Автор: Малярова Любовь Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Боградская ДШИ"
Населённый пункт: с.Боград республика Хакасия
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Психолого-педагогические особенности развития интереса к классической музыке у подростков"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Боградская ДШИ»
655340, Республика Хакасия, с. Боград, ул. 50 лет Октября, д.19.
Тел. 8(39034) 9-12-38 e-mail: dmh-bograd@rambler
_____________________________________________________________________________
Методическая работа
Тема:
Психолого-педагогические особенности развития интереса к
классической музыке у подростков
Составитель: преподаватель
по классу фортепиано
Малярова Любовь Сергеевна.
2017 год
В настоящее время среди всех художественных предпочтений в сфере
досуга
школьников-подростков
музыка
занимает
лидирующее
положение.
Являясь
важной
частью их жизни, музыка зачастую определяет значимые
жизненные решения и поставляет кумиров, которым учащиеся подражают
.
Современная музыка – неотъемлемая часть подростковой субкультуры.
Она выполняет сразу несколько функций: эмоциональную, компенсаторную,
функцию
межличностного
общения,
самоопределения,
самоутверждения
личности, оказывает значительное влияние на формирование нравственных
качеств
подростков,
их
эстетических
потребностей
и
ценностных
ориентаций.
Ученые-музыканты
и
практикующие
учителя
музыки
с
тревогой
отмечают,
что
для
большинства
современных
школьников-подростков
наибольшей
притягательностью
обладает
музыка
упрощенная,
малохудожественная, иногда откровенно низкопробная, а развитие культуры
слушания идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными
смыслами, характерными для классического музыкального искусства.
Классическая
музыка
–
не
только
носитель
духовных
ценностей,
хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым важно
овладеть
подрастающим
поколениям.
Приобщение
к
общечеловеческим
ценностям
и
духовному
опыту,
сосредоточенному
в
отечественной
и
зарубежной классической музыке, осуществляется в процессе знакомства с
образцами
высокого
искусства.
Этот
опыт
чрезвычайно
важен
и
ничем
другим незаменим.
Интерес
является
важнейшим
стимулом
к
учению
вообще
и
приобщению школьников к классической музыке, в частности.
Как правило, подростковый возраст, как и любой другой, имеет свои
границы,
и
характеризуется
учеными-психологами
как
переломный,
переходный, критический, как возраст полового созревания. В.С. Мухина о
подростковом возрасте пишет так: «…отрочество, подростковый возраст, –
период
жизни
человека
от
детства
до
юности
–
в
традиционной
классификации
(от
11–12
до
14–15
лет).
В
этот
самый
короткий
по
астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем
развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через
внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности»[9, с.
345].
Ученые отмечают, что границы подросткового возраста также, как и
границы любого другого возрастного периода, являются относительными. В
классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11–15 годами.
Наступление
подросткового
возраста
в
жизни
ребенка
ознаменовано
формированием
некоторых
новообразований
в
его
психике,
таких
как
понятийное
мышление
и
самосознание,
особенности
развития
эмоциональной сферы, чувство взрослости [приведено по: 3, с. 4-15.].
В
свое
время
Л.С.
Выготский
выделил
четыре
группы
интересов
подростков,
которые
он
назвал
«доминантами»
–
«эгоцентрическая
доминанта»,
«доминанта
дали»,
«доминанта
усилия»,
«доминанта
романтики». «Эгоцентрическая доминанта», по мнению Л.С. Выготского,
представляет собой интерес подростка к собственному внутреннему миру.
«Доминанта дали» отражает его представления о дальних планах на жизнь.
«Доминанта усилия» объединяет стремление подростка к сопротивлению,
отстаиванию своих интересов, права на собственное мнение, независимое от
мнения
взрослых.
«Доминанта
романтики»
представляет
желание
приключений, стремление к азарту, нарушению запретов и др. [4].
Л.С.
Выготским
выделены
три
точки
созревания
подростка,
–
органическое,
половое,
социальное.
