Напоминание

"Психолого-педагогические особенности развития интереса к классической музыке у подростков"


Автор: Малярова Любовь Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Боградская ДШИ"
Населённый пункт: с.Боград республика Хакасия
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Психолого-педагогические особенности развития интереса к классической музыке у подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Боградская ДШИ»

655340, Республика Хакасия, с. Боград, ул. 50 лет Октября, д.19.

Тел. 8(39034) 9-12-38 e-mail: dmh-bograd@rambler

_____________________________________________________________________________

Методическая работа

Тема:

Психолого-педагогические особенности развития интереса к

классической музыке у подростков

Составитель: преподаватель

по классу фортепиано

Малярова Любовь Сергеевна.

2017 год

В настоящее время среди всех художественных предпочтений в сфере

досуга

школьников-подростков

музыка

занимает

лидирующее

положение.

Являясь

важной

частью их жизни, музыка зачастую определяет значимые

жизненные решения и поставляет кумиров, которым учащиеся подражают

.

Современная музыка – неотъемлемая часть подростковой субкультуры.

Она выполняет сразу несколько функций: эмоциональную, компенсаторную,

функцию

межличностного

общения,

самоопределения,

самоутверждения

личности, оказывает значительное влияние на формирование нравственных

качеств

подростков,

их

эстетических

потребностей

и

ценностных

ориентаций.

Ученые-музыканты

и

практикующие

учителя

музыки

с

тревогой

отмечают,

что

для

большинства

современных

школьников-подростков

наибольшей

притягательностью

обладает

музыка

упрощенная,

малохудожественная, иногда откровенно низкопробная, а развитие культуры

слушания идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными

смыслами, характерными для классического музыкального искусства.

Классическая

музыка

не

только

носитель

духовных

ценностей,

хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым важно

овладеть

подрастающим

поколениям.

Приобщение

к

общечеловеческим

ценностям

и

духовному

опыту,

сосредоточенному

в

отечественной

и

зарубежной классической музыке, осуществляется в процессе знакомства с

образцами

высокого

искусства.

Этот

опыт

чрезвычайно

важен

и

ничем

другим незаменим.

Интерес

является

важнейшим

стимулом

к

учению

вообще

и

приобщению школьников к классической музыке, в частности.

Как правило, подростковый возраст, как и любой другой, имеет свои

границы,

и

характеризуется

учеными-психологами

как

переломный,

переходный, критический, как возраст полового созревания. В.С. Мухина о

подростковом возрасте пишет так: «…отрочество, подростковый возраст, –

период

жизни

человека

от

детства

до

юности

в

традиционной

классификации

(от

11–12

до

14–15

лет).

В

этот

самый

короткий

по

астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем

развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через

внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности»[9, с.

345].

Ученые отмечают, что границы подросткового возраста также, как и

границы любого другого возрастного периода, являются относительными. В

классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11–15 годами.

Наступление

подросткового

возраста

в

жизни

ребенка

ознаменовано

формированием

некоторых

новообразований

в

его

психике,

таких

как

понятийное

мышление

и

самосознание,

особенности

развития

эмоциональной сферы, чувство взрослости [приведено по: 3, с. 4-15.].

В

свое

время

Л.С.

Выготский

выделил

четыре

группы

интересов

подростков,

которые

он

назвал

«доминантами»

«эгоцентрическая

доминанта»,

«доминанта

дали»,

«доминанта

усилия»,

«доминанта

романтики». «Эгоцентрическая доминанта», по мнению Л.С. Выготского,

представляет собой интерес подростка к собственному внутреннему миру.

«Доминанта дали» отражает его представления о дальних планах на жизнь.

«Доминанта усилия» объединяет стремление подростка к сопротивлению,

отстаиванию своих интересов, права на собственное мнение, независимое от

мнения

взрослых.

«Доминанта

романтики»

представляет

желание

приключений, стремление к азарту, нарушению запретов и др. [4].

Л.С.

Выготским

выделены

три

точки

созревания

подростка,

органическое,

половое,

социальное.

