Автор: Михалкина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Юнгинская СОШ им.С.М.Михайлова"
Населённый пункт: с.Юнга Чувашская Республика
Наименование материала: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ"
Раздел: начальное образование
Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год
Данная
учебная
программа
разработана
на основе Федерального государственного
образовательного
стандарт
начального
общего
образования
(приказ
Минобрнауки
России
от
06.10.2009
№
373
"Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования") с учётом всех изменений; базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики от 2005 года (приказ №
473
от
10.06.2005г.)
с
учетом
всех
изменений;
программы
«Музыка»-
авторов
Е.Д.Критская,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение,2012 (УМК «Школа России»)
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно
базисному
(образовательному)
плану
образовательных
учреждений
РФ
на
изучение
предмета «Музыка» в начальной школе выделяется в 2 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных
недель).
Ступень уровня общего образования - начальное общее образование
Составитель программы – Михалкина С.Г., учитель музыки
В неделю – 1 час
Всего – 34 часа
I четверть- 9 часов
II четверть- 7 часов
III четверть- 10 часов
IV четверть- 8 часа
1.
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
Личностные результаты изучения музыки отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою
Родину,
российский
народ
и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры
(народной и композиторской музыки), осознания особой роли русской музыкальной культуры в
отечественном и мировом музыкальном процессе;
2) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций в опоре на
представления о поликультурном пространстве многонационального российского общества;
3 ) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир сквозь призму
богатой
палитры
музыкальных
образов,
выявления
процессов
интеграции
и
взаимодействия
музыкальных культур разных народов, общности жанров и форм, связи музыки с другими видами
искусства; в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, на
основе и разнообразия образного строя,
4 ) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с музыкальными культурами других народов, выявления в них общих
закономерностей
развития,
процессов
взаимовлияния
разных
композиторских
школ,
общности
нравственных, ценностных, эстетических установок
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участии музыкальной
жизни класса, школы, города и др.
6) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
посредством
раскрытия
связей
и
отношений
между
музыкой
и
жизнью,
освоения
способов
отражения жизни в музыке и различных типов воздействия музыки на человека.
7)
формирование
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики и их коллективного
обсуждения.
8 ) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к
искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
9
) развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей посредством «погружения» в
разные музыкальные образы в процессе осуществления разных видов собственной исполнительской
деятельности, а также сравнения разных интерпретаций одного произведения.
10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций в процессе
выполнения проектных заданий и проектных работ.
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через формирование
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного
отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры.
12) формирование мотивации к музыкальному творчеству, ориентированному на результат,
на основе триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя.
Метапредметные результаты изучения музыки отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
импровизации, а также восприятия, анализа и исполнения музыкальных произведений;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата
в
процессе
освоения
действий
интегративного
характера при участии в индивидуальных, групповых проектных работах;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности на
основе сравнения творческих работ, выработка способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха за счет ;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в ходе творческого
сотрудничества на уроках музыки, соотнесения результатов своей деятельности с результатами
других учащихся;
6) использование знаково-символических средств записи музыки для создания графической
модели изучаемого музыкального произведения, схемы его композиции, исполнительского плана,
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8)
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами
и
технологиями
учебного
предмета;
в
том
числе
умение
вводить
текст
с
помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей
и
жанров
в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
1) овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Такие задания способствуют
выстраиванию
доказательной
речи,
выдвижению
гипотез.
Построение
своего
ответа
требует
структурирования речи посредством выделения причинно-следственных связей.
10)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)
определение
общей
цели
и
путей
ее
достижения;
умение
договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
13)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
14)
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15)
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты по предмету «Музыка» В результате обучения по данной программе
на
ступени
общего
начального
образования
у
учащихся
будут
сформированы
основы
музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие, развитый художественный
вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные
и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового
музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной
культуре
ее
народов;
начнут
развиваться
образно-ассоциативное
мышление
и
воображение,
музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах
музыкальной деятельности.
Учащиеся научатся:
-
активно
творчески
воспринимать
музыку
различных
жанров,
форм,
стилей:
понимать
причинно-следственные
связи
развития
музыкальных
образов
и
их
взаимодействия,
моделировать ход последующих событий и т.д.;
-
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека и эмоционально
откликаться на нее, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-
творческой деятельности;
-
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в
том числе родного края);
-
сопоставлять
различные
образцы
народной
и
профессиональной
музыки,
ценить
отечественные музыкальные традиции;
-
воплощать
в
пении,
слове,
движении,
игре
на
простейших
музыкальных
инструментах
художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народного и
профессионального музыкального творчества;
-
соотносить
выразительные
и
изобразительные
интонации,
узнавать
характерные
черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности на основе полученных знаний;
-
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,
тем, образов, распознавать художественный смысл музыкальных произведений разных форм
и жанров;
-
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
ансамблевого,
коллективного
(хорового,
инструментального) воплощения различных художественных образов;
-
исполнять
музыкальные
произведения
разных
форм
и
жанров
(пение,
драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование,
импровизация
и
др.);
-
определять
виды
музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы
в
звучании
различных
музыкальных инструментов;
-
оценивать и соотносить образное содержание и музыкальный язык народного творчества
разных стран мира.
