Напоминание

"Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы"


Автор: Ванькова Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №20"
Населённый пункт: г.о.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация проектно-исследовательской

деятельности учащихся на уроках литературы

В

данной

статье

автор

рассматривает

метод

проектов как один из способов формирования навыков

исследовательской

деятельности

у

учащихся

7,

11-х

классов.

В современном образовательном пространстве

личностно

развивающие

технологии

побуждает

педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно

приемлемых

форм

и

методов

обучения,

которые

формировали

бы

не

просто

общеучебные

умения

и

н а в ы к и ,

а

ко м п е т е н ц и и ,

т о

е с т ь

у м е н и я ,

непосредственно сопряженные с опытом их применения

в

практической

деятельности.

Ведущее

место

среди

таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и

отечественной педагогической практике, принадлежит

сегодня

методу

проектов,

который

позволяет

формировать

исследовательские

навыки

учащихся,

активизировать их деятельность, применять полученные

знания

на

практике.

При

работе

над

проектом

появляется исключительная возможность формирования

у учащихся компетентности решения проблем, а также

освоения

способов

деятельности,

составляющих

коммуникативную и информационную компетентности.

Реализация

метода

проектов

и

исследовательского

метода на практике ведет к изменению позиции учителя.

Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности своих учеников.

Проектная

методика

привлекла

мое

внимание

несколько лет назад.

Один из первых авторских проектов – «Береза –

символ России» - был подготовлен учениками 7 класса.

Изучая

поэтические

произведения,

учащие ся

размышляли о правомерности придания березе такой

значимости.

Таким

образом,

была

поставлена

цель:

доказать,

что

береза

является

символом

России

посредством проектно-исследовательской деятельности.

Анализируя первый опыт, я пришла к выводу, что,

во-первых,

полученный

результат

был

социально

и

практически

значимым;

во-вторых,

у

ребят

формируются

коммуникативные,

исследовательские

и

информационные

умения:

слушать

и

находить

компромисс,

взаимодействовать

внутри

группы,

работать

с

информацией

по

каталогу,

в

Интернете,

формулировать

ключ евые

слова

и

п о н я т и я ,

структурировать

и

выделять

значимую

информацию,

представлять ее в различных формах, а также творчески

решать поставленную проблему.

Таким образом, проектная деятельность явилась

э ф ф е к т и в н ы м

у с л о в и е м

ф о р м и р о в а н и я

исследовательских

навыков

учащихся,

поэтому

следующий проект - «Снимается кино» (по мотивам

произведения «Принц и нищий») - возник уже по их

инициативе.

В

процессе

сотрудничества

была

определены

цель,

структура

проекта,

составлен

план

исследовательской деятельности, намечены

сроки её

реализации. В связи с этим наметились задачи проекта:

формирование

социальной

компетенции

чере з

осуществление

групповой

работы;

знакомство

с

профессиональными

направлениями

в

области

кинематографа;

развитие

творчества

через

создание

собственного сценария.

В

ходе

работы

над

проектами

была

заметна

потребность ребенка в самореализации: каждый ученик

выбирал деятельность, соответствующую его личным

интересам. Таким образом, проект создал условия, при

которых учащиеся самостоятельно приобретали знания

из

ряда

источников,

развивали

коммуникативные,

исследовательские навыки, работая в парах и группах.

Следующим шагом в развитии исследовательской

деятельности учащихся стали индивидуальные проекты.

Индивидуальный

исследовательский

проект

существенно отличается от групповых проектов. План

работы над проектом выстраивается и отслеживается с

максимальной

точностью.

У

учащегося

формируется

чувство ответственности, поскольку он один отвечает за

конечный

результат;

учащийся

приобретает

опыт

на

всех

без

исключения

этапах

выполнения

проекта

до

итоговой рефлексии; у него формируются важнейшие

общеучебные

умения

и

навыки

(исследовательские,

презентационные, оценочные).

Отличительная

черта

данного

типа

проектов

направленность

на

формирование

самообучения,

способности

к

самостоятельной

исследовательской

работе.

Исследовательские

проекты

являются

долгосрочными,

их

целесообразно

проводить

со

старшеклассниками.

Навыки

с амо стоятельной

деятельности, которые приобретают ребята, помогут им

в высшей школе.

На базе гуманитарной гимназии №20 в

течение 5-ти лет реализуется проект «Зимняя зачетная

сессия»,

который

является

промежуточным

этапом

контроля знаний учащихся старших классов. В 2008-

2009

учебном

году

для

учеников

профильной

гуманитарной группы 11-х классов в качестве зачета

б ы л а

п р е д л о ж е н а

ф о р м а

и н д и в и д у а л ь н о г о

исследовательского

проекта.

Результаты

которого

показали

успешную

реализацию

данного

вида

работ.

Презентации

двух

проектов

были

представлены

на

городской

научно-практической

конференции,

а

методиче ский

совет

гимназии

р е ком е н д о ва л

продолжить в следующем учебном году использование

такой формы зачета.

Та к и м

о б р а зом ,

в

п р о ц е с с е

п р о е к т н о -

исследовательской деятельности педагоги и учащиеся

учатся

сотрудничеству

и

творчеству,

формируются

качества, необходимые для профессиональной карьеры

и социальной адаптации в будущей профессии.

Литература:

1.

Качурин,

М.

Г.

Организация

исследовательской

деятельности учащихся на уроках литературы / М. Г. Качурин. -

М. : Дрофа, 1988. - 97 с.

2. Обухов, А. Н. Развитие исследовательской деятельности

учащихся / А. Н. Обухов // Народное образование. - 2004. - №2.

- С. 146-151.

3.

Сергеев

И.

С.

Как

организовать

проектную

деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2005. – 80

с.



В раздел образования