Автор: Шумилова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Княгининская СОШ №1"
Населённый пункт: город Княгинино, Нижегородская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Программа "Волшебная бумага"
Раздел: начальное образование
Администрация Княгининского района
МБОУ «Княгининская средняя школа №1 »
Принята Утверждаю:
на педагогическом совете Директор школы:
протокол № __ от__ Жукова С.М.
______________
«____» __________ 2015г.
Дополнительная образовательная программа
« Волшебная бумага »
Возраст детей: с 6 до 8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель (разработчик):
Шумилова Н.В.,
учитель начальных классов
Княгинино
2015г.
1
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………….… с.3-4
2. Содержание программы …………………………………………………… с.4-7
3. Учебный план ………………………………………………………………. с.8
4. Календарный учебный график………………………………………………. с.9
5. Рабочая программа модуля…………………………………………………. с.10
6. Оценочные материалы ………………………………………………………. с.11
7. Методические материалы……………………………………………….. …... с.12
8. Справочная литература………………………………………………………. с. 13
2
Пояснительная записка
В
проекте
Федерального
компонента
государственного
Образовательного
стандарта
общего
образования
одной
из
целей,
связанных
с
модернизацией
содержания
общего
образования,
является
гуманистическая
направленность
образования.
Она
обуславливает
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс
глубоких
перемен,
происходящих
в
современном
образовании,
выдвигает
в
качестве
приоритетной
проблему
развития
творчества,
креативного
мышления,
способствующего
формированию
разносторонне-развитой
лично сти,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса школьного учреждения и является одним из
приоритетных
направлений.
Для
эстетического
развития
личности
ребенка
огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельность
–
изобразительная,
музыкальная,
художественно-речевая
и
др.
Важной
задачей
эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов,
потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее
поле
для
эстетического
развития
детей,
а
также
развития
их
творческих
способностей представляет бумажная пластика и оригами.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и
оригами детей школьного возраста 6 - 8 лет.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость
обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую
ей
форму,
известный
запас
прочности
позволяет
делать
не
только
забавные
поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки,
упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с
бумагой
-
складывание,
вырезание,
плетение
-
не
только
увлекательна,
но
и
познавательна.
Бумага
дает
возможно сть
ребенку
проявить
свою
индивидуальность,
воплотить
замысел,
ощутить
радость
творчества.
Дети
постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные
качества,
знакомятся
с
самыми
простыми
поделками
из
бумаги
и
с
приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.
Кроме
того,
дети
приобретают
навыки
конструкторской,
учебно-
исследовательской
работы,
опыт
работы
в
коллективе,
умение
выслушивать
и
воспринимать
чужую
точку
зрения.
При
работе
с
бумагой
обучающиеся
познакомятся со следующими техниками:
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с
бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и
закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так
как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на
активном
взаимодействии
с
различными
предметами.
Поощряя
проявление
фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и
навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а
также
нарисованному
контуру;
силуэтное
вырезание;
различные
приемы
3
аппликации
(обрыванием,
объемная
аппликация)
–
развитии
чувства
цвета,
гармонии, пространственного и образного мышления.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация.
Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона,
материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов),
инструмент — клей.
Квиллинг
—
искусство
скручивать
длинные
и
узкие
полоски
бумаги
в
спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные
или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова
quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали
медальоны,
закручивая
на
кончике
птичьего
пера
бумажные
полоски
с
позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Оригами.
Модульное
оригами.
Эта
увлекательная
техника
создания
объёмных
фигур
из
модулей,
например,
из
треугольных
модулей
оригами,
придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей
(модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из
одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в
друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Техника изготовления аппликации из салфеток очень интересна и необычна.
До недавнего времени считалось, что эти бумажные изделия не подходят для хэнд-
мейд деятельности, поскольку слишком тонки и легко рвутся. Однако на это можно
взглянуть и с другой стороны – создавая поделки из бумажных салфеток, нет
необходимости
пользоваться
ножницами,
поэтому
рваные
края
получаются
неровными, с плавными естественными линиями. Кроме того, салфеточное царство
способно привлекать внимание на картинах и панно, исполненных в технике пейп-
арт.
Содержание программы
Воспитание и развитие эстетического вкуса, развитие мелкой моторики рук –
главные направления программы.
Формы проведения занятий: практические работы, беседы, выставки.
Форма обучения – очная
Уровень освоения программы- 2часа в неделю.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами
бумажной пластики и оригами.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из
бумаги.
2.
Формировать
сенсорные
способности,
целенаправленное
аналитико-
синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об
однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов
бумажной пластики и оригами.
4
4.
Формировать
умение
оценивать
создаваемые
предметы,
развивать
эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности младших школьников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Краткие сведения о коллективе:
* Возраст детей- 6-8 лет
* вид группы – комплексная
* состав группы - постоянный
* особенности набора детей – свободный
* форма занятий - групповые
* количество обучающихся – 15
* состав группы - дети 6-8 лет
Режим занятий: 2-х часовая программа в неделю, общее количество часов- 72 .
