Автор: Лазарева Светлана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Радуга"
Населённый пункт: г. Зарайск, Микрорайон 2,дом 39
Наименование материала: Статья "Развитие интеллектуальных способностей воспитанников через формирование элементарных математических представлений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство согласно требованиям ФГОС"
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через формирование элементарных математических представлений согласно требованиям ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение.
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников
через формирование элементарных математических представлений
с целью вовлечения родителей в единое образовательное
пространство согласно требованиям ФГОС»
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида №2 «Радуга»
г. Зарайска Московской области
воспитатель:
Лазарева С.О.
Октябрь 2017 год
«Кто
с
детских
лет
занимается
математикой,
тот
развивает
внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в
достижении цели»
А. Маркушевич.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) был утвержден
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС)
дошкольного образования, который вступает в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования выделяет пять образовательных областей:
— Социально-коммуникативное развитие.
— Речевое развитие.
— Художественно-эстетическое развитие.
— Физическое развитие.
— Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой
активности;
формирование
первичных
представлений
о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении
и
покое,
причинах
и
следствиях
и
др.),
о
малой
родине
и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Во ФГОС используются три термина: «познавательное развитие»,
«познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое,
выяснять
непонятное
о
качествах,
свойствах
предметов,
явлений
действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними
связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он
стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается
внутренняя
целеустремленность
и
формируется
постоянная
потребность
использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и
кругозора.
Познавательное
развитие –
это
совокупность
количественных
и
качественных
изменений,
происходящих
в
познавательных
психических
процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта
ребёнка.
Ядром
познавательного
развития
является
развитие
умственных
способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия
успешного овладения и выполнения деятельности.
Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного
образования.
Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС - это требования к структуре
образовательной программы и её объёму. Здесь определяется, в числе других
образовательных областей, содержание познавательного развития.
Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:
—
Развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации.
— Формирование познавательных действий, становление сознания.
— Развитие воображения и творческой активности.
— Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира.
—
Формирование
представлений
о
свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего
мира
(форме,
цвете,
размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях).
— Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках.
— Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
— Ознакомление с предметным окружением.
— Ознакомление с социальным миром.
— Ознакомление с миром природы.
— Формирование элементарных математических представлений.
Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В
программе «От рождения до школы» 2014 г. Издание 3 для каждой группы
указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть
реализовано.
Развитие
элементарных
математических
представлений
-
это
исключительно
важная
часть
интеллектуального
и
личностного
развития
дошкольника. Многочисленными исследованиями доказано, что возрастные
возможности
детей
дошкольного
возраста
позволяют
формировать
у
них
научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом
подчеркивается,
что
в
соответствии
с
возрастом
ребенка
необходимо
подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на конкретных
возрастных
этапах
создаются
наиболее
благоприятные
условия
формирования определенных знаний и умений.
Под формированием элементарных математических представлений многие
авторы понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и
усвоения
знаний,
приемов
и
способов
умственной
деятельности,
предусмотренных
программными
требованиями.
Математические
представления являются средством математического развития ребенка.
При
постановке
и
реализации
задач
математического
развития
дошкольников учитывают:
-
закономерности
становления
и
развития
познавательной
деятельности,
умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;
- возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с
ними навыков и умений;
- принцип преемственности в работе детского сада и школы.
Выделяют пять видов математических представлений: количественные,
величинные, геометрические, пространственные и временные.
Среди
задач
по
формированию
элементарных
математических
представлений у детей выделяются главные, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени как основы математического развития;
-
формирование
широкой
начальной
ориентации
в
количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-
формирование
навыков
и
умений
в
счете,
вычислениях,
измерении,
моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
-
развитие
познавательных
интересов
и
способностей,
логического
мышления, общее развитие ребенка.
В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму,
характер
поверхности,
вес,
расположение
в
пространстве
и
др.
Эта
деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при
помощи наглядно-действенного мышления.
Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество
необходимой
информации:
названия
предметов,
действий,
свойств,
отношение
взрослых
ко
всему
окружающему.