По

Выготскому,

сначала

наступает

половое

созревание,

затем

органическое

и,

спустя

некоторое

время,

социальное.

Особое

внимание о н обращает

на

развитие

мышления

в

подростковом возрасте. Главное в развитии мышления, по мнению ученого,

овладение

подростком

процессом

образования

понятий,

который

ведет

к

высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

По

словам

ученого,

функция

образования

понятий

лежит

в

основе

всех

интеллектуа льных

изменений

в

этом

возрасте.

« П о н и м а н и е

действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с

собой мышление в понятиях», – пишет он [5].

В современном окружающем мире подросток развивается не только в

учебной

деятельности.

Он

попадает

под

влияние

всей

окружающей

социальной

среды,

которая

не

всегда

бывает

развивающей.

О

влиянии

окружающей рекламы, вещизма, который она транслирует, пишет ученый-

психолог

В.С.

Мухина

так:

«В

современном

мире

вещи

могут

стать

растлителем подростков по многим причинам:1) став основной ценностью,

побуждает мотивацию и ложные представления о полноте жизни;2) став

фетишем, превращает в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей,

побуждает тем самым к зависти и агрессии» [9, с. 456].

Жизнь сложна, полна соблазнов и противоречий, в которых трудно

разобраться

взрослому

человеку,

тем

более

подростку,

который

только

вступает во взрослую жизнь. Многие ответы на сложные и мучительные

противоречия

и

вопросы

может

дать

подростку

искусство

литература,

изобразительное искусство, театр, музыка. Именно в этот период из всех

искусств

подростки

больше

всего

увлекаются

музыкой,

даже

пытаются

организовать свои группы, в которых играют на гитарах, поют то и о том, что

в

данный

момент

больше

всего

отвечает

их

внутренним

интересам

и

потребностям. Об этом пишет А.А. Арсеньев в статье «Подросток глазами

философа» и подчеркивает роль учителя: «Учитель может оказать помощь

подросткам

в

этот

сложный

для

них

период

самоутверждения

в

мире

взрослых.

Важно

заинтересовать

школьников

такими

произведениями,

которые в процессе их обсуждения помогут ответить на многие волнующие

их вопросы [2, с. 2-15].

О

том,

что

для

большинства

подростков

музыка

является

важным

компонентом их жизни, что именно музыка часто определяет их решения и

поставляет кумиров, которым они подражают, писала в 60-е годы XX века

педагог-музыкант

В.Н.

Шацкая.

Она

неоднократно

подчеркивала,

что

музыкальная работа может протекать успешно только при изучении вкусов и

интересов среды, а также при учете влияния школы на быт и художественные

интересы

ребенка…;

познавательный

интерес

обостряет

творческое

воображение,

логическую

и

эмоциональную

память,

сенсорно-моторную

деятельность ученика..., интерес способствует более легкому свободному,

более быстрому протеканию любой деятельности. Он снимает утомление,

нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным»

[приведено по: 1, c. 156].

По мнению современного исследователя В.И. Петрушина, творческий

потенциал,

творческие

возможности

заложены

и

существуют

в

каждом

ребенке, творчество – естественная, природная функция мозга. Но развитие

творческого стиля мышления происходит только в творческой деятельности.

Именно благодаря этому учащийся развивается, приобретает специальный

опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет

интересы и потребности [10, с. 36].

По содержанию многие ученые выделяют интересы материальные,

общественные и духовные.

Д.

Б.

Кабалевский

в

концепции

воспитания

музыкальной

культуры

школьников

утверждал:

«Проблема

интереса

и

увлеченности

одна

из

фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для

успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое

значение

она

приобретает

в

области

искусства,

где

без

эмоциональной

увлеченности

невозможно

достичь

мало-мальски

сносных

результатов,

сколько бы ни отдавать этому сил и времени» [8, с. 6].