Условия работы педагога - в штате
Условия реализации:
перечень оборудования, инструментов, материалов (компьютер, интерактивная
доска,
книги,
презентации,
мультимедийные
материалы,
альбомы,
бумага,
цветная бумага, салфетки, ножницы, клей);
помещение (класс);
характеристика педагога (образование – высшее, педагогический стаж – 15
лет);
дидактические, методические материалы (см. «Методическое обеспечение»
дополнительной образовательной программы);
источники финансирования (МБОУ «КСШ № 1»)
Планируемые результаты:
Прогнозируемый результат:
Младшие школьники будут знать:
1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание,
скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных
полосок, объемная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги,
салфеток.
2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера,
цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои, салфетки.
Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.
3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Младшие школьники будут уметь:
5
1.
Выполнять
различные
манипуляции
с
бумагой:
складывать,
сворачивать,
скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации из
полосок, а также объемные. Использовать навыки декоративного конструирования,
придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая
сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю
площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
2.
Ценить
свой
труд
и
труд
другого
человека.
Бережно
относиться
книгам,
картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних
животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения, к творческой деятельности;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
6
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
7
Учебный план
1-й год обучения
Всего по
программе
Наименование курса
Всего
часов
Аттестация
Введение
1
1
2
Работа с бумагой и
картоном (моделирование,
оригами)
22
3
25
Работа с цветной бумагой
(аппликация, обрывная
аппликация, объемные
поделки)
12
3
15
Работа с салфетками
(аппликация, поделки)
15
3
18
Работа с газетным
материалом и ксероксной
бумагой (папье-маше)
6
2
8
Работа в технике «квилинг»
7
2
8
Всего по программе
62
13
74
8
Календарный учебный график
Год
обуч
ения
Месяц / неделя
Всего
уч.
нед.
час.
Всего
по
програ
мме
ле
к
ц.
п
ра
кт
.
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
02.09-06.09.
07.09.-13.09
14.09.-20..09
21.09– 27.09.
28 .09.-11.10
12.10-18.10
19.10-25.10
26.10-01.11
02.11-08.11
09.11.-15.11
16.11-22.11
23.11-29.111
30.11-06.12
07.12-13.12
14.12 20.12
21.12 .- 27.12
04.01.-10.01
11.01 17.01
18.01 24.01
25.01 31.01
1..02 7.02
8.02 14.02
15.02 21.02
22.02 28.02
29.02 06.03
07.03 13.03
14.03 20.03
21.03 27.03
28.03 03.04
04.0 10.04
11.04 17.04
18.04 24.04
25.04 01.05
02.05 08.05
09.05 15.05
16.05 22.05
№
неде
ли
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1 2 3 4 1 2 3 4
1-й
год
об.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2 2 2 2 2 2 2
39/
72
26
48
9
Рабочая программа модуля
№
П/П
Наименование курса
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводная беседа «Возможности бумаги»
2
2
2
Моделирование из бумаги
7
3
4
3
Оригами
18
6
12
4
Аппликация из цветной бумаги
5
1
4
5
Обрывная аппликация из цветной бумаги
5
1
4
6
Объемные поделки из крепированной бумаги
5
1
4
7
Плоскостная аппликация из салфеток методом
скручивания
13
3
10
8
Объемные поделки из салфеток
5
1
4
9
Объемные поделки папье-маше
8
2
6
10
Поделки в технике «квилинг»
8
2
6
Всего по программе
74
22
52
10
Оценочный материал
Цель
диагностики
Направление
диагностики
Форма
диагностики
Сроки
Формы фиксации
результатов
Выявление
стартовых
возможностей и
индивидуальных
особенностей
учащихся вначале
Начальный
контроль
Наблюдение,
индивидуальная
беседа,
анкетирование
Сентябрь
- Анкеты;
- справка по
результатам
наблюдений и
бесед
Отслеживание
динамики развития
каждого ребёнка
(после изучения
каждого раздела
программы или по
мере
необходимости )
Текущий контроль
Собеседование,
обсуждение в
группе по
достигнутым
результатам,
практика
В течение года
- Выпуск
стенгазеты «Наши
достижения»
Итоговая
диагностика
(достигнутые
результаты)
Итоговый
контроль
Анкетирование
Май
- Тесты;
- итоговая справка
по достигнутым
результатам
11
Методические материалы
- планы, конспекты, сценарии, справочная литература;
- журналы и методические пособия;
- мультимедийные материалы;
- материалы для контроля усвоения учащимися учебного материала: тесты, анкеты,
вопросы)
- схемы, таблицы.
12
Список литературы
1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. - С-
Пб.: «Химия», 2009.
2. Джексон Д. Поделки из бумаги. - М.: Росмэн, 1996г.
3.
Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом
«Кристалл», 2001.
4.
Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских
программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007
5.
Преснякова Т.. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-Пресс
Книга, 2010
6.
Пейнтер Л. Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и другие чудеса из бумаги,
2012
7.
Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. М.: ООО ТД «»Издательство Мир
книги, 2008
8.
Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо. 2010
9.
Материалы интернет сайтов по бумажному творчеству.
13