Напоминание

Программа "Волшебная бумага"


Автор: Шумилова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Княгининская СОШ №1"
Населённый пункт: город Княгинино, Нижегородская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Программа "Волшебная бумага"
Раздел: начальное образование





Назад




Администрация Княгининского района

МБОУ «Княгининская средняя школа №1 »

Принята Утверждаю:

на педагогическом совете Директор школы:

протокол № __ от__ Жукова С.М.

______________

«____» __________ 2015г.

Дополнительная образовательная программа

« Волшебная бумага »

Возраст детей: с 6 до 8 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель (разработчик):

Шумилова Н.В.,

учитель начальных классов

Княгинино

2015г.

1

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………….… с.3-4

2. Содержание программы …………………………………………………… с.4-7

3. Учебный план ………………………………………………………………. с.8

4. Календарный учебный график………………………………………………. с.9

5. Рабочая программа модуля…………………………………………………. с.10

6. Оценочные материалы ………………………………………………………. с.11

7. Методические материалы……………………………………………….. …... с.12

8. Справочная литература………………………………………………………. с. 13

2

Пояснительная записка

В

проекте

Федерального

компонента

государственного

Образовательного

стандарта

общего

образования

одной

из

целей,

связанных

с

модернизацией

содержания

общего

образования,

является

гуманистическая

направленность

образования.

Она

обуславливает

личностно-ориентированную

модель

взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс

глубоких

перемен,

происходящих

в

современном

образовании,

выдвигает

в

качестве

приоритетной

проблему

развития

творчества,

креативного

мышления,

способствующего

формированию

разносторонне-развитой

лично сти,

отличающейся неповторимостью, оригинальностью

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в

содержании воспитательного процесса школьного учреждения и является одним из

приоритетных

направлений.

Для

эстетического

развития

личности

ребенка

огромное

значение

имеет

разнообразная

художественная

деятельность

изобразительная,

музыкальная,

художественно-речевая

и

др.

Важной

задачей

эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов,

потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее

поле

для

эстетического

развития

детей,

а

также

развития

их

творческих

способностей представляет бумажная пластика и оригами.

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и

оригами детей школьного возраста 6 - 8 лет.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость

обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую

ей

форму,

известный

запас

прочности

позволяет

делать

не

только

забавные

поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки,

упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с

бумагой

-

складывание,

вырезание,

плетение

-

не

только

увлекательна,

но

и

познавательна.

Бумага

дает

возможно сть

ребенку

проявить

свою

индивидуальность,

воплотить

замысел,

ощутить

радость

творчества.

Дети

постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные

качества,

знакомятся

с

самыми

простыми

поделками

из

бумаги

и

с

приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.

Кроме

того,

дети

приобретают

навыки

конструкторской,

учебно-

исследовательской

работы,

опыт

работы

в

коллективе,

умение

выслушивать

и

воспринимать

чужую

точку

зрения.

При

работе

с

бумагой

обучающиеся

познакомятся со следующими техниками:

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с

бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и

закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так

как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на

активном

взаимодействии

с

различными

предметами.

Поощряя

проявление

фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и

навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а

также

нарисованному

контуру;

силуэтное

вырезание;

различные

приемы

3

аппликации

(обрыванием,

объемная

аппликация)

развитии

чувства

цвета,

гармонии, пространственного и образного мышления.

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация.

Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона,

материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов),

инструмент — клей.

Квиллинг

искусство

скручивать

длинные

и

узкие

полоски

бумаги

в

спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные

или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова

quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали

медальоны,

закручивая

на

кончике

птичьего

пера

бумажные

полоски

с

позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Оригами.

Модульное

оригами.

Эта

увлекательная

техника

создания

объёмных

фигур

из

модулей,

например,

из

треугольных

модулей

оригами,

придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей

(модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из

одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в

друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Техника изготовления аппликации из салфеток очень интересна и необычна.

До недавнего времени считалось, что эти бумажные изделия не подходят для хэнд-

мейд деятельности, поскольку слишком тонки и легко рвутся. Однако на это можно

взглянуть и с другой стороны – создавая поделки из бумажных салфеток, нет

необходимости

пользоваться

ножницами,

поэтому

рваные

края

получаются

неровными, с плавными естественными линиями. Кроме того, салфеточное царство

способно привлекать внимание на картинах и панно, исполненных в технике пейп-

арт.

Содержание программы

Воспитание и развитие эстетического вкуса, развитие мелкой моторики рук –

главные направления программы.

Формы проведения занятий: практические работы, беседы, выставки.

Форма обучения – очная

Уровень освоения программы- 2часа в неделю.

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами

бумажной пластики и оригами.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из

бумаги.

2.

Формировать

сенсорные

способности,

целенаправленное

аналитико-

синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об

однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в

кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов

бумажной пластики и оригами.

4

4.

Формировать

умение

оценивать

создаваемые

предметы,

развивать

эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.

6. Развивать творческие способности младших школьников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Краткие сведения о коллективе:

* Возраст детей- 6-8 лет

* вид группы – комплексная

* состав группы - постоянный

* особенности набора детей – свободный

* форма занятий - групповые

* количество обучающихся – 15

* состав группы - дети 6-8 лет

Режим занятий: 2-х часовая программа в неделю, общее количество часов- 72 .

