Автор: Ванькова Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №20"
Населённый пункт: г.о.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Организация проектно-исследовательской
деятельности учащихся на уроках литературы
В
данной
статье
автор
рассматривает
метод
проектов как один из способов формирования навыков
исследовательской
деятельности
у
учащихся
7,
11-х
классов.
В современном образовательном пространстве
личностно
развивающие
технологии
побуждает
педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно
приемлемых
форм
и
методов
обучения,
которые
формировали
бы
не
просто
общеучебные
умения
и
н а в ы к и ,
а
ко м п е т е н ц и и ,
т о
е с т ь
у м е н и я ,
непосредственно сопряженные с опытом их применения
в
практической
деятельности.
Ведущее
место
среди
таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практике, принадлежит
сегодня
методу
проектов,
который
позволяет
формировать
исследовательские
навыки
учащихся,
активизировать их деятельность, применять полученные
знания
на
практике.
При
работе
над
проектом
появляется исключительная возможность формирования
у учащихся компетентности решения проблем, а также
освоения
способов
деятельности,
составляющих
коммуникативную и информационную компетентности.
Реализация
метода
проектов
и
исследовательского
метода на практике ведет к изменению позиции учителя.
Из
носителя
готовых
знаний
он
превращается
в
организатора
познавательной,
исследовательской
деятельности своих учеников.
Проектная
методика
привлекла
мое
внимание
несколько лет назад.
Один из первых авторских проектов – «Береза –
символ России» - был подготовлен учениками 7 класса.
Изучая
поэтические
произведения,
учащие ся
размышляли о правомерности придания березе такой
значимости.
Таким
образом,
была
поставлена
цель:
доказать,
что
береза
является
символом
России
посредством проектно-исследовательской деятельности.
Анализируя первый опыт, я пришла к выводу, что,
во-первых,
полученный
результат
был
социально
и
практически
значимым;
во-вторых,
у
ребят
формируются
коммуникативные,
исследовательские
и
информационные
умения:
слушать
и
находить
компромисс,
взаимодействовать
внутри
группы,
работать
с
информацией
по
каталогу,
в
Интернете,
формулировать
ключ евые
слова
и
п о н я т и я ,
структурировать
и
выделять
значимую
информацию,
представлять ее в различных формах, а также творчески
решать поставленную проблему.
Таким образом, проектная деятельность явилась
э ф ф е к т и в н ы м
у с л о в и е м
ф о р м и р о в а н и я
исследовательских
навыков
учащихся,
поэтому
следующий проект - «Снимается кино» (по мотивам
произведения «Принц и нищий») - возник уже по их
инициативе.
В
процессе
сотрудничества
была
определены
цель,
структура
проекта,
составлен
план
исследовательской деятельности, намечены
сроки её
реализации. В связи с этим наметились задачи проекта:
формирование
социальной
компетенции
чере з
осуществление
групповой
работы;
знакомство
с
профессиональными
направлениями
в
области
кинематографа;
развитие
творчества
через
создание
собственного сценария.
В
ходе
работы
над
проектами
была
заметна
потребность ребенка в самореализации: каждый ученик
выбирал деятельность, соответствующую его личным
интересам. Таким образом, проект создал условия, при
которых учащиеся самостоятельно приобретали знания
из
ряда
источников,
развивали
коммуникативные,
исследовательские навыки, работая в парах и группах.
Следующим шагом в развитии исследовательской
деятельности учащихся стали индивидуальные проекты.
Индивидуальный
исследовательский
проект
существенно отличается от групповых проектов. План
работы над проектом выстраивается и отслеживается с
максимальной
точностью.
У
учащегося
формируется
чувство ответственности, поскольку он один отвечает за
конечный
результат;
учащийся
приобретает
опыт
на
всех
без
исключения
этапах
выполнения
проекта
до
итоговой рефлексии; у него формируются важнейшие
общеучебные
умения
и
навыки
(исследовательские,
презентационные, оценочные).
Отличительная
черта
данного
типа
проектов
–
направленность
на
формирование
самообучения,
способности
к
самостоятельной
исследовательской
работе.
Исследовательские
проекты
являются
долгосрочными,
их
целесообразно
проводить
со
старшеклассниками.
Навыки
с амо стоятельной
деятельности, которые приобретают ребята, помогут им
в высшей школе.
На базе гуманитарной гимназии №20 в
течение 5-ти лет реализуется проект «Зимняя зачетная
сессия»,
который
является
промежуточным
этапом
контроля знаний учащихся старших классов. В 2008-
2009
учебном
году
для
учеников
профильной
гуманитарной группы 11-х классов в качестве зачета
б ы л а
п р е д л о ж е н а
ф о р м а
и н д и в и д у а л ь н о г о
исследовательского
проекта.
Результаты
которого
показали
успешную
реализацию
данного
вида
работ.
Презентации
двух
проектов
были
представлены
на
городской
научно-практической
конференции,
а
методиче ский
совет
гимназии
р е ком е н д о ва л
продолжить в следующем учебном году использование
такой формы зачета.
Та к и м
о б р а зом ,
в
п р о ц е с с е
п р о е к т н о -
исследовательской деятельности педагоги и учащиеся
учатся
сотрудничеству
и
творчеству,
формируются
качества, необходимые для профессиональной карьеры
и социальной адаптации в будущей профессии.
Литература:
1.
Качурин,
М.
Г.
Организация
исследовательской
деятельности учащихся на уроках литературы / М. Г. Качурин. -
М. : Дрофа, 1988. - 97 с.
2. Обухов, А. Н. Развитие исследовательской деятельности
учащихся / А. Н. Обухов // Народное образование. - 2004. - №2.
- С. 146-151.
3.
Сергеев
И.
С.
Как
организовать
проектную
деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2005. – 80
с.