Напоминание

"Театр как средство формирования личности ребенка".


Автор: Тюркина Любовь Андреевна
Должность: музыкальный руководитель 1 кв. категории
Учебное заведение: МКДОУ Кутужековский д/с "Василек"
Населённый пункт: с. Кутужеково, Минусинского района, Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Театр как средство формирования личности ребенка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ Кутужековский д/с «Василек», Минусинского района, Красноярского края.

Статья

«Театр как средство формирования личности ребенка».

Выполнила:

музыкальный руководитель

I кв. категории

Тюркина Любовь Андреевна

пос. Кутужеково 2017г.

Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и

сопереживать,

мы,

взрослые,

окружаем

его

любовью

и

красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является музыка, театр. Музыка,

театр существует с глубокой древности. Задача педагога - помочь ребенку

познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой культуры.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру прекрасного, формирование

вкуса, общей культуры начинается в самом раннем детстве. И театр способен

сыграть в этом важную роль. Встреча с театром для ребенка всегда праздник,

потому что ему в нем все интересно, красиво и очень необычно. Такая

встреча непременно вызывает удивление, восторг, потрясение.

Не

секрет,

деревенские

дети

развлечениями,

аттракционами

и

всевозможными

представлениями

не

избалованы.

Поездка

в

город

Минусинск или еще куда, роскошь не по карману многим многодетным и

малообеспеченным семьям села. А уж если случилось так, что детки детского

сада побывали в театре на спектакле, это событие на всю жизнь, поверьте!

К счастью наши дети из детского сада «Василек», что в селе Кутужеково,

бывают в театре каждый год и все благодаря администрации Минусинского

драматического театра и его коллективу, которые с радостью принимают

деток на спектакли и к тому же бесплатно. Мы этому очень рады и охотно

участвуем во всех конкурсах и детских мероприятиях проводимые театром.

Вот что рассказывает о театре воспитанница подготовительной подгруппы

разновозрастного детского сада после просмотра спектакля «Три поросенка».

Я записала рассказ с ее слов.

«

Меня зовут Полина. Мне уже 6 лет. Живу я в деревне недалеко от

большого города Минусинска. Очень скоро я пойду в школу. А если точнее,

то поеду. Поеду в школу на желтом автобусе, как моя подружка Женя. В

нашей деревне нет школы. А когда – то была, и было очень хорошо и весело.

А пока, пока я хожу в детский сад и очень его люблю. Люблю потому, что там

весело и интересно. В садике у меня есть друзья. С ними я играю, бегаю на

улице. Когда мы вместе – всем весело. Мы придумываем разные игры,

смешные истории. Очень любим петь. Сядем на качели, она скрипит, а мы

поем, здорово! Любим играть с друзьями на инструментах разных. Летом мы

играем на них, прямо на детской площадке. Музыкальный руководитель

говорит, что нашу музыку слышит вся деревня. Развлечений в деревне нет. А

так хочется в зоопарк, в кино на «3д». Некоторые мои друзья бывают в городе

и там развлекаются. А вот я не была пока нигде, жалко.…Но вот однажды

случилось чудо! Наша воспитательница сказала, что все дети едут в театр, в

город. Там будут показывать спектакль - сказку. Билеты бесплатно, надо

только сказать вежливое слово в театре всем, кто нас встретит. Здорово! А уж

вежливых слов мы знаем много.

Театр, что это такое? У нас в саду мы играем в театр с воспитателями.

Есть у нас для игры в театр куклы, это такие сказочные герои. Серый волк и

три поросенка. Колобок и мышка с кошкой, да много чего есть. Ну, это куклы,

а тут настоящий театр! Я не могла уснуть очень долго. Утром, очень рано,

разбудила маму. Надо скорее в садик собираться, нам надо в театр ехать.

Одеваюсь очень быстро, сама. В сад мы с мамой просто бежим.

Вот приехал красивый маленький автобус. Всех деток посадили по местам.

Пристегнули ремнями безопасности, так надо, ехать долго. Я еду в театр!

Можно умереть от счастья!

Смотрю в окно автобуса, там все мелькает и

бежит. Бегут деревья, кусты, они спешат вместе со мной. Вот и город. Вот

большой дом. Такой большой, что я не могу увидеть крышу. Это и есть наш

театр. Мне немножко страшно, я крепко держу руку своей подружки и вхожу

в двери. Какое все здесь большое и красивое! Это просто сказочный дворец!

Я стою и не хочу двигаться. Я ничего не слышу. Это сказка! Вдруг вижу,

навстречу нам идут три поросенка с бумажными красными сердечками в

руках. Улыбаются нам!

Фу, «свои»! - подумала я.

- Свои, - говорю я своей подружке и мне становится радостно и спокойно.

Спокойно от того, что эти поросята так похожи на наших, садовских кукол.

Три веселых поросенка дают нам сердечки и ведут нас в зал.