По
Выготскому,
сначала
наступает
половое
созревание,
затем
органическое
и,
спустя
некоторое
время,
социальное.
Особое
внимание о н обращает
на
развитие
мышления
в
подростковом возрасте. Главное в развитии мышления, по мнению ученого,
овладение
подростком
процессом
образования
понятий,
который
ведет
к
высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
По
словам
ученого,
функция
образования
понятий
лежит
в
основе
всех
интеллектуа льных
изменений
в
этом
возрасте.
« П о н и м а н и е
действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с
собой мышление в понятиях», – пишет он [5].
В современном окружающем мире подросток развивается не только в
учебной
деятельности.
Он
попадает
под
влияние
всей
окружающей
социальной
среды,
которая
не
всегда
бывает
развивающей.
О
влиянии
окружающей рекламы, вещизма, который она транслирует, пишет ученый-
психолог
В.С.
Мухина
так:
«В
современном
мире
вещи
могут
стать
растлителем подростков по многим причинам:1) став основной ценностью,
побуждает мотивацию и ложные представления о полноте жизни;2) став
фетишем, превращает в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей,
побуждает тем самым к зависти и агрессии» [9, с. 456].
Жизнь сложна, полна соблазнов и противоречий, в которых трудно
разобраться
взрослому
человеку,
тем
более
подростку,
который
только
вступает во взрослую жизнь. Многие ответы на сложные и мучительные
противоречия
и
вопросы
может
дать
подростку
искусство
–
литература,
изобразительное искусство, театр, музыка. Именно в этот период из всех
искусств
подростки
больше
всего
увлекаются
музыкой,
даже
пытаются
организовать свои группы, в которых играют на гитарах, поют то и о том, что
в
данный
момент
больше
всего
отвечает
их
внутренним
интересам
и
потребностям. Об этом пишет А.А. Арсеньев в статье «Подросток глазами
философа» и подчеркивает роль учителя: «Учитель может оказать помощь
подросткам
в
этот
сложный
для
них
период
самоутверждения
в
мире
взрослых.
Важно
заинтересовать
школьников
такими
произведениями,
которые в процессе их обсуждения помогут ответить на многие волнующие
их вопросы [2, с. 2-15].
О
том,
что
для
большинства
подростков
музыка
является
важным
компонентом их жизни, что именно музыка часто определяет их решения и
поставляет кумиров, которым они подражают, писала в 60-е годы XX века
педагог-музыкант
В.Н.
Шацкая.
Она
неоднократно
подчеркивала,
что
музыкальная работа может протекать успешно только при изучении вкусов и
интересов среды, а также при учете влияния школы на быт и художественные
интересы
ребенка…;
познавательный
интерес
обостряет
творческое
воображение,
логическую
и
эмоциональную
память,
сенсорно-моторную
деятельность ученика..., интерес способствует более легкому свободному,
более быстрому протеканию любой деятельности. Он снимает утомление,
нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным»
[приведено по: 1, c. 156].
По мнению современного исследователя В.И. Петрушина, творческий
потенциал,
творческие
возможности
заложены
и
существуют
в
каждом
ребенке, творчество – естественная, природная функция мозга. Но развитие
творческого стиля мышления происходит только в творческой деятельности.
Именно благодаря этому учащийся развивается, приобретает специальный
опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет
интересы и потребности [10, с. 36].
По содержанию многие ученые выделяют интересы материальные,
общественные и духовные.
Д.
Б.
Кабалевский
в
концепции
воспитания
музыкальной
культуры
школьников
утверждал:
«Проблема
интереса
и
увлеченности
–
одна
из
фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для
успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое
значение
она
приобретает
в
области
искусства,
где
без
эмоциональной
увлеченности
невозможно
достичь
мало-мальски
сносных
результатов,
сколько бы ни отдавать этому сил и времени» [8, с. 6].
Это
имеет
прямое
отношение
к
проблеме
развития
интереса
к
классической
музыке,
поскольку
её
восприятие
невозможно
без
эмоционального начала, эмоционального толчка. Н.В. Прилуцкая считает, что
познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к
ней.