Выпускники получат возможность научиться:
-
реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские
замыслы в различных видах музыкальной деятельности;
-
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность,
музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-
использовать систему графической записи для ориентации в музыкальном произведении в
разных видах музыкальной деятельности;
-
адекватно оценивать образцы народного и профессионального музыкального творчества
разных народов мира;
-
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,
представлять
широкой
публике
результаты
собственной
музыкально-творческой
деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основная
идея первого
класса
–
в
процессе
знакомства
с
музыкальными
образами
различных жанров музыки, раскрытия многогранных связей музыки и жизни подвести школьников
к
осознанию
самостоятельности
музыки
как
вида
искусства,
способного
своими
средствами
передавать чувства и мысли людей.
Осваивая жанровые особенности и образную палитру песенной, танцевальной, маршевой
музыки как народной, так и профессиональной традиций, школьники через
интонацию учатся
слышать музыкального героя и все важнейшие обстоятельства его жизни, углубляясь в проблему
жизненного содержания музыкального образа, его стилевого своеобразия.
Одновременно формируется умение «видеть» сквозь «интонационную оболочку» образа его
конструктивную основу, помогающую осваивать средства музыкальной выразительности, выделять
структурно-смысловые
элементы
темы,
служащие
опорой
для
ее
целостной
или
частичной
трансформации.
На начальном этапе подготовки к усвоению детьми крупных музыкальных произведений
ведется интенсивная работа по развитию музыкального мышления школьников. Освоение логики
преобразования
одного
музыкального
образа
и
установления
родства
контрастных
образов
происходит с использованием элементов игровых технологий на уроке. Это является, с одной
стороны, «гимнастикой» запоминания, что позволяет осваивать развернутые фрагменты, части
крупных музыкальных произведений. Внимание школьников сосредоточивается на изменениях,
движении,
развитии
в
музыке
как
процессе
развертывания
содержания,
череды
музыкальных
событий.
С
другой
стороны,
активизируется
внимание
школьников
в
процессе
освоения
качественных преобразований музыкальных образов через накопление в них различных нюансов,
порой
незначительных
изменений,
через
сопоставление
с
другими
образами,
их
постепенное
сближение и объединение.
Пониманию своеобразия образов симфонии как инструментального жанра, способствует
раскрытие специфики обобщенного типа симфонической сюжетности, не связанной напрямую ни
со звукоизобразительностью, ни с литературной программой, словесным рядом или названиями.
Акцент на психологической мотивированности симфонического развертывания музыкальной мысли
позволяет
ребенку
не
только
глубже
анализировать
услышанное,
но
и
предвосхищать,
предугадывать последующее развитие событий.
Ведущая роль музыки в синтетических жанрах
-
опере и балете
-
позволяет организовывать
«вхождение» в них посредством моделирования: воссоздавать по музыке характеры героев, их
жизненные обстоятельства, место и время действия, смысл слов и жестов, с которыми герои будут
исполнять эту музыку, их сценический облик, особенности движения, декораций и т.д. Подобный
«действенный анализ» естественно подводит ребенка к инсценировке фрагментов оперы и балета,
«музицированию действием».
Сквозная
линия
в
содержании
занятий
первого
класса
-
рассмотрение закономерностей
музыкальной речи через сравнение с другими способами коммуникации: как разговорная речь, язык
жестов
и
пластики,
изобразительный
язык
переплавляются
в
музыкальную
речь,
значительно
обогащая ее, обеспечивая ее доступность слушателям.
Выявление своеобразия музыкальной речи разных композиторов происходит через сравнение
их музыки, и в том числе произведений, написанных на одну тему. Школьники выявляют и общее,
и своеобразно- индивидуальное в прочтении темы каждым композитором, подходах к ее развитию,
в подборе к ней контрастных тем.
3.
Тематическое планирование по музыке
Программа «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
№ урока
Тема
Количество часов
Тема I полугодия: Музыка вокруг нас
1
И муза вечная со мной.
1
2
Хоровод муз.
1
3
Повсюду музыка слышна.
1
4
Душа музыки – мелодия.
1
5
Музыка осени.
1
6
Сочини мелодию.
1
7
Азбука, азбука каждому нужна.
1
8
Музыкальная азбука.
1
9
Музыкальные инструменты.
1
10
Садко.
1
11
Музыкальные инструменты.
1
12
Звучащие картины.
1
13
Разыграй песню.
1
14
Пришло Рождество, начинается торжество.
1
15
Родной обычай старины.
1
16
Добрый праздник среди зимы.
1
Тема II полугодия: Музыка и ты.
17
Край, в котором ты живешь.
1
18
Поэт, художник, композитор.
1
19
Музыка утра.
1
20
Музыка вечера.
1
21
Музыкальные портреты.
1
22
Разыграй сказку.
1
23
У каждого свой музыкальный инструмент.
1
24
Музы не молчали.
1
25
Музыкальные инструменты.
1
26
Мамин праздник.
1
27
Музыкальные инструменты.
1
28
Чудесная лютня.
1
29
Звучащие картины.
1
30
Музыка в цирке.
1
31
Дом, который звучит.
1
32
Опера-сказка.
1
33
Ничего на свете лучше нету.
1
Итого
33