Автор: Гимадиева Тамвера Гильмулловна
Должность: преподаватель, балетмейстер народного ансамбля "яшьлек"
Учебное заведение: МБОУ ДО "Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных"
Населённый пункт: РТ Сабинский район п.г.т.Богатые Сабы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкально – игровые упражнения на занятиях ритмики в эстетическом воспитании в младших классах ( 1 класс)"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
"Сабинская детская школа искусств
имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных"
Методическая разработка
Музыкально – игровые упражнения на занятиях ритмики в эстетическом
воспитании в младших классах
( 1 класс)
п.г.т. Богатые Сабы
Эстетическое воспитание младших классов - это процесс формирования у
учащихся эстетического, идейно-эмоционального отношения к искусству и
действительности. Его целью является эстетическое развитие5 личности,
приобщение к художественно-творческой деятельности средствами
искусства. Эстетическое воспитание формирует у младших школьников
эстетическое сознание, развивает чувство и понимание красоты труда,
развивает способность образного мышления и является мощным стимулом к
трудовой деятельности.
Младший школьный возраст охватывает период с 1 го по 2 классы.
Развитие костно-мышечной системы источник повышенной подвижности
детей. Во всех областях эстетического воспитания первостепенное значение
имеет высокое качество художественного материала, на основе которого
ведутся занятия. В данной области педагогической работы этим материалом
являются игры, танцы, разучиваемые и исполняемые детьми. К каждому
танцу, независимо от сложности и объема танца, должны быть предъявлены
определенные требования, как с точки зрения его художественной ценности,
так и в отношении его воспитательного значения. Поэтому на занятиях
ритмики им необходимо побольше подвижных музыкально-игровых
упражнений и игр. Игры являются сокровищницей человеческой культуры.
Они отражают все области материального и духовного творчества людей.
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового
фольклора. Каждый из которых в конечном счете способствует
всестороннему развитию детей: физическому, психическому и умственному.
Народная подвижная игра является той разновидностью игрового фольклора,
преимущественная ориентация которой, заключается в активизации
двигательной деятельности. Но при проведении каждой игры необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности ее участников.
Занятия ритмикой способствует физическому развитию детей:
совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается
жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и
благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Все виды
музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному
выполнению основных движений, повышает четкость, выразительность. Под
влиянием музыкально- ритмической деятельности развиваются
положительные качества каждого ученика. Дети ставятся в такие условия,
когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость,
решительность, совершенствуются музыкально- эстетические чувства детей.
Дети встречаются с богатым разнообразием музыки, радуются тому, что
может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т.е.
можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается так же
познавательный интерес. Умело подобранные упражнения пляски и игры
воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру,
углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях
природы. Каждое музыкально-ритмическое задание ученику нужно понять,
осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно
выполнять указания педагога. Следовательно, эта деятельность развивает
память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания,
совершенствует творческую активность. На занятиях ритмики в младших
классах танцы-игры, танцы с предметами: мячами, обручами, лентами
занимают особое место. И чем органичней связан танец со знакомой всем
детской игрой, тем «теплее» он воспринимается детьми, а так же зрителем.
Постановка таких танцев имеет большое эстетическое и учебно-
воспитательное значение. В них совершенствуется манера исполнения, дети
приобретают умение соразмерять и рассчитывать свои движения, быть
внимательными к партнеру. Для детей 7-8 лет прежде всего характерна
чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений,
длительное сохранение статического положения для них крайне утомительно.
В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы,
запас двигательных навыков не велик. Они нуждаются в его пополнении и
усовершенствовании. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво.
Они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время
сосредотачиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный
материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их
эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте
дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Надо содействовать
физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные
навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую
привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в
играх и танцах. Не менее важной задачей является развитие общей
организованности детей, воспитание навыков общественного поведения в
школе, а на занятиях с 1 классом содействие организации детского
коллектива. Дети 7-8 лет часто еще не умеют общаться с товарищами,
поэтому как и во всей воспитательной работе, в процессе танцевальных
занятий необходимо воспитывать у них правильные товарищеские
взаимоотношения. При учете этих учебно-воспитательных задач, наиболее
подходящим для детей младшего школьного возраста содержанием занятий
по танцу является изучение легких народных, массовых и бальных танцев.
