карт"
Раздел: полное образование





Назад




АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

По последним исследованиям, доказано, что человеческий мозг может

вместить

в

себя

безграничное

число

информации.

К

сожалению,

мы

не

используем эту возможность на все 100%.

Одним из факторов, почему это происходит, является не правильный

метод запоминания – пустое зазубривание, не использование творческого

мышления. Мы записываем важную информацию в определенном порядке,

забывая про картинки, символы и цвета.

Обучение происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что

все мы разные:

кто восприимчив к визуальной информации (внешняя и внутренняя

информация представляет собой комплекс зрительных образов);

кто-то аудиальной (при этом информация представляет собой комплекс

звуков);

а

кто-то

к

кинестетической

информации

(информация

представляет

собой комплекс ощущений: вкус, осязание, обоняние и другие ощущения

тела).

Соответственно и способы образования у всех должны быть разные.

После многих исследований, на данный момент, самый лучшая методика

запоминания

и

организации

мышления

является

методика

составления

ментальных карт (Mind Mapping).

Ее изобрел Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более

100 книг.

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется

основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные

мысли

и

шаги,

необходимые

для

реализации

конкретного

проекта

или

задумки. Дальше – больше.

Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще

на несколько ветвей-подпунктов.

Никакого сухого материала, длинных умных фраз и иных способов

сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими

ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более

того, с ними будет работать интересно и продуктивно.

Ментальные карты еще по другому называются:

картами ума,

интеллект-картами,

0

картами знаний,

мыслительными картами,

картами структурирования информации,

картами головы.

Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний

с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно

включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым,

позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Правила составления ментальных карт:

1) Центральная картинка должна быть значительно больше остальных и

находиться по центру.

2) Используется как минимум 3 разных цвета.

3) Изменяется шрифт в зависимости от важности слов, создавая тем

самым иерархию.

4) Полноценно используется пространство.

5) Используются стрелки для соединения картинок и слов.

Использование ментальных карт на уроках может проходить в разных

формах: использовать готовые ментальные карты, изображенные в учебниках

или на плакатах, приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде

опорных конспектов, по ходу изложения материала строить их на уроке,

организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности

учащихся по использованию готовых карт заний.

Большие возможности

использования ментальных карт имеются при

организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Немало важно поговорить о свойствах ментальных карт:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно

окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость.

Благодаря

работе

обоих

полушарий

мозга,

использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность.

Интеллект-карта

помогает

выявить

недостаток

информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти

нестандартные пути решения задачи.

1

Возможность

пересмотра.

Пересмотр

ментальных

карт

через

некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также

увидеть новые идеи.

В 21 веке современный подросток не мыслить себя без компьютера. Если

первоначально создание карт выполнялось на бумаге цветными карандашами,

фломастерами, то в настоящее время существует ряд специальных программ,

таких как:

MindMaps

платная

программа.

Пожалуй,

лучшая

в

плане

функционала;

XMind

есть

бесплатная

версия,

которая

мало

чем

уступает

по

функционалу платным программам

или on-line сервисы:

MindMeister,

Bubbl.

С учетом вышесказанного был сделан выбор темы проекта «Построение

ментальных

карт

как

способ

активизации

учебно–познавательной

деятельности учащихся на уроках информатики при изучении истории Санкт-

Петербурга».

Вывод:

В

заключение

мне

хочется

отметить,

что

использование

ментальных

-

карт

на

каждом

уроке,

конечно,

не

реально,

да

и

нет

необходимости.

Ментальные карты не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот

метод необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении

учителя другими методическими средствами.

Своё выступление хочется закончить словами Александра Георгиевича

Войтова (философа современности) «Будущее за теми, кто мыслит!»

2



В раздел образования