Для
него
характерно
внимание
к
проявлению
стиля
в
музыке,
к
исполнительским средствам выразительности.
По данным Н.В. Прилуцкой, «…в последние годы больше слушателей-
подростков
воспринимают
музыкальное
искусство
на
интеллектуальном
уровне,
они
восхищаются
музыкой
осознанно».
В
своей
статье
она
рассматривает следующие этапы-уровни развития интереса к классической
музыке:
– любопытство (интерес учащихся к новому музыкальному материалу
на уроках);
– любознательность (учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто
новое о заинтересовавшем их музыкальном явлении);
– познавательный интерес (внимание к проявлению стиля в музыке, к
исполнительским средствам выразительности).
Высшей ступенью она считает познавательный интерес (проявление и
развитие
музыкальных
чувств,
потребности
использовать
музыкальные
знания
и
умения
на
практике).
Автор
выделяет
еще
уровень
частного
интереса (узкий интерес к определенным фактам, музыкальным явлениям, к
какой-то одной области музыки) [11, с.26].
Рассматривая
структуру
интереса
к
классической
музыке,
исследователи
приходят
к
различным
мнениям.
Одни
из
них
выделяют
интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты интереса (А. Н.
Сохор, В.Н.Банников, Т.В. Красноперова), другие опускают волевой и вводят
творческий
компонент
(Ю.И.Кривошеев),
третьи
приоритетное
внимание
отдают действенно-практическому компоненту (Ю.В. Таланова).
В.Я.
Семенов
на
основе
анализа
научной
литературы,
а
также
результатов
собственного
исследования,
сформулировал
определение
понятия «интерес к классической музыке». Под интересом к классической
музыке
он
понимает
целостное
динамическое
образование
личности
подростка,
включающее
способность
к
эмоциональному
восприятию
произведений
классической
музыки,
элементарные
знания
в
области
классической музыки, музыкально-эстетическую творческую деятельность
[13, с. 183].
О
том,
что
методы
музыкальной
работы
должны
максимально
стимулировать
интерес,
самостоятельность
и
творческую
инициативу
подростков пишут ученые и педагоги - практики. Все они подчеркивают
важность
владения
учителем
целостным
анализом
музыкальных
произведений, вовлечением учащихся в активное обсуждение содержания
музыки в опоре на проблемный метод, путем формулирования вопросов,
которые побуждают к исследовательскому поиску ответов на поставленные
вопросы,
ведут
к
пониманию
замысла
композитора,
художественно-
педагогической идеи его произведения.
По мнению Л.В. Горюновой, важным методом поддержания интереса
школьников к звучащей музыке является «метод создания художественного
контекста через «выход» за пределы музыки в смежные виды искусства,
историю,
природу,
жизнь»
[6,
с.72].
Практика
показывает
действенность
обращения к произведениям других видов искусства в процессе анализа,
стимулированию
живого
интереса
подростков
к
явлениям
жизни,
выраженным языком разных искусств.
Ю.Б.
Алиев
предостерегает
педагогов-практиков
от
излишнего
навязывания классической музыки, если к ней не сформирован хотя бы
элементарный интерес. Он пишет: «Часто учитель считает, что современным
музыкальным течениям не место на уроке музыке. При этом он не учитывает,
что большинство учащихся любят именно эту музыку, а «навязывание» им
классической музыки может вызвать лишь негативную реакцию[1,с.26].
Об этом же писал Д. Б. Кабалевский в книге «Дорогие мои друзья»: «Я
убежден, что без легкой музыки жизнь была бы немыслима, как без улыбки,
без шутки, без веселого отдыха. Очень худо другое – когда легкая музыка
исчерпывает все музыкальные запросы человека, когда человек бывает глух к
большому искусству или даже, в лучшем случае, полагает, что большое
искусство хоть и заслуживает уважения, но существует для немногих, для
особых знатоков и ценителей профессионалов, а для широких кругов, мол,
вполне достаточно и одной легкой музыки» [7, с.9].