Наибольшая учебная подготовка по танцу -занятия ритмическими
упражнениями и играми. Необходимо чередовать различные виды работы,
помня о потребностях этого возраста в частой смене движений и о трудности
для них статических положений. Каждое занятие с 1 классом продолжается
45 мин. и строится по следующей схеме. Занятие начинается с
организованного входа детей в зал маршем под музыку. Для этого они перед
входом в зал выстраиваются в колонну по росту так, чтобы маленькие по
росту шли впереди. Бодрые и чуткие звуки марша , определенный рисунок
общего движения создадут у детей бодрое настроение и серьезное
отношение к предстоящему занятию. Обойдя зал дети останавливаются
полукругом или в линиях лицом к педагогу и делают поклон под музыку,
приветствуя педагога / делать поклон удобно под спокойную, плавную
музыку ¾.
Дети идут по кругу за ведущим, построенные в колонну по одному. Они
начинают марш с левой ноги, стараются сохранять правильные расстояния и
хорошее равнение друг за другом. Пройдя один круг, колонна идет по
середине класса, дойдя до педагога, дети расходятся в разные стороны
первый- вправо, второй- влево и т.д. Пройдя пол круга обе колонны
встречаются и теперь уже парами идут по середине класса. Дойдя до педагога
пары расходятся – первая идет вправо, вторая влево и т. д. Пройдя полкруга
пары встречаются и образуют четверки. Четверки проходят по середине
класса и останавливаются лицом к педагогу. Маршируют на месте до конца
марша и останавливаются по команде педагога. Могут делать «Ворота». При
встрече двух колонн одна из них продолжая идти вперед, поднимает
сомкнутые руки вверх, образуя ряд ворот, в которые проходит встречная
колонна. При следующей встрече ворота образует другая колонна.
«Змейка» в колонне по одному учащиеся идут вдоль длинной стены зала.
Затем поворачиваются и идут в противоположном направлении, снова
поворачиваются и идут в первом направлении и т.д. Следить, чтобы
сохранилось равнение в затылок друг за другом и чтобы каждый учащийся
делал поворот точно в конце каждой линии движения. После этих рисунков
или поклона дети образуют круг и исполняют простые порядковые и
ритмические упражнения приучающие их внимательно слушать музыку и
ритмично двигаться. Дети учатся во время начинать и заканчивать движения
двигаться согласно содержанию, характеру, скорости, ритмическому
строению музыки. Ритмические упражнения строятся на естественных
движения и позволяет обрабатывать основные двигательные навыки – ходьбу,
бег, прыжки.
Марш. Идти маршем, начиная с левой ноги, положив руки на бока.
Маршировать со свободно опущенными или поднятыми до плеч рук. Это
полезно для осанки. Останавливаться по команде «Стой». После команды
делается еще один шаг правой ногой, затем левая нога приставляется к
правой. Команду следует подавать в конце музыкальной фразы – на раз
последнего такта.
Дети идут с правой ноги парами и держатся за руки. На каждый такт
музыки они делают три шага и останавливаются, не приставляя свободную
ногу. Следующие три шага они делают, начиная с левой ноги и т.д. Идти
следует, вытягивая носок и четко делая шаг.
Стоя на месте хлопают под эту же музыку следующий ритмический
рисунок: две четверти, четыре восьмых. Исполнить этот рисунок шагами.
Идти на полу пальцах, пятках, подскоки, галопы, положения рук разные,
музыка тоже меняется. Все движения надо стараться делать под музыку.
Прослушать музыку, определить ее характер: живая, веселая, легкая.
Предложить детям показать хлопками, в какой скорости удобно под нее
двигаться. Легко и неслышно пробежать по кругу на носках. Это вводная
часть занимает 10-15 минут. Заканчивая ритмические упражнения, дети
перестраиваются в линии и переходят к подготовительным танцевальным
упражнениям.