Это

имеет

прямое

отношение

к

проблеме

развития

интереса

к

классической

музыке,

поскольку

её

восприятие

невозможно

без

эмоционального начала, эмоционального толчка. Н.В. Прилуцкая считает, что

познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к

ней.

Для

него

характерно

внимание

к

проявлению

стиля

в

музыке,

к

исполнительским средствам выразительности.

По данным Н.В. Прилуцкой, «…в последние годы больше слушателей-

подростков

воспринимают

музыкальное

искусство

на

интеллектуальном

уровне,

они

восхищаются

музыкой

осознанно».

В

своей

статье

она

рассматривает следующие этапы-уровни развития интереса к классической

музыке:

– любопытство (интерес учащихся к новому музыкальному материалу

на уроках);

– любознательность (учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто

новое о заинтересовавшем их музыкальном явлении);

– познавательный интерес (внимание к проявлению стиля в музыке, к

исполнительским средствам выразительности).

Высшей ступенью она считает познавательный интерес (проявление и

развитие

музыкальных

чувств,

потребности

использовать

музыкальные

знания

и

умения

на

практике).

Автор

выделяет

еще

уровень

частного

интереса (узкий интерес к определенным фактам, музыкальным явлениям, к

какой-то одной области музыки) [11, с.26].

Рассматривая

структуру

интереса

к

классической

музыке,

исследователи

приходят

к

различным

мнениям.

Одни

из

них

выделяют

интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты интереса (А. Н.

Сохор, В.Н.Банников, Т.В. Красноперова), другие опускают волевой и вводят

творческий

компонент

(Ю.И.Кривошеев),

третьи

приоритетное

внимание

отдают действенно-практическому компоненту (Ю.В. Таланова).

В.Я.

Семенов

на

основе

анализа

научной

литературы,

а

также

результатов

собственного

исследования,

сформулировал

определение

понятия «интерес к классической музыке». Под интересом к классической

музыке

он

понимает

целостное

динамическое

образование

личности

подростка,

включающее

способность

к

эмоциональному

восприятию

произведений

классической

музыки,

элементарные

знания

в

области

классической музыки, музыкально-эстетическую творческую деятельность

[13, с. 183].

О

том,

что

методы

музыкальной

работы

должны

максимально

стимулировать

интерес,

самостоятельность

и

творческую

инициативу

подростков пишут ученые и педагоги - практики. Все они подчеркивают

важность

владения

учителем

целостным

анализом

музыкальных

произведений, вовлечением учащихся в активное обсуждение содержания

музыки в опоре на проблемный метод, путем формулирования вопросов,

которые побуждают к исследовательскому поиску ответов на поставленные

вопросы,

ведут

к

пониманию

замысла

композитора,

художественно-

педагогической идеи его произведения.

По мнению Л.В. Горюновой, важным методом поддержания интереса

школьников к звучащей музыке является «метод создания художественного

контекста через «выход» за пределы музыки в смежные виды искусства,

историю,

природу,

жизнь»

[6,

с.72].

Практика

показывает

действенность

обращения к произведениям других видов искусства в процессе анализа,

стимулированию

живого

интереса

подростков

к

явлениям

жизни,

выраженным языком разных искусств.

Ю.Б.

Алиев

предостерегает

педагогов-практиков

от

излишнего

навязывания классической музыки, если к ней не сформирован хотя бы

элементарный интерес. Он пишет: «Часто учитель считает, что современным

музыкальным течениям не место на уроке музыке. При этом он не учитывает,

что большинство учащихся любят именно эту музыку, а «навязывание» им

классической музыки может вызвать лишь негативную реакцию[1,с.26].

Об этом же писал Д. Б. Кабалевский в книге «Дорогие мои друзья»: «Я

убежден, что без легкой музыки жизнь была бы немыслима, как без улыбки,

без шутки, без веселого отдыха. Очень худо другое – когда легкая музыка

исчерпывает все музыкальные запросы человека, когда человек бывает глух к

большому искусству или даже, в лучшем случае, полагает, что большое

искусство хоть и заслуживает уважения, но существует для немногих, для

особых знатоков и ценителей профессионалов, а для широких кругов, мол,

вполне достаточно и одной легкой музыки» [7, с.9].