Условия работы педагога - в штате

Условия реализации:

перечень оборудования, инструментов, материалов (компьютер, интерактивная

доска,

книги,

презентации,

мультимедийные

материалы,

альбомы,

бумага,

цветная бумага, салфетки, ножницы, клей);

помещение (класс);

характеристика педагога (образование – высшее, педагогический стаж – 15

лет);

дидактические, методические материалы (см. «Методическое обеспечение»

дополнительной образовательной программы);

источники финансирования (МБОУ «КСШ № 1»)

Планируемые результаты:

Прогнозируемый результат:

Младшие школьники будут знать:

1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание,

скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных

полосок, объемная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги,

салфеток.

2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера,

цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои, салфетки.

Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.

3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Младшие школьники будут уметь:

5

1.

Выполнять

различные

манипуляции

с

бумагой:

складывать,

сворачивать,

скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации из

полосок, а также объемные. Использовать навыки декоративного конструирования,

придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая

сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю

площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

2.

Ценить

свой

труд

и

труд

другого

человека.

Бережно

относиться

книгам,

картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних

животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам

самовыражения, к творческой деятельности;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и

материалов;

адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой

деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой

деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов

выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении

коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

6

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной

задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом

информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве

Интернет;

высказываться в устной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с

исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети

Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в

основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат

возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,

техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных

материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных

материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с

новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего

жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

7

Учебный план

1-й год обучения

Всего по

программе

Наименование курса

Всего

часов

Аттестация

Введение

1

1

2

Работа с бумагой и

картоном (моделирование,

оригами)

22

3

25

Работа с цветной бумагой

(аппликация, обрывная

аппликация, объемные

поделки)

12

3

15

Работа с салфетками

(аппликация, поделки)

15

3

18

Работа с газетным

материалом и ксероксной

бумагой (папье-маше)

6

2

8

Работа в технике «квилинг»

7

2

8

Всего по программе

62

13

74

8

Календарный учебный график

Год

обуч

ения

Месяц / неделя

Всего

уч.

нед.

час.

Всего

по

програ

мме

ле

к

ц.

п

ра

кт

.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

02.09-06.09.

07.09.-13.09

14.09.-20..09

21.09– 27.09.

28 .09.-11.10

12.10-18.10

19.10-25.10

26.10-01.11

02.11-08.11

09.11.-15.11

16.11-22.11

23.11-29.111

30.11-06.12

07.12-13.12

14.12 20.12

21.12 .- 27.12

04.01.-10.01

11.01 17.01

18.01 24.01

25.01 31.01

1..02 7.02

8.02 14.02

15.02 21.02

22.02 28.02

29.02 06.03

07.03 13.03

14.03 20.03

21.03 27.03

28.03 03.04

04.0 10.04

11.04 17.04

18.04 24.04

25.04 01.05

02.05 08.05

09.05 15.05

16.05 22.05

неде

ли

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1 2 3 4 1 2 3 4

1-й

год

об.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 2 2 2 2 2 2 2

39/

72

26

48

9

Рабочая программа модуля

П/П

Наименование курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводная беседа «Возможности бумаги»

2

2

2

Моделирование из бумаги

7

3

4

3

Оригами

18

6

12

4

Аппликация из цветной бумаги

5

1

4

5

Обрывная аппликация из цветной бумаги

5

1

4

6

Объемные поделки из крепированной бумаги

5

1

4

7

Плоскостная аппликация из салфеток методом

скручивания

13

3

10

8

Объемные поделки из салфеток

5

1

4

9

Объемные поделки папье-маше

8

2

6

10

Поделки в технике «квилинг»

8

2

6

Всего по программе

74

22

52

10

Оценочный материал

Цель

диагностики

Направление

диагностики

Форма

диагностики

Сроки

Формы фиксации

результатов

Выявление

стартовых

возможностей и

индивидуальных

особенностей

учащихся вначале

Начальный

контроль

Наблюдение,

индивидуальная

беседа,

анкетирование

Сентябрь

- Анкеты;

- справка по

результатам

наблюдений и

бесед

Отслеживание

динамики развития

каждого ребёнка

(после изучения

каждого раздела

программы или по

мере

необходимости )

Текущий контроль

Собеседование,

обсуждение в

группе по

достигнутым

результатам,

практика

В течение года

- Выпуск

стенгазеты «Наши

достижения»

Итоговая

диагностика

(достигнутые

результаты)

Итоговый

контроль

Анкетирование

Май

- Тесты;

- итоговая справка

по достигнутым

результатам

11

Методические материалы

- планы, конспекты, сценарии, справочная литература;

- журналы и методические пособия;

- мультимедийные материалы;

- материалы для контроля усвоения учащимися учебного материала: тесты, анкеты,

вопросы)

- схемы, таблицы.

12

Список литературы

1.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. - С-

Пб.: «Химия», 2009.

2. Джексон Д. Поделки из бумаги. - М.: Росмэн, 1996г.

3.

Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом

«Кристалл», 2001.

4.

Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских

программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007

5.

Преснякова Т.. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-Пресс

Книга, 2010

6.

Пейнтер Л. Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и другие чудеса из бумаги,

2012

7.

Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. М.: ООО ТД «»Издательство Мир

книги, 2008

8.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо. 2010

9.

Материалы интернет сайтов по бумажному творчеству.

13



В раздел образования