Для
формирования
предпочтений
к
классической
музыке
педагог-
практик А.В. Полозова делится опытом знакомства с классической музыкой
во
взаимодействии
с
музыкой
массовых
популярных
жанров.
Для
возникновения первичного интереса к музыке она считает важным наличие
установки на её восприятие, опоры на имеющиеся у учащихся знания и
умения анализировать музыку, делать из анализа выводы под руководством
учителя.
В
опыте
этого
педагога
была
преодолена
односторонность
музыкальных
интересов
и
предпочтений
у
многих
школьников,
увлекающихся
только
массовой
музыкой;
постепенно
сформировался
интерес к классической музыке [12, с.257-261].
Таким
образом,
обобщая
изученные
взгляды
и
мнения
ученых
и
педагогов-практиков
на
проблему
развития
интереса
подростков
к
классической музыке, можно сделать вывод, что неустойчивость интересов
является возрастной особенностью подросткового периода развития, которую
должен учитывать учитель музыки.
В это время интересы подростков принимают характер страстных, но
кратковременных
увлечений.
Не
вникая
глубоко
в
дело,
подростки
загораются новым интересом. Задача педагогов заключается в том, чтобы
углублять и расширять интересы, делать их действенными, превращать в
стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром их
интересов.
Не идти на поводу у подростков и давать им слушать только ту музыку,
которая
окружает
их
в
повседневной
жизни,
а
предлагать
произведения
классической музыки, показывая в них глубину жизненного содержания,
сравнивая с произведениями легкого жанра, при этом не отрицая важность
для подростков легкой популярной музыки.
Именно
классическая
музыка
–
носитель
духовных
ценностей,
хранимых человечеством, язык духовного общения, которым важно овладеть
подростку.
Приобщение
к
общечеловеческому
духовному
опыту,
выраженному в классической музыке, чрезвычайно важно и ничем другим
незаменимо.
1.
Алиев
Ю.Б.
Настольная
книга
школьного
учителя-музыканта.
–
М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2000. – 336 с
2.
Арсеньев А.А. Подросток глазами философа // Искусство в школе. – №
2. – 1995. – С. 2–15.
3.
Быстров
А.
Основные
подходы
к
исследованию
психологической
структуры личности и деятельности подростка // Прикладная психология
и психоанализ. – 2006. – № 2. – С. 4–15.
4.
Выготский Л.С. Педология подростка. – Собр. сочинений в 6 т. – Т.4. –
М., 1982. – 433 с.
5.
Выготский Л.С. Педология подростка. М.,1994. – 172 с.
6.
Горюнова Л.В. Принципы педагогики искусства / Актуальные проблемы
теории и методики музыкального воспитания в школе. – М.: Изд-во
«Прометей» МПГУ, 1991. – С. 21–78.
7.
Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья: сборник / Сост. В. Викторов. –М.:
Молодая гвардия, 1977. – 192 с.
8.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке
д л я
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й
ш к о л ы
/ /
П р о г р а м м ы
д л я
общеобразовательных
учреждений
«Музыка»
1–8
классы
/
под
руководством Д.Б. Кабалевского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. –
224 с.
9.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество:
Учебник
для
студ.
вузов.
–
4-е
изд.,
стереотип.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
10.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.:
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. –176 с.
11.Прилуцкая
Н.В.
Формирование
интереса
к
музыке
у
школьников
//
Музыка в школе.– № 3. – 2007. – С.25-27.
12.Полозова
А.В.
Проблема
формирования
музыкальных
предпочтений
школьников-подростков // Научный потенциал: работы молодых ученых,
2011. – № 1. – С. 257– 261.
13.Семенов
В.Я.
Сущностные
характеристики
интереса
к
классической
музыке
у
подростков
общеобразовательной
школе
/
/
МИР
НАУКИ,
КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. – № 6 (49). – 2014. – С.183–186.