Напоминание

"РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ"


Автор: Михалкина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Юнгинская СОШ им.С.М.Михайлова"
Населённый пункт: с.Юнга Чувашская Республика
Наименование материала: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год

Данная

учебная

программа

разработана

на основе Федерального государственного

образовательного

стандарт

начального

общего

образования

(приказ

Минобрнауки

России

от

06.10.2009

373

"Об

утверждении

и

введении

в

действие

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования") с учётом всех изменений; базисного

учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики от 2005 года (приказ №

473

от

10.06.2005г.)

с

учетом

всех

изменений;

программы

«Музыка»-

авторов

Е.Д.Критская,

Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение,2012 (УМК «Школа России»)

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно

базисному

(образовательному)

плану

образовательных

учреждений

РФ

на

изучение

предмета «Музыка» в начальной школе выделяется в 2 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных

недель).

Ступень уровня общего образования - начальное общее образование

Составитель программы – Михалкина С.Г., учитель музыки

В неделю – 1 час

Всего – 34 часа

I четверть- 9 часов

II четверть- 7 часов

III четверть- 10 часов

IV четверть- 8 часа

1.

Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»

Личностные результаты изучения музыки отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою

Родину,

российский

народ

и

историю

России,

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры

(народной и композиторской музыки), осознания особой роли русской музыкальной культуры в

отечественном и мировом музыкальном процессе;

2) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций в опоре на

представления о поликультурном пространстве многонационального российского общества;

3 ) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир сквозь призму

богатой

палитры

музыкальных

образов,

выявления

процессов

интеграции

и

взаимодействия

музыкальных культур разных народов, общности жанров и форм, связи музыки с другими видами

искусства; в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, на

основе и разнообразия образного строя,

4 ) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов на основе знакомства с музыкальными культурами других народов, выявления в них общих

закономерностей

развития,

процессов

взаимовлияния

разных

композиторских

школ,

общности

нравственных, ценностных, эстетических установок

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участии музыкальной

жизни класса, школы, города и др.

6) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

посредством

раскрытия

связей

и

отношений

между

музыкой

и

жизнью,

освоения

способов

отражения жизни в музыке и различных типов воздействия музыки на человека.

7)

формирование

представлений

о

нравственных

нормах,

социальной

справедливости

и

свободе на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики и их коллективного

обсуждения.

8 ) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития

музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к

искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

9

) развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей посредством «погружения» в

разные музыкальные образы в процессе осуществления разных видов собственной исполнительской

деятельности, а также сравнения разных интерпретаций одного произведения.

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций в процессе

выполнения проектных заданий и проектных работ.

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через формирование

представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного

отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры.

12) формирование мотивации к музыкальному творчеству, ориентированному на результат,

на основе триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Метапредметные результаты изучения музыки отражают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

осуществлять поиск средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе

импровизации, а также восприятия, анализа и исполнения музыкальных произведений;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии

с

поставленной

задачей

и

условиями

ее

реализации;

определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата

в

процессе

освоения

действий

интегративного

характера при участии в индивидуальных, групповых проектных работах;

4)

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности на

основе сравнения творческих работ, выработка способности конструктивно действовать даже в

ситуациях неуспеха за счет ;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в ходе творческого

сотрудничества на уроках музыки, соотнесения результатов своей деятельности с результатами

других учащихся;

6) использование знаково-символических средств записи музыки для создания графической

модели изучаемого музыкального произведения, схемы его композиции, исполнительского плана,

решения учебных и практических задач;

7)

активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных

задач;

8)

использование

различных

способов

поиска

справочных

источниках

и

открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,

передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными

задачами

и

технологиями

учебного

предмета;

в

том

числе

умение

вводить

текст

с

помощью

клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать

изображения, звуки,

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение

навыками

смыслового

чтения

текстов

различных

стилей

и

жанров

в

соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

1) овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Такие задания способствуют

выстраиванию

доказательной

речи,

выдвижению

гипотез.

Построение

своего

ответа

требует

структурирования речи посредством выделения причинно-следственных связей.

10)

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)

определение

общей

цели

и

путей

ее

достижения;

умение

договариваться

о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в

совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12)

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон

и сотрудничества;

13)

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии

с содержанием конкретного учебного предмета;

14)

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

15)

умение

работать

в

материальной

и

информационной

среде

начального

общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета.

Предметные результаты по предмету «Музыка» В результате обучения по данной программе

на

ступени

общего

начального

образования

у

учащихся

будут

сформированы

основы

музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие, развитый художественный

вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные

и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового

музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной

культуре

ее

народов;

начнут

развиваться

образно-ассоциативное

мышление

и

воображение,

музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах

музыкальной деятельности.

Учащиеся научатся:

-

активно

творчески

воспринимать

музыку

различных

жанров,

форм,

стилей:

понимать

причинно-следственные

связи

развития

музыкальных

образов

и

их

взаимодействия,

моделировать ход последующих событий и т.д.;

-

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека и эмоционально

откликаться на нее, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-

творческой деятельности;

-

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в

том числе родного края);

-

сопоставлять

различные

образцы

народной

и

профессиональной

музыки,

ценить

отечественные музыкальные традиции;

-

воплощать

в

пении,

слове,

движении,

игре

на

простейших

музыкальных

инструментах

художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народного и

профессионального музыкального творчества;

-

соотносить

выразительные

и

изобразительные

интонации,

узнавать

характерные

черты

музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской

деятельности на основе полученных знаний;

-

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,

тем, образов, распознавать художественный смысл музыкальных произведений разных форм

и жанров;

-

общаться

и

взаимодействовать

в

процессе

ансамблевого,

коллективного

(хорового,

инструментального) воплощения различных художественных образов;

-

исполнять

музыкальные

произведения

разных

форм

и

жанров

(пение,

драматизация,

музыкально-пластическое

движение,

инструментальное

музицирование,

импровизация

и

др.);

-

определять

виды

музыки,

сопоставлять

музыкальные

образы

в

звучании

различных

музыкальных инструментов;

-

оценивать и соотносить образное содержание и музыкальный язык народного творчества

разных стран мира.