Подготовительные танцевальные упражнения по классической системе
танца необходимые для правильного исполнения танцевальных движений
входят в каждое занятие для уроков по ритмике, а после классики этюды и
танцы. Они даются в ограниченном числе и исполняются на середине,
позднее и у станка. Занимаются 5 – 10 минут. Подготовительные
танцевальные упражнения дают ученику необходимые при изучении танцев
знания, ученик должен знать с какого исходного положения начинается танец,
как следует правильно выдвигать ногу при исполнении танцевальных
движений, как нужно держать спину при выдвижениях ноги, при приседании,
как нужно держать руку, открыв ее в сторону или приподняв над головой.
Поэтому дети знакомятся с позициями ног, с позициями рук, учатся
выдвигать ногу в сторону, вперед, позднее так же назад: делают
полуприседания, привыкая сгибать ноги в колоне и вытягивать их, учатся
делать прыжки на месте, сохраняя правильную осанку и легко приземляясь.
При исполнении этих упражнений дети держат руки на поясе или
придерживают платье, не следует предлагать им держать руки в 1 ой
позиции. Это положение трудно для них и обычно выполняется неправильно.
Эти упражнения дети делают по показу педагога.
Закончив подготовительные упражнения, можно переходить к
исполнению танцевальных элементов, комбинаций, этюдов. Эта часть
занимает 20 минут. Танцевальные элементы могут исполняться по кругу или
в линиях вперед, назад. Можно разучить бальные танцы. Последняя часть
урока и все оставшееся время отводится играм и танцам.
Каждая ритмическая игра имеет в своей основе какое – нибудь учебное
задание: музыкальное, гимнастическое или организующее. Игровая форма
этих заданий удовлетворяет потребность ученика в свободном,
самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему
ближе знакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим
правилам игры. Часть игр строится с введением танцевальных движений.
Наблюдения за занятиями детей этого возраста показывают, насколько
правильнее и выразительнее дети двигаются, если им подсказывать близкое
для них конкретное содержание движений, если вводится образ. Это
относится не только к играм, но и к упражнениям. Вот бодрый и веселый
марш» дети вышли на прогулку», «Торжественный марш». Дети победили на
соревновании, делают почетный круг победителей. «Лошадка» бежит рысью
и скачет галопом. «Зайчик» делает большой прыжок, тихо сидит,
прислушивается, опять прыгает, идет»медведь» держит бочку меда и
угощает, навстречу выходит хитрая лиса, любуется хвостом. Такое
содержание движений придает им интерес, делает их полными значения, что
способствует правильности и выразительности исполнения. Тщательно
подобранная музыка помогает найти верный характер и ритм движений.
В процессе занятий с детьми у нас возникла новая форма работы – дети
это называли «рассказ». Им предлагалось сочинять небольшие этюды на
заданную тему или сюжет придуманный самим. Например, о ловле рыбы, про
сбор грибов, ягод, дождик, танец комара. Дети охотно фантазировали.
Начиная заниматься этюдами с детьми, следует несколько раз поиграть им
музыку, побеседовать о ее содержании, предложить детям разбиться на
маленькие группы и сочинить «картинки» к этой музыке. Каждый этюд
должен получить законченную форму.
Из репертуара младших классов нашей школы искусств таковыми стали
танцевальные постановки : «Петушок», «Чебилэрем», в котором они
подражают движениям петушка, курочек, клюют зерна, прячутся от ястреба,
«с днем рождении», «часики тик-так», «чунга-чанга», «полянка».
Беседа, предшествующая постановке танцев, должна быть живой и
занимательной, чтобы у детей создалась яркая картина действия,
развертывающая в постановке. Необходимо осветить в беседе характер и
взаимоотношения действующих лиц, которые дети должны раскрыть
средствами танца.