Для

формирования

предпочтений

к

классической

музыке

педагог-

практик А.В. Полозова делится опытом знакомства с классической музыкой

во

взаимодействии

с

музыкой

массовых

популярных

жанров.

Для

возникновения первичного интереса к музыке она считает важным наличие

установки на её восприятие, опоры на имеющиеся у учащихся знания и

умения анализировать музыку, делать из анализа выводы под руководством

учителя.

В

опыте

этого

педагога

была

преодолена

односторонность

музыкальных

интересов

и

предпочтений

у

многих

школьников,

увлекающихся

только

массовой

музыкой;

постепенно

сформировался

интерес к классической музыке [12, с.257-261].

Таким

образом,

обобщая

изученные

взгляды

и

мнения

ученых

и

педагогов-практиков

на

проблему

развития

интереса

подростков

к

классической музыке, можно сделать вывод, что неустойчивость интересов

является возрастной особенностью подросткового периода развития, которую

должен учитывать учитель музыки.

В это время интересы подростков принимают характер страстных, но

кратковременных

увлечений.

Не

вникая

глубоко

в

дело,

подростки

загораются новым интересом. Задача педагогов заключается в том, чтобы

углублять и расширять интересы, делать их действенными, превращать в

стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром их

интересов.

Не идти на поводу у подростков и давать им слушать только ту музыку,

которая

окружает

их

в

повседневной

жизни,

а

предлагать

произведения

классической музыки, показывая в них глубину жизненного содержания,

сравнивая с произведениями легкого жанра, при этом не отрицая важность

для подростков легкой популярной музыки.

Именно

классическая

музыка

носитель

духовных

ценностей,

хранимых человечеством, язык духовного общения, которым важно овладеть

подростку.

Приобщение

к

общечеловеческому

духовному

опыту,

выраженному в классической музыке, чрезвычайно важно и ничем другим

незаменимо.

1.

Алиев

Ю.Б.

Настольная

книга

школьного

учителя-музыканта.

М.:

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2000. – 336 с

2.

Арсеньев А.А. Подросток глазами философа // Искусство в школе. – №

2. – 1995. – С. 2–15.

3.

Быстров

А.

Основные

подходы

к

исследованию

психологической

структуры личности и деятельности подростка // Прикладная психология

и психоанализ. – 2006. – № 2. – С. 4–15.

4.

Выготский Л.С. Педология подростка. – Собр. сочинений в 6 т. – Т.4. –

М., 1982. – 433 с.

5.

Выготский Л.С. Педология подростка. М.,1994. – 172 с.

6.

Горюнова Л.В. Принципы педагогики искусства / Актуальные проблемы

теории и методики музыкального воспитания в школе. – М.: Изд-во

«Прометей» МПГУ, 1991. – С. 21–78.

7.

Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья: сборник / Сост. В. Викторов. –М.:

Молодая гвардия, 1977. – 192 с.

8.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке

д л я

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й

ш к о л ы

/ /

П р о г р а м м ы

д л я

общеобразовательных

учреждений

«Музыка»

1–8

классы

/

под

руководством Д.Б. Кабалевского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. –

224 с.

9.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество:

Учебник

для

студ.

вузов.

4-е

изд.,

стереотип.

М.:

Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

10.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.:

Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. –176 с.

11.Прилуцкая

Н.В.

Формирование

интереса

к

музыке

у

школьников

//

Музыка в школе.– № 3. – 2007. – С.25-27.

12.Полозова

А.В.

Проблема

формирования

музыкальных

предпочтений

школьников-подростков // Научный потенциал: работы молодых ученых,

2011. – № 1. – С. 257– 261.

13.Семенов

В.Я.

Сущностные

характеристики

интереса

к

классической

музыке

у

подростков

общеобразовательной

школе

/

/

МИР

НАУКИ,

КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. – № 6 (49). – 2014. – С.183–186.



В раздел образования