Выпускники получат возможность научиться:

-

реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские

замыслы в различных видах музыкальной деятельности;

-

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность,

музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

-

использовать систему графической записи для ориентации в музыкальном произведении в

разных видах музыкальной деятельности;

-

адекватно оценивать образцы народного и профессионального музыкального творчества

разных народов мира;

-

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,

представлять

широкой

публике

результаты

собственной

музыкально-творческой

деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

2.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Основная

идея первого

класса

в

процессе

знакомства

с

музыкальными

образами

различных жанров музыки, раскрытия многогранных связей музыки и жизни подвести школьников

к

осознанию

самостоятельности

музыки

как

вида

искусства,

способного

своими

средствами

передавать чувства и мысли людей.

Осваивая жанровые особенности и образную палитру песенной, танцевальной, маршевой

музыки как народной, так и профессиональной традиций, школьники через

интонацию учатся

слышать музыкального героя и все важнейшие обстоятельства его жизни, углубляясь в проблему

жизненного содержания музыкального образа, его стилевого своеобразия.

Одновременно формируется умение «видеть» сквозь «интонационную оболочку» образа его

конструктивную основу, помогающую осваивать средства музыкальной выразительности, выделять

структурно-смысловые

элементы

темы,

служащие

опорой

для

ее

целостной

или

частичной

трансформации.

На начальном этапе подготовки к усвоению детьми крупных музыкальных произведений

ведется интенсивная работа по развитию музыкального мышления школьников. Освоение логики

преобразования

одного

музыкального

образа

и

установления

родства

контрастных

образов

происходит с использованием элементов игровых технологий на уроке. Это является, с одной

стороны, «гимнастикой» запоминания, что позволяет осваивать развернутые фрагменты, части

крупных музыкальных произведений. Внимание школьников сосредоточивается на изменениях,

движении,

развитии

в

музыке

как

процессе

развертывания

содержания,

череды

музыкальных

событий.

С

другой

стороны,

активизируется

внимание

школьников

в

процессе

освоения

качественных преобразований музыкальных образов через накопление в них различных нюансов,

порой

незначительных

изменений,

через

сопоставление

с

другими

образами,

их

постепенное

сближение и объединение.

Пониманию своеобразия образов симфонии как инструментального жанра, способствует

раскрытие специфики обобщенного типа симфонической сюжетности, не связанной напрямую ни

со звукоизобразительностью, ни с литературной программой, словесным рядом или названиями.

Акцент на психологической мотивированности симфонического развертывания музыкальной мысли

позволяет

ребенку

не

только

глубже

анализировать

услышанное,

но

и

предвосхищать,

предугадывать последующее развитие событий.

Ведущая роль музыки в синтетических жанрах

-

опере и балете

-

позволяет организовывать

«вхождение» в них посредством моделирования: воссоздавать по музыке характеры героев, их

жизненные обстоятельства, место и время действия, смысл слов и жестов, с которыми герои будут

исполнять эту музыку, их сценический облик, особенности движения, декораций и т.д. Подобный

«действенный анализ» естественно подводит ребенка к инсценировке фрагментов оперы и балета,

«музицированию действием».

Сквозная

линия

в

содержании

занятий

первого

класса

-

рассмотрение закономерностей

музыкальной речи через сравнение с другими способами коммуникации: как разговорная речь, язык

жестов

и

пластики,

изобразительный

язык

переплавляются

в

музыкальную

речь,

значительно

обогащая ее, обеспечивая ее доступность слушателям.

Выявление своеобразия музыкальной речи разных композиторов происходит через сравнение

их музыки, и в том числе произведений, написанных на одну тему. Школьники выявляют и общее,

и своеобразно- индивидуальное в прочтении темы каждым композитором, подходах к ее развитию,

в подборе к ней контрастных тем.

3.

Тематическое планирование по музыке

Программа «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

№ урока

Тема

Количество часов

Тема I полугодия: Музыка вокруг нас

1

И муза вечная со мной.

1

2

Хоровод муз.

1

3

Повсюду музыка слышна.

1

4

Душа музыки – мелодия.

1

5

Музыка осени.

1

6

Сочини мелодию.

1

7

Азбука, азбука каждому нужна.

1

8

Музыкальная азбука.

1

9

Музыкальные инструменты.

1

10

Садко.

1

11

Музыкальные инструменты.

1

12

Звучащие картины.

1

13

Разыграй песню.

1

14

Пришло Рождество, начинается торжество.

1

15

Родной обычай старины.

1

16

Добрый праздник среди зимы.

1

Тема II полугодия: Музыка и ты.

17

Край, в котором ты живешь.

1

18

Поэт, художник, композитор.

1

19

Музыка утра.

1

20

Музыка вечера.

1

21

Музыкальные портреты.

1

22

Разыграй сказку.

1

23

У каждого свой музыкальный инструмент.

1

24

Музы не молчали.

1

25

Музыкальные инструменты.

1

26

Мамин праздник.

1

27

Музыкальные инструменты.

1

28

Чудесная лютня.

1

29

Звучащие картины.

1

30

Музыка в цирке.

1

31

Дом, который звучит.

1

32

Опера-сказка.

1

33

Ничего на свете лучше нету.

1

Итого

33



В раздел образования