Совместные
игры
со
сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить
знания и умения полученные ранее.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов
деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные,
потому
что
в
этих
играх
удовлетворяется
стремление
ребёнка
к
самостоятельности,
активному
участию
в
жизни
взрослых.
Игра
для
дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она
помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с
правилами
в
том
числе,
удовлетворяют
ненасыщаемую
потребность
в
познании окружающего.
Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем
возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё
мнение,
задавать
«цепочки»
вопросов,
обсуждать
серьёзные
вопросы,
настаивать на чём-то.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически
детских
видов
деятельности
позволяет
реализовать
содержание
познавательного
развития,
интегрируя
его
с
другими
образовательными
областями.
Особое
внимание
уделяется
предметно-пространственной
развивающей среде
В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации
основной образовательной программы.
Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где
перечислены
конкретные
требования к
развивающей
предметно-
пространственной среде ДОУ.
«Развивающая предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям
детей
и
содержанию Программы».
Одним из важных условий при создании развивающей предметно –
пространственной
среды
является
соответствие
материала
возрасту
дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время
сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и
доступность
их
содержания
должны
соответствовать
сегодняшним
закономерностям
и
особенностям
развития
детей
данного
конкретного
возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять
же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что
следующая
возрастная
группа
является
хранителем
среды
предыдущей
группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой
ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на
такие показатели соответствия среды возрасту детей.
Важным
показателем
познавательного
развития
является
проявление
любознательности.
К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить
начальные представления в области естествознания, математики, истории.
Научить,
опираясь
на
собственные
знания,
принимать
самостоятельные
решения в разных видах деятельности.
Одной
из
основных
задач
детского
сада
является
установление
положительных
взаимоотношений
между
воспитателями
и
родителями,
разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических
знаний,
привлечение
внимания
родителей
к
ребенку
и
освещение
последствий
негативных
отношений
в
семье;
повышение
уровня
педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями». Но не
мало важным является вовлечение родителей в образовательный процесс.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание
уделяется взаимоотношениям с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают
его
открытость,
тесное
сотрудничество
и
взаимодействие
с
другими
социальными
институтами,
помогающими
ему
решать
образовательные
задачи.
На
современном
этапе
детский
сад
постепенно
превращается
в
открытую
образовательную
систему:
с
одной
стороны,
педагогический
процесс дошкольного учреждения становится более
свободным,
гибким,
дифференцированным,
гуманным
со
стороны
педагогического
коллектива,
с
другой
-
педагоги
ориентируются
на
сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными
институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство —
взаимовыгодное
взаимодействие
различных
секторов
обще ства,
направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого
развития
социальных
отношений
и
повышение
качества
жизни,
осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Детская образовательная организация сегодня находится в режиме
развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости
от этого меняется формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу по взаимоотношению с родителями,
надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем с
анализа
социального
состава
родителей,
их
настроя
и
ожиданий
от
пребывания
ребенка
в
детском
саду.
Проведение
анкетирования,
личных
бесед
на
эту
тему
помогает
правильно
выстроить
взаимоотношения
с
родителями,
сделать
ее
эффективной,
подобрать
интересные
формы
взаимодействия
с
семьей.
Папки
–
передвижки
и
консультации
помогут
родителям заинтересовывать детей в образовательном процессе.
Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что воспитательно-
развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, --
это
интеллектуально-нравственное
развитие
личности,
приобретение
ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру,
формирование потребности в знаниях и познании.
Таким
образом,
при
условии
правильного
организованного
педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых,
учитывающих
особенности
детского
восприятия,
а
также
с
правильно
организованной
предметно
–
развивающей
средой
дети
могут
уже
в
дошкольном
возрасте
без
перегрузок
напряжения
усвоить
предложенный
материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в
виду
не
количество
накопленных
знаний,
а
именно
готовность
к
мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного
детства.
Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!
Литература:
1. «Программа от рождения до школы» 2014год издание 3.
2 . Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.10.2013
N
1155
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Интернет ресурсы.