В работе со школьниками 1 классов первые танцевальные постановки
часто не готовятся для показа перед зрителем, а носят учебный характер и
являются одним из способов закрепления навыков и знаний в интересной для
детей форме в танце. В течении года для показа готовим три танца. В первой
половине и во второй половине учебного года устраиваем показательные
уроки. Родители своими глазами видят рост своих детей. Для 1 класса одним
из первых трудностей является правильная ориентировка в пространстве. Как
при обучении детей правильно держать ручку, так и в танцевальных уроках
нужно научить детей правильно держаться, правильно двигаться,
ориентироваться в пространстве, двигаться по определенной площадке, в
определенном рисунке (круг, линии) запоминать изменения рисунка,
переходить из одного движения в другое, согласовывать свои движения с
музыкой. Эти задачи решаются в первых танцевальных постановках.
Примером такой постановки у нас является танец «Татарская полька». Танец
состоит из очень простых движений, которые разучиваются детьми на
занятиях. Довольно разнообразный рисунок полезен детям, он требует
внимательного отношения к перестроениям. В процессе разучивания польки
дети учатся ориентироваться в пространстве и в коллективе. В этой
постановке нет определенного сюжета, в состав танцевальных элементов
входят шаг польки, галоп, подскоки, ковырялочка. Разнообразные
перестроения танцующих из прямой линии в полукруг, в пары и т.д.
использующиеся в полном соответствии с характером и строением
музыкального сопровождения создают у детей первое впечатление
законченного танца. В процессе разучивания польки детям неоднократно
надо указывать, что в танце при сохранении точности движений необходимо
запоминать их последовательность и переход от одного движения к другому.
Детям предлагаем строго выдерживать рисунок танца. Они должны понять,
что малейшее отступление от рисунка искажает танец. Рисунок танца
уподобляется узору вышивания. Эта аналогия доступна и понятна детям.
Перед началом танца дети знакомятся с музыкой, им рассказываем каким
композитором написана музыка и как она н7азывается. Так же второй танец у
нас в рисунках, но немножко посложнее «Татарский танец».
Третий танец «Русский танец». Введение игровых моментов оживляет
танец, вызывает творческую инициативу детей, содействует выразительности
движений. В этом возрасте полезно также организующее воздействие
ритмических игр, которые приучают детей слушать музыку, легко и быстро
ориентироваться в группе переключаться от общего движения к движению по
индивидуальным заданиям. Тему для постановки Русского танца содержание
которой, дети могли бы разрешить в игровом плане была песня «Ходила
Машенька по ягоды » содержание этой песни знают, но это надо раскрыть в
танце. Количество не ограничено, участвует вся группа. На роль «Машеньки»
выделяем на каждый урок по желанию детей и смотрим кто хорошо играет.
Постановка из двух частей. 1 я часть сбор ягод, 2 я часть общий танец. Сбор
ягод начали учить без музыки, нужно было ощутить корзинку и ягоды.
Каждый ученик проявил свою инициативу, после только начали работать с
музыкой. Одна из девочек «наколола ноженьку о былинку» и заплакала.
Подруги окружают ее, стараются успокоить и развеселить. Они советуют
подруге топнуть ногой. Девочка выполняет совет и боль проходит. Сцена
оканчивается общей веселой пляской.
Ритмические упражнения и игры имеют следующие задачи.
Вальс. Дети слушают музыку, затем идут по кругу плавной, мягкой
походкой делая по одному шагу на начало каждого такта. Дети становятся в
две шеренги, держа очень прямо корпус, он кладет на голову картонный
кружок, открывает руки в стороны и с началом музыки вальса начинает идти
по направлению к другой лин7ии, стараясь идти так плавно, чтобы не
уронить кружок. Следить, чтобы дети вытягивали носок во время ходьбы и
ставили ногу мягко и стройно. Чтобы детям не нужно было долго ждать
своей очереди, можно и стройно. Чтобы детям не нужно было долго ждать
своей очереди, можно одновременно раздать детям 3-4 кружка. Это
упражнение полезно для правильной осанки во время ходьбы.
