Автор: Рогозина Светлана Анатольевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ Школа №875 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Роль драматизации на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Драматизация на уроках английского языка
Важной задачей, которая стоит перед учителем в настоящее время,
является
развитие
детей,
их
эстетическое
воспитание.
Урок
английского
языка может играть большую роль в этом. Спектакли, песни, импровизации
помогают учителю развивать языковую компетенцию, а также творческие
способности детей.
Драматизация - постановка на английском языке различных сценок. Эта
форма
художественной
самодеятельности
привлекает
детей
младшего
школьного возраста. Дети знакомятся с культурой, традициями, праздниками,
литературой и фольклором страны изучаемого языка, у них обогащается
запас
слов,
вводится
новый
грамматический
материал,
ставятся
произношение и интонация, развиваются все виды речевой деятельности.
Драма это деятельность, которая пробуждает чувства и позволяет детям
играть разные роли. Драматизация превращает уроки в интересное занятие.
На этих уроках дети ведут себя свободнее и увереннее, учатся работать в
команде.
На
уроках
создается
таким
образом
ситуация
успеха,
которая
побуждает
детей
к
дальнейшей
работе.
Использование
драматизации
на
уроках английского языка приводит, как правило, к следующим результатам:
у детей повышается интерес к предмету, совершенствуются речевые навыки
и умения, дети становятся активнее на уроках.
Вся
деятельность
направлена
на
достижение
основной
цели:
формирование
у
детей
навыков
свободного
языкового
самовыражения.
Указанная
цель
раскрывается
в
единстве
трех
ее
взаимосвязанных
компонентов: воспитательного, развивающего и образовательного.
В
целом,
процесс
драматизации
призван
сформировать
у
детей
способность
участвовать
в
непосредственном
диалоге
культур,
совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления
своих знаний.
Есть
несколько
типов
драматизации:
импровизация,
неформальная
драматизация, формальная драматизация и пантомима.
Пантомима
полностью
базируется
на
невербальном
поведении
для
передачи
значения.
Невербальное
общение
играет
огромную
роль
в
коммуникации в целом, и этот факт может быть использован при обучении
иностранному языку.
Цель импровизации — полная спонтанность. У учащихся нет времени
на подготовку.
В рамках формальной драматизации
ученики
читают написанный
диалог, либо воспроизводят диалог, заученный для драматизации.
Неформальная
драматизация
характеризуется
большой
степенью
спонтанности.
Неформальная
драматизация
не
предполагает
чтения
и
запоминания диалогов.
Черты драматизации как средства обучения:
-мотивированность;
-индивидуальная деятельность;
-обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
-развитие психических функций и способностей;
Необходимо так же указать цели использования драматизации в ходе
учебного процесса. Таковыми являются:
-формирование определенных навыков;
-развитие определенных речевых умений;
-обучение умению общаться;
-запоминание речевого материала.
Таким
образом,
драматизация
может
быть
как
в
рамках
урока,
на
обобщающих занятиях, на уроках домашнего чтения и развития речи, на
уроках повторения, так и на внеклассной работе.
Методика
проведения
урока-драматизации
на
начальном
этапе
обучения английскому языку:
Для
того
чтобы
успешно
решать
поставленные
задачи,
учителю
необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного
возраста.
Дети
этого
возраста
общительны
и
эмоциональны.
Их
отличает
любознательность, острота восприятия. В первую очередь они воспринимают
то,
что
наглядно
вызывает
эмоциональный
отклик.
Поэтому
в
процессе
обучения предлагается использовать яркие и необычные ситуации.
Материал
для
драматизации
должен
соответствовать
возрасту,
развитию, интересам детей. Наиболее подходящим материалом для детей
следует
считать
народные
драматические
игры,
песни,
детские
драматические
игры,
импровизация
бытовых
сценок
(игры
в
доктора,
в
торговлю, школу), воспроизведение сказок.
Соответственно
указаниям
исследователей
детских
игр,
первой
ступенью
работ
по
драматизации
должны
быть
просто
игры
с
драматическими
элементами,
игры
с
устойчивым
текстом.
Затем
идет
свободное воспроизведение рассказанного учителем, наконец, только после
накопления известного драматического опыта, инсценировка и разыгрывание
готовых пьес.
Педагогически правильная постановка работы требует, чтобы в работе
драматизации принимали участие не только избранные и талантливые, но, по
мере сил и способностей, все дети данной возрастной группы. Коллективный
выбор пьес или сюжетов, коллективная работа на сцене сплачивает детей и
делает их командой.
Таким
образом,
процесс
обучения
иностранному
языку
средствами
д р а мат и з а ц и и
с п о с о б с т вуе т
с о ц и а л ь н ом у,
э м о ц и о н а л ь н о м у,
интеллектуальному
и
лингвистическому
становлению
личности
ученика.
Использование
драматизации
также
мотивирует
учителя
на
то,
чтобы
максимально
считаться
с
интересами
и
потребностями
учеников.
Драматизация,
как
ни
какой
другой
приём,
позволяет
учителю
наиболее
полно осуществлять личностно-ориентированный подход. Каждый ученик
может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. Однако
все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение
от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления
пьесы.
При
наличии
постоянной
обратной
связи
учитель
может
более
тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.
Задачей школьной драматизации является повышение эстетического
уровня и расширение жизненного кругозора учащихся. Вместе с тем особое
внимание уделяется воспитательному воздействию спектаклей, выполнению
определенных педагогических задач, с помощью средств, присущих только
театру.
Драматизация в школе - это творческий коллективный труд учащихся,
учителей,
передающий
эмоционально
–
образное
отражение
жизни,
развивающий творческие способности учащихся.
Новое время, новые условия потребовали новых методов и приемов
преподавания. По-иному ставится задача преподавания иностранных языков.
Если раньше она сводилась к чтению и переводу текстов, то сейчас такой
задачей
стало
обучение
языку
как
реальному
и
полноценному
средству
общения. А для этого нужно активно использовать иностранные языки в
естественных ситуациях.
Существует множество способов создания речевых ситуаций на уроке.
Наиболее эффективной я считаю инсценировку. Как показывает опыт работы
в школе, именно инсценировка помогает детям преодолеть речевой барьер.
Спектакли,
песни
и
инсценировки
помогают
развивать
языковую
компетенцию
и
творческие
способности
детей,
лексико-грамматические
навыки, навыки выразительного чтения и аудирования, развивают память,
внимание и воображение. Драматизация, как методический прием, повышает
уровень мотивации к изучению английского языка, повышает самооценку
детей.
Список литературы:
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – Москва,
ВЛАДОС, 2003
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших
школьников: Пособие для учителей начальных классов.- Москва,
Просвещение, 1975
Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения
иностранным языком. Иностранные языки в школе. - 1985. - №5.
Савина А.Д. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней
школе – Москва , Просвещение, 2003.
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка Москва, Астрель,
2004.
Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка, Москва
Просвещение.
Павлова Е. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках
английского языка , Библиотечка «Первого сентября», Москва, Чистые
пруды,2007.