Автор: Брехова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад Шиханского гарнизона" Минобороны России
Населённый пункт: г. Вольск-18 Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирования фонематических процессов у старших дошкольников с помощью дидактических игр".
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему:
«
Формирования фонематических
процессов у старших дошкольников с помощью дидактических игр».
Для развития фонематического слуховосприятия у детей необходимо
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух,
позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и
определять звуковой состав слова.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является
звуковой анализ и синтез. Только овладев звуковым анализом, можно освоить
чтение и письмо, т.к. чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и
фонематическое восприятие.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на
становление
детского
звукопроизношения,
тормозит,
усложняет
формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и
письмо невозможны.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из
основных
направлений
логопедической
работы
в
процессе
коррекции
различных нарушений речи.
Для того чтобы работа по формированию фонематических процессов была
детям интересна и занимательна, используются различные дидактические
игры.
С
помощью
игровых
средств
создаётся
игровая
ситуация,
актуализируются
знания
детей,
объясняются
правила,
формируется
дополнительная
стимуляция
игровой
и
речевой
активности,
создаются
условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития
интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Для
развития
фонематического
слуха,
коррекции
звукопроизношения
используются различные игры и упражнения
.
1.
Упражнения на различение неречевых звуков.
Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового
внимания.
Игра «Скажи, что ты слышишь?». Дети, закрыв глаза, «слушают
тишину». Через 1 минуту детям предлагается открыть глаза и рассказать,
какие звуки они услышали.
Игра « Кто, что услышит?». Логопед за ширмой стучит молотком, звонит
в звонок и т. д., дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «Продавец и покупатель». Один ребенок – продавец. Перед ним две
коробки (затем число их можно увеличить до 5-6), в каждой различный вид
продукции, например горох, пшено, мука, соль, фасоль, рис, семечки и др.
Покупатель
просит отпустить ему крупу, продавец предлагает найти её.
Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа.
Игра «Угадай, на чём играю?» Цель: развитие устойчивого слухового
внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Игра «Где хлопнули? Где позвонили?» Цель: развитие направленности
слухового внимания, умения определять направление звука.
2.Упражнения на различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и
высоте.
«Дует ветер» - изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации
пользоваться громким и тихим голосом.
«Громко-тихо» - развитие умения менять силу голоса: говорить то громко,
то тихо.
«Три медведя» - развитие умения менять высоту голоса.
«Близко – далеко» - учить различать, где гудит пароход, какая дудочка
играет.
«Кто позвал». Логопед предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из
детей позвал.
3.Упражнения на различение близких по звуковому составу слов.
«Будь внимателен». Перед ребёнком раскладывают картинки (банан,
альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог
правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок,
неправильно – красный. Произносимые слова:
баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.
аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, альпом, альном, аблём и т. д.
клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.
«Как
правильно
сказать?». Логопед
имитирует
искажённое
и
нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить
два вида произношения и воспроизвести правильно.
«Послушай, повтори». Ребенку предлагается повторить похожие слова
вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
пень-день
сок-бок
ком-дом
мак-бак-так
ток-тук-так,
бык-бак-бок,
дам-дом - дым.
моток-каток-поток,
батон-бутон-бетон,
будка-дудка-утка,
нитка-ватка-ветка,
клетка-плетка-пленка,
тыква-буква-будка.
«Внимательные ушки». Из четырех слов
отчетливо произнесенных
взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава-канава-какао-канава,
ком-ком- кот- ком,
утенок-утенок-утенок-котенок.
будка-буква-будка-буква,
винт-винт-бинт-винт,
минута-монета-минута-минута,
Буфет-букет-буфет-буфет,
билет-балет-балет-балет.
«Доскажи словечко». Взрослый читает 2 стихотворные строчки, выделяя
голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно
слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные ….(перина, подушка, рубашка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером…(сбежал, ушел, ускакал)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то ….(спички, щетку, ножик)
«Незнайка запутался». Логопед рассказывает детям историю про
Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те,
которые
ему
необходимы.