Ша. За основу можно взять татарский переменный ход. Все дети станут в
круг, но стоят по парам друг с другом, в парах девочки стоят впереди, а
мальчики сзади. Аккомпониатор начинает играть татарскую плясовую
мелодию, во время которого мальчики хлопают в ладоши, а затем танцуя
двигаются по кругу друг за другом по часовой стрелке. Как только
заканчивается 8 тактов мелодии они говорят «Ша» и начинают двигаться так
же, но в обратном направлении. И так продолжается игра, пока резко не
останавливается музыка. В этот момент все девочки должны вернуться к
своим партнерам, кто опаздывает, тот выбывает из игры. Через некоторое
время мальчиков и девочек можно поменять местами. Игра продолжается
пока в конце не останется только одна пара. Их надо перед детьми отметить,
похвалить за внимательность, ловкость и быстроту.
«Ручейки, озера». За основу можно взять популярную мелодию
«Ламбада». Дети выстраиваются в колонны 5-6 человек. В каждой колонне
держась друг за друга за талию, танцуя «Ламбаду» двигаются в различных
направлениях. Ведущие каждых колонн туда, куда хотят. Как только резко
останавливается музыка, колонны должны превратиться в «ручейки», «озера»
т. е. дети держась руками должны сделать круги. Тот круг , что образуется
позже всех выбывает из игры. Игра продолжается и в конце приз вручается
последнему кругу, как самому внимательному, ловкому, лучшему.
«У каждого своя музыка». За основу берутся мелодии различных
народных танцев. Дети выстраиваются так же в колонны, но не держатся друг
за друга. Каждой колонне прикрепляется определенной народности музыка.
Дети должны запомнить свою музыку. Не предупреждая аккомпониатор
играет любую танцевальную мелодию и резко останавливается, в это время,
т.е. , чья музыка играет должны танцуя разойтись по залу, и как только
музыка остановится должны застыть в какой-нибудь позе. Таким образом,
расходятся все колонны, делая под музыку характерные для данной
народности движения. Затем аккомпониатор играет несколько аккордов и в
это время участники должны вернуться на свои места в колоннах, что были в
начале игры. И так же игра продолжается. Из игры выбывает та колонна, что
собирается всех позже и только одна колонна в конце остается
победительницей. В этой игре дети должны быть внимательны не только к
паузам в музыке, но и к тому, какой народности звучит музыка и каким
движениями надо двигаться. Необходимы ловкость и быстрота движений,
внимательность.
«Шуточка». Муз. Селиванова «Бабочки». Дети стоят по кругу. С
началом музыки они бегут направо по кругу подражая « полету бабочек» к
концу первых восьми тактов « бабочки» кроме одной «намеченной» заранее
педагогом «садятся на цветы» держась лицом к центру круга. Одна бабочка
продолжает летать свободно избирая направление. На трель в музыке
бабочки сидящие на цветах закрывают глаза, а водящий стараясь двигаться
как можно легче и тише выбегает из круга и совсем неслышно
останавливается за спиной кого-нибудь из товарищей. 21 такт тишина , 22
такт тот, кто думает, что водящий находится у него за спиной, быстро
поворачивается к нему. Если ошибается, на один раз выходит из игры.
Звучит татарская народная плясовая мелодия. Дети стоят шеренгой
навстречу друг друга. Первая хлопает, другие таким же рисунком отвечают
притопами.
«Полька». Стоят парами по кругу ударяют правыми руками в ладони своей
пары. Два раза левыми руками галоп и тройной притоп. Начинаем с другой
парой вместе притоп или прыжок. Особое внимание уделяем упражнениям
для развития рук и кистей.
1. 8 раз правую кисть вращаем , голова сопровождает
8 раз левая кисть
8 раз обе кисти
2. 8 раз правая от локтя вращения
8 раз левая
8 раз вместе
3. 8 раз от плеч правая, левая вместе
4. 8 раз сжать в кулак пальцы и резко раскрыть
5. 8 раз запястья вверх, вниз, правая и левая вместе
6. соединить кисти и сделать руками круг снизу вверх то же сверху вниз.
Это делаем в конце урока и поклон.