Там много

детей и взрослых. Я сажусь поудобнее в красное кресло. Кресло большое и

очень мягкое. Осматриваю все. Как все красиво! Вот сцена, о которой нам

говорила воспитательница, вот занавесь. Сердце мое стучит как на зарядке.

Театр! Медленно гаснет свет. Тишина! Я замираю и оживаю под сильные

хлопки

в

ладоши.

Я

тоже

начинаю

хлопать

все

сильнее

и

сильнее.

Приглашаем артистов, выходите, мы вас ждем! Звучит музыка, начинается

спектакль. Я такая счастливая. Я самая счастливая девочка, я в театре! Я уже

люблю его!»

После первого такого посещения театра у наших ребят возникло желание

и самим активно поучаствовать в представлении. Силами самих детей было

поставлено в разновозрастной группе несколько спектаклей: «Колобок», «Три

поросенка»,

«Репка»,

«Теремок»,

«Красная

шапочка»,

«День

рождение

Сыроежки».

После

участия

в

спектаклях

стеснительные

дети

обретали

уверенность

в

себе,

речь

у

них

становилась

отчетливей

и

богаче

интонационно.

Для

того

чтобы

творческая

активность

продолжалась

и

дома,

коллектив

дошкольного

учреждения

старался

вовлечь

в

свою

работу

и

родителей.

Консультировали их, приглашали на спектакли, поставленные силами детей.

Это

дало

свои

результаты.

Родители

заинтересовались,

предлагали

свою

помощь по изготовлению костюмов, атрибутов. А в некоторых семьях стали

устраивать

свои

кукольные

представления

и

даже

приносить

кукол

для

постановки спектаклей в детском саду. Так с их помощью был поставлен

кукольный спектакль «Соломенный бычок» по русской народной сказке. Нет

надобности

доказывать, что все формы работы дошкольного учреждения

должны проводиться в тесном контакте с родителями. Только тогда они

бывают результативны.

Для спектакля «Репка» были изготовлены силами детского сада куклы -

образы. Обучили детей, как двигаться, как нужно держать куклу, чтобы она

ожила. Затем разучили с ребятами текст, связали его с действием, много

внимания

уделяли

выразительности

речи,

добиваясь,

чтобы

она

точно

соответствовала действию, настроению персонажа.

Использование

театральных

кукол

способствует

ускорению

процесса

обучения, повышает качество творческих проявлений детей и одновременно

помогает

робким

ребятам

почувствовать

себя

более

уверено.

Кукла

дает

ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться.

Ребенок понимает, что внимание зрителей, прежде всего, обращено на куклу,

и это дает ему возможность почувствовать себя увереннее. Кукла - это та

соломинка,

за

которую

хватается

ребенок,

чтобы

скрыть

свое

волнение.

Участие в кукольных спектаклях помогает ребенку поверить в свои силы,

осознать

свои возможности. Обычно к концу года дети разновозрастной

группы овладевают техникой управления куклами настольного театра, умеют

до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся слушать

партнера, вовремя подавать реплики.

В разновозрастной группе занятия с детьми особенные,

музыкальный

руководитель

должен

знать

и

владеть

различными

педагогическими

технологиями, современными методами воспитания и развития детей. Так

при постановки спектакля «Три поросенка», я составила сценарий сказки так,

чтобы Олеся (трехлетняя девочка, очень робкая, стеснительная, наш детский

сад стала посещать недавно) смогла участвовать в спектакле. Но девочка

надевала костюм и не произносила ни слова. Пришлось роль отдать другому

ребенку.

Примерно

через

два

месяца

девочка

сама

подошла

к

костюму

«Опенок»

(мы

репетировала

театральную

постановку

«День

рождение

Сыроежки») и примерила его. Вначале несмело, а затем все более уверенно

Олеся исполнила свою роль, которую я ей предложила. Участие в спектакле

помогло Олесе побороть в себе страх, а как важно для малыша (особенно

мнительного, стеснительного) поверить в свои силы.

В последние годы мы педагоги все чаще и чаще сталкиваемся с детьми,

которым

помочь

стать

увереннее

может

только

психолог.

Именно

в

творческом театре психолог вместе с педагогом учит преодолевать кризисные

жизненные

ситуации.

Ребенок,

с

их

помощью,

приобретает

те

навыки

поведения, в которых нуждается и освободится от

тех форм поведения,

которые

его

дезадаптируют.

Дети

самостоятельно

распределяют

роли,

намечают

план

действий,

ищут

характерные

черты,

используя

для

этого

пластику своего тела, мимику, тембр голоса. Для ребенка существенным

становится не только передача определенного образа, но и то, как созданный

им

образ

воздействует

на

зрителей.

Систематическое

и

планомерное

обучение

театральному

искусству,

коррекция

поведения

детей,

развитие

детского

творчества

дают

положительные

результаты.

Создается

та

атмосфера,

которая

оказывает влияние

на

формирование

личности

ребенка.



В раздел образования