Педагог
предлагает
детям
помочь
Незнайке
и
раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом,
ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).
Дети
получают
первое
задание:
разложить
по
коробочкам
картинки
с
изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети
получают
второе
задание:
выбрать
из
определённой
группы
картинок
ту,
которая
нужна
Незнайке
(предмет,
изображённый
на
картинке,
называет
педагог).
«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое – либо
слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – миска, мишка,
крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т.д.).
«Чем отличаются слова?». Логопед предлагает детям рассмотреть пару
картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар –
шарф, Маша– каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью
наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.
4.
Игры на различение слогов.
Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог
или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не
нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов
передаётся
по
цепочке
и
последний
ребёнок
произносит
её
вслух.
Последовательность цепочки меняется.
Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов
(например,
ну-ну-но,
сва-ска-сва,
са-ша-са
и
т.д.)
и
предлагает
детям
определить, какой слог отличается от других.
Игра «Попугаи». Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые
ряды:
со
сменой
ударного
слога:
та-
та-та,
та-та-та,
та-та-та;
с
общим
согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и
разными
согласными:
та-ка-па,
ма-на-ва
и
т.д.;
с
парными
звонкими
—
глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-
ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё,
пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и
т.д.
Игра «Хлопни на звук….». Взрослый просит ребёнка подать заранее
условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог,
отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
5.
Игры на различение звуков.
Игра «Угадай, кто (что) это был(о)?». Детям предлагаются картинки –
образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание
(например: корова – мычит м-м-м, тигр – рычит р-р-р, пчела – жужжит ж-ж-ж).
Логопед длительно (в усложнённом варианте – кратко) произносит какой –
либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом
соответствующую картинку.
Игра «Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие
и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово
правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица
Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).
Игра «Различай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять за
ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком,
только слова с заданным звуком.
Например:
«Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: АС, ШУ,
СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.
Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ,
ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т.д.
Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания –
выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих,
свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т.д).
6.
Игры на развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется
постепенно:
в
начале
работы
с
опорой
на
материализацию
(использование
различных
вспомогательных
средств
—
графических
схем
слова,
звуковых
линеек,
фишек),
на
речевое
проговаривание
(при
назывании
слов),
на
заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений
без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по
данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
Игра «Поймай звук». Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать
ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он
услышит слово, в котором есть заданный звук.
Игра «Не ошибись». Выделить слог с определенным звуком (поднять
флажок).
Игра «Угадай слово». Выделить из ряда слов слова с определенным звуком
(поднять флажок, отобрать картинки).
Игра «Назови звук». Назвать первый, последний звук в слове, определить
местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью
картинок.
И г р а «Отстукивание
слогов».
Определить
последовательность
и
количество
звуков
в
слове
(придумать
слова,
отобрать
картинки
с
определенным количеством звуков).
Игра «Найди место звука в слове». Определить местоположение звука в
слове по отношению к другим звукам.
«Слоговой поезд»
«Пирамида»
«Найди слову схему»
«Найди место звука в слове»
«Помоги собрать вещи»
Игра «Какое слово задумано?».
Взрослый показывает детям картинки и
называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово,
выделяя пропущенный звук
(ррромашка).
Игра «Подскажи
звук». Взрослый предлагает детям договаривать
последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
Игра «Какой звук есть во всех словах?».
Логопед произносит три-
четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка,
мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игра
«Назови
первый
звук».
Логопед
произносит слово с
интонационным
выделением
первого
звука
и
кидает
мяч
ребенку,
а
тот
называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука,
арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
Игра «Зоркий
глаз». Детям предлагается найти в окружающей
обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Чистоговорки. Логопед начинает, а ребёнок договаривает последний
слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Игра «Назови слова на звук …».
Таким образом,
основная цель разработки – преодоление нарушений
фонематического слуха с помощью дидактических игр, которое является
одним
из
основных
направлений
логопедической
работы
в
процессе
коррекции различных нарушений речи.